Занятия 1, 2, 3. Расслабление мышц рук — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Занятия 1, 2, 3. Расслабление мышц рук



Логопед. Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя, рис. 1.) Внимание!

Все умеют танцевать, Но не все пока умеют

Прыгать, бегать, рисовать, Расслабляться, отдыхать[3].

Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая – Исчезает напряженье...

Очень легкая, простая: И становится понятно:

Замедляется движенье, Расслабление – приятно!

Упражнение «Кулачки» (рис. 2, 3). Логопед. Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох...

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени» (рис. 4). Логопед. Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза.)

 

Рис. 4.

Посмотрите: – мы – олени, Ветер стих,

Рвется ветер нам навстречу! Расправим плечи,

Руки снова на колени, А теперь – немного лени...

Руки не напряжены И рассла-а-бле-ны...

Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко... ровно... глубоко...

Рис. 5.

– Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!



Задание на дом.

1. Провести три занятия по релаксации по 10 минут перед речевыми тренировками.

2. Вызывать ощущение покоя у детей.

3. Воспитывать чувство мышцы.

4. Обучать детей расслаблению рук, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности.

Занятия 4, 5, 6. Расслабление мышц ног

Логопед. Дети, примите позу покоя. Руки – на коленях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я. (Повторяют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ логопеда.) Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели– разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей,– опустили, расслабились.

Также на последующих занятиях логопед повторяет с детьми предыдущие упражнения со стихами или без них, по окончании повторных упражнений логопед обращает внимание детей на приятные ощущения от расслабленности мышц, например: «Руки свободные, ненапряженные, хорошо!» На усмотрение логопеда повторение может быть закончено или словами логопеда, или стихами. Например:

Руки не напряжены Наши руки так стараются,

И рассла-а-бле-ны... Пусть и ноги расслабляются...

Упражнение «Пружинки» (рис. 5). Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза.)


Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай, Крепче, крепче нажимай,

На пружинки нажимай, Нет пружинок – отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза.)

Руки не напряжены, – Знайте, девочки и мальчики:

Ноги не напряжены Отдыхают ваши пальчики!



И рассла-а-бле-ны... Дышится легко... ровно... глубоко...

Упражнение «Загораем» (рис. 6). Логопед. Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!..

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол.)

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.

Задание на дом.

1. Вызывать ощущение общего покоя.

2. Обучать расслаблению рук и ног, фиксируя внимание детей на приятном состоянии ненапряженности после этих упражнений.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)

Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища, рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Рис. 6.

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.)

Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

– И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление – приятно.

Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Рис. 7, Рис. 8.

Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, А другую – расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Рис. 9, Рис. 10

– А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)

Снова руки на колени, Наши мышцы не устали

А теперь – немного лени. И еще послушней стали.

Напряженье улетело – Дышится легко... ровно...

И расслаблено все тело... глубоко...

Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.

Рис. 11.

Задание на дом.

1. Вызывать ощущение общего покоя.

2. Повторить предыдущие упражнения.

3. Обучать детей расслаблению рук, ног и корпуса.

Беседа с родителями

Для спокойной и плавной речи необходимо пользоваться спокойным речевым дыханием. Как известно, во время вдоха диафрагма (грудобрюшная преграда) прогибается вниз, увеличивается объем легких, передняя стенка живота выдвигается вперед. Сокращение этих же мышц обеспечивает правильный выдох. При этом диафрагма поднимается. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: часто во время речи наступает чрезмерно напряженное, судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Чтобы снять напряжение в области диафрагмы, научите ребенка расслаблять мышцы живота. Ненапряженное состояние мышц живота благоприятствует свободному дыханию, плавному выдоху при речи...






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.