Глава V. Реорганизация и ликвидация — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава V. Реорганизация и ликвидация

2019-07-13 88
Глава V. Реорганизация и ликвидация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

 

Комментарий к статье 29

 

1. Наиболее распространенной формой прекращения унитарных предприятий является их реорганизация, порядок осуществления которой регулируется положениями ст. ст. 57 - 60 ГК РФ, а также нормами комментируемого Закона, в отдельных случаях - и другими федеральными законами (Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ и др.).

Таким образом, регулирование порядка реорганизации унитарных предприятий осуществляется на федеральном уровне, только путем принятия федеральных законов. Следовательно, установление иных правил реорганизации унитарных предприятий актами федеральных органов исполнительной власти (за исключением актов принятых во исполнение указанных Законов), органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления не допускается.

По общему правилу, реорганизация унитарных предприятий осуществляется по инициативе собственника имущества - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - в лице уполномоченных органов, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на основе принятия им самостоятельного решения.

Так, решения о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимаются Правительством РФ. Также Правительством РФ осуществляется реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009, на основании решения Президента РФ. Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения осуществляется по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

Так, Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 22.11.2005 N 12142/05 подтвердил решение суда первой инстанции по иску Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным решения внешнего управляющего о реорганизации государственного унитарного дочернего предприятия "Станция судовых спасательных и защитных средств" путем его присоединения к основному предприятию - Невельскому порту, признанному банкротом.

В абз. 2 пункта 1 комментируемой статьи содержится ссылка на нормы законодательства, предусматривающие основания для принудительной реорганизации юридических лиц и, в частности, унитарных предприятий. Общие положения об основаниях принудительной реорганизации юридических лиц содержатся в п. п. 2, 3 ст. 57 ГК РФ, согласно которым, в зависимости от того, в какой форме будет происходить реорганизация, процесс правопреемства может осуществляться как по решению собственника, так и по решению уполномоченного государственного органа либо только по решению уполномоченного государственного органа или суда.

Положениями комментируемого абзаца предусмотрена возможность принудительной реорганизации только в форме разделения или выделения. Основанием для принудительного разделения или выделения унитарного предприятия, согласно ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, являются случаи систематического осуществления монополистической деятельности занимающим доминирующее положение унитарным предприятием. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью, выявленные в установленном порядке более двух раз в течение трех лет (подп. 10, 11 ст. 4 указанного Федерального закона). В таком случае уполномоченный государственный орган, в качестве которого выступают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, обращается в суд с иском о принудительной реорганизации такого унитарного предприятия. На основании указанного искового заявления суд вправе принять решение о принудительном разделении соответствующего унитарного предприятия либо решение о выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом созданные в результате принудительного разделения унитарные предприятия не могут входить в одну группу лиц.

Такие решения суда принимаются в целях развития конкуренции, но только в случаях, если существует возможность обособления структурных подразделений унитарного предприятия, отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений предприятия (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этого предприятия) и существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Таким образом, указанные решения суда не должны привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности как самого унитарного предприятия, так и его правопреемников.

Решение суда о принудительном разделении либо выделении подлежит исполнению собственником имущества унитарного предприятия с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением, но не менее чем шесть месяцев. При игнорировании собственником имущества решения суда о принудительной реорганизации унитарного предприятия в установленный срок суд по иску антимонопольного органа назначает внешнего управляющего унитарным предприятием и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия, внешний управляющий выступает от его имени в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

Исходя из анализа указанных норм следует сделать вывод, что непосредственно решение о принудительной реорганизации унитарного предприятия вправе принять суд, а не уполномоченный государственный орган, как это следует из комментируемого абзаца, поскольку указанный орган принимает решение о предъявлении иска в суд о принудительной реорганизации, являясь, таким образом, инициатором принудительного порядка реорганизации. Роль антимонопольного органа, бесспорно, существенна и значима, но тем не менее исключительное право принять такое решение, которое подлежит обязательному исполнению (в добровольном или принудительном порядке), принадлежит только суду. Позиция законодателя, изложенная в комментируемом абзаце, основана на положениях п. 2 ст. 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1, которые в настоящее время утратили силу. Ввиду этого представляется необходимым привести рассматриваемую норму комментируемого Закона в соответствие с действующим законодательством.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи полностью совпадают с нормами ГК РФ, предусматривающими пять форм реорганизации унитарных предприятий, направленных на укрупнение унитарных предприятий (слияние, присоединение), или на разукрупнение (разделение, выделение), или на изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия (преобразование). Однако, в силу особого правового статуса унитарных предприятий, а также различий объема их правомочий в силу разделения их на виды (казенные, государственные (муниципальные) предприятия), последующие пункты 3 - 5 комментируемой статьи устанавливают определенные нюансы процесса реорганизации унитарных предприятий, отличные от общих положений, установленных ГК РФ.

Независимо от того, осуществляется реорганизация по инициативе собственника имущества или в принудительном порядке, а также независимо от форм реорганизации, собственник, а в отдельных случаях - внешний управляющий (см. п. 1 комментария к данной статье), в рамках принятия решения о реорганизации должен совершить ряд действий, связанных с получением объективных данных об имуществе унитарного предприятия путем проведения инвентаризации имущества, определения способов его оценки, подготовки передаточного акта или разделительного баланса.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в частности и при реорганизации унитарного предприятия, необходимо проведение инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) и все виды финансовых обязательств (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п. п. 1.2 - 1.3 раздела 2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"). Для проведения инвентаризации в унитарном предприятии должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждается руководителем организации. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. При этом инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета. Так, излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов РФ, а недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (п. 3 ст. 12 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

На основании проведенной инвентаризации составляется передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении, выделении). Форма указанных документов нормативными документами не предусмотрена, поэтому для составления разделительного баланса используется форма бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (приложение N 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). Форму передаточного акта можно использовать произвольную, но с учетом требований, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов в части обязательных реквизитов (наименование документа, дата его составления и другие) <50>, и положений ГК РФ. Так, согласно ст. 59 ГК РФ, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций", передаточный акт или разделительный баланс могут включать в себя в качестве приложений бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемого унитарного предприятия, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

--------------------------------

<50> Реорганизация унитарных предприятий // Горячая линия бухгалтера. 2008. N 7 - 8.

 

Стоимость имущества в виде остаточной стоимости, либо текущей рыночной стоимости, либо иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.) (определяется по усмотрению собственника имущества), отраженная в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).

Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества унитарного предприятия. Дата утверждения передаточного акта или разделительного баланса определяется собственником имущества унитарного предприятия в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в решении о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.) (п. п. 5, 6 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).

3. Важным правилом, закрепленным в п. 3 комментируемой статьи, является ограничение возможности реорганизации в форме слияния и присоединения унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам - публично-правовым образованиям. Данное положение обусловлено закрепленной в п. 4 ст. 2 комментируемого Закона нормой, устанавливающей запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальных образований (см. комментарий к указанной норме). Реорганизация унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, впрочем, как и других юридических лиц, в определенных законом случаях возможна только с согласия антимонопольного органа. Так, согласно п.п. 1, 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, антимонопольный орган дает предварительное согласие на слияние или присоединение унитарных предприятий, если:

- суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей;

- суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей;

- одно из таких предприятий включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Исключением из этого правила являются случаи, когда слияние или присоединение осуществляется унитарными предприятиями, входящими в одну группу лиц, перечень которых был представлен в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме за месяц до осуществления слияния (присоединения) и на момент слияния (присоединения) не изменился, по сравнению с ранее представленным перечнем (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) (подробнее о реорганизации в форме слияния, присоединения см. комментарий к ст. ст. 30, 31 Закона).

4. Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц, основанным на так называемом универсальном правопреемстве, т.е. переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его правопреемнику. Нормой п. 4 комментируемой статьи установлены правила отграничения процедуры реорганизации от иных изменений в правовом статусе унитарных предприятий.

Так, не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, т.е. случаи, когда государственное (муниципальное) предприятие трансформируется в казенное, и наоборот. В данном случае происходит изменение вещных прав (права оперативного управления и права хозяйственного ведения), на основе которых имущество закреплено за унитарным предприятием, путем изменения объема правомочий унитарного предприятия. При этом новое юридическое лицо, как это имеет место при реорганизации, не создается, а лишь меняется правовой статус уже существующего унитарного предприятия.

Так, например, Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод", основанное на праве оперативного управления, образовано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.08.2006 N 1189-р путем изменения вида федерального государственного унитарного предприятия "Котовский завод пластмасс". Указанным распоряжением утвержден Устав ФКП "Тамбовский пороховой завод" и поручено Росимуществу обеспечить в установленном порядке оформление ФКП "Тамбовский пороховой завод" права оперативного управления имуществом. На ФНС России совместно с Минздравсоцразвития России возложено списание в установленном порядке задолженности ФКП "Тамбовский пороховой завод" по федеральным налогам и сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным на момент создания указанного предприятия.

Другим случаем, связанным с изменениями правового статуса унитарного предприятия, не являющимся реорганизацией, выступает передача имущества унитарного предприятия другому собственнику - Российской Федерации, ее субъектам или муниципальному образованию, т.е. когда, предположим, часть имущества субъекта РФ, в т.ч. и закрепленного за унитарным предприятием, передается в собственность муниципального образования, ввиду чего унитарное предприятие субъекта РФ становится муниципальным унитарным предприятием. В этом случае также не образуется новое юридическое лицо, а продолжает действовать то же унитарное предприятие, но с учетом изменений, обусловленных правовым положением соответствующего публично-правового образования.

Поскольку в рассмотренных случаях уже существующие унитарные предприятия не прекращают своего действия и новые юридические лица не создаются и не прекращаются, то изменения в их правовом статусе должны быть отражены только в уставе унитарного предприятия, которые подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с главой VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

5. По общему правилу, закрепленному в п. 5 комментируемой статьи, реорганизация унитарных предприятий в форме выделения или разделения предполагает, что имущество реорганизуемых предприятий остается в собственности того же публично-правового образования, которому оно принадлежало и до реорганизации. Однако из этого правила могут быть исключения, которые должны быть установлены только федеральным законом. Учитывая положения предыдущего пункта, переход прав собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, к другому публично-правовому образованию не будет считаться реорганизацией.

По мнению автора, положения абз. 2 комментируемого пункта находятся в явном противоречии с п. 4 комментируемой статьи, поскольку вопреки содержащемуся в нем указанию о том, что изменение вида унитарного предприятия не является реорганизацией, в комментируемом абзаце содержится норма о преобразовании (одна из форм реорганизации) казенного предприятия в государственное (муниципальное) предприятие. Как представляется, в данном случае законодателем допущена грубая ошибка, которая может привести и к ошибкам в правоприменительной деятельности ввиду ее неверного толкования. Более того, хотелось бы отметить нелогичность и непоследовательность изложения норм комментируемой статьи, поскольку было бы целесообразным включить данный абзац в п. 4 комментируемой статьи или изложить его отдельным пунктом, ввиду того что в нем содержится исключение из общих правил ответственности государственных (муниципальных) предприятий. По общему правилу государственное (муниципальное) предприятие отвечает по своим обязательствам самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного в п. 2 ст. 7 Закона (см. комментарий к указанному пункту). Установленное в комментируемом абзаце исключение обусловлено тем, что в результате изменения вида казенного предприятия на государственное (муниципальное) предприятие к последнему переходят и обязательства казенного предприятия, для которого, в силу ограниченности его правового статуса, обусловленного правом оперативного управления имуществом, характерна субсидиарная ответственность собственника. Данная норма является гарантией соблюдения интересов кредиторов казенного предприятия, реформированного в государственное (муниципальное) предприятие.

Так, например, п. 6 распоряжения Правительства РФ от 25.08.2006 N 1189-р Минпромэнерго России поручено принять меры по погашению кредиторской задолженности федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" в связи с изменением его вида.

Указанное исключение действует лишь в течение шести месяцев. Как представляется, такой срок обусловлен необходимостью создания уставного фонда, передачи имущества для его формирования (Законом на эти мероприятия отведено 3 месяца (см. комментарий к ст. 13 Закона)) и др. действий.

В дополнение к критике указанного абзаца следует отметить, что законодателем не указаны дата, событие, с которого начинается течение данного шестимесячного срока. Логично было бы связать начало течения этого срока с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав государственного (муниципального) предприятия.

6. Согласно ст. 51 ГК РФ, создаваемые в ходе реорганизации унитарных предприятий юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренным главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. При этом особенности такой регистрации определяются формами реорганизации.

Так, согласно ст. 14 указанного Федерального закона, при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2006 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Особые требования законодатель предъявляет к форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и содержанию представляемого заявления. В указанном заявлении должно быть подтверждение того, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Данный порядок не распространяется на случай реорганизации унитарного предприятия путем присоединения, поскольку при такой форме реорганизации не происходит образования нового юридического лица, требующего государственной регистрации, а действия по государственной регистрации выражаются во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении действия присоединенных унитарных предприятий. При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. При этом датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В подтверждение полученных документов в день их получения регистрирующим органом заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения в случае, если документы представляются непосредственно заявителем. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В результате реорганизации унитарных предприятия могут быть внесены изменения и в уставы унитарных предприятий, в связи с чем государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Федерального закона. Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Положениями п. 6 комментируемой статьи определен момент реорганизации унитарных предприятий, который связан с моментом государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации унитарных предприятий юридических лиц. При этом государственная регистрация таких юридических лиц может осуществляться как путем внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридических лиц, так и путем внесения записи о прекращении деятельности унитарных предприятий. Содержание этих записей зависит от того, в какой форме осуществлялась реорганизация унитарных предприятий. Таким образом, запись о создании юридического лица вносится в ЕГРЮЛ в случае реорганизации унитарных предприятий в форме слияния, преобразования, выделения, разделения унитарных предприятий. Реорганизация унитарного предприятия в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных унитарных предприятий.

7. Реорганизация унитарных предприятий связана с переходом прав и обязательств унитарного предприятия к новому юридическому лицу, являющемуся правопреемником реорганизуемого предприятия. Ввиду этого обязательным условием осуществления реорганизации унитарных предприятий с последующей государственной регистрацией, создаваемых в ходе реорганизации юридических лиц, является уведомление об этом кредиторов реорганизуемого унитарного предприятия.

Данное правило, закрепленное в п. 7 комментируемой статьи, имеет целью предупреждение нарушений прав и законных интересов контрагентов, защищая их от возможных имущественных рисков, связанных со вступлением в хозяйственный оборот новых субъектов. Такое уведомление предполагает, во-первых, направление (вручение) реорганизуемым унитарным предприятием письменного сообщения о реорганизации унитарного предприятия всем известным кредиторам реорганизуемого унитарного предприятия и, во-вторых, публикацию в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Указанная обязанность перед кредиторами должна быть исполнена унитарным предприятием в течение 30 дней с даты принятия решения о его реорганизации. Такой же по продолжительности срок предоставляется и кредиторам реорганизуемого унитарного предприятия для того, чтобы они могли потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств, связывающих их с таким унитарным предприятием, а также возмещения причиненных им убытков в связи с прекращением или досрочным исполнением указанных обязательств. Законодателем установлены два критерия, с которыми связывается начало течения указанного срока, - это дата направления им письменного уведомления или дата опубликования решения о реорганизации в соответствующем органе печати. Важным условием соблюдения прав кредитора и реорганизуемого унитарного предприятия является письменная форма требований кредиторов, предъявляемых к данному унитарному предприятию (подробнее о порядке уведомления и требованиях кредиторов см. комментарий к п. 4 ст. 15 Закона).

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что кроме кредиторов реорганизуемое предприятие должно уведомлять о реорганизации и уполномоченные органы. Так, письменное сообщение о реорганизации унитарного предприятия должно быть представлено в налоговый орган по месту нахождения унитарного предприятия не позднее трех дней с момента принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании указанного уведомления налоговые органы проводят выездную проверку унитарного предприятия - налогоплательщика, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

8. Государственная регистрация возникающих в ходе реорганизации унитарных предприятий юридических лиц требует представления регистрирующему органу доказательств уведомления кредиторов, что закреплено в абз. 1 п. 8 комментируемой статьи. Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в виде копий писем унитарного предприятия, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации, в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц реорганизуемое унитарное предприятие представляет вместе с учредительным<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.