Глава 3 (5) Регрессия, ретрогрессия и развитие. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 3 (5) Регрессия, ретрогрессия и развитие.

2019-08-03 495
Глава 3 (5) Регрессия, ретрогрессия и развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологии термин регрессия относится к примитивизации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию, которое индивид уже перерос.

Понятие регрессии было выдвинуто Фрейдом и широко использовалось в психоаналитической литературе. Термин «регрессия» в психоанализе относится к большому ряду симптомов. Согласно Фрейду существуют два основных условия для регрессии: 1. Фиксация либидо на объектах предшествующего состояния развития и 2. Трудности в удовлетворнеии либидозных потребностей на более зрелом уровне. Часто в психоаналитической литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия – как поворот этого потока либидо назад после встречи препятствия. Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда он утверждает, что регрессия, по крайней мере частичо, обусловлена неспособностью либидо получить достаточное удовлетворение на более зрелом уровне. Это предположение могло бы быть названо «замещающей теорией регрессии».

Когда Левин описывает механизмы регрессии, он касается феноменов, являющихся в той или иной степени помехами в человеческом развитии. Он пишет:

1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии. Приятные, так и неприятные виды деятельности быстрее насыщаются, чем нейтральные. Все, что увеличивает центральность, по-видимому, ускоряет насыщение.

2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ.

3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая. Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.

Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.

Регрессия – переход к более примитивному поведению, независимо от того, имело ли оно место в жизненной истории индивида.

Ретрорегрессия – возврат к поведенческим характеристикам, соответствующим предшествующей жизненной истории индивида

Левин различает следующие виды регрессии: псевдорегрессия (регрессия поведения и личности), временная и постоянная регрессия, ситуационная и устойчивая регрессия, частичная и общая регрессия. Говоря о псевдорегрессии, он приводит следующий пример. У девочки есть маленький братик, которому она завидует. Она, очевидно, пытается решить, следует ли ей расти или становиться меньше. Существует множество случаев, когда дети в такой ситуации пытаются имитировать своих младших братьев или сестер и начинают демонстрировать младенческое поведение за столом, кричат, как они, или не слушаются и т.д. До тех пор, пока ребёнок не потерял возможность действовать более зрело, следует говорить о «псевдорегрессии поведения» без «регрессии личности». Другими словами, регрессия поведения может в равной степени быть или не быть симптомом регрессии личности. Временная регрессия может длиться лишь несколько минут, например, в случае незначительного шока, раздражения или душевного волнения. Постоянная регрессия же может длиться многие годы, например, в результате болезни. Ситуационная регрессия характеризуется тем, что примитивизация ограничивается особой ситуацией, такой, как «пребывание в тюрьме» или «жесткая фрустрация». Как только человек выходит из этой особой ситуации, он может восстановить свой прежний уровень. При устойчивой регрессии человек может регрессировать таким образом, что он не будет демонстрировать свой предыдущий более высокий уровень даже в самой благоприятной ситуации. При поражении более или менее ограниченных областей жизнедеятельности человека возникает частичная регрессия. Например, регрессия может поразить только моторные функции или эмоциональную жизнь человека без особого изменения его интеллектуальных способностей. Однако любая регрессия специфических областей в некоторой степени поражает всё поведение индивида. Крайняя форма такого поражения характеризуется общим ухудшением и может быть названа общей регрессией.

Рассматривая основные различия в поведении на разных возрастных уровнях, Левин классифицирует их по следующим пяти аспектам:

· разнообразие поведения

· организация поведения

· расширение областей деятельности

· взаимозависимость поведения

· степень реализма.

Разнообразие поведения ребёнка возрастает по мере того, как он становится старше. Поведение новорождённого более или менее ограничено сном, едой, плачем, питьём, физиологическими отправлениями и лежанием в бодрствующем состоянии. Поведение растущего ребёнка включает всё больше типов деятельности: говорение, хождение, чтение и т.д. Недифференцированное поведение становится дифференцированным, разветвляясь на множество разновидностей деятельности

Подобным образом происходит дифференциация эмоциональных выражений, примитивные недифференцированные эмоциональные выражения разветвляются на отдельные виды. Сходную дифференциацию можно наблюдать в области потребностей, интересов и целей. Шаг за шагом немногочисленные потребности младенца разветвляются на большее множество. Кроме того, происходит изменение главенства определённых потребностей. Аналогичная ситуация наблюдается в области познания. Сравнительно недифференцированный психологический мир младенца расширяется и структурируется. Социальное поведение и социальные связи также демонстрируют возрастающее разнообразие. Параллельно растущей дифференциации идёт развитие организации поведения, в соответствии с которым всё большее множество частей включается в одну единицу действия. Часто единство поведения, которое имеет место в течение определённого периода времени и содержит ряд более или менее различных подчастей, характеризуется одной ведущей идеей, которая управляет и контролирует части. Нельзя сказать, что все действия старшего ребёнка более высоко организованы, чем все действия младшего ребёнка. Поведение старшего ребёнка часто включает единицы, которые менее сложны, чем у младших детей. Однако максимальная степень организации поведенческих единиц, по-видимому, увеличивается с возрастом. С возрастом происходит расширение области деятельности и интересов. Психологический мир, который оказывает влияние на поведение ребёнка, расширяется с возрастом как в отношении областей, так и в отношении временного интервала, который принимается во внимание. Левин отмечает, что развитие, по-видимому, уменьшает степень единства индивида, что находит своё отражение в изменениивзаимозависимости поведения. Развитие приводит к дифференциации внутри жизненного пространства индивида, так что некоторые его части становятся менее прямо взаимозависимыми. Это уменьшение прямой взаимозависимости наблюдается в моторной системе индивида, в его внутренних потребностях и отношении между «внутренними психологическими регионами» и психологической средой. С другой стороны, развитие предполагает интеграцию, которая увеличивает единство человека. Так как оба эти процесса идут в одно время, интеграция в этом случае не является процессом противоположным дифференциации. С возрастом происходит уменьшение единства на основе «простой взаимозависимости» определённых частей жизненного пространства и жизненного пространства в целом, являющееся результатом увеличения дифференциации. В то же время степень иерархической организации этих частей жизненного пространства и жизненного пространства в целом возрастает. В процессе развития изменяется степень реализма, воспринимаемая среда становится менее «субъективно окрашенной». То, что воспринимается, в меньшей степени зависит от изменяющихся настроений и потребностей индивида. Этот растущий реализм особенно заметен в восприятии социальных отношений.

Говоря о поведенческих аспектах регрессии, Левин указывает, что регрессия характеризуется такими изменениями как примитивизация поведения (снижение разнообразия), уменьшение в степени организации поведенческой единицы (которое может означать либо уменьшение количества иерархических уровней, либо дезорганизацию), уменьшение организации человека (переход от единства, основанного на организации, к единству, основанному на простой взаимозависимости), уменьшение расширения области деятельности и интереса, уменьшение реализма. Левин считает, что все эти изменения протекают в направлении, противоположном направлению развития. Различные аспекты регрессии не связаны жестко, так, чтобы некоторая величина регрессии в одном аспекте всегда приводила к определённой величине регрессии в любом другом аспекте. Различные паттерны регрессии, наблюдаемые при душевном волнении, телесных и психических заболеваниях, в тюремном заключении или в старости, убедительно показывают, что различные аспекты регрессии в известной степени независимы друг от друга. С другой стороны, по-видимому, существует некоторая степень взаимозависимости, так что индивид, который регрессировал ниже определённого уровня в одном отношении, не может удерживать свой предшествующий уровень развития в отношении других аспектов.

Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности, — это дифференцированность личностного пространства. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью. Поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность-ирреальность;

2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;

3) растущую организацию жизненного пространства;

4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.


 

 Глава 7. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации.  


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.