Центральный музей связи им. А.С. Попова — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Центральный музей связи им. А.С. Попова

2019-07-12 134
Центральный музей связи им. А.С. Попова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Почтамтский переулок, 4.

Тел.: 323‑97‑18.

Станция метро: «Невский проспект».

Время работы: ежедневно – 10.30–18.00, выходные дни – воскресенье, понедельник и последний четверг каждого месяца.

Касса закрывается на час раньше.

Для лиц с ограниченной подвижностью: оборудован пандусом и лифтом.

Официальный сайт музея: www.ru.stelekom‑museum.ru.

 

История музея

Музей размещается в здании, построенном по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747–1799).

С 1782 г. до последних дней своей жизни А.А. Безбородко возглавлял Почтовое ведомство.

В 1829 г. наследники Безбородко продали дом Почтовому департаменту. Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи, после переезда в 1918 г. Наркомпочта в Москву освободившиеся помещения передали вновь образованному Главному управлению Северо‑Западного округа.

Музей основан в 1872 г. и в 1877 г. открыт для посетителей. С самых первых дней своего существования музей не ограничивался только изучением истории почтовых отправлений, а шел в ногу со временем. Так, первые телефонные аппараты появились в стенах музея в 1882 г., а первые устройства для радиосвязи – в 1914 г.

В 1919 г. музей, называвшийся в то время Музеем народной связи, переводится в Москву, однако уже в 1922 г. экспонаты вернули в Петроград из‑за отсутствия в Москве помещения. С 1924 г. музей размещается во дворце А.А. Безбородко в двух шагах от Главпочтамта.

В годы Великой Отечественной войны часть действующих экспонатов музея изъяли и передали для нужд фронта. 7 мая 1945 г., в ознаменование 50‑летия радио, музей получил новое имя – Центральный музей связи им. А.С. Попова. Однако открытие экспозиции состоялось только в 1950 г., так как здание получило повреждения в результате артобстрелов, и ему требовался ремонт.

В 1974 г. экспозицию музея закрыли в связи с аварийным состоянием здания и необходимостью его капитального ремонта, и только в 2000 г. была разработана Программа развития Центрального музея связи им. А.С. Попова, предусматривающая открытие его экспозиций для посетителей в 2003 г.

В 2001 г. Музею возвращаются государственный статус и бюджетное финансирование и создается «Российский фонд истории связи» для финансирования, реконструкции и оборудования новой экспозиции музея.

В 2003 г., к 300‑летию Петербурга, музей впервые открыл свои двери для посетителей.

 

Экспозиция

В музее можно познакомиться с историей развития почтовой связи в России, увидеть подлинные почтовые сани, почтовые колокольчики, рожки, ставшие символом почты, нагрудные знаки почтальонов, почтовые баулы и сумки, макеты средств перевозки почты, а также ящики для писем разных губерний, для городской и сельской почты, ящики для бандеролей, ящики с указанием времени выемки корреспонденции, автоматы для продажи почтовых марок. В первом зале музея находится также действующая модель пневмопочты, с помощью которой посетители могут посылать сообщения друг другу.

О распространении телеграфной связи рассказывают модель семафорного телеграфа Шато, подлинный экземпляр первого в мире электромагнитного телеграфного аппарата, изобретенного в 1832 г. П.Л. Шиллингом, аппараты кодовой передачи сообщений С. Морзе, буквопечатающий Д. Юза, факсимильный Д. Казелли, телетайп Трусевича, фототелеграфный «Нева» и т. д.

В следующих залах можно увидеть первые телефоны Ф. Рейса, А. Белла, микрофон Д. Юза, телефонные трубки, применявшиеся для передачи и приема, аппараты различных моделей. Также представлена коммутационная аппаратура: первый междугородный коммутатор, работавший на линии С.‑Петербург – Москва (1898 г.), искатель АТС машинной системы, телефонная трансляция В.И. Коваленкова и другие аппараты.

Отдельный раздел музея посвящен развитию радио и телевидения. Здесь представлены приборы, изготовленные Александром Степановичем Поповым, КВ передатчик, «кристадин» О.В. Лосева, транзисторная аппаратура, бытовые радиоприемники, модель первой в мире электронной приемной телевизионной трубки Б.Л. Розинга, первая передающая трубка – иконоскоп, первые электронные телевизоры «ТК‑1», «17ТН‑1», «КВН‑49», первый отечественный промышленный телевизор цветного изображения «Радуга‑3», телевизионная камера цветного телевидения «КТ‑116», макет Останкинской радиотелевизионной башни и другие экспонаты.

О современных средствах коммуникации рассказывает экспозиция, посвященная мобильным телефонам, спутникам связи, а также есть несколько действующих моделей видеофонов.

Экспозицию музея дополняет мультимедийная аппаратура, позволяющая наглядно продемонстрировать работу уникальных исторических аппаратов, представленных в музейных витринах, а также увидеть кадры документальной кинохроники.

Отдельный интерактивный раздел посвящен физическим основам электросвязи. Интерактивные макеты, часть из которых была закуплена в Германии и Финляндии, а часть произведена в России, позволяют посетителям провести несложные опыты и убедиться в действенности физических законов, благодаря которым работают такие «современные чудеса», как телеграф, телефон, радиоприемник, телевизор.

 

Дополнительные возможности

В музее можно заказать обзорную экскурсию по истории развития средств связи, а также экскурсию «Сокровищница Российской филателии» с посещением фонда открытого доступа «Сокровищница знаков почтовой оплаты России».

Посетители услышат интересные рассказы:

– о видах почтовой корреспонденции, имевших хождение в Российской империи, и том, как они пересылались, когда не существовало почтовых марок и почтовых ящиков;

– о почтовых реформах, которые пришлось провести в России, чтобы ввести предварительную оплату корреспонденции, т. е. о первых знаках почтовой оплаты;

– о том, насколько серьезно относились к подготовке государственных знаков почтовой оплаты их создатели и где печатались почтовые марки;

– как из рисунка получается почтовая марка;

– о появлении в России первых сюжетных почтовых марок, чему они посвящались и кто был их автором;

– о начале использования для пересылки кратких сообщений телеграмм и открыток.

Детские экскурсии: «Тайна почтового ящика» – это увлекательное путешествие в историю почты и почтовой связи для детей 5–11 лет. Она состоит из экскурсии по музейной экспозиции «История развития почтовой связи в России» и творческо‑тематического занятия. Во время экскурсии дети узнают, как с развитием человеческого общества появилась письменность, как изменялись и совершенствовались виды и способы передачи писем, что такое «ямская гоньба», как пользоваться пневмопочтой и много интересных фактов из деятельности почтовых служб. В ходе путешествия в мир истории почты дети не только знакомятся с интересными раритетами, но и получают возможность «поиграть» на интерактивных экспонатах: сделать марку на перфораторе, отправить пневмопочту, прочитать адрес при помощи электронного декодера, который распознает почерк, и др. Ребята не только внимательно слушают своего «главнокомандующего» путешествия, но и отгадывают загадки, решают ребусы, проводят маленькие «научные исследования».

На творческих занятиях дошкольники продолжают знакомиться со способами отправки писем, разукрашивая изображения современных и старинных средств перевозки почтовой корреспонденции ямщиками и почтальонами. Творческим итогом экскурсии для учеников 1–2‑х классов становится рисование образца почтовой марки и гашение его на почтовом отделении Центрального музея связи им. А.С. Попова. А школьники 3–5‑х классов в конце исторического путешествия знакомятся с Феей Вежливости, пишут письма друзьям или родственникам и отправляют их адресату через музейное почтовое отделение.

Эта возможность прекрасно используется для почтовых поздравлений родителей с праздниками 23 февраля и 8 марта или новогодней переписки с Дедом Морозом из Великого Устюга. Программа «Тайна почтового ящика» может стать новым способом празднования дня рождения ребенка в музее. Ребята пишут письма и рисуют поздравительные открытки имениннику, и тогда все самые добрые пожелания приглашенных гостей доходят до именинника по почте. А волнующее чувство ожидания и ощущение первооткрывателя во время получения писем становятся приятным дополнением к общей атмосфере дня рождения.

«По морям, по волнам». Вы знаете, что волны бывают не только морские? А какие еще? Об этом расскажет увлекательная программа Центрального музея связи им. А.С. Попова «По морям, по волнам». Она будет интересна и ученикам средних классов, и ребятам постарше. Ведь, путешествуя «по морям, по волнам», они узнают, что такое «почта Нептуна», где рождается звук и куда он несется, что объединяет зеркало и волны. Ребята откроют для себя загадочный мир беспроводной связи, попробуют передать по радиоволне сообщение, найдут общее между мобильными телефонами и пчелами. Программа «По морям, по волнам» состоит из двух блоков: экскурсии‑путешествия и интерактивных игр на автоматических экспонатах музея. Экскурсия построена так, что юные посетители, активно участвуя в процессе, отвечая на вопросы и отгадывая загадки, знакомятся с морскими, световыми, воздушными и радиоволнами и применением их в мире связи.

Для младших и средних классов экскурсия сопровождается ролевой игрой и делает путешествие еще более увлекательным. А слышали ли вы, как кричит на дне морском кашалот, или пробовали в действии электромагнит? Это, а также «ручная» батарейка, прыгающее кольцо, динамо‑машина и многое другое ребята смогут самостоятельно опробовать в ходе второй – интерактивной – части программы «По морям, по волнам». «По морям, по волнам» – это не только интересная физика и история, но и увлекательные открытия в мире старинных и современных средств связи!

Новая экскурсионная программа для детей «Музейный квартал на Почтамтской улице» включает в себя посещение Государственного музея истории религии и Центрального музея связи им. А.С. Попова с доставкой на музейном автобусе и тематическая экскурсия по Санкт‑Петербургу (по желанию). Программа ориентирована на детскую аудиторию разного возраста – от 7 до 15 лет. В зависимости от возраста вы можете самостоятельно скомпоновать программу вашего посещения «Музейного квартала», выбрав из предлагаемого музеем списка то или иное музейно‑педагогическое занятие/экскурсию.

Отправить заявку на экскурсионное обслуживание можно по тел.: 571‑00‑60; факс: 315‑48‑73; e‑mail: [email protected]‑museum.ru.

Экскурсии проводятся только по предварительной записи, за исключением индивидуальных обзорных экскурсий по постоянной экспозиции.

 

Музей Академии гражданской авиации и ГУАП «Пулково»

 

Улица Пилотов, 38.

Тел.: 704‑15‑20, 704‑15‑19.

Станция метро: «Московская», далее – наземным транспортом до Авиагородка.

Время работы: ежедневно – 10.00–17.00, выходные дни – суббота, воскресенье.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

 

История музея

В 1884 г. контр‑адмирал Александр Федорович Можайский завершил постройку и испытание летательного аппарата с человеком на борту, приводимого в действие двумя паровыми двигателями, работающими на три воздушных винта. Это про изошло в Красном Селе под Петербургом. К сожалению, аппарат так и не оторвался от земли, но работа Можайского привлекала внимание российской общественности к авиации.

В декабре 1884 г. в России при Главном инженерном управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии – Электротехнической) частью генерал‑майора М.М. Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям».

По заключению этой комиссии в феврале 1885 г. сформирована Воздухоплавательная команда – первое в русской армии регулярное подразделение такого рода. В апреле 1887 г. Воздухоплавательная команда переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 г. утверждено положение о Воздухоплавательной части и основан Учебный воздухоплавательный парк (УВП), который позже (в 1910 г.) стал Офицерской воздухоплавательной школой. На протяжении многих лет ее деятельность протекала на учебном аэродроме в Гатчине.

Одновременно с военной и шло развитие гражданской авиации.

С 1908 г., когда в Петербурге возник Императорский Всероссийский аэроклуб на Комендантском ипподроме, расположенном на северо‑западе Петербурга, начали испытывать летательные аппараты. В мае 1910 г. здесь состоялась первая в России Авиационная неделя. В состязании на скорость, высоту и время нахождения в воздухе приняли участие шесть авиаторов из разных стран мира: Швейцарии, Франции, Бельгии. Единственным русским, участвовавшим в состязании, был Николай Евграфович Попов, завоевавший три приза из шести.

23 июля 1911 г. с Комендантского аэродрома стартовал первый воздушный перелет из Петербурга в Москву. Этот полет продолжался два дня и потребовал от авиаторов страшного напряжения сил. Из девяти стартовавших аэропланов лишь один целым и невредимым добрался до Москвы.

3 мая 1912 г. на Комендантском аэродроме открылась авиационная школа Всероссийского авиаклуба.

В июне 1914 г. с Корпусного аэродрома за Московским шоссе стартовал самолет «Илья Муромец» И.И. Сикорского, совершивший рекордный полет по маршруту Петербург – Киев (преодолел свыше 1 тыс. км за 12 часов 50 минут). Здесь был собран и опробован крупнейший в мире аэроплан «Русский витязь».

О дальнейшей истории русской гражданской авиации (об открытии первых регулярных воздушных линий на Северо‑Западе и международных рейсов, о создании Университета гражданской авиации, об организации Ленинградского авиаотряда и Северного управления ГВФ и участии их в Великой Отечественной войне, о пионерах освоения реактивной техники в Ленинградском авиапредприятии и подготовке кадров для иностранных авиакомпаний, о преобразовании Высшего авиационного училища ГВФ в Академию и ее перебазировании с Литейного проспекта, 48, в авиагородок, о современной истории Академии (Университета) гражданской авиации и Авиапредприятия «Пулково») можно узнать в Музее Академии гражданской авиации и ГУАП «Пулково».

Музей Академии гражданской авиации существует с 1975 г., музей ГУАП «Пулково» – с 1984 г. В 1993 г. на базе этих двух музеев был создан новый, объединенный.

 

Экспозиция

Экспозиция включает в себя четыре зала.

Первый посвящен возникновению авиации в России. Здесь можно увидеть первые воздухоплавательный (1894 г.) и авиационный (1911 г.) флаги России, подлинное кресло из рабочего кабинета начальника ОВШ генерала А.М. Кованько, первые учебники по авиационным дисциплинам, читавшимся в Политехническом институте и Институте инженеров путей сообщения; памятные жетоны, выдававшиеся гражданам за денежные пожертвования на строительство Российского воздушного флота.

В следующем зале экспонируются конспекты лекций, дипломные работы и даже Мраморная доска почета отличников учебы, летные книжки, пилотские свидетельства, нагрудные знаки за безаварийный налет километров и количество часов, принадлежавшие курсантам и выпускникам Высших авиационных курсов, лопасти винтов самолетов Юнкерс‑13, Ли‑2, Ан‑2; академический тренажер – кабина Ил‑14П; штурвалы Ту‑104 и Ил‑8, модели знаменитых самолетов «Илья Муромец», АНТ‑2, АНТ‑9, Р‑5, К‑5, Ш‑2, АНТ‑14, АНТ‑25.

Здесь же можно увидеть мемориальные предметы первооткрывателей воздушных линий авиапредприятия в 1930‑е гг.: П.М. Захарова, В.А. Дроздова, М.А. Никифорова, К.А. Решетникова, А.П. Лебедева; летные книжки и боевые награды авиаторов Особой северной авиагруппы и 4‑го Авиаполка ГВФ (1941–1945 гг.), авиационный офицерский кортик образца 1945 г., подаренный музею инструктором тренажерного центра академии З.Г. Гульбадашвили; китель Главного маршала авиации дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова, первого начальника ВАУ‑Академии (1956–1966 гг.).

Третий зал рассказывает о современной истории Академии, получившей в 2004 г. новый статус – Санкт‑Петербург ский университет гражданской авиации и предприятия «Пулково».

Четвертый зал музея воссоздает храм Святого пророка Илии, построенный в 1899 г. в Учебном воздухоплавательном парке, храм был разрушен в конце 1920‑х гг.

На постоянной выставке из фондов Научно‑технического отдела представлены уникальные экспонаты: концевая часть лопасти воздушного винта Шовьера «Интеграл» для мотора «Гном Омега», воздушный винт аэроплана «Лебедь», центральная часть пропеллера самолета «Моран‑Ж» (1910‑е гг.); кабины самолетов Ил‑14М и Як‑18А, приборные доски вертолетов Ми‑1 и Ми‑4, агрегаты и приборы самолетов 1960–1990‑х гг., включая коллекцию бортовых самописцев, так называемых «черных ящиков».

Здесь посетители могут посидеть за столами, на которых когда‑то в учебных аудиториях Политехнического института чертили великие авиаконструкторы И.И. Сикорский, Н.Н. Поликарпов, В.Б. Шавров.

Недалеко от Университета находится уникальный экспонат, единственный в России, – вертолет Ми‑4, восстановленный Сергеем Лаврентьевым. А перед входом в Университет установлен настоящий истребитель МиГ‑31.

 

Дополнительные возможности

В музее можно заказать экскурсии: обзорную экскурсию по Объединенному музею Академии гражданской авиации и ГУАП «Пулково»; «История первого в СПб авиационного храма Св. Илии на территории Офицерской воздухоплавательной школы, 1899–1920‑е гг.»; «История и технология постройки аэроплана „Фарман‑1“»; «Великие деятели авиации и авиационного образования России».

Музей располагает обширной библиотекой, в которой находятся уникальные, изданные в 1909 г. в Париже фолианты по воздухоплаванию и авиации, книги и журналы по гражданской, военной, морской авиации 1920–1950 гг., часть личной библиотеки маршала А.А. Новикова с его автографами; мемуары заслуженного летчика‑испытателя, ученого и писателя, доктора технических наук М.Л. Галлая и т. д.

При содействии музея Академии в 1983 г. был образован студенческий клуб «Радар». В 1985 г. на его базе возникло Студенческое конструкторское бюро. Построенный в СКБ под руководством приглашенного известного авиаконструктора‑энтузиаста Евгения Галича мотопланер «Октябрь» был одним из первых в СССР, созданных по передовым технологиям. В 1986 г. он демонстрировался на Городской выставке, а через год – в Москве в Тушино на Всесоюзном конкурсе сверхлегких летательных аппаратов СЛА‑87. В 1990 г. СКБ было преобразовано в АТСК (Авиационный спортивный технический клуб (1990 г.))

В настоящее время АТСК состоит из отделов:

1. Отдел раритетной техники (руководители М.Ф. Кужим, С.А. Лаврентьев).

2. Отдел сверхлегких летательных аппаратов (руководитель А.Л. Сергеев). Конструкторы приглашают любителей ознакомиться на одном из пригородных аэродромов Петербурга с недавно построенным мотопланером «Гусь», имеющим высокие летно‑технические характеристики, и даже опробовать аппарат в полете.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.