Для реализации данной обязанности собственник имущества должен соблюсти следующие условия. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Для реализации данной обязанности собственник имущества должен соблюсти следующие условия.

2019-07-13 103
Для реализации данной обязанности собственник имущества должен соблюсти следующие условия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во-первых, законодателем установлен срок для такого уведомления - тридцать дней с момента принятия решения об уменьшении уставного фонда государственного (муниципального) предприятия. Поскольку решение оформляется в виде соответствующего нормативного акта, принимаемого уполномоченными органами, то он, как и всякий официальный документ, должен обладать определенными реквизитами, в частности номером, датой принятия. Исходя из этой даты, определенной в акте уполномоченного органа, закрепляющего решение об уменьшении уставного фонда, необходимо вести исчисление указанного тридцатидневного срока.

Во-вторых, собственник имущества должен уведомить всех известных ему кредиторов в письменной форме, что предполагает вручение или направление по почте соответствующим адресатам письменного документа на бумажном носителе, содержащего сведения о решении собственника уменьшить уставный фонд государственного (муниципального) предприятия и о новом размере уставного фонда.

В-третьих, уменьшение уставного фонда государственного (муниципального) предприятия может затрагивать права и законные интересы третьих лиц (к примеру, связанных договорными отношениями с кредиторами данного государственного (муниципального) предприятия). С целью гарантировать права всех кредиторов законодатель, помимо письменного уведомления известных государственному (муниципальному) предприятию кредиторов, устанавливает еще одну обязанность собственника имущества, связанную с уменьшением его уставного фонда, - опубликование сообщения о принятом решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Юридические лица вправе осуществлять публикацию обязательных в силу закона сообщений в любых изданиях. При этом в целях реализации положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, ФНС России издан Приказ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации", согласно которому сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

5. Как уже было отмечено, уменьшение уставного фонда государственного (муниципального) предприятия требует внесения соответствующих изменений в устав предприятия, которые, в свою очередь, подлежат государственной регистрации в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. В то же время комментируемым Законом установлены дополнительные требования к перечню предоставляемых в регистрирующий орган документов, непредставление которых является еще одним основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав государственного (муниципального) предприятия.

Так, абз. 2 п. 4 комментируемой статьи установлена необходимость представления в регистрирующий орган доказательств уведомления кредиторов государственного (муниципального) предприятия. Подтверждением размещения юридическим лицом сообщения в соответствующем органе печати может служить номер печатного издания с опубликованным сообщением или копия бланка сообщения с отметкой редакции о приеме сообщения либо его электронной версии. Следует иметь в виду, что дата опубликования сообщения юридического лица, от которой необходимо отсчитывать установленные законодательством сроки, определяется по дате выхода в свет соответствующего печатного издания, в котором публикуется данное сообщение.

Ввиду того что государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия осуществляется только при предъявлении доказательств уведомления кредиторов об этом, важным является правомочие регистрирующего (налогового) органа по принятию решения об отказе в государственной регистрации унитарного предприятия в связи с непредставлением указанного подтверждения. При этом решение об отказе в государственной регистрации юридического лица принимается в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, т.е. в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.

 

Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия

 

Комментарий к статье 16

 

1. Фонды предприятия представляют собой денежные средства, за счет которых формируется имущество. Положения комментируемой статьи содержат общие правила создания фондов унитарного предприятия. Под фондом унитарного предприятия понимается часть собственных средств предприятия, образуемая за счет отчислений от прибыли, размер, порядок формирования и цели использования которой устанавливаются уставом такого предприятия. Исходя из вышеприведенного определения и анализа положений комментируемой статьи можно выделить сущностные характеристики фондов унитарных предприятий.

Во-первых, указанные фонды, в отличие от уставного фонда, могут быть созданы как в государственных (муниципальных), так и в казенных предприятиях. Исходя из смысла комментируемой статьи можно прийти к выводу, что унитарные предприятия самостоятельно решают вопрос о создании того или иного фонда. Однако здесь важен один момент: сведения об указанных фондах должны определяться уставом, который, как известно, утверждается собственником имущества предприятия, им же вносятся и изменения в устав. Более того, казенные предприятия распоряжаются принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества, впрочем, и государственные (муниципальные) предприятия должны получать согласие собственника на распоряжение недвижимым имуществом (см. комментарий к ст. ст. 18 - 19 Закона). Ввиду этого, как представляется, унитарные предприятия при формировании таких фондов должны согласовывать данный вопрос с целью закрепления сведений о нем в уставе с собственником имущества или по крайней мере уведомить его об этом. Однако возможна ситуация, как, например, в Уставе ФГУП "ВГТРК", когда собственник имущества при разработке и утверждении устава унитарного предприятия предусматривает в нем возможность создания тех или иных, наряду с уставным и резервным, фондов с оговоркой "в случае его образования", предоставляя унитарному предприятию самостоятельно решать вопрос о формировании того или иного фонда.

Во-вторых, источником формирования таких фондов является часть чистой прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия. Единого подхода к пониманию прибыли в науке не сформировано, как правило, под прибылью понимают:

- превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров;

- обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности;

- разность между выручкой от реализации продукта хозяйств, деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Исходя из этого различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую, бухгалтерскую (рассчитываемую как разница между ценой (доходами от продажи и бухгалтерскими издержками)) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль. Чистая прибыль, как источник формирования фондов унитарного предприятия, представляет собой часть всей прибыли, остающейся в унитарном предприятии после уплаты налогов и других платежей и поступающей в полное его распоряжение.

Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном для приобретения права собственности. Ввиду этого унитарное предприятие получает возможность самостоятельного распоряжения частью полученных доходов от своей деятельности. Распоряжение предполагает возможность включения вещи в экономический оборот путем совершения таких распорядительных сделок, как купля-продажа, поставка, дарение и др. (подробнее о распоряжении имуществом см. комментарий к ст. ст. 18, 19 Закона). Так, согласно п. 3.9 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предприятие распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия в соответствии с Программой деятельности предприятия. Таким образом, распоряжением определяется юридическая судьба имущества, в частности, унитарное предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом, в т.ч. и в качестве источника для формирования его фондов.

В-третьих, сведения о фондах унитарного предприятия обязательно должны быть закреплены в его уставе, где определяется не только размер фондов, но и порядок их формирования. В случае если решение о формировании отдельных фондов принимается уже в ходе деятельности предприятия, после его государственной регистрации, то сведения о таких фондах включаются в устав предприятия путем внесения в него изменений, утверждаемых собственником имущества. Указанные изменения, вносимые в устав унитарного предприятия, подлежат государственной регистрации в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В-четвертых, возможно только целевое использование средств фондов, создаваемых в унитарном предприятии. Указанные цели определяются федеральными законами (например, в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлено целевое использование средств резервного фонда), иными нормативными актами (подзаконными нормативными актами федерального уровня, законами и подзаконными актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления) и уставами унитарных предприятий. Конкретные цели использования средств фондов унитарного предприятия определяются в каждом конкретном случае при решении создания того или иного фонда исходя из характера деятельности таких предприятий, их экономических показателей. Нецелевое использование указанных средств может привести к признанию недействительными сделок, совершенных на основе указанных средств, как сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов, которые в силу ст. 168 ГК РФ признаются ничтожными.

2. Среди фондов, которые могут формироваться унитарным предприятием, первостепенное значение имеет резервный фонд, поскольку является гарантом того, что все расходы предприятия, даже те, которые еще не возникли, но в скором времени возникнут, будут оплачены, так сказать, "неприкосновенным запасом" на случай необходимости покрытия убытков предприятия. Под резервным фондом понимается часть собственных средств предприятия, образуемая за счет отчислений от прибыли, используемая для покрытия потерь от деятельности, пополнения основного капитала и выплат дивидендов в случаях, когда текущей прибыли оказывается недостаточно. Согласно п. 69 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 23.08.2000), созданный в соответствии с законодательством РФ резервный фонд для покрытия убытков организации отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

Непосредственный порядок формирования и конкретный размер резервного фонда в каждом отдельном случае определяются унитарным предприятием и отражаются в его уставе. Вариант закрепления размера и порядка формирования резервного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определен в п. 3.10 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205.

По общему правилу размер резервного фонда устанавливается в процентном отношении к размеру уставного фонда, если иное не установлено законодательством РФ. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений в процентном отношении от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия. Отчисления производятся до тех пор, пока их совокупный размер не достигнет размера резервного фонда, заявленного в уставе предприятия. Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

В уставе унитарного предприятия обязательно должна быть указана цель использования средств резервного фонда, поскольку согласно абз. 2 комментируемого пункта средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия. Любое другое использование средств резервного фонда может повлечь за собой ничтожность сделки, совершенной на основе указанных средств. Так, например, в п. 22 Устава ФГУП "ВГТРК" установлено, что компания создает резервный фонд, размер которого составляет 5 процентов уставного фонда компании. Резервный фонд формируется (до достижения указанного размера) путем ежегодного отчисления 5 процентов суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании. Резервный фонд компании предназначен для покрытия ее убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для других целей.

Наиболее широко распространенным резервным фондом всех предприятий является резерв на сомнительные долги по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

3. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода унитарные предприятия могут создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

В частности, унитарным предприятием может быть образован социальный фонд, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний. Жилищные фонды формируются в целях приобретения и строительства (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также уставом унитарного предприятия может быть предусмотрено создание фонда материального поощрения работников предприятия, который используется, соответственно, на материальное поощрение работников предприятия.

В унитарных предприятиях могут создаваться фонды развития, средства которого направляются на осуществление капитальных вложений производственного и непроизводственного характера, в том числе на строительство, модернизацию, реконструкцию и иные мероприятия по развитию материально-технической базы предприятия.

Вид фонда, его конкретный размер устанавливаются в каждом конкретном случае самостоятельно унитарным предприятием. Как правило, размер фонда устанавливается в процентном отношении к размеру уставного фонда и формируется до достижения указанного размера путем ежегодного отчисления части чистой прибыли (в процентном отношении), остающейся в распоряжении унитарного предприятия. Размер, порядок формирования и использования фондов, касающихся работников предприятия (социального, жилищного и т.п.), устанавливаются коллективным договором на основании действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Так, например, п. 23 Устава ФГУП "ВГТРК" определено, что фонд развития (в случае его образования) составляет 80 процентов уставного фонда и формируется (до достижения указанного размера) путем ежегодного отчисления не более 90 процентов суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании.

Остатки средств указанных фондов на конец отчетного года отражаются в бухгалтерском балансе по отдельной статье. Указанные остатки средств переходят на следующий год, исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

 

Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию

 

Комментарий к статье 17

 

1. Ввиду того что имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является собственностью их учредителя, совершенно справедлива позиция законодателя, устанавливающая право собственника имущества унитарного предприятия на часть прибыли от использования этого имущества. Положения комментируемой статьи регулируют порядок реализации собственником данного права как в отношении государственных (муниципальных) предприятий (см. комментарий к п. п. 1, 2), так и в отношении казенных предприятий (см. комментарий к п. 3). Отдельно рассматриваются права собственника - Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (см. комментарий к п. 2.1).

Согласно ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством. При этом собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Данное положение конкретизируется в нормах п. п. 1, 2 комментируемой статьи, закрепляющих порядок реализации данного полномочия собственника. Право собственника имущества государственного (муниципального) предприятия на получение части прибыли от использования указанного имущества реализуется путем перечисления части прибыли предприятия в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта РФ или муниципальный бюджет, в зависимости от того, кто является собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Так, в целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Правительством РФ было принято Постановление от 03.02.2000 N 104, которым Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано при утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривать в нем наличие обязательных условий, в частности направление федеральным государственным унитарным предприятием в федеральный бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей части прибыли, получаемой от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанного предприятия. Таким образом, данная обязанность унитарного предприятия должна быть обязательно закреплена в уставе предприятия, а порядок отчисления части прибыли, ее конкретные размеры и сроки отчисления определяются либо Правительством РФ - для федеральных государственных предприятий, либо уполномоченным органом власти субъекта РФ - для государственных предприятий, либо уполномоченным органом местного самоуправления - для муниципальных предприятий.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, в п. 5 которых указано, что руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность, предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году. Одновременно указанные предложения представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год, определяемой на основе бухгалтерской отчетности, на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Указанное решение представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия, а перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня. При этом федеральный орган власти осуществляющий полномочия собственника имущества, в течение года осуществляет контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия на основании анализа ежеквартальной бухгалтерской отчетности предприятия по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, и данных реестра показателей экономической эффективности.

В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство РФ в Постановлении от 10.04.2002 N 228 постановило, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия, ежегодно утверждаются показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий в составе программ их деятельности. При утверждении программ деятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий указанные федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год. Ввиду этого Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти до 20 апреля года, предшествующего планируемому, обязано представлять в Министерство финансов Российской Федерации предложения по объему поступлений в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.

2. Включение п. 2.1 в комментируемую статью связано со вступлением в силу Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ, определяющего статус такого специфического субъекта, осуществляющего полномочия собственника по отношению к ряду унитарных предприятий атомной отрасли, как Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

Комментируемая норма воспроизводит положения подп. 22 п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона, устанавливающего, что корпорация в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" принимает решение о направлении части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход корпорации. Важным моментом здесь является тот факт, что указанная часть прибыли зачисляется не в соответствующие бюджеты, а поступает в собственность корпорации. Однако, как указано в п. п. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ, данным полномочием корпорация "Росатом" наделена на время переходного периода, пока осуществляется процедура передачи корпорации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в качестве имущественного взноса Российской Федерации, но не более чем на три года, начиная со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Непосредственный порядок, размеры от оставшейся после уплаты обязательных платежей части прибыли, а также сроки перечисления указанной части прибыли в доход корпорации определяются самостоятельно Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

3. Казенное предприятие при создании наделяется имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом предприятия. При этом казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и основанной на этой программе сметой доходов и расходов.

По общему правилу распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, а размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности. Собственник имущества казенного предприятия также имеет право на получение части доходов, произведенных казенным предприятием в ходе своей деятельности. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется либо Правительством РФ, либо уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, либо органами местного самоуправления.

Так, на федеральном уровне принято Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий", утверждающее Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, в котором разрешаются вопросы распределения доходов казенного предприятия. Согласно п. 17 указанных Правил, размер чистой прибыли казенного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложений о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года распределяется путем зачисления не более 25% полученной чистой прибыли в федеральный бюджет, и не менее 75% от полученной чистой прибыли зачисляется в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуется по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера. Перечисление в федеральный бюджет прибыли осуществляется до 1 августа. Контроль за перечислением казенным предприятием в федеральный бюджет прибыли в указанном размере осуществляется уполномоченным органом (п. п. 18 - 21 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

 

Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

 

Комментарий к статье 18

 

1. Право хозяйственного ведения, согласно нормам ГК РФ, подразумевает под собой достаточно широкий объем правомочий государственного (муниципального) предприятия, выражающийся во владении, пользовании и распоряжении имуществом собственника. При этом объем полномочий собственника в отношении имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, четко определен законодателем, что не допускает вмешательства государственных органов в деятельность государственных (муниципальных) предприятий вне установленного круга полномочий.

Так, согласно п. 2 ст. 299 ГК, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия. Исходя из положений главы 19 ГК РФ, а также анализа норм комментируемого Закона можно сделать вывод, что государственные (муниципальные) предприятия наделены обширными полномочиями в сфере управления финансовыми потоками предприятия, в т.ч. и в сфере принятия решений о направлениях использования прибыли, полученной в ходе использования закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества.

Так, в Примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, закреплено, что предприятие распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия в соответствии с программой деятельности.

Такая позиция законодателя зачастую подвергается критике, поскольку, как считают ученые-практики, сама форма хозяйственного ведения крайне неэффективна и обременительна для собственника имущества, т.к. после заключения договора с руководителем предприятия органы власти и местного самоуправления, осуществляющие права собственников, фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия. Руководители государственных (муниципальных) предприятий действуют практически бесконтрольно, и нередко неэффективное управление такими предприятиями приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и таким образом утрачивается государственная или муниципальная собственность, а собственники не вправе воспрепятствовать этому. В силу этого, высказываются мнения о необходимости постоянного и жесткого административного и финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) предприятий путем реформировании таких предприятий <28>. Положения комментируемой статьи, конкретизируя нормы гражданского законодательства о праве хозяйственного ведения, устанавливают пределы распоряжения имуществом государственными (муниципальными) предприятиями.

--------------------------------

<28> См., например: Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2007.

 

2. В п. 1 комментируемой статьи государственным (муниципальным) предприятиям предоставляется право самостоятельного распоряжения движимым имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения.

Для уяснения сути данного правомочия государственных (муниципальных) предприятий необходимо уяснить несколько моментов.

Во-первых, движимым имуществом, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, признаются любые вещи, не относящиеся к недвижимости. Следовательно, государственные (муниципальные) предприятия могут свободно в рамках гражданского оборота распоряжаться деньгами, ценными бумагами, имущественные правами, интеллектуальной собственностью и иными вещами: оборудованием, инвентарем, сырьем и т.п., полученными ими в ходе использования имущества собственника.

Во-вторых, распоряжение имуществом означает основанную на законе возможность изменять принадлежность, состояние и назначение имущества <29>, в частности, в результате актов распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог, сдача на хранение и т.д.

--------------------------------

<29> См.: Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2007.

 

В-третьих, ключевым моментом является понятие самостоятельности государственного (муниципального) предприятия при распоряжении им движимым имуществом (хозяйственной самостоятельности). Хозяйственная самостоятельность представляет собой обеспеченную нормами права возможность независимо принимать хозяйственные решения, совершать любые не запрещенные законом действия, в т.ч. связанные с риском. Конечно, полной хозяйственной самостоятельностью обладают лишь собственники имущества, но в ситуации, когда собственник закрепляет свое имущество на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, следует вести речь об ограниченной хозяйственной самостоятельности, со стороны как собственника имущества (теряет права владения и пользования имуществом), так и государственного (муниципального) образования. Тем не менее хо<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.