Б. В. Зейгарник Запоминание законченных и незаконченных действий. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Б. В. Зейгарник Запоминание законченных и незаконченных действий.

2019-08-03 381
Б. В. Зейгарник Запоминание законченных и незаконченных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть I. Глава 1. Описание опытов и основных их результатов

Принципиальным отличием опытов Б.В. Зейгарник от экспериментальных исследований памяти, которые проводились до нее, стало изучение того, как на результаты запоминая воздействуют квазипотребности. Вслед за К. Левиным, она понимала квазипотребность как динамическое состояние, возникающее у человека во время осуществления какого-либо намерения. Вопрос о соотношении воспоминаний о завершенных действиях и действиях, прерванных до своего завершения, привел к построению серьезного научного эксперимента. Значительная часть этого исследования была детально изучена нами в рамках данной контрольной работы.

Было рассмотрено, как осуществлялся процесс исследования: какую инструкцию получали испытуемые, из каких этапов состоял эксперимент, как экспериментатор в ходе опыта фиксировал данные, какие меры были предприняты для того, чтобы устранить влияние на результаты побочных факторов. Также мы имели возможность проанализировать сами задания, которые были предложены испытуемым и узнали требования, которые учитывались при подборе этих заданий.

Первая серия опытов, результаты которых были нами изучены, представляла собой индивидуальный этап исследования. Здесь мы подробнее узнали о ходе опыта и о том, как осуществлялось устранение побочных факторов влияния на результаты, какие цифровые данные были получены, как происходил выбор методики для их обработки, и к каким выводам пришла Б.В. Зейгарник, анализируя полученную информацию. Меня особенно впечатлило процентное соотношение воспроизведения законченных и незаконченных действия. На данном этапе исследования было установлено, что незаконченные задания запоминались на 90 % лучше, чем законченные. При этом относительно среднего значения законченные действия запоминаются на 25 % хуже, а незаконченные действия – на 500 % лучше. При таких цифрах даже не возникает вопрос о статистической значимости различий. И это притом, что по логике, законченные действия находятся в более выгодных условиях для запоминания, так как испытуемые потратили на них больше времени. Однако незаконченные задания не просто лучше запоминались, они еще и выступали на первый план во временной последовательности при опросе, так как испытуемые при перечислении заданий называли в первую очередь именно их.

 С целью перепроверки результатов, полученных в серии I, Блюма Вульфовна повторила свой опыт с тем же набором условий, но с другими испытуемыми и используя другие задания (серия Iа). Это исследование подтвердило данные, полученные ранее. Было дано количественное и качественное подтверждение результатов предшествующей серии: незаконченные задания запоминались в среднем в два раза лучше, чем законченные.

Помимо этого Б.В. Зейгарник проводила групповые опыты. Схема их построения, так как она отличалась от индивидуальной части, также была нами изучена. Основной их особенностью было письменное выполнение всех заданий, хотя в целом условия их проведения были схожими. В результате анализа полученных данных исследователь пришла к выводу о том, что групповые опыты, проведенные с несколько измененными условиями, также продемонстрировали при запоминании значительное преимущество незаконченных заданий.

Таким образом, если до выполнения данной работы мне было известно, что такое «эффект Зейгарник» и что его суть заключается в том, что незавершенные действия запоминаются лучше завершенных, то теперь, после внимательного прочтения и письменного анализа, я смогла углубленно разобраться в истоках данной психологической закономерности. Мне представилась возможность изучить, сколько кропотливого труда требовалось приложить исследователям почти сто лет назад, проделывая колоссальную работу вручную, без помощи привычных нам сегодня компьютеров, чтобы добыть знания, которые в настоящее время все воспринимают как широко известную данность.

Нельзя не отметить, что рассмотренные нами в рамках этой работы данные являются только частью гораздо более обширного исследования, так как Блюму Вульфовну, безусловно, интересовал вопрос, как можно объяснить обнаруженное преимущество незаконченных заданий по сравнению с законченными. Например, за предположением о влиянии более интенсивной эмоциональной окраски незаконченных действий, возникающей из-за самого акта прерывания, последовали новые серии опытов (III и IIIа), которые в последствии позволили опровергнуть данное теоретическое допущение. Теория о намеренном запоминании испытуемыми незаконченных заданий привела к опытам серии IV и IVа. Однако данное предположение также не подтвердилось. Всё это и позволило Б.В. Зейгарник сделать вывод о важности именно законченности или незаконченности заданий, так как преимущество незавершенных действий связано с остаточным напряжением, вызванным тем, что квазипотребность, возникшая как результат намерения выполнить задание, осталась неудовлетворенной.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.