Центральный музей Октябрьской железной дороги — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Центральный музей Октябрьской железной дороги

2019-07-12 165
Центральный музей Октябрьской железной дороги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Главное здание

Набережная Обводного канала, 114.

Тел.: 272‑44‑77.

Станция метро: «Балтийская».

Временно закрыт.

 

История музея

Первая железная дорога в России – Царскосельская, построенная в 1837 г. под руководством австрийского инженера Ф.А. Герстнера. Позже дорогу удлинили до Павловска.

Следующей построена двухпутная железная дорога Петербург – Москва. Далее: Петергофская (1857 г.), Балтийская (1870 г.), Финляндская железные дороги (1870 г.); Ириновская железная дорога (в 1892 г.); Сестрорецкая и Путиловская железные дороги (1894 г.); Новоторжская железная дорога (1895 г.); Боровичская железная дорога (1896 г.); Бологое‑Полоцкая железная дорога (1907 г.); железнодорожная сеть Московско‑Виндаво‑Рыбинского железнодорожного общества (1904 г.).

Так началось формирование Санкт‑Петербургского транспортного узла, включающего в себя в настоящее время около 30 дорог. Протяженность их главных путей превышает 10 000 километров, и они проходят по семи областям северо‑западного региона страны.

Центральный музей Октябрьской железной дороги открылся в 1978 г. В ноябре 2009 г. музей закрыт на реэкспозицию. Дата открытия не известна.

 

Экспозиция

Экспозиция музея открывается картой путей сообщения России. В музее можно узнать о поэтапном строении сети железных дорог Северо‑Запада, о повседневной жизни рабочих и служащих магистрали, о системе начального и профессионального образования, медицинского и пенсионного обеспечения, об электрификации и внедрении тепловозной тяги в годы советской власти, о работе Октябрьской железной дороги во время Великой Отечественной войны, о ее восстановлении и модернизации после победы.

 

Музей натурной железнодорожной техники им. В.В. Чубарова

 

Набережная Обводного канала, 118.

Станция метро: «Балтийская», далее пешком (около 750 метров).

Время работы: 11.00–17.00, без выходных.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено, но выставка расположена на платформах Варшавского вокзала и открыта для обзора.

 

История музея

Музей был открыт 1 августа 1991 г, на станции Шушары Октябрьской железной дороги и позже переведен на Варшавский вокзал. Он носит имя бывшего начальника Октябрьской дороги, почетного железнодорожника, Героя Социалистического Труда, первого директора Центрального музея дороги Владимира Васильевича Чубарова, положившего начало работам по созданию Музея железнодорожной техники.

 

Экспозиция

Старейший экспонат музея – бак тендера паровоза 3.374, построенный французским заводом «Фив‑лиль» в 1878 г. Здесь также можно увидеть танк‑паровоз Ь‑2023 постройки 1897 г. – старейший паровоз России; уникальный паровоз С‑68, паровоз Ов6640 типа 0‑4‑0 Путиловского завода выпуска 1902 г., советские товарные паровозы серий О, ФД, Э, СО, Л, ЛВ, пассажирские серий С, Сy и П36, маневровые серий 9П, БПЮ, зарубежные паровозы – финский Тк3‑1105 (1943 г), Еа 2201 (США) и ТЭ‑6769 (Австрия), оба постройки 1944 г.

Коллекция железнодорожной военной техники включает в себя бронеплощадки, железнодорожную артиллерийскую установку периода Великой Отечественной войны; баллистический железнодорожный ракетный комплекс.

Тепловозы представлены в экспозиции музея грузовыми локомотивами серий ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, М62, пассажирскими ТЭ7, ТЭП10, ТЭП60, ТЭП70, маневровыми тепловозами ВМЭ1, ТГэ, ТГМЗ, ТЭМ1, ТЭМ5, ЧМЭ3. Уникальными экспонатами являются магистральный тепловоз ТГ102‑153 с гидропередачей, созданный на Ленинградском тепловозостроительном заводе в 1963 г., а также опытный образец – тепловоз ТЭ5‑20‑032, созданный Харьковским тепловозостроительным заводом в 1949 г. для работы в районах Крайнего Севера.

В музее также можно осмотреть электровозы серий ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60 и первый советский скоростной электропоезд ЭР200.

Музей обладает крупнейшим в России собранием пассажирских вагонов. В 1996 г. 24 музейных вагона использовались в процессе съемок фильма «Анна Каренина».

Есть здесь и товарные вагоны, цистерны, полувагоны, платформы, а также восстановительные краны ЕДК25 и ДЖ45, используемые при ликвидации последствий аварий и крушений, для погрузки тяжеловесных грузов и замены ферм мостов.

 

Музей «Дорога Победы»

 

Станция «Петрокрепость» (музей «Дорога Победы»).

Тел.: 768‑21‑37.

Время работы: понедельник, среда, суббота, воскресенье 11.00–17.00 (или по предварительной договоренности).

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

 

История музея

«Дорогой Победы» называют временную железнодорожную линию «Поляны – Шлиссельбург», проложенную за две недели после прорыва блокады вдоль южного берега Ладожского озера. Железнодорожники называли ее «Коридор смерти», так как дорога проходила в 3 – 5 км от линии фронта, просматривалась и обстреливалась противником. В результате ввода дороги в строй 23 февраля в Ленинграде были повышены нормы выдачи продовольствия. С 7 февраля 1943 г. до 27 января 1944 г. – дня полного снятия блокады Ленинграда – по дороге прошло 4729 поездов, доставивших в Ленинград 4,4 миллиона тонн грузов (в 2,5 раза больше, чем по Дороге жизни). После снятия блокады дорогу демонтировали. В 1969 г. у поселка Приладожский установлен памятник «Дорога Победы».

 

Экспозиция

Музей рассказывает о строительстве и работе «Дороги Победы». Около музея установлен паровоз‑памятник Эм 721‑83, доставивший первый поезд из Ленинграда на Большую землю в 1943 г.

 

Вагон‑музей

 

Тел.: 436‑34‑48, научно‑просветительский отдел.

Свои специальные культурно‑исторические рейсы вагон‑музей осуществляет регулярно, по плану научно‑просветительского отдела Центрального музея Октябрьской железной дороги.

 

История музея

Вагон‑музей Октябрьской железной дороги создан в 1984 г. Он побывал почти на всех станциях Октябрьской магистрали, на Транссибе (в составе агитпоезда «Молодогвардеец»), в Финляндии (в дни празднования 125‑летия открытия железной дороги Санкт‑Петербург – Риихимяки).

 

Экспозиция

Экспозиция знакомит с историей развития железных дорог Северо‑Западного региона России. В вагоне‑музее имеется действующий макет масштабной железной дороги, демонстрируются видеофильмы об истории железнодорожного транспорта.

 

 

Музей метро

 

Улица Одоевского, 29.

Тел.: 301‑98‑99, добавочный: 5354.

Станция метро: «Приморская».

Время работы: ежедневно – 10.00–16.00, кроме выходных и праздничных дней.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! При себе необходимо иметь паспорт.

Официальный сайт музея: www.metro.spb.ru.

 

История музея

Первые проекты создания метрополитена в столице России появились еще в начале XIX в. Так, в 1820 г. инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Ответ Александра I был лаконичен: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных».

В 1889 г. свой проект городской железной дороги предложило Правление Балтийской железной дороги. Согласно этому проекту, дорога должна была соединять Балтийский и Финляндский вокзалы.

В 1901 г. появился проект эстакадно‑подземной дороги, соединяющей площадь у Казанского собора с Балтийским и Варшавским вокзалами. Дорога должна была пройти над Екатерининским и Обводным каналами и под Забалканским проспектом (автор проекта – инженер Печковский). С подобными же проектами выступал инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения.

Одним из первых теоретиков отечественного метростроения стал инженер путей сообщения П.И. Балинский, он разработал схему, включавшую в себя шесть городских линий, в том числе две большие кольцевые трассы.

Проект инженера Г.А. Гиршсона, разработанный им в 1902–1909 гг., включал в себя как соединение Балтийской и Варшавской железных дорог, так и дальнейшее продление линии по набережной Фонтанки, Екатерининскому каналу Лебяжьей канавке, через Неву к Каменноостровскому проспекту и далее через Большую Невку к Финляндской железной дороге. Согласно этому проекту, под Невским проспектом предполагалось проложить подземную трассу от Московского вокзала до Дворцовой площади.

Другие проекты внутригородской железной дороги разрабатывали: инженер Н.О. Кульжинский (1902 г. – наземная линия, соединяющая все вокзалы); Акционерное общество «Русских электротехнических заводов Сименс и Гальске» (1906 г. – проект подземной электрической дороги под Невским проспектом); инженер путей сообщения А.А. Лешерн фон Герцфельд (1906 г. – проект надземной электрической железной дороги, проходящей через центр города); предприниматель и журналист И.П. Табурно (1907 г. – проект скоростной дороги на эстакадах над Екатерининским каналом); бельгийские инженеры И. Гюле и П.‑Ф. Лево, инженер путей сообщения В.Н. Беляев, техник М.П. Мульханов и предприниматель Г.Т. Полилов (1907 г. – проект скоростной дороги по реке Таракановке и Екатерининскому каналу); А.Н. Горчаков (1909 г. – прокладка трех линий метрополитена); Ф.Е. Енакиев (1912 г. – проект преобразования Петербурга, включавший строительство метрополитена); Г.О. Графтио (июнь 1917 г.), а также Управление городских железных дорог (1917 г. – разработано несколько проектов строительства надземных и подземных линий метрополитена, одним из главных разработчиков был инженер‑электрик Ю.К. Гринвальд).

16 сентября 1907 г. в Петербурге пошел первый трамвай. Линию проложили прямо по льду Невы. Такой странный маршрут был связан с тем, что общества конных железных дорог арендовали земельные участки на всех центральных улицах.

Первая электрифицированная железнодорожная линия в России, позднее получившая название ОРАНЭЛ (Ораниенбаумская электрическая железная дорога), построена в 1913–1915 гг. по проекту инженера С.А. Бернатовича. Она проходила от Нарвских ворот до поселка Княжево (вблизи Трамвайного проспекта), поблизости от современной станции метро «Автово» сохранилась тяговая преобразовательная станция Оранэлы (ее современный адрес – пр. Стачек, 91).

Однако революция и Гражданская война прервали развитие городского транспорта. К проектам внутригородской железной дорги удалось вернуться только в тридцатые годы. В этот период разработано несколько схем строительства метрополитена в Петербурге. Их авторами были Ю.К. Гринвальд, главный инженер управления городских железных дорог, инженер О.Н. Штерцер, профессор Е.А. Яковлев, А.С. Никольский. Наконец, в 1941 г. Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве в Ленинграде метрополитена. Работы начались в апреле 1941 г., прерваны сразу после начала Великой Отечественной войны и возобновлены только 22 мая 1946 г.

Пока шло строительство первой очереди метрополитена, велась активная подготовка к ее эксплуатации. В декабре 1954 г. при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена, в марте 1955 г. организованы курсы по обучению рабочим профессиям для Ленинградского метрополитена, а также из Московского метрополитена в Ленинград доставлено 59 вагонов метро типа «Г».

Пробный поезд прошел по первой линии метроплитена от 8 октября 1955 г. Его путь пролегал через восемь станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод»,«Автово». 15 ноября того же года по этому маршруту прошел уже первый пассажирский поезд, а днем раньше, 14 ноября, указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В.И. Ленина.

О дальнейшей истории метрополитена в Ленинграде – Санкт‑Петербурге и о перспективах его развития можно узнать в Музее метро, который открыт при ГУП «Петербургский метро политен» 14 ноября 2005 г.

 

Экспозиция

Здесь можно увидеть проекты электрических городских железных дорог XIX в., светодиодную карту современного Петербургского метро, а также экспонаты, сохраняющие память о Ленинградском метрополитене: турникет, совсем недавно, стоявший на всех станциях метро, старый автомат по продаже жетонов, медали, кубки, сувенирные ключи от станций.

В музее можно познакомиться с устройством эскалаторов, светофоров и даже побывать в кабине машиниста и ощутить, что значит управлять электропоездом.

 

Дополнительные возможности

В музее можно посмотреть фильм об истории метрополитена.

 

Музей «Лошадиная сила»

 

Конюшенная площадь, 1.

Станция метро: «Невский проспект».

Время работы: ежедневно – 11.00–19.00, выходной день – понедельник.

В праздники без выходных.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

 

История музея

Музей открыт в 2009 г. Это первое крупное собрание мототехники в России.

 

Экспозиция

Экспозиция включает в себя более 50 мотоциклов от первых примитивных до самых современных моделей, в том числе машины для мотокросса, спидвэя, триала, кольцевых гонок. Одним из самых необычных экспонатов выставки является немецкий мотоцикл времен войны.

 

Музей циркового искусства

 

Набережная реки Фонтанки, 3.

Тел.: 570‑54‑13.

Станция метро: «Гостиный двор».

Время работы: ежедневно – 13.00–17.00, выходные дни – суббота, воскресенье.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

Официальный сайт музея: www.circus.spb.ru.

 

История музея

Первый каменный стационарный цирк России открылся в Санкт‑Петербурге 26 декабря 1877 г., его владельцем стал итальянский подданный, наездник и дрессировщик лошадей Гаэтано Чинизелли.

Цирк Чинизелли построен по проекту архитектора В. Кенеля. Архитектор впервые в мире применил сетчато‑ребристую конструкцию, что позволило ему создать самый большой купол среди всех европейских цирков того времени. Купол Санкт‑Петербургского цирка входит в число выдающихся памятников науки и техники, зал цирка был рассчитан на 5000 человек.

Чинизелли стремился удивлять зрителей не только искусством своих артистов, но и различными техническими новшествами. Так, в 1892 г. на представлении «Четыре стихии» разыгралась настоящая водная феерия. Манеж превратился в озеро, в котором плавали олени, слоны и лошади со всадниками, на арене били фонтаны.

В 1897 г. зрители увидели «Волшебный электрический фонтан» и «Оригинал космограф – живые фотографии с коллекцией разнообразных картин».

Семья Чинизелли владела цирком вплоть до 1919 г., после его обязанности принял на себя коллектив работников цирка.

Музей цирка был открыт в 1928 г. Основу музейных фондов составили материалы из коллекций преподавателя сценического движения в театральной школе, одного из основателей Театрального музея в Ленинграде В.Я. Андреева и деятеля цирка, режиссера, критика Е.П. Гершуни. Василий Яковлевич Андреев стал первым директором музея.

В 1928 г. для посетителей цирка организовали выставки «Хищники в цирке» и «Дрессировка животных». Последующие выставки также рассказывали об отдельных жанрах циркового искусства: о жонглировании, клоунаде, конном цирке.

В 1930–1931 гг. на основе фондов музея создается книга «Цирк (Происхождение. Развитие. Перспективы)», ее автор Евгений Михайлович Кузнецов – крупный советский историк и теоретик циркового искусства. Позже с использованием музейных материалов были написаны многие книги по истории и теории циркового искусства, разработаны дипломы и диссертации.

С 1941 по ноябрь 1944 г. Ленинградский цирк был закрыт, однако цирковые артисты и в годы войны не прекращали работу над номерами, вошедшими позже в первые послевоенные программы.

В 1975 г. при музее открыли выставочный зал для временных экспозиций.

За последние годы музеем подготовлены выставки: «Художник и цирк», «К 100‑летию Карандаша», «Цирк о времени и о себе» (к 125‑летию Санкт‑Петербургского цирка), «Артисты цирка в годы Великой Отечественной войны», «Цирк глазами детей». К 130‑летию Санкт‑Петербургского цирка в переоборудованном выставочном зале была открыта экспозиция «Многоликий цирк».

В 2007 г. программой «Международное цирковое шоу „Карнавал на Фонтанке“» Санкт‑Петербургский цирк отметил свое 130‑летие.

 

Экспозиция

В настоящее время музей насчитывает около 90 000 предметов хранения. Музейное собрание состоит из нескольких коллекций, содержащих русские и иностранные материалы: библиотека, фототека, видеотека; отделы плаката, цирковых программок, рукописного материала, газетных вырезок, пластических форм, костюмов и реквизита.

 

Музей истории фотографии

 

Улица Профессора Попова, 23.

Тел.: 346‑18‑50.

Станция метро: «Петроградская».

Время работы: ежедневно – 13.00–17.00, выходные дни – воскресенье, понедельник. В июле – августе музей закрыт.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Официальный сайт музея: www.photohismus.spb.ru.

 

История музея

В Х в. нашей эры арабский математик и ученый Альгазен из Басры заметил, что когда свет проходит через небольшое отверстие, то на белой поверхности позади него можно заметить уменьшенное перевернутое изображение освещенного предмета, и построил первую камеру‑обскуру для наблюдений за затмениями солнца.

В 1725 г. немецкий физик Иоганн Гейнрих Шульце обнаружил, что смесь мела с азотной кислотой, в которой растворено немного серебра, темнеет под воздействием солнечных лучей. Он получил первые фотографические отпечатки, накладывая на бутылку с приготовленным раствором вырезанные из бумаги буквы и фигуры.

Первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 г. с помощью камеры‑обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

В 1839 г. француз Луи‑Жак Манде Дагерр (Jacques Daguerre) научился получать изображения на медной пластине, покрытой серебром. В качестве проявителя Дагерр использовал пары нагретой ртути. В качестве закрепителя – поваренную соль. Этот способ получения фотографического изображения был назван дагерротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения негативного фотографического изображения на бумаге, пропитанной хлористым серебром, который назвал калотипией.

В 1861 г. Джеймс Максвелл научился делать цветные снимки, используя три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зеленым и синим). В 1873 г. немецкие фотохимики Герман Вильгельм Фогель и Адольф Мите разработали вещества, делающие фотопластину чувствительной к лучам различной длины. Адольф Мите сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор и устроил демонстрацию цветных снимков в Берлине в 1902 г. Позже ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин‑Горский разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка.

В 1907 г. запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. До 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

В 1981 г. компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС‑Матрицей, записывающей снимки на диск. В 1990 г. компанией Kodak была выпущена первая цифровая камера – DCS 100.

Музей истории фотографии (МИФ) основан 18 августа 2003 г. в Санкт‑Петербурге по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций. Коллекция МИФ образована путем объединения нескольких частных собраний.

 

Экспозиция

В музее можно познакомиться с основными этапами развития фотографии как технологического процесса. В экспозиции представлены дагерротипы, амбротипы, отпечатки на соленой бумаге, мокроколлодионные негативы, отпечатки на альбумино‑серебряных и желатино‑серебряных бумагах.

Также на экспозиции можно увидеть любительскую и профессиональную фотоаппаратуру XIX и XX вв. от легендарной камеры‑обскура и лейцовской «Лейки» до репродукционной камеры из закрытого советского НИИ.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.