Игры на классификацию предметов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Игры на классификацию предметов

2019-07-12 276
Игры на классификацию предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Дайте ребенку набор из кубиков, шариков, цилиндров и т. д. Из доски и коробки сделайте наклонную плоскость. Вместе с ребенком исследуйте, какие предметы скатываются с наклонной плоскости, а какие просто «соскальзывают». Из кубиков можно построить «дорожки» и «ловушки», в которые будут закатываться шарики и цилиндры.

2. Дайте ребенку стержень от пирамидки и набор кубиков. В части кубиков должно быть прорезано сквозное отверстие так, чтобы их можно было нанизать на стержень (я прорезала пластмассовые кубики горячим ножом), у остальных отверстия нет. Задача ребенка: выбрать кубики с отверстиями и нанизать на стержень.

3. Для сортировки колечек по размеру существуют пирамидки типа «елочка» – широкие у основания и сужающиеся к вершине. Соответственно, в больших кольцах проделаны большие отверстия, в маленьких – отверстия меньшего диаметра. Такую пирамидку можно собрать только одним способом: от самого большого кольца к самому маленькому.

4. Обед. Для большой куклы нужно выбрать большие чашку, ложку, тарелку и т. д., для маленькой – маленькие.

5. Мама и дети. Нужны два набора матрешек разных цветов. Мамы (большие матрешки) перепутали своих детей. Нужно снова воссоединить семьи.

6. Из большой пирамидки (6–8 колец разного размера) можно собрать 3–4 маленьких пирамидки по 2 кольца (большое и маленькое).

7. На стенках коробки вырезаются большие и маленькие квадратики. Теперь большой кубик можно бросить в большое отверстие, а маленький – в малое. Маленький кубик проходит также в большое отверстие, но большой не может пройти в малое (эта игра является упрощенным вариантом кубика Монтессори).

8. На коробке вырезаны прямоугольные отверстия трех размеров. Это – двери гаражей, в которые надо закатить большие, средние и маленькие машинки.

 

Должна предупредить, что эти игры приходятся по вкусу далеко не всем двухлеткам, и равнодушие к ним еще не значит, что ребенок никогда не станет великим ученым или мыслителем. Если ваш ребенок предпочитает немного похулиганить, вместо того чтобы сортировать предметы, значит, это его путь развития мышления.

 

«Парочки»

 

Эти игры с картинками (в них удобно использовать наборы открыток) предназначены для того, чтобы научить малыша группировать предметы по множествам, находя для них какой‑то общий признак (съедобное – несъедобное, животные – растения – игрушки) и т. д. Такой уровень абстракции доступен далеко не всем двухгодовалым детям. Поэтому будет достаточно, если, играя с набором карточек, вы «сформулируете проблему» и малыш сможет без помех ее обдумывать в течение ближайшего года.

Начните с самого простого. Разложите перед малышом 3–4 картинки и попросите его найти, к примеру, слона. Когда задание будет выполнено, попросите найти еще одного слона (разумеется, среди картинок должна быть еще одна с изображением слона, отличающимся от нарисованного на первой картинке). Когда малыш освоит идею «Найди еще одного…», положите перед ним три картинки – двух слонов и автомобиль – и спросите: «Какая картинка лишняя?» Если он затрудняется с ответом, подскажите ему: «На какой из них нет слона?» Эта игра имеет бесчисленное количество вариантов. Если малыш вошел во вкус, предъявляйте ему самые разные триады со все возрастающей сложностью классификации. Например, такие: чашка, мяч, волчок (чашка – не игрушка); груша, батон, виноград (батон – не фрукт); автомобиль, мотоцикл, самолет (самолет летает, а не ездит по земле). Разумеется, все эти предметы и их свойства должны быть знакомы малышу, причем лучше в реальной жизни, чем просто на картинках.

Так же обстоит дело и с игрой «Где чье?». Ставьте перед малышом только те задачи, которые он может решить, опираясь на свой реальный опыт. Например, ребенок без колебаний покажет, что пару курице составляет яйцо, если любит сказку «Курочка Ряба», подберет пару «собака – будка», если видел собак, сидящих в будке, а пару «лошадь – повозка», если лошадка с самодельной тележкой когда‑то была его любимой игрушкой.

 

Складываем пазлы

 

Вам понадобятся простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов (такие карточки есть в любом детском лото; а мы, например, пользовались открытками и календариками). Разрежьте картинку так, чтобы на каждый кусочек пазла приходилась существенная часть целого рисунка. Предложите малышу собрать картинку. Для начала лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей, причем фигурку человека лучше разрезать поперек, поделив ее на верхнюю и нижнюю части: малышу легче соединить голову и ноги, чем левую и правую половины тела. На первых порах «ученику» потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим и самостоятельно. Если вы хотите усложнить задание, можно воспользоваться способами разрезания из игры Никитиных «Сложи квадрат». Многим детям гораздо интереснее складывать картинку, чем «просто квадрат».

Позже можно будет предложить ребенку кубики с наклеенными на них картинками. Начните с четырех, ближе к 2 годам попробуйте собирать картинки из шести. Здесь сложность в том, чтобы выбрать на каждом кубике нужную сторону. Обращайте внимание малыша на цвет картинки и цвет фона («Мы ищем синюю машину на красном фоне»). Вначале вам почти все придется делать самостоятельно. Выберите нужные детали картинки. Потом спросите: «Как ты думаешь, что к чему тут можно приставить? Вот здесь часть колеса. Посмотри, где же остальное колесо? По‑моему, этот кубик надо придвинуть вот сюда. Может, ты сам это сделаешь?» Постепенно малыш поймет, что от него требуется. Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления ребенка, а также тонкой моторики и координации движений.

 

«Раз заплатка, два заплатка»

 

Эту игру предложите малышу после того, как он освоит предыдущую. Возьмите любую сюжетную картинку или цветную фотографию из старого журнала (главное, чтобы изображение было понятно ребенку), из нее вырежьте квадраты, кружки и треугольники, а затем и более сложные фигуры произвольной формы. Картинка с вырезанными «окошечками» наклеивается на лист белой бумаги. Малыш должен закрыть образовавшиеся таким образом на картинке белые пятна. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не только ориентировался на форму пятна, но и правильно подбирал «заплатку» относительно всего изображения.

 

 

Глава 5. Развитие речи

 

К сожалению (а может, и к счастью), никто не знает, как маленькие дети учатся говорить. Нам известно только, что этому способствует: беседы со взрослыми людьми (близнецы, которые много общаются между собой, начинают говорить позже единственных в семье детей) и совместная деятельность (игра, простейший труд), сопровождаемая разговором.

 

О чем можно поговорить?

 

Единственный способ научить ребенка говорить – разговаривать с ним. На первом году жизни тема разговора не так уж важна, малышу достаточно понять, что существует такая штука, как речь. Но после года уже стоит позаботиться о том, чтобы у малыша составился достаточно полный (для начала пассивный) словарик.

Напомню общие «правила ведения беседы»:

– Говорить с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас: «Смотри, кошка лезет на дерево!» Примерно с полутора лет можно добавлять: «Помнишь, мы видели эту кошку вчера?» Или: «Помнишь, мы видели кошку на картинке в книжке?»

– Говорить четко, замедленно, немного растягивая слова. Ближе к двум годам вы постепенно сами почувствуете, что ребенок начал понимать «нормальную» речь, и откажетесь от этой манеры.

– Задавать малышу вопросы. В тот период, когда ребенок отвечает только «да и нет», формулируйте вопросы соответствующим образом. «Это кошка?» «Ты хочешь еще погулять?» «Тебе нравятся качели?» Позже, по мере роста словарного запаса ребенка, вопросы усложняются. «Кто это?» «Что ты хочешь сделать?» «Что мы делали на детской площадке?»

– Обращаться к малышу с просьбами. Их сложность также постепенно возрастает. «Принеси мячик!» «Найди мячик и принеси его!» «Найди мячик, принеси его и положи в сумку!»

– Обращать внимание малыша на цвет, форму, размер, движение, детали (руль, колеса машины, носик, ушки, хвостик у животных и т. д.)

– Немного рассказывать об особенностях предметов или существ, с которыми вам приходится сталкиваться. «Посмотри, птичка сидит на дереве, там у нее гнездо, домик из веток, в котором она живет». «Видишь, у машины лопнуло колесо, сейчас водитель его меняет».

– В первом полугодии можно и нужно пользоваться вспомогательными словами («ав‑ав», «мяу‑мяу», «бух!» и т. д.), используя их вместе с обычными. И снова вы сами почувствуете момент, когда ребенок уже не будет нуждаться в этих словах‑подсказках.

 

А вот приблизительный список тем, которые можно обсудить с ребенком на втором году жизни.

1. Игрушки: матрешка, киска, собачка, машинка и т. д. Можно «обсудить» эту тему, играя в прятки. «Где киска? Куда спряталась киска! Киска отзовись! Мяу‑мяу! Вот же она!» «Где у киски глазки? Где у киски лапки? Где у киски хвостик?» Кукла пошла, встала, упала, поет, пляшет. Машинка поехала, остановилась и т. д.

2. Части тела ребенка и взрослого: нос, уши, глаза, лоб, подбородок, щеки, зубы, губы, волосы, руки, ноги, пальцы, колени, локти, живот, спина, грудь, пупок, попка, пенис (у мальчиков), вульва, лобок или уретра (у девочек).

Эту тему удобно обсуждать во время купания. Разумеется, не стоит обрушивать на малыша всю анатомию разом. Начните с глазок‑ушек‑носика и развивайте тему, когда малыш сам начнет задавать вопросы. Я называю половые органы медицинскими терминами, потому что так они звучат более нейтрально и родителям легче их произнести, «не изменившись в лице». Думаю, в этом возрасте не стоит объяснять детям, что мы придаем половым органам совершенно особое значение. Жаргонные названия они без труда усвоят от сверстников через пару лет. Впрочем, если вам проще называть их «писькой» или «члеником», то никакой крамолы в этом нет. «Громовое молчание Будды» в данном случае тоже не будет хорошей тактикой. Ребенку просто необходимо узнать, как у него происходит процесс мочеиспускания и дефекации, для того чтобы научиться его контролировать.

1. Одежда: пальто, брюки, юбка, шапка, шарфик, ботинки и т. д. Тема обсуждается в процессе одевания. Обращайте внимание на цвета и на материал одежды: шерстяной шарфик, рубашечка из хлопка, шелковый платочек. Полезно рассматривать картинки с изображениями детей и обсуждать, во что они одеты.

2. Дом: двери, окна (открыты, закрыты), стены, потолок, пол, ковер, столы, стулья, табуретки, шкафы, часы и т. д. Используйте глаголы и предлоги. «Достань из шкафа»; «Положи на стол»; «Возьми со стула» и т. д.

3. Посуда: чашки, ложки, вилки, ножи, кастрюльки, сковородки, крышки и т. д. Обсуждается за обедом или во время игры на кухне. Снова постарайтесь использовать больше глаголов и предлогов. «Варить в кастрюле», «Мешать ложкой»; «Пить из чашки»; «Жарить на сковороде» и т. д.

4. Времена года (см. главу 4).

5. Животные и их повадки. Кошка мяукает, мурлычет, бегает, лезет на дерево. У кошки длинные усы, длинный полосатый хвост. У птички крылья, хвостик, две лапки. Птичка летает, прыгает. Цыпленок вылупился из яйца. Он бежит за мамой‑курицей, пьет водичку, клюет зернышки, пищит. У рыбки плавники, хвостик. Рыбка плавает. Рыбке меняют воду, кормят сухим кормом.

6. Продукты: красное яблоко, желтая груша, желтый банан, красная свекла для борща, картошка и морковь для пюре. «Нальем молоко в чашку»; «Сварим кашу из крупы» и т. д.

7. Работа по дому: стирать белье мылом, гладить платье, чинить утюг, забивать гвозди молотком, шить иголкой с ниткой, чистить картошку ножом, месить тесто ложкой, печь блины, заваривать чай, клеить клеем, мыть посуду, копать грядку лопатой, рисовать красками, карандашом и т. д.

8. Семья: бабушка – это мамина (или папина) мама; папа – бабушкин сын; дядя – папин брат и т. д. Дети очень любят рассматривать семейные фотографии. Разумеется, нельзя требовать, чтобы они к двум годам запомнили систему родства (это не удается и некоторым взрослым). Главное, чтобы они уловили «идею семейственности».

 

Читаем малышу

 

Большинство детей начинает интересоваться книгами в возрасте чуть старше года. Причем вспыхивает этот интерес мгновенно. Еще вчера малыш сосредоточенно пытался оторвать уголок у страницы и запихнуть его в рот, а сегодня уже не сводит глаз с картинки и нетерпеливо гукает. Словно в голове у ребенка что‑то внезапно щелкнуло, и он понял, что между кошкой на картинке и настоящей кошкой есть прямая взаимосвязь.

Я бы разделила детские книжки на 3 группы в соответствии с уровнями сложности.

1. 1 год – 1 год 6 мес. (возраст, разумеется, дан весьма приблизительно). Четверостишие или короткий (2–3 предложения) законченный рассказ под картинкой.

 

Примеры (из тех книг, которые мы читали вместе с Алешей):

Русские народные песенки‑потешки.

С. Маршак. «Английские песенки».

А. Барто. «Игрушки».

М. Дружинина. «Забавные малыши», «И‑го‑го! Ку‑ка‑ре‑ку!» и т. д.

Л. Толстой. «Азбука».

 

Перед чтением дайте малышу познакомиться с книжкой, пощупать, полистать, понюхать ее. Покупайте дешевые книги (но с хорошими, точными иллюстрациями и классическим текстом). Ребенок неизбежно будет рвать, мять и портить книжки, и хотя ему, разумеется, надо объяснить, что так поступать нельзя, постарайтесь не переусердствовать и не отбить у него интерес к чтению. Долго хранятся только те детские книги, которые неинтересны ребенку. Читать надо как можно выразительнее, практически все слова приходится показывать на картинке, дополнять рассказ своими словами (зачастую повторяя по несколько раз одно и то же). Хорошо, если стихотворение будет связано с какими‑то танцевальными движениями («Сорока‑ворона», «Гуси‑гуси» и т. д.). Старайтесь опираться на реальный опыт малыша. Например, если на прогулке видели кошку, читайте стишок про кошку. Если играли с мячиком, «Наша Таня громко плачет!» (Для лучшего понимания стихотворения можно вместе «уронить» мячик в ванну с водой.)

 

2. 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев. Книжки‑комиксы.

 

Связанный сюжет из 5–10–15 картинок с текстом. Сначала вы читаете только «главные» предложения, составляющие стержень сюжета. Не важно, если в первый раз вы не доберетесь до конца. Позже, когда первые картинки и фразы станут для малыша привычными, вы сможете двинуться дальше. Еще позже малыш с удовольствием выслушает полный текст сказки со всеми деталями. На этом этапе я не советую вам зацикливаться на размышлениях о том, какие слова ребенок уже знает, а какие еще нет. Часто дети знают больше, чем могут показать, а значение многих слов им легче угадать в процессе многократного прочтения, не отвлекаясь специально ради этого от сюжета. Убедиться в том, что ребенок вас понимает, можно с помощью простых вопросов: «Покажи, кто пришел в теремок?»; «Покажи, кого встретил колобок?» (в этом возрасте малышу легче показывать, а не отвечать словами).

 

3. 1 год 9 месяцев – 2 года. Неадаптированные тексты.

 

Примеры:

Русские сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух».

«Дом, который построил Джек», «Наш бедный ослик болен», «Что я видел!» и т. д.

А. Барто. «Машенька», «Младший брат».

С. Маршак. «Усатый‑полосатый».

К. Чуковский. «Цыпленок», «Чудо‑дерево», «Мойдодыр», «Краденое солнце» и т. д.

Л. Квитко. «Кисонька», «Лошадка», «В гости», «На качелях», «Про коня и про меня» и т. д.

В. Маяковский. «Кем быть?».

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Три черных котенка».

В. Степанов. «Почему не спят котята?»

Н. Радлов. «Истории в картинках».

 

Примеры:

Сказки: «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и козлята», «Лиса и волк», «Коза‑дереза», «Гуси», «Терешечка», «Петушок и два мышонка» и т. д.

Л. Толстой. «Три медведя».

Н. Чарушин. «Тюпа, Томка и сорока».

Б. Житков. «Что я видел».

 

Короткие рассказы на пару страниц с 2–3 опорными картинками. Правила чтения прежние. Читаем по несколько раз. Вначале только главные предложения, потом (через несколько дней) весь текст. Старайтесь увязать текст с событиями в жизни ребенка, показать ему тот же сюжет в другом варианте, например домашний кукольный спектакль (см. ниже), мультфильм, сказка на пластинке и т. д. Заведите отдельную полочку для детских книг, и пусть малыш сам приносит книжку, которую хочет услышать.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.