Тема 4.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 4.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

2017-05-14 275
Тема 4.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции предпосылочного знания и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН. Принципы «Логики социальных наук» К.Поппера. Роль НКМ, стиля научного познания, философских категорий в исследовательском процессе СГН.

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, Ф. Ницше и др.). Философская антропология. Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и переживание жизни – основное содержание художественных произведений. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О. Шпенглер, Э.Гуссерль).

Тема 6. Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Введение понятия хронотопа (Бахтин) как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности художественного хронотопа.

Тема 7. Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникации науки. Природа и типы объяснений. Понимание в гуманитарных науках и его специфика. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа в СГН. Язык и языковые игры. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам и событиям – общенаучный метод и базовая операция СГН. Проблема исторической дистанции, временного отстояния в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в конкретных социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепция истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

Тема 8. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение в познании общества и человека. Конструктивная роль веры как условия бытия среди людей. Вера и верования как обязательные компоненты и основания личностного знания, социального опыта, образцов и установок, апробированных в культуре. Вера и истина. Различные типы обоснования веры и знания. «Философская вера» как вера мыслящего человека. (Л.А.Микешина).

Тема 9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарного знания, его дисциплинарная структура.

Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в СГН: социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук, специфика методов социального и методов гуманитарного познания. Дисциплинарная структура СГН и междисциплинарные исследования. Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Позитивистская, экзистенциальная исследовательские программы.

Тема 10. Специфика исторического познания. Развитие методологических основ исторического знания и влияние их на иные формы СГЗ.

4. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1. Теоретико - методологические подходы в социально-гуманитарном познании. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

 

1. Роль философии в развитии научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

2.Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке.

3. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в СГН: социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

Литература

 

1.Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. М., 2000.

2.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр.соч. в 7т. Т.5. М.,1996

3.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке //Избр. произв.М.,1990

4.Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М.,2005

5.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

6. Шелер М. Формы знания и образования // Избр. произведения. – М.,

1994.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.