Глава IV. Управление унитарным предприятием — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава IV. Управление унитарным предприятием

2019-07-13 112
Глава IV. Управление унитарным предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

 

Комментарий к статье 20

 

1. Нормы п. 1 комментируемой статьи включают в себя перечень прав собственника имущества унитарного предприятия, независимо от того, создано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данный перечень правомочий собственника, обусловленный правовым статусом унитарных предприятий, условно можно подразделить на группы, в зависимости от того, на какую сферу деятельности унитарного предприятия эти права распространяются. Так, можно выделить права, связанные с:

- определением правового статуса унитарных предприятий. В эту группу следует отнести права собственника по принятию решений о создании, реорганизации, ликвидации унитарных предприятий, утверждении устава и т.п.;

- регулированием финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, включающие права по формированию уставного фонда, определению порядка составления, утверждению программ деятельности унитарных предприятий, согласованию вопросов распоряжения имуществом предприятия, утверждению бухгалтерской отчетности, принятию решения об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента и т.д.;

- организационно-управленческими функциями унитарного предприятия. Сюда следует отнести права по назначению на должность руководителя предприятия, заключению, изменению и прекращению с ним трудового договора, согласованию приема на работу главного бухгалтера и т.п.;

- осуществлением контроля за деятельностью унитарных предприятий. В рамках данной группы следует рассматривать права собственника имущества по контролю за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, за выполнением предприятием показателей экономической эффективности деятельности, по принятию решений о проведении аудиторских проверок и др.

Перечень прав собственника, содержащийся в комментируемом пункте, не является исчерпывающим, поскольку другие права собственника могут определяться законодательством Российской Федерации, которое включает в себя, исходя из анализа ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации.

Так, в целях реализации положений комментируемого Закона, Правительством РФ принято Постановление от 03.12.2004 N 739, которым конкретизируются права собственников имущества, а также определяются федеральные органы власти, уполномоченные на осуществление тех или иных прав от имени собственника имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. Так, права собственников по общему правилу осуществляются федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, как включенных, так и не включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. При этом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, которые не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, решения по вопросам согласования сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями, и согласования решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества принимаются федеральными органами исполнительной власти, за исключением Министерства обороны РФ, Управления делами Президента РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, расположенное в границах морских портов), с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме представляется в федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений, кроме случая, если стоимость имущества, в отношении которого принимаются такие решения, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, превышает 150 млн. рублей.

Такие решения принимаются федеральными органами исполнительной власти на основании решения Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или решения, принимаемого по его поручению первым заместителем Председателя Правительства РФ или заместителем Председателя Правительства РФ. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомляется о решениях, принятых по вопросам назначения на должность руководителя предприятия, заключения, изменения и прекращения в установленном порядке трудового договора с ним; согласования совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; согласования совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.

В отношении федеральных государственных унитарных предприятий, которые включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, решения по вопросам утверждения устава предприятия, внесения в него изменений, в том числе утверждения устава в новой редакции; согласования совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; согласования совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; согласования сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями; согласования создания филиалов и представительств; утверждения бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия; согласования решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества; согласования списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию, принимаются с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Кроме того, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в отношении указанных предприятий уведомляется о принятых решениях по вопросам назначения на должность руководителя предприятия, заключения, изменения и прекращения в установленном порядке трудового договора с ним; утверждения программы деятельности предприятия, определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия (с приложением их копий) в течение 5 рабочих дней со дня их принятия, за исключением Министерства обороны РФ и Управления делами Президента РФ.

Помимо этого, согласно п. 2 названного Постановления Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, как включенных, так и не включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, за исключением предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны РФ и Управления делами Президента РФ, осуществляет утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг; согласование с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения; на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, формирование уставного фонда предприятия, а также принятие решения о его увеличении или уменьшении; по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия; направление в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, предложения о прекращении в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора с руководителем предприятия.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи дополняют перечень прав собственника, установленный подп. 1 - 17 п. 1 комментируемого Закона, правами собственников казенных предприятий.

2.1. В силу специфики правового положения казенных предприятий, собственники их имущества наделяются, во-первых, правом изъятия у казенного предприятия имущества. Согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Решения о высвобождении и реализации движимого имущества принимаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом высвобождению и реализации подлежит морально устаревшее, не используемое по назначению, не нашедшее применения, а также снятое с эксплуатации движимое имущество.

Указанные федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом определяют перечень и формы документов, необходимых для принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества, а также порядок подготовки, принятия таких решений и представления отчетности. Казенные предприятия по итогам инвентаризации ежегодно, до 15 августа, направляют в соответствующие федеральные органы исполнительной власти перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению, на основании которых последние составляют сводные перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению. В результате вышеперечисленные федеральные органы исполнительной власти ежегодно, до 15 декабря, на основании сводных перечней движимого имущества, подлежащего высвобождению, принимают решения о высвобождении и реализации движимого имущества либо об отказе в его высвобождении, которые направляются соответствующим казенным предприятиям в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения.

Указанные органы осуществляют и реализацию высвобождаемого движимого имущества, которая осуществляется по правилам продажи отдельных видов товаров, правилам биржевой, комиссионной и розничной торговли. Порядок реализации высвобождаемого движимого имущества, порядок снятия с реализации этого имущества и его дальнейшего использования устанавливают федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. В случае если высвобождаемое движимое имущество не реализовано организацией-продавцом в течение 6 месяцев с даты передачи ей этого имущества, федеральные органы исполнительной власти принимают решения о продлении срока реализации высвобождаемого движимого имущества либо о его списании в установленном порядке (п. п. 3 - 11, 18 Правил высвобождения и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

Еще раз следует подчеркнуть, что данное право собственников распространяется только на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве оперативного управления, поскольку неверное толкование указанного правомочия может привести к ошибкам на практике (см. дело N А79-10110/2005 по иску МУП "Порецкагропромхимия" о признании недействительным постановления главы Порецкой районной администрации Чувашской Республики "О правомерном изъятии неиспользуемого имущества у МУП "Порецкагропромхимия" и применении последствий недействительности сделки, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа 28.04.2006).

2.2. Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В отличие от ранее действовавшего порядка осуществления производственно-хозяйственной деятельности казенных заводов в соответствии с планами-заказами, которые на основании выявляемой ими потребности в продукции (работах, услугах), производимой заводами с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, ежегодно, за три месяца до начала планируемого года, в обязательном порядке утверждались и доводились уполномоченным органом до сведения казенного завода <31>, в настоящее время работа казенных предприятий основана на программе деятельности предприятия, представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования, отражающим основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями органов исполнительной власти и местного самоуправления. Ввиду указанных изменений, обязанность собственника казенного предприятия в лице уполномоченных органов доводить до сведения казенных предприятий обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд трансформировалась в его право. При этом, согласно абз. 1 п. 17 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ "О реализации Федерального закона от 26.06.1995 N 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", поставщики - казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

--------------------------------

<31> Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 N 1138 "О Порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)" (утратило силу с 01.01.2008).

 

2.3. Поскольку правомочия казенных предприятий по распоряжению имуществом определяются сметой доходов и расходов, то собственник имущества, соответственно, обладает правом по утверждению этого финансового документа (подробнее об этом см. комментарий к п. 2 ст. 19 Закона).

3. Собственник имущества как субъект гражданско-правовых отношений имеет право на защиту своих прав способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, в частности путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ, если сделка недействительна в силу признания ее таковой судом, она является оспоримой, если независимо от такого признания, то такая сделка ничтожна. Анализ норм гл. 9 ГК РФ показывает, что к ничтожным сделкам относятся сделки, предусмотренные ст. ст. 168 - 172 ГК РФ, иные сделки являются оспоримыми. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.11.2005 N 2521/05 подчеркнул, что суд вправе признать сделку недействительной не только по заявленным основаниям. При рассмотрении спора о ничтожности сделки суд должен оценивать договор, руководствуясь всей совокупностью применяемых к нему норм закона и иных правовых актов.

Последствием признания сделки недействительной является двусторонняя реституция, предполагающая обязанность сторон возвратить все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Следует иметь в виду, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

По общему правилу защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ст. 11 ГК РФ). Поскольку собственник имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием, создает коммерческие организации, то, соответственно, его интересы, как и интересы созданных им юридических лиц, сконцентрированы на сфере предпринимательской деятельности. Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее - АПК РФ), арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательством, - с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Собственник имущества может обратиться в суд с иском о признании сделки ничтожной в течение трех лет со дня, когда началось исполнение этой сделки, а в случае признания сделки оспоримой - в течение одного года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

4. В связи с тем что собственник, как субъект гражданско-правовых отношений, имеет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, он вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). При этом объем прав собственника по истребованию имущества из чужого незаконного владения определяется в зависимости от того, находится это имущество у добросовестного приобретателя (лицо, которое не знало и не могло знать об отсутствии права на отчуждение) или недобросовестного владельца, а также приобретено оно возмездно или безвозмездно. Так, если имущество было возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем добросовестный приобретатель не знал и не должен был знать, то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя только в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если же имущество было приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

При этом важно отметить следующие моменты: деньги и ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя, но зато собственник вправе истребовать от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Если имущество было приобретено недобросовестным владельцем (лицо, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно), то, во-первых, его право на истребование своего имущества из чужого незаконного владения не может быть ограничено никакими условиями, и, во-вторых, собственник вправе также потребовать возврата или возмещения всех доходов, которые недобросовестный владелец извлек или должен был извлечь за все время владения.

В свою очередь, как добросовестный, так и недобросовестный владелец вправе требовать от собственника имущества возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества. Более того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества (ст. 303 ГК РФ).

5. Положения абз. 1, 2 п. 5 комментируемой статьи распространяют свое действие на федеральные казенные предприятия, как представляется, в силу особой значимости и ценности имущества, принадлежащего Российской Федерации, дифференцируя правомочия уполномоченных органов власти в зависимости от характера предоставленных им прав, позволяющие им решать вопросы жизнедеятельности федеральных казенных предприятий. Такие принципиальные вопросы, связанные с возникновением, изменением, прекращением юридического лица - федерального казенного предприятия, решаются строго Правительством РФ, которое также определяет предмет, цели деятельности, особенности финансового и организационного построения таких предприятий путем утверждения устава и внесения в него изменений. Другие конкретные вопросы, касающиеся управленческой, организационной или финансовой стороны деятельности федеральных казенных предприятий, решаются либо Правительством РФ, либо уполномоченными федеральными органами власти. Так, например, Устав ФКП "Росгосцирк" утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.07.2007 N 454 "Об утверждении Устава федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания", а, согласно п. 17 названного Устава, решение об участии предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия Федерального агентства по культуре и кинематографии. Распоряжение вкладом (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями осуществляется предприятием только с согласия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Нормы абз. 3 - 5 комментируемого пункта ограничивают права собственников имущества унитарных предприятий, устанавливая запрет на передачу (делегирование) правомочий в отношении имущества унитарных предприятий между собственниками такого имущества, - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как представляется, такая позиция законодателя основана:

- во-первых, на признании в Российской Федерации государственной, муниципальной собственности и невозможности их смешения ввиду особенностей правового режима указанных форм собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации являются имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. ст. 214, 215 ГК РФ);

- во-вторых, на разграничении государственной собственности (пп. "г" п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Разграничение государственной собственности охватывает вопросы определения собственника, передачи объектов госсобственности из ведения Российской Федерации ее субъектам, порядка оформления такой передачи, правомочия федеральных органов и субъекта РФ, органов, уполномоченных решать эти вопросы либо делегировать полномочия в этой сфере иным государственным органам. Пообъектное отнесение государственного имущества к собственности федеральной или субъекта РФ должно, согласно ст. 214 ГК, осуществляться в порядке, установленном законом. В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Пример: несоблюдение такого порядка стало причиной отказа в удовлетворении исковых требований ГОУП "Кандалакшаводоканал". Унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации МО "Городское поселение Кандалакша Кандалакшского района" (далее - администрация) об обязании принять в муниципальную собственность наружные сети водоснабжения и канализации, здание водопроводной насосной станции (с оборудованием), здание слесарной мастерской (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А42-1635/2010).

Как было установлено материалами дела, Кандалакшская КЭЧ района КЭУ ЛенВО передала на баланс ГУП "Кандалакшаводоканал" данные объекты. ГОУП "Кандалакшаводоканал" обратилось к администрации с просьбой принять указанные объекты и сети. Администрация, в свою очередь, отказалась принять данные объекты в муниципальную собственность. ГОУП "Кандалакшаводоканал", полагая, что в силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" указанные объекты должны находиться в муниципальной собственности, обратилось с вышеназванным иском в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, позволяющих идентифицировать спорное имущество и определить его собственника, а также доказательств установленного ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядка передачи имущества, в связи с чем в удовлетворении иска отказал. Доводы суда первой инстанции подтверждены Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, который при вынесении судебного акта исходил из следующего: в соответствии с п. 1 приложения N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Согласно п. 2 упомянутого Постановления объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

В силу п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Из указанных норм действующего законодательства следует, что объекты инженерной инфраструктуры подлежат передаче в муниципальную собственность при соблюдении определенного законом порядка.

Поскольку материалами дела не подтверждается соблюдение установленного п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядка передачи имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность, в удовлетворении иска правомерно отказано.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 09.01.1998 "По делу о проверке конституционности ряда положений Лесного кодекса РФ" сформулировал ряд общезначимых подходов к разграничению компетенции между федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, определив, что федеральный закон по предметам совместного ведения должен предусматривать достаточные и равные возможности для Федерации и ее субъектов по осуществлению полномочий в сфере совместного ведения, которые должны распределяться на основе признания за Российской Федерацией приоритетного права осуществлять правовое регулирование по принципиальным вопросам, имеющим общее значение для всех субъектов Федерации. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, и объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации;

- в-третьих, на положении п. 4 ст. 2 комментируемого Закона, устанавливающего запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (см. комментарий к указанной норме).

Следует обратить внимание, что комментируемыми нормами установлен запрет на передачу полномочий собственников имущества унитарных предприятий не только между собственниками различных уровней (федеральными, региональными, муниципальными), но и между одноуровневыми собственниками. Так, установлен запрет на передачу указанных полномочий между субъектами РФ, между муниципальными образованиями, ввиду того что указанные субъекты права обладают в рамках установленных пределов ведения определенной самостоятельностью, предполагающей наличие определенных прав, обязанностей и ответственности и исключающей возможность вмешательства в их деятельность со стороны иных субъектов.

 

Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных предприятий атомной отрасли

 

Комментарий к статье 20.1

 

1. Положения комментируемой статьи конкретизируют нормы предыдущей статьи путем ссылки на Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ, поскольку в качестве субъекта, осуществляющего полномочия собственника имущества федеральных государственных предприятий атомной отрасли, здесь выступает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

Специфика комментируемых положений заключается, во-первых, в субъектном составе, во-вторых, в особенностях порядка осуществления прав собственника, обусловленных спецификой все тех же субъектов. Итак, в качестве субъекта, уполномоченного осуществлять права собственника, выступает указанная корпорация (подробнее см. в комментарии к п. 1 ст. 2 Закона). Корпорация "Росатом" уполномочена осуществлять полномочия в отношении строго определенных федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли (100 предприятий), Перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 20.03.2008 N 369.

Ввиду того что корпорация "Росатом" создана на основании Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ, в настоящее время указанное юридическое лицо осуществляет свои полномочия по правилам, установленным для переходного периода (гл. 8 указанного Федерального закона). Установлен переходный период, который действует со дня вступления в силу Федерального закона до завершения процедуры передачи корпорации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в качестве имущественного взноса Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2015 года.

В течение переходного периода корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении подведомственных предприятий, которые установлены ст. 39 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ. Таким образом, из этого следует, что на данный период, который должен продлиться максимум до 1 января 2015 года, действуют права корпорации в отношении федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли, предусмотренные указанной нормой. По истечении названного срока, возможно, данные правомочия собственника претерпят изменения.

2. Исходя из анализа положений ст. 39 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ, корпорация "Росатом", наряду с правомочиями собственника, характерными для всех унитарных предприятий, закрепленных в нормах ст. 20 комментируемого Закона, вправе вносить предложения о закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за подведомственными предприятиями, принимать решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных предприятий, в том числе согласовывать назначение главных конструкторов подведомственных предприятий; определять порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, давать подведомственным предприятиям задания, обязательные для исполнения; принимать решения о перераспределении федерального имущества между подведомственными предприятиями; согласовывать осуществление заимствовани<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.