Глава III. Имущество и уставной фонд — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава III. Имущество и уставной фонд

2019-07-13 93
Глава III. Имущество и уставной фонд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Статья 11. Имущество унитарного предприятия

 

Комментарий к статье 11

 

1. Пункт первый комментируемой статьи определяет источники, за счет которых формируется имущество унитарного предприятия.

Во-первых, это, конечно же, имущество собственника (Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования), закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием. Круг объектов прав хозяйственного ведения или оперативного управления практически неограничен: все виды имущества, закрепленного за собственником - РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Это могут быть: здания, сооружения, оборудование, земельные участки и т.д., переданные собственником на баланс предприятия.

Определенные сложности могут возникнуть при решении вопроса о правовом статусе земельных участков, на которых расположены здания и сооружения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями.

Так, например, ФАС Северо-Западного округа в кассационном порядке пересматривалось дело N А42-1582/2010 (Постановление от 27.01.2011) по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области (в ходе судопроизводства в порядке процессуального правопреемства заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - ТУ ФАУГИ)) к федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - предприятие) о взыскании неосновательного обогащения, возникшего вследствие использования федерального имущества - земельного участка, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Кассационная инстанция, пересматривая данное дело, исходила из того, что площадка для строительства радиорелейной станции выбрана актом комиссии от 21.03.1972. В соответствии с п. 6 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 01.08.1932 "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования" право бессрочного пользования земельными участками неотделимо от права собственности на строения, находящиеся на этих участках, и прекращается с прекращением права собственности на строения. На спорном земельном участке в 1984 - 1989 годах построены объекты недвижимости, которые были переданы предприятию для эксплуатации. В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент окончания строительства) при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Следовательно, земельный участок использовался предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования до государственной регистрации права федеральной собственности на него.

Поскольку до издания распоряжения ТУ ФАУГИ от 20.07.2007 N 410 предприятие обладало правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и уплачивало земельный налог за его использование, оснований для взыскания с ответчика арендной платы за пользование земельным участком до 20.07.2007 не было. В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Таким образом, с момента издания распоряжения ТУ ФАУГИ от 20.07.2007 N 410 единственно возможной формой платы за землю для ответчика является арендная плата. Поскольку факт использования ответчиком земельного участка с 20.07.2007 установлен и не оспаривается, суд кассационной инстанции подтвердил обоснованность выводов суда первой инстанции, удовлетворившего иск ТУ ФАУГИ со ссылкой на ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ, указав на то, что предприятие неосновательно сберегло денежные средства, которые подлежали бы уплате, если бы договор аренды был заключен.

Во-вторых, доходы унитарного предприятия от его деятельности. Не следует забывать, что данные предприятия являются коммерческими, следовательно, могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, но в тех пределах, которые установлены собственником имущества и определены предметом и целями деятельности таких предприятий. Так, предприятия, находящиеся на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно. Право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества. Право оперативного управления казенным предприятием предполагает, что имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника; произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом; доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником.

В-третьих, иные источники, не противоречащие законодательству. Так, например, унитарные предприятия могут самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, реализовывать произведенную ими продукцию (работы, услуги), получать коммерческие и бюджетные кредиты (ст. ст. 18, 19, 24 комментируемого Закона), доходы от ценных бумаг, пожертвования от граждан и некоммерческих организаций, международные гранты и другие источники. Принципиальным является тот момент, чтобы эти источники не противоречили законодательству, а распоряжение имуществом осуществлялось в пределах, не лишающих такого предприятия возможности осуществлять деятельность, предмет, цели и виды которой определены уставом унитарного предприятия.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, переданное унитарному предприятию, - момент передачи имущества.

Передача в хозяйственное ведение или оперативное управление создаваемому унитарному предприятию части государственного или муниципального имущества имеет определенные особенности.

Во-первых, такая передача осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами (например, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы), государственными органами субъектов РФ (например, Департамент имущества г. Москвы) либо органами местного самоуправления (различные комитеты по управлению муниципальным имуществом).

Во-вторых, передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта, принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов, установленной актами, определяющими статус этих органов. В качестве названного распорядительного акта могут рассматриваться приказы, распоряжения, постановления, содержащие указание на закрепление определенного состава имущества за тем или иным унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Конкретный вид распорядительного акта определяется в зависимости от статуса органа, издавшего его.

В-третьих, непосредственная фактическая передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, как правило, осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем. Передача денежных средств осуществляется путем их перечисления со счета учредителя на счет создаваемого унитарного предприятия.

Однако, как представляется, такая позиция законодателя применима только к движимому имуществу, поскольку, согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В частности, регистрации подлежат право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", конкретизирующей положения ГК РФ, определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Следовательно, моментом возникновения прав хозяйственного ведения и оперативного управления у унитарных предприятий на недвижимое имущество (земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ)) будет момент их государственной регистрации.

3. Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено Федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав. Ведение Единого государственного реестра прав путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют учреждения юстиции по регистрации прав на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.

4. ГК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ отдельно предусматривают регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 ГК РФ).

Права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов. Однако положения ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ порождают немало вопросов, в частности, в каком конкретно учреждении юстиции должно регистрироваться право собственности на предприятие, принадлежащее государству и муниципальным образованиям. В литературе высказано мнение, что регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований осуществляется учреждением юстиции по месту регистрации юридического лица - унитарного предприятия, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится имущественный комплекс (ст. 300 ГК РФ) <27>.

--------------------------------

<27> Галунов П.Б. Особенности государственной регистрации прав и сделок с предприятиями как имущественными комплексами // Законодательство. 2003. N 3. С. 41.

 

Зарегистрированные переход права на предприятие, ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения записей о переходе права, об ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

5. Часть вторая пункта второго комментируемой статьи закрепляет за Правительством РФ полномочия по установлению особенностей осуществления прав хозяйственного ведения и оперативного управления в отношении недвижимого имущества, а также ценных бумаг, долей, паев находящихся за пределами Российской Федерации юридических лиц. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2001 г. N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации" утвержден Порядок распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, согласно которому доходы от использования федерального недвижимого имущества, закрепленного за Министерством иностранных дел Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации, подлежат учету в доходах федерального бюджета и отражаются в согласованных с Министерством финансов Российской Федерации сметах доходов и расходов. Доходы от использования федерального недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по управлению собственностью за рубежом", отражаются в установленном порядке по согласованным с Министерством финансов Российской Федерации формам.

Условия современной рыночной действительности не исключают возможности продажи унитарных предприятий, а следовательно, и смены собственника. Однако пункт третий комментируемой статьи специально обращает внимание на тот факт, что гражданско-правовой статус унитарных предприятий остается неизменным независимо от того, кто стал новым собственником, т.е. предприятия так и продолжают действовать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данное положение обусловлено специфическим правовым статусом унитарных предприятий, а также особым субъектом, обладающим правом собственности на имущество унитарных предприятий, а именно такое имущество принадлежит на праве собственности только Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

 

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

 

Комментарий к статье 12

 

1. Положения комментируемой статьи распространяют свое действие только на государственные (муниципальные) предприятия, в которых обязательно должен создаваться уставный фонд.

Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия представляет собой сумму денежных средств и стоимость материальных и нематериальных ценностей (активов), предоставляемых учредителями создаваемому предприятию для формирования собственных основных и оборотных средств для его нормального функционирования. Обязательное создание уставного фонда государственного (муниципального) предприятия связано с особенностями его правового статуса и прежде всего с ответственностью указанного вида унитарных предприятий. Учитывая тот факт, что государственные (муниципальные) предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, при этом собственник имущества не участвует в удовлетворении обязательств такого предприятия, то положения комментируемой статьи являются своего рода гарантией прав контрагентов государственного (муниципального) образования.

Таким образом, можно определить цели формирования уставного фонда государственного (муниципального) образования. Так, с одной стороны, целью формирования уставного фонда является возможность обеспечения прав третьих лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с государственным (муниципальным) предприятием, поскольку им закрепляется минимальный размер имущества предприятия. С другой стороны, уставный фонд государственного (муниципального) предприятия - это своего рода стартовый капитал, на основании которого созданное юридическое лицо может полноценно участвовать в деловом обороте.

Исходя из анализа положений комментируемого Закона, можно выделить основные особенности уставного фонда государственного (муниципального) предприятия:

- уставный фонд формируется учредителем государственного (муниципального) предприятия за счет имущества, передаваемого собственником на праве хозяйственного ведения;

- ввиду того что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками, следовательно, и уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий является единым и неделимым;

- само название фонда - "уставный" говорит о том, что сведения о нем обязательно должны быть закреплены в уставе государственного (муниципального) предприятия;

- учитывая, что уставный фонд гарантирует интересы кредиторов государственного (муниципального) предприятия, законодателем устанавливается минимальный размер уставного фонда (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи). Уменьшение уставного фонда ниже определенного законом минимального размера является основанием для принятия решения о ликвидации или реорганизации государственного (муниципального) предприятия;

- полное сформирование уставного фонда (см. комментарий к ст. 13 Закона) является основанием возникновения правоспособности государственного (муниципального) предприятия в полном объеме, поскольку закон, несмотря на уже состоявшуюся государственную регистрацию унитарного предприятия, запрещает до момента завершения формирования уставного фонда совершать гражданско-правовые сделки, за исключением сделок, направленных на учреждение данного предприятия (см. комментарий к абз. 4 п. 2 ст. 3 Закона).

2. В качестве имущества, за счет которого формируется уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, может рассматриваться как движимое, так и недвижимое имущество. В п. 2 комментируемой статьи законодатель называет такие виды имущества, как деньги (валюта - ст. 140 ГК РФ), ценные бумаги (документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - п. 1 ст. 142 ГК РФ), другие вещи. Норма ст. 130 ГК РФ делит "вещи" на движимые и недвижимые. Соответственно, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Таким образом, в уставный фонд, наряду с деньгами и ценными бумагами, могут зачисляться здания, сооружения, оборудование, права пользования землей, природными ресурсами и т.д.

Кроме того, уставный фонд может формироваться за счет имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. В качестве имущественных прав, под которыми понимаются субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.), за счет которых формируется уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, могут выступать обязательственные права (например, права на возмещение ущерба, причиненного имуществу физического или юридического лица, и др.). Под иными правами следует понимать неимущественные права, т.е. права на блага, не имеющие имущественного содержания. В частности, уставный фонд государственного (муниципального) предприятия может формироваться и за счет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (п. 4 ст. 129, раздел VII ГК РФ).

Важным моментом, характеризующим вещи и имущественные и иные права, включаемые в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, является их денежная оценка, т.е. определение стоимости имущества, выраженной в валюте государства. Положения абз. 2 комментируемой части содержат указание на то, что размер уставного фонда должен определяться в рублях, поскольку денежной единицей в Российской Федерации является рубль, который выступает законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 140 ГК РФ). Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (п. 1 ст. 75 Конституции РФ).

3. Поскольку в комментируемом пункте речь идет о видах имущества, за счет которого формируется уставный фонд предприятия, то представляется целесообразным в рамках комментария к данному пункту рассмотреть и положения п. 4 комментируемой статьи. Указанным пунктом устанавливается, что нормативно-правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного (муниципального) предприятия.

Анализ данного положения позволяет выявить следующие моменты.

Во-первых, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии со ст. 128 ГК РФ, следовательно, видами имущества являются вещи, в т.ч. деньги и ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). Таким образом, в отношении любого из вышеперечисленных видов имущества может быть установлен запрет на использование его для формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

Вопрос о том, за счет какого конкретно имущества не может формироваться уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, решается в каждом конкретном случае по-разному. Представляется, что к таким видам имущества может быть отнесено имущество, изъятое из оборота или ограниченно оборотоспособное. Согласно п. п. 2, 3 ст. 129 ГК РФ, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе, так же как и виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Так, к ограниченно оборотоспособному имуществу относятся природные ресурсы, оружие, наркотические средства и психотропные вещества и т.д.

Во-вторых, такой запрет может содержаться в любом правовом акте нормативного характера, т.е. это может быть закреплено как федеральными законами, так и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами федеральных министерств, служб, агентств, а также нормативными актами органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, как следует из понимания словосочетания "иные нормативные акты", виды имущества, за счет которых не может быть сформирован уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, могут быть определены и в самом уставе, который является локальным нормативным актом предприятия. Так, например, в п. 14 Устава ФГУП "ВГТРК" определено, что в состав имущества не может включаться имущество иной формы собственности (кроме как федеральной - Л.Н.).

4. Как уже было отмечено, п. 3 комментируемой статьи определяет минимальный размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия. Минимальный размер уставного фонда означает, что стоимость чистых активов (сумма активов после вычитания из них совокупных обязательств) государственного (муниципального) предприятия не может быть ниже установленного законодателем минимального размера уставного фонда. При наступлении такой ситуации собственник имущества обязан предпринять определенные меры, вплоть до принятия решения о реорганизации или ликвидации государственного (муниципального) предприятия (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Законодатель определяет минимальный размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия, исходя из следующих условий:

- размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия определяется не строго фиксированной суммой, а ставится в зависимость от минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) - это официально устанавливаемая государством техническая норма, базовая сумма, которая применяется при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ.

Таким образом, МРОТ играет служебную роль, поскольку его величина кладется в основу расчетов указанных выплат, используется для определения уровня налогообложения доходов граждан, определяет размер штрафных санкций и т.п. в долях минимального уровня оплаты труда. В частности, исходя из указанной величины, рассчитывается и размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия. Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года также исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

- размер уставного фонда государственного (муниципального) предприятия дифференцируется в зависимости от того, собственник какого уровня его формирует. Так, для федеральных государственных предприятий и государственных предприятий субъектов РФ установлен единый размер уставного фонда - не менее пяти тысяч МРОТ, т.е. не менее пятисот тысяч рублей, для муниципальных предприятий - не менее одной тысячи МРОТ, т.е. не менее ста тысяч рублей. Так, для примера, уставный фонд ФГУП "ВГТРК" составляет 2416961 тысяч рублей (п. 16 устава ФГУП "ВГТРК");

- ввиду того что значение МРОТ не является стабильной величиной, а определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства и периодически изменяется путем принятия федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ, важным является положение комментируемого пункта, касающееся размера уставного фонда, который определяется исходя из МРОТ, установленного на дату государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ, датой государственной регистрации юридического лица является дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

5. Положения п. 5 комментируемой статьи определяют, что в казенном предприятии уставный фонд не формируется. Такая позиция законодателя обусловлена, как и в случае с государственными (муниципальными) предприятиями, особенностями правового статуса казенного предприятия и, в частности, спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает и собственник имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве оперативного управления. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия, то в случае с казенными предприятиями необходимость формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя - собственника имущества.

 

Статья 13. Порядок формирования уставного фонда

 

Комментарий к статье 13

 

1. Нормативные положения комментируемой статьи, как и предыдущей, не распространяются на казенные предприятия, поскольку регулируют порядок формирования уставного фонда, который, как известно, в казенных предприятиях не создается.

Цель формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия - гарантировать интересы кредиторов, однако формирование уставного фонда имеет принципиальное значение для правоспособности государственного (муниципального) предприятия, поскольку только после завершения формирования уставного фонда государственное (муниципальное) предприятие обретает правоспособность в полном объеме и вправе выступать в качестве полноценного субъекта гражданско-правовых отношений в деловом обороте (подробнее об этом см. комментарий к абз. 4 п. 2 ст. 3 Закона).

Законодатель в комментируемой статье определяет крайний срок окончательного сформирования уставного капитала и момент завершения его формирования. Однако, как представляется, процедура формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия предполагает совершение ряда действий учредителем - собственником имущества, закрепляемого за государственным (муниципальным) предприятием, направленных на создание определенного объема имущества, целью которого будет обеспечение интересов контрагентов государственного (муниципального) предприятия. В частности, еще на стадии принятия решения об учреждении государственного (муниципального) предприятия учредитель должен определить состав и размер имущества, подлежащего передаче в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия, произвести оценку; принять в рамках своей компетенции соответствующий распорядительный акт, на основании которого определенное имущество будет передано государственному (муниципальному) предприятию; закрепить сведения об уставном фонде в уставе предприятия; осуществить фактическую передачу хотя бы части имущества в уставный фонд государственного (муниципального) предприятия. К моменту государственной регистрации учредитель совершает большую часть вышеперечисленных действий, что отражается в уставе унитарного предприятия, который представляется в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия.

2. Однако, исходя из смысла п. 1 комментируемой статьи, можно сделать вывод, что на момент государс<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.