Глоссарий к курсу «Особенности социально-гуманитарного познания» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глоссарий к курсу «Особенности социально-гуманитарного познания»

2017-05-14 301
Глоссарий к курсу «Особенности социально-гуманитарного познания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антикваризм – желание восстановить картину прошлого во всей его внутренней целостности без учета сегодняшнего дня.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах интерпретирует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Антикумулятивизм – принцип в истории науки, утверждаюший: всякая научная истина не абсолютная, а относительная; между научным и ненаучным знанием нет четкой границы; никогда нельзя окончательно обосновать принципы теории. Любое обоснование определяется достигнутым уровнем научного знания; учитывает влияние культурных факторов на науку.

«Архитектоническая целостность» — единство познавательного, этического и эстетического. В рукописи «Автор и герой эстетической деятельности» М.М.Бахтин заменяет абстрактного гносеологического субъекта взаимосвязанными автором и героем, субъект оказывается «расщепленным» на две составляющие — того, кто осуществляет рефлексию над познанием, «пишет» о нем, тем самым становясь «автором», и того, кто производит само познание, являясь его «героем».

Диалогизм – модель СГП: социально - гуманитарное познание интерпретируется как субъект-субъектное отношение. Здесь выделяются, с одной стороны, познающий субъект (исследователь), с другой стороны, субъект социального действия (тот, чьи действия познает исследователь). В таком случае социально - гуманитарное познание приобретает диалогический характер: познающий субъект стремится понять смысл поступков субъекта социального действия, раскрыть его ценностные ориентации, «войти» в мир существенных для него значений, чтобы затем интерпретировать поступки и события в системе ценностей и значений, характерных для него и его эпохи.

Дискурс — единство двух сущностей: коммуникации (динамического процесса языкового взаимодействия между людьми) и текста (то есть продукта коммуникации). Такое двуединство позволяет изучать дискурс и как процесс, и как объект. Термин «дискурс» близок по смыслу к терминам «диалог» и «речь», но выгодно отличается от них тем, что не включает различных традиционных и необязательных коннотаций. При исследовании дискурса принципиальную роль играют два сущностных аспекта — социальный и когнитивный. С одной стороны, дискурс — это социальный феномен. Говорящий и слушающий — социальные роли, на которых основаны процессы порождения и понимания дискурса. С другой стороны, вся обработка дискурсивной информации происходит в индивидуальном мозгу и базируется на таких общих когнитивных процессах, как память, внимание, сознание, категоризация и др. В значительной мере дискурс — это обмен знаниями между участниками коммуникации. Часть этих знаний эксплицируется посредством языковой формы, другая часть остается скрытой; дисциплина, фокусирующаяся на изучении имплицитных знаний, известна под названием прагматики.

Интернализм – направление в истории науки, исходящее из признания в развитии науки влияния только внутри научных закономерностей.

Когнитивный (познавательный) стиль - термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову образом, или рациональность, тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свои выводы и решения; 2. сглаживание-заострение - игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обострённое восприятие, подчёркивание; 3. зависимость от поля - независимость - полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях.

Кейс стадис – суть этой концепции заключается в том, что при анализе истории развития науки из объективной истории науки берутся не все факты, а только определенные, анализируемые с учетом определенного места и определенного времени. В самом общем виде они представляют собой междисциплинарную методологию анализа индивидуальных субъектов, локальных групповых мировоззрений и ситуаций, используемую в клинической психологии, социологии, этнографии, ряде современных эпистемологических течений (когнитивной социологии, социальной эпистемологии, антропологии познания). Кейс стадис ставит задачу понять прошлые события, не как вписывающие в единый ряд событий, а как неповторимые, невоспроизводимые в других условиях события. Кейс стадис в основу анализа развития науки, как правило, берет какие-то важнейшие исторические события, смену идей в развитии науки. Развитие науки рассматривается не как линейный процесс, а как историческая реальность, как смена событий подобных конусу плоскостью вниз.

Когнитивный стиль - характерный способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову образом, или рациональность, тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свои выводы и решения; 2. сглаживание-заострение - игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обострённое восприятие, подчёркивание; 3. зависимость от поля - независимость - полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях.

Кумулятивизм – направление, возникшее на основе обобщения практики описательного естествознания, предполагает упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения. В нем заблуждения истолковываются как исключительно субъективный процесс, исключено качественное изменение знания, отбрасывание старого и опровержение принятого. Эмпирический кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последующий элемент включается в систему наличествующих абстрактных принципов и теоретических обобщений.

Месседж (Сообщение) – первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю.

Монологизм – модель СГП: социально - гуманитарное познание интерпретируется как обычное субъект-объектное отношение. Это имеет место применительно, прежде всего, к социальному (социологическому, экономическому, политологическому) познанию, связанному с раскрытием закономерностей функционирования социальных институтов и взаимодействия больших социальных общностей. При этом, как и в естественнонаучном познании на первый план выходит процедура объяснения.

Нарративныйанализ исходит из того, что смысл человеческого поведения выражается с боль­шей полнотой в повествовании, а не в логических форму­лах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Человек достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном по­токе определенные моменты, обладающие для него смыс­лом и оценочным значением, конструируя и поддерживая через истории (нарративы) свою идентичность. Согласно нарративной психологии реальности создаются в языке и передаются дальше в историях, которые люди рассказы­вают друг другу. Нарратив - это повествование, с помощью которого субъект конструирует свое Я и поддерживает свою целостность: 1) личность трактуется, как «текст», а ее самопонимание подобно пониманию текста. 2) отождествление самопонимания и самоидентификации. Здесь понимание себя равнозначно осознанию своей социаль­ной принадлежности. Оба подхода подчеркивают необ­ходимость учета социально-культурного контекста, той реальности, на которую ориентируется человек.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского (метафизического) исследования и его предмета.

Презентизм – (от англ. present – настоящее время, современность) – субъективно – идеалистическое течение в западной философии, истории, отрицающее объективность исторического познания и рассматривающее историческую науку как проецирование в прошлое современных стремлений и чаяний. Наиболее резко П. выражен в работах амер. историков К. Беккера и Ч. Бирда, считающих, что в истории не может быть объективной истины, что суждения историков отражают их субъективные переживания. Это приводит к крайнему релятивизму, к выводу, что каждый человек создает свою картину исторического прошлого, одинаково правомерные. Исторические обобщения становятся при этом "актами веры" (Бирд). П. объективно является теоретическим обоснованием модернизации прошлого. П. характерно стремление рассказать о прошлом языком сегодняшнего дня направление в методологии истории 20 в. (особенно в США в 20-40-х гг.), которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности; т.о. происходит модернизация истории. Презентизм (present - настоящее) – жизнь в настоящем, не имеющая темпоральных (временных) горизонтов или перспектив, когда время сознания синхронно времени жизни. Это ситуация, когда сознание не имеет собственного времени.

ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ — методологические подходы по отношению к логике, один из которых рассматривает последнюю как науку, признающую существование особых «законов мышления» и реализующую их в некоторой объективированной форме — в виде рассуждений, представленных в языковом материале; а другой отрицает саму возможность истолкования логики как своего рода модели мышления, связывая законы логики лишь с материей рассуждения, не признавая их укорененность в живом процессе мышления (А.). По отношению к социологии П. предлагает объяснение социальных явлений посредством апелляции к имманентным свойствам личности или национального характера (напр., причины войн и конфликтов усматриваются в имманентно присущей личности агрессивности).

Начала методологии П. можно найти в философии Дж. Локка и Д. Юма, в известном смысле — у И. Канта. П. представлен именами А. Бэна, В. Вундта, У Джеймса, Хр. Зигварта, Дж. Милля, Ж. Пиаже, Б. Эрдмана, в некоторой мере — Дж. Буля; в России к его сторонникам можно отнести Н.Я. Грота, В.Н. Ивановского, М.М. Троицкого, а по некоторым позициям и А.И. Введенского, который хотя и возражал против сведения логики к психологии, но все-таки интерпретировал логику в качестве части теории познания. Многие установки П. близки натуралистической теории познания.

Еще А.С. Лубкин видел в логике «антропологическую» науку, которая демонстрирует способы управления разумными способностями и позволяет здраво судить о вещах (см.: Лубкин А.С. Начертание логики. Спб., 1807). Традиционный подход к логике, который разделял А.С. Лубкин, был «пропитан» антропологическими по своему существу установками, которые и выразились в концепции П., призывавшей заниматься изучением «реального» мышления, а не нормативностью логических законов и соответствующих принудительных мыслительных конструкций. Математическое же направление в логике (нетрадиционное в смысле своей новизны), которое постоянно укреплялось с середины 19 в., делало акцент как раз на нормативности и принудительности логических конструкций, занимая тем самым последовательно антипсихологические позиции.

А. был характерен для таких мыслителей, как Ф. Г. Брэдли, Э. Гуссерль, Г. Фреге, Ч. Пирс, Б. Рассел, Н. Хомский, в значительной мере Л. Витгенштейн. Именно идеология А. явилась мощным катализатором развития математической логики в 20 в. Вообще, П. преодолевается в направлениях, придерживающихся установок последовательного платонизма и/или социологизма.

Символический интеракционизм - теоретическое направление, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании (Дж. Мид, Г. Блумер).

Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука") (Гегель, Кант, Сен - Симон) - система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образцу и подобию. В широком смысле сциентизм — признание за наукой определяющего значения для культуры и жизни общества в целом. В узком смысле — признание только за научным знанием статуса знания в подлинном и точном смысле слова, только оно в полной мере обосновано, а все другие виды знания для других видов деятельности.

Темпоральность - временность (учет временных параметров культурно-исторического текста)

Фальсифици́руемость (опроверга́емость) - способ развития науки, критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Философская доктрина, согласно которой фальсифицируемость теории является необходимым условием ее научности, носит название фальсификационизм.

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат» [Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002- с. 347 ]. Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу: «существенная взаимосвязь временны́х и пространственных отношений» [Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.: Сб. — М.: Худож. лит, 1975. — С. 234-407]. Хронотоп — это пересечение времени и пространства, фиксируемое как точка встречи человека и бытия. В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в определённом времени и месте. «Известны хронотоп школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, хронотоп больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения и другое.»[Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. ]

Экстернализм – влияние различных общественных потребностей и факторов на развитие науки извне ее самой. Экстернализм и интернализм считают, что наука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утверждают, что научный метод - отнюдь не естественный, непосредственно данный человеку способ восприятия действительности, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно. Так, представители экстернализма Э. Цильзель и Дж. Нидам видят их в ломке социальных барьеров между деятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма. Р. Мертон же обосновывает такие существенные черты научного метода, как рационализм и эмпиризм, влиянием протестантской этики.

 

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.