Глава 5. Пятый месяц. Сядем или поползем? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 5. Пятый месяц. Сядем или поползем?

2019-07-12 154
Глава 5. Пятый месяц. Сядем или поползем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что умеет ребенок?

 

Обычно четырех‑, пятимесячные дети – «законченные трудоголики»: благодаря упорству и сообразительности им порой удается проделывать такие трюки, которые по возрасту и физическому развитию вроде бы еще «не положены».

Например, пытаясь сесть, они изо всех сил стараются оторвать спину от кроватки, но голова «перевешивает» и ребенок буквально «встает на мостик». Более упорным к концу пятого месяца, возможно, удастся подтянуться и присесть. Но тут их подстерегает несколько неожиданностей. Во‑первых, спина действительно еще слаба и сгибается под тяжестью головы (укрепить мышцы спины можно с помощью массажа и упражнений, приведенных ниже). Во‑вторых, для того чтобы удержать равновесие, нужно упираться обеими руками в дно кроватки, иначе завалишься на бок. И, наконец, в‑третьих, в ногах еще сохраняется остаточный гипертонус, ребенок не может выпрямить их в коленях и сидит почти «по‑турецки», что окончательно сводит на нет его устойчивость.

 

Поэтому, если такого ребенка посадить «насильно» (например, в детское креслице), он действительно может заработать искривление позвоночника (особенно если страдает рахитом), если же он сел сам, то ничего страшного не случится: мудрая природа через несколько секунд вновь уложит на бочок маленького труженика.

 

Некоторые дети не делают попыток сесть. Они уже пришли к выводу, что «движенье – счастье мое!», и одержимы идеей ползания.

Некоторые из них решают делать все по правилам и учатся вставать на четвереньки, а затем шагать. Другие начинают ползать «гусеничкой»: сначала из «позы тюленя» высоко поднимают плечи, затем клюют носом в пеленку и подтаскивают попу и ножки, потом толкаются ножками, преодолевая пару сантиметров, и – все сначала. Третьи просто беспорядочно молотят по пеленке руками и ногами. Если их положить на гладкую поверхность, они начинают вращаться вокруг собственного пупка. Через некоторое время они вырабатывают «стиль краба»: лежа на животе, выбрасывают вперед обе руки и, толкаясь коленями, проползают вперед. Четвертые, не мудрствуя лукаво, просто перекатываются из одного конца кроватки в другой, совершая перевороты со спины на живот и обратно на спину.

Если бодрствующий ребенок не пытается сесть или поползти, он, скорее всего, упражняет мышцы спины и живота, лежа в позе «самолета» или «рыбки» – на животе, как можно выше подняв плечи и ноги, и радостно гулит.

Если он и этого не делает, значит, ему в руки попалась какая‑нибудь игрушка и он сосредоточенно ее ощупывает, обнюхивает и облизывает. В этом возрасте объект исследования, как правило, тут же оказывается во рту исследователя. Чему весьма способствуют чешущиеся в преддверии первой пары зубов десны.

За всеми этими развлечениями мы чуть было не упустили из виду главное: малыш наконец научился самостоятельно брать предметы  . Теперь он несколько раз переводит взгляд с игрушки на свою ладошку, затем, прицелившись, медленно подводит ручку к вожделенной игрушке и… ХВАТЬ! Она уже у него в кулачке! Пока он еще хватает игрушку именно всей ладонью, противопоставляя большой палец остальным четырем (если он этого не делает, аккуратно и вежливо поправляйте его захват). Пока что это – захват обезьянки. Брать игрушку кончиками пальцев он научится гораздо позже. Если дать ему мячик покрупнее, он, пожалуй, попытается схватить его двумя руками. Только при этом снова не будет использовать пальцы. Руки скорее похожи на две половинки клещей. Но и это умение придет со временем.

И, наконец, третье, чего не умеет малыш, – отложить игрушку, а потом снова вспомнить о ней. Она сама выпадает из руки, когда ребенок отвлекается на что‑нибудь другое. И, упустив игрушку, малыш тут же про нее забывает, словно она перестала существовать.

 

Развлекать четырех‑, пятимесячного малыша обычно проще простого. Как и прежде, старайтесь, чтобы у бодрствующего ребенка был хороший обзор, чтобы он видел вас и то, что вы делаете. Пусть еще «с пеленок» он будет членом семьи.

 

Четырехмесячного ребенка можно (с разрешения невропатолога и ортопеда) на 10–15 минут сажать в прыгунки (или точнее «подвешивать», поскольку, пока ребенок не научился сидеть самостоятельно, он должен висеть на ремнях, продетых под мышки, – обратите на это внимание, когда будете покупать прыгунки).

 

Занятия с игрушками

 

 

Потряси колечко

 

Что вам понадобится: 2 гладких цветных кольца (например, красного и белого цвета), к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик‑погремушку, закрепленный на кольце.

Ребенок лежит на спине. Вы показываете малышу колечко, встряхиваете его. Затем осторожно разжимаете пальчики ребенка и вкладываете кольцо между большим и четырьмя другими пальцами. Одной рукой помогаете ребенку удержать колечко, затем встряхиваете кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку малыша. Приговариваете: «Колокольчик звенит – динь‑динь!» Убедившись, что малыш удерживает предмет, постепенно отпускаете его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Затем вкладываете второе кольцо в другую руку ребенка.

 

Ухвати колечко

 

Что вам понадобится: кольцо или кольцевая погремушка и лента для подвешивания.

С этой целью в кольцо пропускается лента, с помощью которой оно подвешивается на высоте 10–15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Вначале кольцо подводят к руке малыша, чтобы оно коснулось ее. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить малыша потянуться к нему и схватить. Если у ребенка это не получается, закрепите ленточку с кольцом над ребенком и поучите его процессу хватания: медленно подведите руку малыша к кольцу, легонько разожмите ладонь, пропустите четыре пальца внутрь кольца и помогите ребенку сжать его, а затем встряхнуть.

Во второй части занятия упражнение повторяют из положения лежа на животе.

 

Варианты. Занятие проводится аналогично, но с другими предметами (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук шнуре. Ребенок может не только захватывать предметы, но и смещать их влево или вправо.

 

Какие разные игрушки

 

Что вам понадобится: игрушки для подвешивания – шарики разных цветов, размеров и форм, цилиндры из разных материалов; деревянные, пластмассовые или мягкие игрушки – животные, грибочки, овощи, ягоды и проч.

Ребенок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом или материалом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т. д.) Называйте игрушки: «Ша‑а‑рик! Ку‑у‑бик!» Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их. Если ему еще трудно это сделать, помогите ему так, как описано в упражнении 2. Затем повторите это же упражнение, когда ребенок лежит на животе, чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.

 

Перевернись и схвати

 

Что вам понадобится: музыкальная игрушка (колокольчик, бубен, погремушка) и маленькая картонная ширмочка.

Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, закрываете колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхиваете его, пока ребенок не повернет к вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и «подразните» ребенка колокольчиком, поднося его к руке малыша, но не давая ухватиться до тех пор, пока ребенок не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить колокольчик.

В следующий раз заставьте его перевернуться уже в другую сторону.

 

Ухвати ленточку!

 

Что вам понадобится: атласная лента длиной 20 см и шнурок с узелками. К концам ленточки и шнурка привяжите маленькие колокольчики или погремушки.

Ребенок лежит на спине. Вы держите перед ним ленточку вертикально. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулачке ребенка, осторожно потяните за нее, давая малышу возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ребенку схватить ленточку, расположив ее уже горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь.

Аналогично занятие проводится со шнурком с узелками, и ребенок изучает другой вид поверхности.

 

Физические упражнения

 

И снова вы можете повторять уже знакомые вам упражнения, меняя темп от медленного к быстрому и наоборот, напевая при этом подходящую песенку. А затем попробуйте выучить несколько новых движений.

 

«Бокс» и «мельница»

 

Уже известное вам упражнение «Бокс» теперь можно слегка усложнить, вкладывая в ладони ребенка игрушки или кольца. Движения делайте под ритмичный счет в переменном темпе. Затем снова дайте малышу ваши большие пальцы. Медленно, плавно разведите руки ребенка, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперед и вниз. После этого попробуйте изменить направление движения: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз.

 

Присаживаемся!

 

Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в стороны. Слегка потяните ребенка на себя и, приговаривая: «Садись, садись!», подождите, пока ребенок приподнимет голову и верхнюю часть тела; затем приведите его в сидячее положение.

Перехватите своей левой рукой обе руки малыша, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (или большим и указательным) пальцами правой руки вдоль позвоночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину.

Во время одного из таких присаживаний малыш впервые обратит внимание на собственные ножки и несколько минут проведет за их внимательным разглядыванием.

Это упражнение – хорошая подготовка к самостоятельному сидению. Но не позволяйте ребенку надолго задержаться в сидячем положении, пока он не научится садиться сам.

 

«Парение» на животе

 

Подведите ладони под живот ребенка, так чтобы мизинцы соприкасались у его пупка, а большие пальцы поддерживали грудь на уровне нижних ребер. Затем приподнимите малыша над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Подержите его в таком положении несколько секунд.

 

«Парение» на спине

 

Возьмите ребенка так, чтобы ваши руки удерживали его за бока на уровне нижней части грудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. Ребенок наклоняет голову вперед и напрягает все мышцы передней поверхности тела.

Если малыш запрокидывает голову, то это упражнение необходимо упростить. Дайте ребенку упереться ножками в вашу грудь и, удерживая его в полувертикальном положении, постепенно увеличивайте наклон.

 

Подтанцовывание

 

Поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении спиной к себе. Малыш будет притопывать и «подтанцовывать» на месте. Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы». Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, побуждайте его встать на полную стопу.

 

Стоим на четвереньках

 

Когда ребенок лежит в «позе тюленя», опираясь на вытянутые руки, согните ему ноги под животом и некоторое время подержите малыша в этом положении. Слегка покачайте его вперед‑назад. Затем попробуйте убрать свои руки – пусть ребенок несколько секунд постоит на четвереньках самостоятельно.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.