Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

2019-07-12 166
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры олимпиадных заданий и критерии оценки результатов. Структура олимпиады.

Основной целью олимпиады является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и познавательного интереса к изучаемому предмету.

Задачи олимпиады:

- развитие у обучающихся интереса к биологии;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

- активизация внеклассной работы;

- привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.

Значение олимпиады:

· Способствует глубокому и прочному усвоению биологических знаний;

· Повышает интерес школьников к развитию биологии;

· Развивает творческую инициативу и интеллектуальную способность;

· Воспитывает ответственное отношение к биологии;

· Помогает сознательному выбору будущей профессии.

Типы олимпиадных заданий: тестовые задания, участие в викторине, письменные работы с развёрнутым ответом, защита проектных и исследовательских работ, устные ответы на проблемные вопросы (собеседование), биологический кроссворд, поиск ошибок в тексте и др. Задания должны быть сбалансированные, чтобы их не смог решить троечник.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП) 7 КЛАСС.

Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание), т.е. заданий 20.

Примеры:

1. Какая область биологической науки обобщает знания о взаимоотношениях

организмов и среды?

а) учение об эволюции; в) систематика;

б) биотехнология; г) экология.

 

2. Слой клеток в теле растения, за счет которого идет вторичное утолщение

стебля или корня:

а) перицикл; в) камбий;

б) периблема; г) феллоген.

 

3. Корнеплод не образуется у:

а) свеклы; в) картофеля;

б) турнепса; г) моркови.

Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание), т.е. заданий 5.

Примеры:

1. Признаки семейства Злаковые:

I. Вставочный рост.

II. Параллельное жилкование листа.

III. Плод семянка.

IV. Закрытые проводящие пучки.

а) I, II, IV; б) I, II, III; в) I, III, IV; г) II, III, IV.

 

2. Корневые клубеньки с азотфиксирующими бактериями образуют:

I. Акация желтая.

II. Ольха серая.

III. Смородина.

IV. Облепиха.

V. Ива.

а) II, IV, V; б) I, II, IV; в) II, III, V; г) I, III, V

Часть III. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В ответах указывается вариант ответа «да»

или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5.

 

Примеры:

 

1. Борщевик, морковь, пастернак – представители семейства зонтичные.

2. Наиболее вероятными предками членистоногих были круглые черви.

3. Вайя – крупный, сильно расчлененный лист папоротника.

4. На территории Архангельской области функционирует один природный заповедник и два национальных парка.

5. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит только от

корневого давления. Часть IV. Предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3.

 

Примеры:

 

1. Установите соответствие между указанными типами плодов и растениями. К каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

Растения Тип плода
а) рябина обыкновенная б) черемуха в) вишня г) смородина д) яблоня лесная е) брусника 1. Ягода 2. Яблоко 3. Костянка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры

 

а б в г д е
           

 

 

Развивающее обучение. Примеры некоторых технологий развивающего обучения.

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Методические приемы

Методика работы с кластером:

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большего листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
2. Начните записывать слона или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой.
3. Выпишите столько идей, сколько вы сможете генерировать, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны Ваши идеи.

Кластер – это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер – это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. Ученик каждый раз может создать свой кластер.

ИНСЕРТ – маркировка текста. В русскоязычном варианте часто именуется как чтение с условными значками или просто «условные значки». Используется для работы с информационными и познавательными текстами. Используется на стадии осмысления и рефлексии. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения
     Таблица «Инсерт»

       

В таблицу делаются выписки по каждому значку. На основе таблицы можно сделать обсуждение полученных результатов в парах, группах или фронтально.

Свободное письменное задание

Прием, который используется на стадии вызова или рефлексии. Дается свободное письменное задание, в котором предлагается, например, кратко выразить то, что ученики узнали, а также свое отношение к изученному.

СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенной теме.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.

Вывод:

Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Актуализация знаний

Проводится в форме беседы на основе повторения материала, пройденного в 7 классе.

Вопросы:

А) Каково значение питания в жизни животных?
Б) Что происходит с пищей в их организме?

Учитель зачитывает загадку, а учащиеся её отгадывают:

Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается,
Пищи происходит усвоение,
И тому виной … (пищеварение).

1-я фаза – фаза вызова: задачи – связь с прошлым актуализирует новую информацию – пищеварительная система млекопитающих. На доске записано тема, которую учащиеся записывают в тетрадь, и я, говорю, что ключевым словом будет наша отгадка:

Пищеварение

Учащиеся записывают свои ассоциации к данному слову – сначала индивидуально, затем обсуждение в группе, а затем представитель от каждой группы записывает ассоциации на доске.

2-я фаза – фаза осмысления (реализация смысла): задачи – поддержать активность и интерес к обучению темы; сформулировать собственное понимание информации. 30 минут

Заполнение знаковой таблицы «Инсерт». Таблица заполняется сначала индивидуально, затем работа в группе по таблице, общее обсуждение и заполнение общей таблицы, каждая группа вывешивает свою таблицу на доску и знакомит всех учащихся с ней.

 

3-я фаза – фаза рефлексии: задачи – закрепление новых знаний.

Написать синквейн – учащиеся в тетради его записывают, а затем некоторые из них его зачитывают. Проводится групповая работа.

Примеры олимпиадных заданий и критерии оценки результатов. Структура олимпиады.

Основной целью олимпиады является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и познавательного интереса к изучаемому предмету.

Задачи олимпиады:

- развитие у обучающихся интереса к биологии;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

- активизация внеклассной работы;

- привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.

Значение олимпиады:

· Способствует глубокому и прочному усвоению биологических знаний;

· Повышает интерес школьников к развитию биологии;

· Развивает творческую инициативу и интеллектуальную способность;

· Воспитывает ответственное отношение к биологии;

· Помогает сознательному выбору будущей профессии.

Типы олимпиадных заданий: тестовые задания, участие в викторине, письменные работы с развёрнутым ответом, защита проектных и исследовательских работ, устные ответы на проблемные вопросы (собеседование), биологический кроссворд, поиск ошибок в тексте и др. Задания должны быть сбалансированные, чтобы их не смог решить троечник.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП) 7 КЛАСС.

Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание), т.е. заданий 20.

Примеры:

1. Какая область биологической науки обобщает знания о взаимоотношениях

организмов и среды?

а) учение об эволюции; в) систематика;

б) биотехнология; г) экология.

 

2. Слой клеток в теле растения, за счет которого идет вторичное утолщение

стебля или корня:

а) перицикл; в) камбий;

б) периблема; г) феллоген.

 

3. Корнеплод не образуется у:

а) свеклы; в) картофеля;

б) турнепса; г) моркови.

Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание), т.е. заданий 5.

Примеры:

1. Признаки семейства Злаковые:

I. Вставочный рост.

II. Параллельное жилкование листа.

III. Плод семянка.

IV. Закрытые проводящие пучки.

а) I, II, IV; б) I, II, III; в) I, III, IV; г) II, III, IV.

 

2. Корневые клубеньки с азотфиксирующими бактериями образуют:

I. Акация желтая.

II. Ольха серая.

III. Смородина.

IV. Облепиха.

V. Ива.

а) II, IV, V; б) I, II, IV; в) II, III, V; г) I, III, V

Часть III. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В ответах указывается вариант ответа «да»

или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5.

 

Примеры:

 

1. Борщевик, морковь, пастернак – представители семейства зонтичные.

2. Наиболее вероятными предками членистоногих были круглые черви.

3. Вайя – крупный, сильно расчлененный лист папоротника.

4. На территории Архангельской области функционирует один природный заповедник и два национальных парка.

5. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит только от

корневого давления. Часть IV. Предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3.

 

Примеры:

 

1. Установите соответствие между указанными типами плодов и растениями. К каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

Растения Тип плода
а) рябина обыкновенная б) черемуха в) вишня г) смородина д) яблоня лесная е) брусника 1. Ягода 2. Яблоко 3. Костянка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры

 

а б в г д е
           

 

 

Развивающее обучение. Примеры некоторых технологий развивающего обучения.

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе их теории лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.