Глава 1. Совершенство , которое вы выбираете — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Совершенство , которое вы выбираете

2019-08-03 146
Глава 1. Совершенство , которое вы выбираете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Помни, не цель оправдывает средст­ ва, а наличные средства оправдывают ц ель».

Г. Юдин

Итак, засучив воображаемые рукава, вы, переполнен­ный и преисполненный благими намерениями, решили (наконец-то!) отправиться за собственным экзистенци­альным или, иначе, эзотерическим совершенством. Да­бы (ну конечно же!) превратить себя и свое окружение в дивный сад, вполне достойный подлинного Властелина Колец (я здесь говорю о героях Дж. Толкиена, а не о владельцах автомобилей «Ауди»). Скажите, а куда вы, собственно, собираетесь идти? К какому такому совер­шенству? Вы что, и вправду уверены в том, что знаете, что именно вам (и только вам) нужно для того, чтобы быть успешным, эффективным и счастливым в этой, земной, жизни?

Давайте все-таки будет честны — ну хотя бы с са­мими собой. Да ни фига вы не знаете о том, из чего со­стоит и что в себя включает это самое ваше экзотериче­ское совершенство. Как, впрочем, и все остальные, ибо тысячи раз был прав Дж. Гриндер, как-то не без ехид­ства отметивший, что большинство людей не знают чего они хотят, но зато точно знают, что то, что они имеют, это вовсе не то, чего они хотят.

Однако, как утверждают классики (не буду всех их поименовывать), ежели вы не знаете, куда именно идете, то скорее всего будете идти очень долго. Придете совсем не туда, куда хотели. И даже просто не узнаете, что вы уже пришли. А ведь НЛП — это в чем-то даже просто жестокая наука. Потому что она почти стопроцентно


22 ________________ НЛП человеческого совершенства

гарантирует достижение результата — в том числе и, мягко говоря, не обдуманного и непродуманного. Так что умерьте пыл, смирите гордыню и начните прилежно изучать материалы этой главы, каковые (материалы) помогут вам:

• определить конкретные направления вашего со­вершенствования исходя из главных и прочих це­лей вашей жизнедеятельности;

• посоветоваться по вопросам своего совершенства с вашей собственной интуицией;

• познакомиться с этим самым экзистенциальным совершенством как с неким самостоятельным фе­номеном и даже составить этакий перечень того, что нужно вам и только вам;

• перевести все, что обнаружилось в, так сказать, операциональный план, дабы после необходимых уточнений и дополнений, окончательно понять, чего именно и конкретно вы хотите в плане собст­венного совершенствования, а также обрести го­товность к тому, чтобы получить искомое и взле­леянное.

С точки зрения целей

«Если вам все равно, где вы находи­тесь, значит вы не заблудились».

Правило Рука

Совершенство в контексте целей жизнедеятельности.

По большому счету, любое совершенство в общем, и со­вершенствование самого себя в частности не должно яв­ ляться самоцелью (хотя и это не исключено — но не сейчас, когда вы еще толком не освоились с собственной жизнью). Прежде всего (и более всего) его следует рас­ сматривать только лишь как средство для достиже­ния других, более высоких целей жизнедеятельности. Ибо (правда только на ранних стадиях освоения) чело­век изучает, например, восточные единоборства не для


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 23

того, чтобы бесконечно совершенствоваться в навыках «дрыгоножества и рукоприкладства», а ради вполне конкретных вещей: здоровья; гибкости; выносливости и силы; а также обретения возможностей самозащиты (это только потом, после многих лет занятий, он не узнает, но просто как бы изнутри понимает, что конечной це­лью всех без исключения боевых искусств является Просветление...). Поэтому.и модель собственного совер­шенства лучше всего составлять не вообще, а исходя из целей своей жизни — краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных (последние, разумеется, предпочтитель­ней). Однако, цели эти должны быть, во-первых, ваши, а не чьи-то — то есть выражать или олицетворять акту­альные для вас потребности и нужды (а то ведь ох как охотно, но совершенно некритично мы, например, при­нимаем, как свои, цели, навязанные нам другими!). Во-вторых, даже будучи вашими, они тем не менее опять-таки должны быть экологичными, то есть помогающи­ми вам жить достойно, эффективно и счастливо. И еже­ли среди сонма ваших целей окажутся те, которые точ­но будут отвечать этим двум критериям, то тогда (и лучше только тогда) вам можно будет приступать к от­вету на главный для этого раздела вопрос:

Каким надо стать, чтобы достигнуть всех этих целей быстро, легко и безболезненно?

То есть вам надо последовательно пройти по сле­дующему алгоритму, который, как воронка будет су­жать поле вашего выбора, отбрасывая все, пусть и при­влекательное, но, к сожалению, совершенно ненужное.



24 ______________ НЛП человеческого совершенства


Цели я личная эффективность. При этом учтите, что определение целей важно не только в качестве сред­ства для создания модели собственного совершенства, но и само но себе как таковое (разумеется, в первую оче­редь, долгосрочных и среднесрочных). Ибо, во-первых, только они более всего и способны создать или, если хо­тите, «задать» личностный смысл любому процессу, эмоции, поведению и деятельности. А, как метко (и ед­ко) подметил В. Козлов («Истоки осознания»), человек способен преодолеть совершенно невозможные трудно­сти, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, как только вынужден признать, что всего лишь играет роль в сказке, написанной идиотом... Во-вторых, именно наличие «долгосрочного целеполагания» очень существенно определяет будущую жизнедеятельность человека — точнее, ее экологичность и эффективность. И тому есть весьма убедительные свидетельства.

В 1953 году в Йельском университете было проведено весьма интересное исследования (По: X. Альдер. «Самоу­читель НЛП»). А именно, там опросили группу студен­тов относительно того, имеют ли они детальные, ясно обозначенные цели и готовый план их реализации. Ока­залось, что таковые есть только у примерно 3% опро-


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 25

шенных. Спустя 20 лет ученые вновь опросили этих, те­перь уже бывших студентов. И установили, что финан­совые достижения тех самых 3%, что имели цели, по­крывают аналогичные достижения 97% тех, кто этих целей не имел (то есть те, кто вошли в эти 3% заработа­ли больше, чем 97% оставшихся). Более того: с точки зрения таких безусловно важных для всех и каждого субъективных показателей как чувство удовлетворения жизнью и признание себя счастливыми 3% «целеустрем­ленных» так же безусловно опережали 97%, вступивших в жизнь без целей...

Думаю, что вышесказанного вполне достаточно для того, чтобы вы осознали важность, всего этого целепола-гания — для вашей собственной жизни. И понимаете по­чему, как я уже упоминал, величайший гипнотерапевт XX века М. Эриксон, как-то не без горечи отметил, что многие люди умирают в двадцать пять лет — просто их до семидесяти не хоронят. А это всегда те, кто утратил смысл и цели жизнедеятельности. И те, кому стало му­чительно больно за бесцельно и бессмысленно прожитые годы (опять-таки Н. Островский). Так что, несмотря на обилие материалов и психотехнологий, представленных в этой главе, попробуйте проработать их все без исклю­чения...

Ловушка традиционного целеполагания. Почему именно проработать? Да потому, что иначе вы очень легко можете стать жертвой весьма распространенных ошибок в постановке целей.

Американские тренеры по нейролингвистическому программированию из организации, торжественно име­нуемой «Metamorfic Inc», в своей книге «Миссия НЛП» утверждают, что цели вообще можно выводить только и исключительно из Миссии человека (определять которую мы, к сожалению, будем только в следующей книге). Дело в том, что по их мнению, большинство людей сле­дуют традиционному подходу к определению целей, в котором упор делается на метод «от внешнего к внут­реннему», и который исходит из далеко не бесспорной мысли о том, что если вы приобретете некую прекрасную


26________________ НЛП человеческого совершенства

вещь во внешнем мире или добьетесь успеха, вам обяза­тельно будет хорошо. В результате цели, которые вы определяете в контексте этого, кстати, общепринято­го, подхода часто оказываются никак не связанными с тем, что вы действительно любите делать. А тем, что не доставляет удовольствие, никто обычно и не занима­ется, так что даже наметив вполне здравые, но не инте­ресные цели, вы, скорее всего, не достигнете их в удов­летворяющей вас степени.

Эти «заокеанские», как говорили раньше, специали­сты выделяют четыре основные ловушки «традицион­ного» подхода к определению и реализации целей

• жизнь на отдыхе

• искушение рекламой, основанной на статусе

• финансовые цели (и не только) «если... то» и

• средства против целей.

В первой ловушке вы обрекаете себя на так назы­ваемое «каникулярное» существование, когда важные для вас вещи относите на выходные, отпуск или пенсию

(«Вот придет суббота, тогда и займусь_____ _», «На то

и существует отпуск, чтобы сделать____ _», «Когда я

выйду на пенсию, я наконец-то____»). Во второй, вы­бираете цели, представляющие собой образ какого-то
статуса, широко разрекламированного в обществе («Моя
цель? Вилла в Подмосковье, дача на Мальте, пара-трой­ка дорогих автомобилей и 1.000.000 $ в банке, находя­щемся где-то за пределами этой страны»). В третьей,
откладывает жизнь по принципу «если я делая эту не­навистную работу, заработаю достаточно денег, то тогда,
наконец, смогу заняться тем, что мне нравится». Ну а в
четвертой, просто поставив перед собой цель (например,
иметь устраивающий вас уровень жизни) и определив
средства для ее достижения (например, заработать дос­таточное количество денег), через некоторое время, с
упорством маньяка, но хорошо известному психологам
«закону смещения», начинаете зарабатывать ради зара­батывания, начисто забыв при этом, ради чего вы это
самое зарабатывание затеяли.


Совершенство, которое вы выбираете __________ 27

Средства против целей. Эту, четвертую или послед­нюю ловушку традиционного подхода к определению и реализации целей я хотел бы рассмотреть более подроб­но. Так как именно она может стать главным препятст­вием к вашему совершенствованию, заставив занимать­ся совершенством ради совершенства.

Возьмем, для примера, физическое совершенствова­ние. Наверное, трудно сейчас найти подростка, который в определенный период времени не начинал бы бегать в «качалку», дабы снабдить свои мышцы твердостью, формой и силой. Прозанимавшись несколько лет, многие бросают эти самые «качалки», переходят на какие-то другие, возможно, более приемлемые, спортивные игри­ща взамен «железной игры». И слава богу, ибо меня, например., слегка тошнит при виде мастеров культуриз­ма, демонстрирующих себя на помосте в виде этаких ог­ромных кусков мяса, напоминающих только что освеже­ванные туши (про женский бодибилдинг я уже и не го­ворю — по-моему, в конечном своем выражении это просто страшно). А ведь была великая цель — телесное совершенство — и весьма прекрасное средство для дос­тижения этой цели — наращивание мышц на тренаже­рах. Но средство оказалось столь привлекательным, что, когда «процесс пошел», телесное совершенство отошло на второй план, а на первый вышли сантиметры и кило­граммы. И оказалось, что в рамках этого ставшего целью средства, все, как говорится, средства хороши, включая пресловутую «химию», которая нагоняет мышечную массу, но изгоняет здоровье.

Поймите, я вовсе не против использованного в каче­стве примера телесного совершенства. Но как психолог, слишком хорошо знаю о существовании вышеупомяну­того закона смещения: в «авторской» интерпретации А. Н. Леонтьева — с мотива на цель деятельности, а в более прозаической и оттого доступной всем и каждо­му — с цели деятельности на средство или знак. Все здесь не просто, а очень даже просто — хотя и печально. Когда-то наша промышленность из самых лучших по­буждений — обеспечить возросший уровень потребления


28________________ НЛП человеческого совершенства

советских людей — гнала на потоке тонны, штуки и километры полного, извините, дерьма, которое покры­валось ржавчиной, уходило в песок или просто гнило на складах. Нет, все это делали на «засланные казачки» или «шпиёны» с «загнивающего» Запада и даже не ши­зофреники (вяжущие веники) или параноики (рисую­щие нолики) — А. Галич. А вполне порядочные, компе­тентные и, безусловно, находящиеся в здравом уме и памяти люди. Просто в так называемой «социалисти­ческой» экономике вознаграждалась не цель деятельно­ сти — выпуск доброкачественной продукции, а ее знак: те самые тонны, штуки и километры. В результате возникало вышеупомянутое смещение, каковое, кста­ти, и явилось одной из причин того, что мыльный пу­зырь социалистической утопии в конце концов все-таки лопнул. 

Примеров действия данного закона смещения можно привести множество. К глубокому моему сожалению, главным критерием красоты современных женщин яв­ляется стройность (к сожалению, потому, что, как из­вестно, мужчина не собака, и на кости бросаться не бу­дет, отчего мне куда как больше нравятся аппетитные формы Дженифер Лопес, нежели «стройность» той же Кейт Мосс). Вообще-то нормальным средством к дости­жению этой действительно важной цели является фитнес, а знаком, признаком — пропорциональность и уп­ругость собственного тела, каковые, если уж очень хо­чется, можно подкрепить измерениями того, насколько вы близки к вожделенной формуле 90 — 60 — 90. Но все это как-то сложновато для восприятия и реализации. И сплошь и рядом у наших дорогих женщин происходит подмена: стройности на худобу, знаком и признаком продвижения уже к этой — между прочим, новой! — це­ли является количество килограмм, каковыми они сбро­сили. И, простите, практически сбрендившие на этом бабы, начинают худеть прямо-таки до озверения — на­чисто забыв о том, что тощая корова никогда не станет походить на грациозную лань... Или возьмите деньги — воистину страшную вещь, которая, как мудро учили нас


Совершенство, которое вы выбираете __________ 29

наши бабушки, очень легко портит человека. Почему? Да потому, что сами по себе деньги есть ничего более, чем «биовыживательные бумажки» (Р. Уилсон): средст­ во для реализации целей и в том числе, разумеется, по­лучения различных благ. Но они — точнее, их количест­во — очень легко становятся самоцелью, и не случайно кто-то мудрый сказал: деньги должны быть вашими слу­гами, ибо иначе они станут вашими господами...

Совершенство не ради чего-то высокого, но просто для самого совершенства, на ранних стадиях освоения чего угодно может завести вас в тупик. А я бы очень не хотел, чтобы вы, занимаясь экзистенциальным (сиречь для земной жизнедеятельности) совершенством, вместо того, чтобы полноценно войти в эту жизнь, ушли бы из нее в абстрактное пространство развития ради развития и роста ради роста. Ибо досыта насмотрелся на невроти­ков, не сумевших толком обустроить собственную жиз­недеятельность, и оттого радостно сбежавших от нее в «высокую духовность» довольно-таки низкопробных эзотерических школ (и даже как бы обретших в них статус некой избранности). Еще раз напомню, что вели­кий мистик Г. Гурджиев, в качестве первого условия духовного развития ставил следующее: «быть хорошим хозяином». То есть сперва удобно и надежно устроиться в этой земной жизни, а уж только потом начинать ос­ваивать Тонкий Мир или, иначе, Другую Сторону бы­тия...

Модель «цикл существования». Кстати, ежели уж и говорить об этом самом бытие в его земном плане, то прежде чем приступить к планомерному «отслежи­ванию» целей своей жизнедеятельности вам, право же, стоит познакомиться с созданной в нейролингвистическом программировании моделью «цикл существова­ния». Структура ее (модели) весьма проста и может быть представлена в следующем виде


30 ________________ НЛП человеческого совершенства


Однако простота «цикла существования» только лишь кажущаяся, ибо, на самом деле, использование этой модели позволяет превратить весьма смутные и даже не очень-то и экологичные желания в стойкую систему собственного бытия на любом отрезке жизне­деятельности.

Предположим, например, что единственное, что вы пока точно знаете — так это то, что хотите иметь: на­пример, иномарку, престижную квартиру, дом непода­леку от города и кругленькую сумму ежемесячно. И очень может быть, что при этом вы особо не задумывае­тесь ни о каком таком своем совершенствовании. Одна­ко давайте пойдем по циклу существования вверх и по­пробуем ответить себе на несколько весьма любопытных вопросов: Что надо делать, чтобы иметь все это (на­пример, заниматься бизнесом)? А что следует знать, чтобы это самое делать (например — для бизнеса — раз­бираться в маркетинге, финансах, налоговом праве и многих прочих вещах, составляющих головную боль любого бизнесмена)? С кем надлежит вступать во взаимоотношения, ежели вы поимеете все это (о том, с кем придется взаимодействовать дабы это самое иметь, я пока просто не спрашиваю)? С такими же, как вы, бизнесменами, а заодно и с налоговыми органами, пра­воохранительными структурами, местной администра­цией, а также с просто «господами бандитами». Скажи­те, а вас действительно все это устраивает — только что


Совершенство, которое вы выбираете _____________ 31

и ранее описанное? Если да, можете гордо вступать на последний уровень цикла существования и гордо объяв­лять, что то, чего вы действительно хотите в жизни, так это быть бизнесменом. Пардон, а каким именно: круп­ным, мелким или средним? Определитесь-ка с этим самым «кем быть»; после чего, вольно-невольно, начи­найте пятиться назад, отвечая на вопросы уровней цикла существования. Ибо крупные, средние и мелкие бизнесмены взаимодействуют в совершенно разных кругах. Имеют весьма различающиеся уровни жизни. Делают достаточно непохожие вещи. И оперируют весь­ма разными знаниями о реалиях и логике собственного бизнеса.

Считайте, что модель «цикла существования» явля­ется первой психотехнологией определения целей вашей жизнедеятельности. Потому, что ежели в соответствии с вышеописанной логикой, вы заполните нижеприведен­ную таблицу, вопрос о направлениях вашего совершен­ствования и, соответственно, модели совершенства мож­но считать решенным.

Этап жизнедеятельности

 

 

 
Элементы «цикла существования» Конкретное содержание каждого из элементов Способы поведения, состоя­ния, способности и качества личности, необходимые для их реализации
БЫТЬ    
ВСТУПАТЬ ВО ВЗАИМООТ­НОШЕНИЯ    
ЗНАТЬ    
ДЕЛАТЬ    
ИМЕТЬ    

32________________ НЛП человеческого совершенства

Неструктурированные методы определения целей.

Однако работа с моделью «цикл существования» может для кого-то показаться излишне громоздкой. И потому далее я приведу несколько более простых психотехноло­гий определения целей своей жизнедеятельности — как слабо структурированных в том самом операциональном плане, так и весьма формализованных.

Вначале — нечто вроде разминки, с использованием слабоструктурированных психотехнологий, что позволит вам, во-первых, настроить свой мозг на этакий «целе­вой» план, а во-вторых, все-таки избежать ловушек тра­диционного целеполагания, неизбежных при примене­нии психотехнологий формализованных.

Первая из этих психотехнологий — техника пер­вичного прояснения будущего — предполагает всего-навсего ваш быстрый, но вдумчивый ответ на следующие вопросы

1. Какой я хочу видеть свою жизнь

... завтра?

... через неделю?

... через месяц?

... через год?

... через пять лет?

... через десять лет?

... к середине своей жизни?

... к ее (жизни) концу?

2. Кем я хочу быть сегодня?

3. Кем я хочу стать через несколько лет?

4. Какие способности я имею, чтобы стать таким?

 

5. Какие препятствия могут возникнуть на моем пути?

6. Что я собираюсь делать по использованию своих способностей и возможностей?

7. А что я собираюсь делать со своими препятст­ виями и ограничениями?

Вторая же психотехнология — техника приорите­ тов целей — как бы предлагает вам «сыграть» в жест­коватую, но хорошо прочищающую мозги игру по пово­ду своего будущего.


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 33

Представьте, что по какому-то пустяшному пово­ ду вы зашли к врачу, а тот ни с того, ни с сего отпра­ вил вас на обследование. Получив его (обследования) результаты, врач почему-то мрачнеет, барабанит пальцами по столу, а потом предлагает вам набрать­ ся мужества и сообщает, что жить вам осталось только десять лет. Внимание, вопрос.

Что именно и конкретно вы

хотели бы

должны были бы

сделать, достичь, добиться, осуществить и по­ лучить, если бы знали, что жить вам осталось только 10 лет? Запишите все это.

Хотел бы                                 Должен был бы

Теперь представьте, что вы повторно приходите к своему доктору и он, пряча глаза, сообщает вам, что, дескать, ошибочка вышла и жить вам осталось только пять лет.

Что именно и конкретно вы

хотели бы

должны были бы

сделать, достичь, добиться, осуществить и по­ лучить, если бы знали, что жить вам осталось только 5 лет?

Хотел бы                                 Должен был бы

Но вот вы опять посетили своего врача и внезапно узнаете, что дела обстоят куда хуже, чем вы ожида­ ли — вам даровано только три года жизни.

Что именно и конкретно вы

хотели бы

должны были бы

сделать, достичь, добиться, осуществить и по­ лучить, если бы знали, что жить вам осталось только 3 года?

Хотел бы                                 Должен был бы


34________________ НЛП человеческого совершенства

А теперь... — впрочем, хватит. Наверное, вы уже поняли, что далее я просто буду уменьшать остав­ шиеся вам в этой жизни временные отрезки. Так что, продолжая, определите и запишите,

Что именно и конкретно вы

хотели бы

должны были бы

сделать, достичь, добиться, осуществить и по­ лучить, если бы знали, что жить вам осталось только...

... 1 год
Хотел бы                                 Должен был бы

... 3 месяца
Хотел бы                                 Должен был бы

... 1 месяц
Хотел бы                                 Должен был бы

... 1 неделя
Хотел бы                                 Должен был бы

... 1 день
Хотел бы                                 Должен был бы

Надеюсь, вы получили то, что я для вас хотел: систе­му ваших приоритетов и целей жизнедеятельности для различных отрезков вашей жизни: на день, на неделю, на месяц, на год, на три года, на пять и на десять лет. Спи­сок того, чего вы действительно хотите от этой самой жизни. И того, что вы должны в ней осуществить. На са­мом деле, а не ради других или навязанных обществом моделей. Так вот, именно и только на этом «материале» и можно начинать осуществлять собственное целеполагание с помощью формализованных психотехнологий.

Удовлетворенность сферами жизнедеятельности. Социологи установили, что бытие любого человека осу­ществляется как бы в четырех сферах:


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 35_

• работы

• семьи

• досуга и

• общественной деятельности как стремления бес-.

корыстно сделать этот мир немного лучше. Естественно, что жизнедеятельность в каждой из этих сфер должна вас удовлетворять. Что напрямую связано с достижением или реализацией в них (сферах), пусть и смутно представляемых вами целей (по одному из определений — образов желаемого будущего). Имен­но поэтому в следующей нашей психотехнологии — техника определения целей для основных сфер жизне­ деятельности — вам предлагается, во-первых, оценить то, насколько вы довольны состоянием собственных дел по каждой из этих сфер. Во-вторых, пусть коротко, но описать причины данного вашего довольст­ва/недовольства. В-третьих, превратить то, что вас не удовлетворяет в систему неких целей как образа желае­мого будущего. Ну а в-четвертых, подумать над воз­можностями и направлениями кардинального измене­ния опять-таки состояния дел в каждой из этих сфер.

1. Рассмотрите четыре основные сферы своей жизни. Насколько близко подошли вы к осуществлению же­ лаемого в каждой из них? В графе 2 нижеприведенной таблицы поставьте оценку в 10 баллов, если вы полу­ чили в данной сфере все, чего желали, или оценку 0 бал­ лов, если то, что вы имеете вас совершенно не устраи­вает. Разумеется, помимо 10 и 0 вы можете использо­ вать и другие значения оценки в заданном диапазоне этой десятибалльной шкалы.

2. В графе 3 таблицы опишите — не важно, коротко или пространно — не то, почему данная сфера получи­ ла именно такую оценку, но то, что, буде оно будет присутствовать в этой области вашей жизнедеятель­ ности, максимально поднимет вашу удовлетворен­ ность. Не поленитесь и сделайте это для всех четырех сфер собственной жизни.

3. Переведите то, что получилось в конкретные цели, которых вы собираетесь достичь или добиться. Снабдите


36 ________________ НЛП человеческого совершенства

их хоть какими-то сроками этого самого достижения, после чего запишите то, что получилось, в графе 4 ни­ жеприведенной таблицы.

4. Подумайте о том, каким именно образом вы могли бы кардинально изменить положение дел в каждой из этих сфер, дабы ее можно было уверенно оценить на 10 баллов. Результаты запишите в графу 5 таблицы.

5. Обдумав все, что получилось, попробуйте составить список ваших долгосрочных, среднесрочных и кратко­ срочных целей для:

 

вашей работы

семейной жизни

досуга и

общественной деятельности.

 

         
Сферы жиз­недеятель­ности Оценка состоя­ния дел Описание возможнос­тей повы­шения удовлетворе нности Перевод возмож­ностей в цели Возможности и цели карди­нального улучшения состояния дел
Работа        
Семья        
Досуг        
Обществен­ная дея­тельность        

Определение целей по Ш. Гавэйн и М. Шлепецко- му. Вполне возможно, что намеренное, хотя и оправдан­ное втискивание богатства человеческой жизнедеятель­ности в «прокрустово ложе» четырех сфер не позволило вам широко и планомерно определиться со своими це-


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 3 7

лями. Что ж, в таком случае могу предложить вам про­веренную и даже, если можно так сказать, заслуженную технику установления целей по Ш. Гавэйн. В коей этих самых сфер несколько больше, да и описывают они немного другие реальности жизни современного челове­ка (По: 8. Каппони, Т. Новак. «Сам себе психолог»).

«1) Возьмите карандаш и бумагу. Напишите ниже­ означенные категории:

Работа/карьера

Быт/имущество

Взаимоотношения

Самовыражение в творчестве

Свободное время/путешествия

Воспитание личности/образование

Далее, исходя из сложившейся жизненной ситуации, напишите под каждой категорией, что вам хотелось бы иметь, изменить или улучшить в плане ближайше­ го будущего. Не размышляйте слишком долго, поме­ чайте каждую мысль, которая представляется вам реально выполнимой.

2) На другом листе бумаги охарактеризуйте свой. жизненный идеал — опишите абсолютно идеальную ситуацию, какую только можете себе представить. Положитесь на свою фантазию, и вы действительно пожелаете всего, чего хотите.

3) На этом листе напишите, как вы хотели бы изменить мир, будь это в ваших силах. Изобразите некий сказочный мир, в котором ваша сказочная жизнь протекала бы наилучшим образом.

4) Снова возьмите чистый лист бумаги и, выбрав из ваших идеальных представлений наиболее содержа­тельное. Составьте список из десятидвадцати наи­ важнейших жизненных целей, как если бы вы задума­лись воплотить их незамедлительно (список этих це­ лей вы не только можете, но и должны время от времени изменять и перерабатывать).

5) Теперь напишите: «Мои дела на ближайшие пять лет» и составьте список самых важных целей, которых хотели бы достичь в течение данного периода.


38 ______________ НЛП человеческого совершенства

Пишите только те цели, о которых можете сказать наверняка, что вы хотели бы их добиться, ни в коем случае не записывайте таких, в которых сомневаетесь (например, если это диктуется исключительно прави­ лами хорошего тона, этого желают ваши родители, партнеры, дети и т. д.).

6) Затем напишите: «Мои цели на ближайший
год». Не перебарщивайте с количеством, ограничьтесь
пятью-шестью наиболее важными. Далее посмотрите,
не противоречат ли данные цели вашим целям на
пять лет, то есть идут ли они в одном русле. Напри­мер, если вы планируете заняться коневодством, то в
числе ваших целей на год может быть овладение специальной литературой, формирование источников фи­нансирования для купли земельного участка и т. п.

7) Аналогичным образом определитесь с целями на
ближайшие полгода, на ближайший месяц и, наконец,
неделю. Будьте реалистами по отношению к объему и
количеству целей, то есть к тому, что на самом деле
реально осуществить за обозначенный промежуток
времени. Будьте также достаточно скромны
при
формировании краткосрочных целей выбирайте лишь
то, чего, по вашему убеждению, вы в силах достичь.»

Ну а ежели же вам по каким-то причинам не очень понравились рекомендации Ш. Гавейн, вы вполне мо­жете воспользоваться еще и техникой планирования жизни по М. Шлепецкому, которая также делается с помощью карандаша и бумаги. В ней вам надо подумать над каждой из приведенных ниже категорий и напи­сать, что вам хотелось бы осуществить в рамках какой-либо из них (По: В. Каппони, Т. Новак. «Сам себе пси­холог»).

«I. Индивидуальные цели.

1. Жизненный стиль (включая имидж, который вы же­ лали бы иметь).

2. Духовная, религиозная или философская деятель­ ность.

3. Экономическая деятельность.


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 39

4. Дальнейшее самообразование.

5. Решения, касающиеся вашей работы.

6. Планируемый уровень физической активности.

7. Активный отдых.

II. Межличностные цели.

8. Семейная жизнь (степень близости к родным: роди­телям, партнеру, детям и т. д.):

9. Друзья: их число, степень близости: откуда они (работа, наличие общих интересов, соседи и т. д.).

10. Романтические взаимоотношения: серьезность, сек­ суальные связи, чем-либо примечательные или обычные отношения, надежды на будущее.

11. Групповые контакты: степень принадлежности к группам (семья, группы по интересам и т. п.), пред­ почтение групповым или личным интересам, уровень эмоциональной зависимости от групп.

12. Роль лидера: какую степень влияния на группу, членом которой являетесь, вы хотели бы иметь, ка­кую степень ответственности готовы взять на себя, какую степень признания желали бы получить.

III. Долгосрочные цели.

1. Каких из выбранных вами целей вам хотелось бы достичь через десять, двадцать и тридцать лет?

2. О чем из того, что есть сейчас, вы с удовольствием вспомнили бы через десять, двадцать и тридцать лет?

IV. Особые долгосрочные цели.

Имеются в виду цели, определяющие смысл вашей жизни или вашу жизненную философию. Собственно говоря, это важнейшее из важного. Можете начать фразой: «Если бы мне надлежало сказать кому-либо, что означает для меня жизнь, я сказал бы...».

Оценка поставленных целей. Предположим теперь, что в результате кропотливой (или не очень) работы по слабоструктурированным и формализованным психо­технологиям целеполагания вы определили некий очень интересный список — основных целей своей ближай­шей, последующей и даже весьма далекой жизнедея­тельности. А это значит, что настала пора приступить ко второй части описанного в начале данного раздела


40 _______________ НЛП человеческого совершенства

алгоритма работы с ними — оценка всех этих целей с точки зрения реально стоящих за ними потребностей и нужд. Каковые (потребности и нужды) должны быть, как вы, надеюсь, помните, истинными, а не ложнонадуманными.

Дело в том, что одним очень существенным и даже сущностным отличием человека от прочего животного мира является его способность ставить перед собой со­вершенно дурацкие цели. И с упорством маньяка их до­биваться. Наверное, именно этот момент имел в виду польский юморист С. Лец, иронично заметивший, что, мол, бойтесь своих желаний — они. имеют тенденцию сбываться. Так что давайте разберемся, действительно ли вам необходимо все то, чего вы возжелали. Ведь очень может быть, что некоторые из ваших целей явля­ются и надуманными, и не продуманными.

Для того, чтобы оценить соответствие намеченных целей вашим собственным, но истинным потребностям и нуждам, я предлагаю вам две психотехнологии.

Первая из них называется техника оценки постав­ ленных целей и делается так.

1. В первую графу («Чего я хочу?») впишите все свои намеченные цели в формулировках, включающих слова «стать», «быть», «иметь», «добиться» и проч.

2. Теперь по каждой из ваших «целей» дайте чет­кий и недвусмысленный ответ на вопрос: «Что это мне даст?»т. е. опишите то, что вы получите в результате удовлетворения каждой из них.

3. Наконец, по каждому пункту из графы «Что это мне даст?» ответьте на очень важный и, конечно же, коварный вопрос: «Зачем мне это надо?» И в случае, если удовлетворительный ответ по этому поводу вам найти не удастся, просто вычеркните соответст­вующую «цель» из графы «Чего я хочу?», дабы впослед­ствии всерьез заняться всем тем, что там осталось — тем, что вполне можно отнести к разряду если и не вечного, то уж, во всяком случае, не сиюминутного...


Совершенство, которое вы выбираете ______________ 41

 

Чего я хочу? Что мне это даст? Зачем мне это надо?
     

Вторая психотехнология выглядит в чем-то даже по­хитрее, ибо в ней — фрагменте техники «от желания к обладанию» группы американских авторов (По: Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордон и М. Лебо. «Ноу-Хау»), реко­мендуется Прежде всего отделить зерна от плевел, сиречь цели — желания от целейпотребностей. Лично мне, как психологу, эта разница вбита еще в годы обучения на факультете психологии в МГУ. Например, ваша цель может заключаться в том, чтобы купить «Мерседес». Но это именно желание, а не потребность. Потребностей же в случае данного «хотения» может быть несколько: про­демонстрировать свою «крутость», пустить пыль в глаза, удовлетворить детское тщеславие и, наконец, просто иметь надежное транспортное средство. За исключением последнего, все эти потребности не слишком, как вы са­ми понимаете, значимы и экологичны, а главное, могут быть удовлетворены иным путем — без покупки «штут­гартского чуда» ценой в многие десятки тысяч долларов. Да


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.