Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях

2019-08-04 214
Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях

1.1 Понятие диверсификации, причины диверсификации производства

1.2 Виды стратегий диверсификации производства

Глава 2. Практическое применение методов стратегии диверсификации на примере химической промышленности РФ

2.1 Проблемы диверсификации производства в промышленности РФ

2.2 Диверсификация производства на предприятиях химической отрасли

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

В настоящее время в различных социально-экономических системах особую важность приобретают теоретические и практические решения задач дальнейшего развития «новой экономики», в которой роль основного фактора производства играют знания и информация, позволяющие достичь качественно более высоких социально-экономических результатов. Как определяет С.Валентей: «Экономика инноваций приходит на смену традиционному типу общественного воспроизводства». Переход национальных экономик на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отрасли и в мировом хозяйстве.

В то же время, в последнее десятилетие наблюдается активное использование принципов рыночного хозяйствования во всех сферах и отраслях национальной экономики. Преобладающая роль конкурентных отношений, в решении актуальных проблем социально-экономической действительности, неодинаково воздействует на устойчивость работы многих крупных промышленных предприятий, в том числе химического комплекса, функционирующих на основе законов олигополистического рынка.

В условиях трансформации экономики глубокий анализ и широкое обсуждение вопросов, связанных с взаимодействием инновационных и конкурентных отношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений на уровне различных отраслей и предприятий. Тем более одной из важнейших задач государственного регулирования в рыночной экономике является объективная количественная и качественная оценка, мобилизация и использование инновационно-конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов.

Инновационно-конкурентная стратегия любого предприятия определяется особенностями его развития в предыдущие периоды, инновационным потенциалом, местом и ролью в системе взаимоотношений с конкурентами, потребителями, поставщиками и т.д. В частности, на крупных предприятиях, сданных в эксплуатацию до переходного периода, использование инновационных достижений связано, прежде всего, с решением задач упорядочения сложившейся организационной и управленческой структур внутриотраслевых подразделений, тогда как на новых предприятиях – в первую очередь с необходимостью использования крупных финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. Технико-технологические, экономические, организационные и нормативные методы регулирования конкурентно-инновационного процесса способствуют активизации производственной деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики.

На практике существуют различные способы реализации инновационных стратегий. Одной из них является стратегия диверсификация производства на предприятиях. Существуют различные методы диверсификации производства.

Актуальность диверсификации производства в отечественной практике обусловлена тем, что данная стратегия обеспечивает предприятия конкурентными преимуществами в конкурентной борьбе c внутренними и внешними производителями, позволяет предприятию интегрироваться в рыночное пространство.

Таким образом, основной целью нашего курсового исследования является изучение опыта диверсификации производства в России на примере химической отрасли.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- дать определение понятию «диверсификация»;

- выявить причины диверсификации производства на предприятии;

- рассмотреть основные стратегии диверсификации производства;

- выявить особенности, проблемы и задачи диверсификации производства в российской промышленности;

- рассмотреть особенности процессов диверсификации на предприятиях химической отрасли.

Объектом исследования являются предприятиях химической отрасли республики Татарстан.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления предприятием между предприятием, потребителями и поставщиками.

 


Заключение

На основании проделанного курсового исследования мы пришли к следующим выводам.

Диверсификация понимается как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Диверсификация – это процесс перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих.

Цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов.

К основным причинам реализации диверсификационных стратегий можно отнести: рост компании, выживаемость (что актуально в современных условиях), эффективное использование всех ресурсов.

На возможность реализации стратегии влияют ряд факторов, а именно цели высшего руководства предприятия, динамика деловой внешней среды и ресурсные возможности предприятия (фирмы). Данные факторы определяют три критерия диверсификации – критерий привлекательности, критерий «затраты на вхождение» и критерий дополнительных выгод.

К основным видам стратегии диверсификации можно отнести вертикальную диверсификацию, горизонтальную и конгломеративную. Разные исследователи также выделяют свои виды стратегий, в основе которых лежат различные аспекты деятельности предприятия, например, стадия жизненного цикла предприятия, особенности рынка, продукта, технологии.

В России проблемам диверсификации уделяется повышенное внимание, поскольку эта стратегия позволяет увеличить конкурентные преимущества компании, выйти на новые рынки и т.д. Однако наряду с несомненными преимуществами данной стратегии, существует ряд проблем, которые не позволяют в эффективной степени использовать ее в отечественных условиях. К таким проблемам можно отнести высокая зависимость от экспортно-ориентированных нефтяных компаний, диспропорции в экономике страны, неравномерное развитие отраслей, технологическое отставание, изношенность основных фондов.

К основным целям диверсификации производства можно отнести технологическую модернизацию перерабатывающих отраслей промышленности за счет привлечения инвестиционных ресурсов из центров развития; формирование новых инновационных центров; обновление основного капитала промышленности и снижение уровня его физического и морального износа; обеспечение необходимого уровня качества промышленной продукции; модернизацию инфраструктуры промышленного комплекса.

В работе мы рассмотрели примеры реализации различных стратегий на предприятиях химической отрасли. Как видно из примеров, применяются различные стратегии в зависимости от финансового положения компаний, ее ресурсов, потенциала, накопленного опыта.

Таким образом, мы считаем, что в России созданы условия для диверсификации производства, и при помощи государственной поддержки многие предприятия могут реализовывать стратегии диверсификации, и улучшать эффективность своей деятельности.

 


Список использованной литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

2. Балагуров А.В. Основные тенденции и прогноз развития химической промышленности России // Экономический вестник РТ. – 2008. – №5. – С.14-20.

3. Беркович М.И., Харченко А.А., Смирнов Д.А. Концентрация и диверсификация производства в отраслях промышленности. – 2006. – 241 с.

4. Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.14-17.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2006. – 296 с.

6. Григорьев С.А. Финансовые исследования стратегии диверсификации на развитых и растущих рынках капитала // Журнал «Корпоративные финансы». – №1. – 2007. – С.111-144.

7. Доклад Минэкономразвития об итогах социально-экономического развития РФ в январе-сентябре 2009 года.

8. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – 176 с.

9. Заболотский С.А. Новые стартовые условия для химической промышленности России // ЭКО. – 2009. – №9. – С.41-57.

10. Ибатуллова Ю.Т. Стратегии диверсификации деятельности хозяйствующих субъектов: вопросы теории и практики // Вестник ТИСБИ. – 2008.

11. Ковальчук А.К. Современные проблемы диверсификации экспорта Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 - Москва, 2006.

12. Леман Р. Диверсификация на базе профиля фирмы / Р.Леман // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - № 1. - С. 89-95.

13. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г.Немченко, С.Донецкая, К.Дьяконов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 1. – С. 107-113.

14. Паскье М. Диверсификация и эффективность / М.Паскье // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - № 3. – С. 79-82

15. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

16. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – ХХ. – 412 с.

17. Финансово-кредитный словарь / Под ред. проф. Грязновой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002.

18. ОАО «Нижнекамснефтехим» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nknk.ru/about_company.asp

19. ОАО «Нэфис Косметикс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nefco.ru/


[1]Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – С.209.

[2]Финансово-кредитный словарь / Под ред. проф. Грязновой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002. – С.157.

[3]Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г.Немченко, С.Донецкая, К.Дьяконов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 1. – С. 107.

[4]Григорьев С.А. Финансовые исследования стратегии диверсификации на развитых и растущих рынках капитала // Журнал «Корпоративные финансы». – №1. – 2007. – С.112.

[5] Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – С.19.

[6] Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – С.216.

[7] Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – С.211.

[8] Леман Р. Диверсификация на базе профиля фирмы / Р.Леман // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - № 1. - С. 89-95.

[9] Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г.Немченко, С.Донецкая, К.Дьяконов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 1. – С. 107-113.

[10] Паскье М. Диверсификация и эффективность / М.Паскье // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - № 3. – С. 79-82

[11] Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – ХХ.

[12] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 1999. – С.218.

[13]Григорьев С.А. Финансовые исследования стратегии диверсификации на развитых и растущих рынках капитала // Журнал «Корпоративные финансы». – №1. – 2007. – С.127.

[14] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2006. – С.143.

[15]Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – С.223.

[16]Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.16.

[17]Балагуров А.В. Основные тенденции и прогноз развития химической промышленности России // Экономический вестник РТ. – 2008. – №5. – С.16.

[18] Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.15.

[19] Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.15.

[20] Ковальчук А.К. Современные проблемы диверсификации экспорта Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 - Москва, 2006.

[21]Беркович М.И., Харченко А.А., Смирнов Д.А. Концентрация и диверсификация производства в отраслях промышленности. – 2006. – С.35.

[22] Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.17.

[23] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru

[24]Заболотский С.А. Новые стартовые условия для химической промышленности России // ЭКО. – 2009. – №9. – С.45.

[25]ОАО «Нижнекамснефтехим» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nknk.ru/about_company.asp

[26] ОАО «Нижнекамснефтехим» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nknk.ru/about_company.asp

[27]ОАО «Нэфис Косметикс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nefco.ru/

[28] ОАО «Нэфис Косметикс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nefco.ru/

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях

1.1 Понятие диверсификации, причины диверсификации производства

1.2 Виды стратегий диверсификации производства

Глава 2. Практическое применение методов стратегии диверсификации на примере химической промышленности РФ

2.1 Проблемы диверсификации производства в промышленности РФ

2.2 Диверсификация производства на предприятиях химической отрасли

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

В настоящее время в различных социально-экономических системах особую важность приобретают теоретические и практические решения задач дальнейшего развития «новой экономики», в которой роль основного фактора производства играют знания и информация, позволяющие достичь качественно более высоких социально-экономических результатов. Как определяет С.Валентей: «Экономика инноваций приходит на смену традиционному типу общественного воспроизводства». Переход национальных экономик на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отрасли и в мировом хозяйстве.

В то же время, в последнее десятилетие наблюдается активное использование принципов рыночного хозяйствования во всех сферах и отраслях национальной экономики. Преобладающая роль конкурентных отношений, в решении актуальных проблем социально-экономической действительности, неодинаково воздействует на устойчивость работы многих крупных промышленных предприятий, в том числе химического комплекса, функционирующих на основе законов олигополистического рынка.

В условиях трансформации экономики глубокий анализ и широкое обсуждение вопросов, связанных с взаимодействием инновационных и конкурентных отношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений на уровне различных отраслей и предприятий. Тем более одной из важнейших задач государственного регулирования в рыночной экономике является объективная количественная и качественная оценка, мобилизация и использование инновационно-конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов.

Инновационно-конкурентная стратегия любого предприятия определяется особенностями его развития в предыдущие периоды, инновационным потенциалом, местом и ролью в системе взаимоотношений с конкурентами, потребителями, поставщиками и т.д. В частности, на крупных предприятиях, сданных в эксплуатацию до переходного периода, использование инновационных достижений связано, прежде всего, с решением задач упорядочения сложившейся организационной и управленческой структур внутриотраслевых подразделений, тогда как на новых предприятиях – в первую очередь с необходимостью использования крупных финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. Технико-технологические, экономические, организационные и нормативные методы регулирования конкурентно-инновационного процесса способствуют активизации производственной деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики.

На практике существуют различные способы реализации инновационных стратегий. Одной из них является стратегия диверсификация производства на предприятиях. Существуют различные методы диверсификации производства.

Актуальность диверсификации производства в отечественной практике обусловлена тем, что данная стратегия обеспечивает предприятия конкурентными преимуществами в конкурентной борьбе c внутренними и внешними производителями, позволяет предприятию интегрироваться в рыночное пространство.

Таким образом, основной целью нашего курсового исследования является изучение опыта диверсификации производства в России на примере химической отрасли.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- дать определение понятию «диверсификация»;

- выявить причины диверсификации производства на предприятии;

- рассмотреть основные стратегии диверсификации производства;

- выявить особенности, проблемы и задачи диверсификации производства в российской промышленности;

- рассмотреть особенности процессов диверсификации на предприятиях химической отрасли.

Объектом исследования являются предприятиях химической отрасли республики Татарстан.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления предприятием между предприятием, потребителями и поставщиками.

 


Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.