Игры на основе народных песенок — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Игры на основе народных песенок

2019-07-12 153
Игры на основе народных песенок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я объединила эти тексты и игры в данное приложение по двум причинам. Во‑первых, их не так‑то просто разбросать по отдельным возрастам. Во многом все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Кто‑то будет увлеченно играть в ладушки уже в 3 месяца, кто‑то отложит это развлечение до 9–10 месяцев. Во‑вторых, некоторые матери категорически настроены против подобных песенок и прибауток, они кажутся им на редкость глупыми и старомодными. Не будем с ними спорить. Те же, кто, подобно мне, любит народную поэзию и считает необходимым, чтобы ребенок еще «в колыбели» слушал родной язык во всем его богатстве, могут в свое удовольствие ознакомиться с этим разделом.

 

Игры на подушке

 

Это игры для самых маленьких детей, которые умеют только лежать и плакать, но уже очень хотят общаться.

 

Соловушка

 

Когда ребенок агукает и гулит, мама приговаривает:

 

Поет, поет

Соловушек!

Поет, поет

Молоденький!

Молоденький,

Хорошенький!

Хорошенький,

Пригоженький!

 

 

Ой, качи!

 

Ой, качи, качи, качи,

 

(Покачиваем ребенка на подушке.)

 

В головах‑то калачи,

 

(Поочередно касаемся головки, ручек, ножек.)

 

В ручках прянички,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

 

 

Кую, кую ножку!

 

Постукиваем пальцами по ступне ребенка и напеваем:

 

Кую, кую ножку

На дальнюю дорожку,

Надо коника ковать,

Чтоб далеко ночевать!

 

 

Игры на коленях

 

Когда ребенок подрастет и сможет сидеть у вас на коленях, наступает время для более сложных игр.

 

Поехали – поехали

 

Игра развивает вестибулярный аппарат ребенка, помогает ему научиться сидеть без поддержки.

 

Поехали, поехали

С орехами, с орехами

На сивке, на бурке, на солове лошадке.

Сивка скок!

Бурка скок!

Солова лошадка – в бок, да в бок!

Завалила Алешеньку в самый лог!

Ехали мы ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам –

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

 

 

Гуси – лебеди

 

Игра развивает у ребенка чувство ритма и помогает развитию тонких движений рук.

 

Гуси летели, гуси летели (гуси га‑га‑га)!

 

(Взмахиваем ручками ребенка вверх – вниз.)

 

Лебеди летели, лебеди летели!

 

(Делаем круговые движения руками.)

 

Комарики полетели: з‑з‑з!

 

(Указательный и большой пальчики ребенка складываем в щепоть и быстро описываем ими мелкие кружки.)

 

Вариант:  

 

Сова летит, сова летит,

Сама летит, сама летит,

 

(круговые движения руками)

 

Сороки летят, сороки летят,

 

(короткие взмахи руками)

 

Комарики‑сударики гудят, гудят, гудят!

 

(Ручки ребенка изображают комариков.)

 

Тик‑так

 

Дедушкины часы тик‑так, тик‑так (басом).

 

(Делаем медленные махи руками в стороны.)

 

Матушкины часы тики‑тики, тики‑так (тенором).

 

(Хлопаем в такт ладошками по животу.)

 

А мои, мои часы тик‑тик‑тик‑тик‑тик! (фальцетом).

 

(Быстро‑быстро хлопаем в ладошки.)

 

Вариант  

 

Тики – так, тики‑так –

 

(хлопаем по очереди руками по бокам или, как вариант, качаем головку ребенка из стороны в сторону)

 

Так часики стучат.

Туки – так, туки‑так –

 

(руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»)

 

Так колеса стучат.

Токи – ток, токи‑ток –

 

(кулаки стучат по столу)

 

Так стучит молоток.

Туки – ток, туки‑ток –

 

(ножки топают по маминым коленям)

 

Так стучит каблучок.

 

Вариант  

 

Ай, туки‑туки‑туки,

 

(кулачки стучат по столу)

 

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли локотки.

 

(Локти стучат по коленкам.)

 

Тук‑ток, тук‑ток,

Скоро выстроим домок.

 

(Ручки над головой изображают домик.)

 

Пирожки

 

Ай‑тата‑тата‑тата!

Пожалуйте решета!

 

(Руки изображают решето.)

 

Мы муку просеем,

 

(обе руки ходят вверх‑вниз)

 

Пирожки затеем,

 

(рука об руку «лепит пирожки»)

 

Гречневой каши

Для доченьки нашей!

 

(Руки гладят животик.)

 

Вариант последних строчек  

 

Испечем блинка,

Угостим сынка!

 

 

Капуста

 

Специально для мам – любительниц замечательно полезного продукта – кислой капусты (к сожалению, вашим деткам доведется попробовать ее не раньше чем им исполнится 3 года.)

 

Есть у нас капуста,

Вот она, капуста.

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту мнем, мнем.

 

(Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.)

 

Ладушки

 

Берем ручки ребенка в свои и в такт песне хлопаем в ладоши, со словами «шуг‑шуг, полетели» ручки поднимаем вверх и кладем на головку:

 

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Шуг‑шуг, полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

А у нашей бабушки

На столе оладушки

И с малиной пирожок –

Ну‑ка съешь его, дружок!

Лапки, вы лапки,

Где были? – У бабки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Что на закуску?

Хлеб да капустку.

Кыш, кыш, полетели,

На головку сели,

Песенки запели!

Мыли мылом ушки,

 

(изображаем, как мы моем ушки)

 

Мыли мылом ножки,

 

(изображаем, как мы моем ножки)

 

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

 

(Хлопаем в ладоши.)

 

Наварили кашки,

Помешали ложкой,

 

(пальчик крутим по ладошке)

 

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Строили ладошки

Домик для матрешки.

 

(Ладошки изображают домик над головой.)

 

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

 

(Ладошки ложатся спать под щеку.)

 

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

 

 

Гули – гули

 

Гули‑гули,

 

(малыш хлопает в ладошки)

 

Гули‑гоп,

 

(хлопает себя по коленкам)

 

Сели Машеньке

На лоб!

 

(Обе ладошки садятся на лоб.)

 

Крылышками хлоп‑хлоп,

 

(хлопаем ручками)

 

Маша ножкой топ‑топ!

 

(Топаем ножками.)

 

Пальчиковые игры

 

Пальчиковые игры сейчас в большом почете, так как научными исследованиями установлено, что развитие мелкой моторики рук помогает развитию речи малыша. Однако ребенок в возрасте до года вряд ли сможет проделывать эти упражнения сам. Вам придется взять его ручки в свои и показывать ему все движения.

 

Сорока ворона (варианты)

 

Во всех этих играх вы поочередно разгибаете пальчики малыша (можно слегка массировать их круговыми движениями), а потом снова собираете в кулачок.

 

Мальчик‑пальчик,

Где ты был, где ты был?

А с этим пальцем

В лес ходил, в лес ходил,

А с этим пальцем

Щи варил, щи варил,

А с этим пальцем

Кашу ел, кашу ел,

А с этим пальцем

Песни пел, песни пел.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке‑сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики, ура!

В лес гулять идти пора.

 

 

Где же пальчик?

 

Где большой пальчик?

 

(Из кулака показывается только большой палец.)

 

Где наш старший мальчик?

Вот я, здесь!

 

(Палец сгибается – кивает.)

 

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

 

(Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.)

 

Где второй наш пальчик?

 

(Из кулака показывается только указательный палец и т. д.)

 

Где второй наш мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где наш третий пальчик?

Где наш средний мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где четвертый пальчик?

Безымянный мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где же пятый пальчик?

Где наш младший мальчик?

Вот я, здесь!

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!

Где все наши пальчики?

Где все наши мальчики?

Вот мы, здесь!

 

 

Зайчики

 

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

 

 

Пальчики здороваются

 

Большим пальцем одной руки вы касаетесь поочередно всех пальчиков другой руки со словами:

 

Здравствуй, большой пальчик!

Здравствуй, указательный!

Здравствуй, средний!

Здравствуй, безымянный!

Здравствуй, мизинчик!

 

Затем то же упражнение повторяется для указательных пальцев обеих рук и т. д.

 

Молотки

 

Под песенку «Молотки» (см. выше) ребенок постукивает по столу кулачком, ладошкой и ребром ладони.

 

Коза рогатая

 

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп‑хлоп,

 

(хлопаем в ладошки)

 

Ножками топ‑топ!

Рогом пыр! Другим пыр!

 

(Сложите пальчики ребенка в «козу» и предложите ему пободать вас.)

 

«Обыгрываем» игрушки. Микропьески для домашнего театра

 

 

Ой дуду, дуду, дуду,

Сидит котик на дубу.

Сидит котик на дубу

И играет во трубу,

Во серебряную,

Разрисованную.

Уж ты, котик, поиграй,

Наших деток забавляй!

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок.

А бабушка догнала

И за ушко подрала.

Байки, побайки,

Прискакали зайки,

Стали прыгать и скакать

Да сыночка забавлять!

Трах‑трах‑тарарах,

Едет мышка на ежах.

Погоди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Больно колешься ты, еж!

Я рыжая лисица,

Бегать мастерица,

По лесу бежала,

Зайку догоняла!

Лиса рожью шла,

Лиса грош нашла.

Лиса мыльце купила,

Лиса рыльце умыла.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет:

– Вы хохлушечки,

Вы пеструшечки!

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех,

По крупиночке,

По осьминочке!

Идет петушок,

Красный гребешок,

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром он встает,

Звонки песенки поет.

– Где ты, совушка, была?

Где ты, вдовушка, жила?

– Я жила в лесище,

Во сыром дуплище.

– Кто тебя, сову, знавал,

У тебя в гостях бывал?

– Все мои подружки –

Комары да мушки;

Все мои сестрички –

Сороки и синички;

Все мои тётки –

Чижи и чечётки.

 

 

Песенки для танцев

 

В 10–11 месяцев можно попробовать «танцевать» в прыгунках. Потом – на полу, вместе с мамой. Не страшно, если ребенок не будет выполнять нужные движения, а будет просто прыгать и трясти руками. Главное, чтобы было весело.

 

Заинька

 

Заинька, попляши!

Серенький, попляши!

Кружком, бочком повернись!

 

(Предлагаем ребенку покружиться.)

 

Заинька, топни ножкой!

Серенький, топни ножкой!

 

(Топаем ножкой.)

 

Кружком, бочком повернись!

Заинька, бей в ладоши!

Серенький, бей в ладоши!

 

(Хлопаем в ладоши.)

 

Кружком, бочком повернись!

 

 

Карусели

 

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

 

(Ходим по кругу.)

 

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели,

 

(встали и потянулись вверх)

 

Вниз летели,

 

(присели на корточки)

 

Вверх летели,

Вниз летели,

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

 

(Изображаем руками, как качается лодка.)

 

Топотушки

 

Ребенок может плясать под эту песенку произвольно, главное, чтобы он погромче топал.

 

Топ‑топ, топотушки,

Пляшет зайчик на опушке,

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Топ‑топ, топотушки,

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут ножки и хвосты.

Что стоишь, пляши и ты!

 

 

Ванечка, попляши!

 

Ванечка, попляши!

Миленький, попляши!

У Вани ножки хороши!

 

(Топаем ножкой или хлопаем себя по ножкам.)

 

У Вани ручки хороши!

 

(Хлопаем в ладоши.)

 

У Вани глазки хороши!

 

(Прикрываем глаза руками.)

 

У Вани ушки хороши!

 

(Легонько хлопаем ладонями по ушам.)

И т. д.

 

Игры

 

 

Комарики

 

Игра помогает ребенку выучить части тела.

Дарики‑дарики,

 

(хлопаем в ладоши)

 

летели комарики,

 

(складываем пальцы рук в щепоть)

 

З‑з‑з!

Вились, вились,

(обе руки совершают круговые движения)

Вились, вились,

В НОСИК вцепились!

 

Комарики» вцепляются в носик, затем в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т. д.)

 

Хозяйство

 

Поедем, моя милая,

 

(хлопаем все вместе в ладоши)

 

Во деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Курочку,

Курочка по зернышку

 

(один палец «клюет зерна» на второй ладони)

 

Кудах‑тах‑тах!

Поедем, моя милая,

 

(хлопаем все вместе в ладоши)

 

Во деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Уточку,

Уточка по реченьке

 

(рука‑утка плывет по волнам)

 

Та‑та‑та‑та!

Курочка по зернышку

Курочка клюет зернышки

Кудах‑тах‑тах!

Поедем, моя милая,

 

(хлопаем все вместе в ладоши)

 

Во деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Гусочку,

Гусочка по бережку

 

(рука‑гусь открывает и закрывает клюв)

 

Га‑га‑га‑га!

Уточка по реченьке

 

(рука‑утка плывет по волнам)

 

Та‑та‑та‑та!

Курочка по зернышку

 

(курочка клюет зернышки)

 

Кудах‑тах‑тах!

 

Вариант продолжения:  

 

Поросенка: хрюки‑хрюки,

 

(кулак приставлен к носу, как пятачок)

 

Коровенку: муки‑муки,

 

(пальцы изображают рога)

 

Кисоньку: мяу‑мяу,

 

(кошка поглаживает усики пальчиком)

и т. д.

 

Утята (французская народная песенка)

 

Помогает запомнить названия животных и их голоса.

 

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – впереди!

Последний – позади!

Кря‑кря‑кря, кря‑кря‑кря!

Первый – впереди!

Кря‑кря‑кря, кря‑кря‑кря!

Последний – позади!

Когда шагают лугом

Котята друг за другом,

То первый, погляди,

Шагает впереди!

Мяу‑мяу‑мяу! Мяу‑мяу‑мяу!

Первый – впереди!

Мяу‑мяу‑мяу! Мяу‑мяу‑мяу!

Последний – позади!

 

Следом за ними по лугу шагают щенята, телята, гусята, цыплята, козлята, ягнята, гусята и т. д.

 

 


[1] Другие песенки‑потешки для этой игры вы найдете в приложении.

 

[2] Прежде чем покупать любую игрушку, оцените ее с точки зрения безопасности. Подумайте: нельзя ли о нее пораниться, не может ли какая‑то небольшая деталь отломиться и быть проглоченной ребенком, не может ли веревка, на которую привязана игрушка, обвиться вокруг шеи ребенка, не покрыта ли игрушка ядовитой краской.

 

[3] Составлено по: Доман Г., Доман Д., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. – М.: Аквариум, 1999.

 

[4] Вертикальное положение ребенка в начале занятия принципиально важно, так как он должен научиться рассматривать предметы и из этой позиции.

 

[5] Техника безопасности: нить не должна быть длиннее 5 см, чтобы ребенок не мог в ней запутаться. Лучше всего использовать шерстяную нитку без синтетических добавок: даже если ручка ребенка запутается в ней, нить легко порвется.

 

[6] Отлично подойдут пластиковые кубики с шероховатой поверхностью.

 

[7] Именно на коробке, а не в ней. В этом возрасте малыш еще не может играть с объемными предметами.

 

[8] Достаточно короткой для того, чтобы ребенок не мог в ней запутаться, и не содержащей синтетических волокон – для того, чтобы она в крайнем случае порвалась.

 

[9] Телефонный аппарат – очень хорошая игрушка для ребенка, он не только учит новым действиям, но и служит прекрасным гимнастическим тренажером для маленьких пальчиков.

 

[10] Можно подобрать подходящие в магазине одноразовой посуды.

 

[11] Можно использовать стаканчики из‑под йогурта или одноразовые стаканы.

 

[12] Его легко можно проделать раскаленным ножом.

 

[13] Можно воспользоваться ведерком из‑под майонеза или из‑под джема.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.