Работа К. Левина «Теория поля в социальных науках» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Работа К. Левина «Теория поля в социальных науках»

2019-08-03 508
Работа К. Левина «Теория поля в социальных науках» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 2 (4)(Теория поля и научение)

Согласно теории поля Курта Левина можно выделить несколько принципиальных особенностей:

 Во-первых, при ана­лизе поведения нужно исходить из целостной ситуации, в объяснение включается более широкий круг явлений, чем объединения отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

Во-вторых, объяснение должно быть психологичным, то есть ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту.

В-третьих, в основе всякого поведения лежат определенные силы.

В-четвертых, необходимо использовать общие понятия, как конструктивные элементы, сочета­ние которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

В-пятых, будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или пред­восхищаемое.

В-шестых, в своей теории поля Левин широко пользуется понятиями топологии, одного из разделов геометрии, рассматривающе­го соседство областей, а не расстояния и направления.

Изменение когнитивной структуры может происходить в любой части жизненного пространства индивида (психологическое будущее, прошлое и настоящее), как на уровне реальности, так и на уровне ирреального (желаний и страхов).

Согласно теории поля, все изменения обязаны своим возникновением определенным силам (направленным элементам): силы, связанные с самими когнитивным полем, и силы, связанные с определенными валентностями (потребностями или мотивами).

Таким образом, все интеллектуальные процессы человека находятся под сильным влиянием его целей и эмоционального состояния, то есть от напряжения, от степени дифференцированности жизненного пространства, его размеров и степени текучести. Из чего следует, что восприятие тоже зависит от потребностей и эмоций человека. Научение в смысле изменения мотивации бывает связано либо с изменением потребностей, либо с изменением средств их удовлетворения. Управляющие этим типом научения силы связаны со всей областью факторов, определяющих процессы мотивации и развитие личности: базовые законы динамики потребностей и насыщения, целевые структуры, уровень притязаний и проблема групповой принадлежности.

(Второй вариант)2. Работа К. Левина "Теория поля в социальных науках"

 Глава 2 (4) Теория поля и научение

Теория поля предполагает существование некоего пространства, состоящего из самого человека и психологической окружающей среды. Эта среда включает психологическое прошлое, настоящее и будущее, а также иррациональную часть – страхи, надежды и т.д.

По мнению Левина, поле, в котором в данный момент существует человек, должно анализироваться и описываться с точки зрения этого человека, а не неких общих законов. Это помогает увидеть ситуацию так, как ее видит находящийся в ней человек. То, какой будет эта ситуация, зависит частично от состояния самого человека, частично от физического и социального окружения. Однако определяющее влияние имеет все же состояние индивида как продукта его истории. В процессе анализа необходимо рассмотреть вначале ситуацию в целом и только после этого разбирать ее на части и проводить более детальный анализ.

Согласно теории поля, прошлое влияет на настоящее только в том объеме, в котором оно является одним из источников нынешнего поля. Если при анализе мы ищем связь поведения в настоящем с событиями прошлого, мы должны быть уверены в том, что эти события действительно оказали влияние, а также в том, что за ними не последовали другие события, которые уже иным образом повлияли на настоящее.

Научение в широком смысле – это обретение способности делать что-либо лучше, чем раньше.

Научение как изменение в когнитивной структуре (познание) может быть трех типов.

Первый – дифференциация ранее недифференцированных областей, т.е. когда ранее неизученная и неструктурированная область знаний приобретает конкретность и структуру.

Например, сначала новорожденный видит некую общую картину мира, из которой постепенно выделяются конкретные элементы.

Второй тип научения – переструктурирование, когда изменения в когнитивной структуре происходят без увеличения или уменьшения степени дифференциации. Например, восприятие лабиринта ребенком – сначала это отдельно взятые элементы, но в какой-то момент ребенок начинает осознавать их как единое пространство и обучается в этом пространстве ориентироваться.

От когнитивной структуры жизненного пространства зависит поведение человека – мы комфортно ощущаем себя в известных условиях и испытываем неуверенность в новых для нас обстоятельствах.

Стоит отметить, что для научения важен не факт повторения, а изменение в когнитивной структуре. Человек, который путешествует по новому городу с картой в руках, не испытывает потребности в большом количестве поездок по городу, чтобы научиться ориентироваться в новом месте.

Третий тип научения как изменения в когнитивной структуре - увеличение временной перспективы. Временная перспектива – это взгляд человека на психологическое прошлое и психологическое будущее, а также в жизненном пространстве выделяется измерение реальность-ирреальность. Если маленький ребенок живет настоящим, то в процессе роста и развития временная перспектива также увеличивается. Кроме того, растет способность отличать реальное от фантазий. В условиях стресса временная перспектива может сужаться.

Научение, как изменение валентностей и ценностей также происходит по-разному.

Валентность – это побудительный характер, который приобретает объект для личности, вызывая определенные потребности.

Первый вариант – научение с помощью навязанной силы. Происходит в том случае, когда, например, нужно заставить человека выполнить то, что он не желает делать. Для этого индивида втягивают в ситуацию, которая незначительно отличается от привычной ему, а когда он адаптируется к изменениям – делается следующий шаг, изменения усиливаются. Часто применяется в образовании и политике. Возможно также добиться желаемого угрозой наказания или обещанием награды, но наиболее действенно – изменение интереса к требуемой деятельности.

Второй вариант научения как изменения валентностей и ценностей – изменение потребностей и смысла. Изменив смысл деятельности для человека, можно сделать ее более притягательной (изменить валентность). Так воздействует реклама – убеждает, что рекламируемый объект – это средство получить то, что важно для человека (признание, любовь, уверенность и т.д.). Ребенка можно убедить съесть невкусную для него еду, если сказать, что это благодаря этому он станет похож на любимого супергероя.

Научение зависит от уровня притязаний индивида, а уровень притязаний зависит от способностей и частично – от отношения группы. Дети-отличники, которых часто хвалят за успех, как правило, имеют более высокий уровень притязаний. В отличие от них те ученики, которых больше ругают, чем хвалят, не всегда могут адекватно оценить свои способности. Зачастую после неудачи они вовсе прекращают деятельность. Однако такие дети могут научиться реагировать на неудачи более спокойно, по-взрослому, и это один из самых важных аспектов научения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.