Рефлексы, стимуляция которых способствует физическому развитию младенца — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Рефлексы, стимуляция которых способствует физическому развитию младенца

2019-07-12 113
Рефлексы, стимуляция которых способствует физическому развитию младенца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рефлексы поддержания правильного положения.   Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы обеспечить доступ воздуха к носу. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и молотить ручонками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. Эти рефлексы помогут вашему ребенку научиться держать голову.

 

Хватательный рефлекс.   Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Иногда ребенок так сильно захватывает ваш палец, что его удается приподнять за кулачок. При этом лучше все же поддерживать ребенка за запястья и проводить эксперименты над мягкой поверхностью, так как рефлекс может быстро угаснуть. Есть вероятность обнаружить хватательный рефлекс, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее обратно. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые 2 месяца, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает. Для нас он очень важен, потому что именно из него развивается умение сознательно хватать игрушку, а потом и все более сложные и точные движения руки, будь то изготовление примитивных каменных резцов, рисование пальцем или кистью, игра в баскетбол, вышивание или пайка микросхем, письмо или работа на компьютере.

 

Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика).   Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию точных движений рук. С одной стороны, он поощряет ребенка смотреть на свою собственную руку и фиксировать внимание на зажатой в ней игрушке. С другой стороны, он не позволяет малышу поднести ручку с игрушкой к лицу. К 3–4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой, чтобы разглядывать их или сосать. Этот рефлекс мы сможем использовать в конце второго месяца жизни малыша.

 

Рефлекс шагов. Подержите вашего малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта его ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Этот рефлекс исчезает к 2 месяцам. Однако мы сможем использовать его для развития ножек малыша.

 

Рефлекторное ползание.   Если приставить ладони к стопам лежащего на животе новорожденного ребенка, он будет отталкиваться от ладоней ножками и, возможно, даже «проползет» несколько сантиметров. Данный рефлекс исчезнет в конце второго месяца, но до тех пор посредством регулярного ползания малыш может поддерживать хорошую физическую форму.

 

Рефлексы, вызываемые на стопе.   Если вы нажмете пальцем на стопу ребенка у основания пальчиков, они рефлекторно сожмутся в «кулачок». Если вы проведете пальцем по наружному краю стопы от мизинца к пятке, пальчики разойдутся веером. Этот рефлекс мы можем использовать для того, чтобы «натренировать» мелкие мышцы стопы и предохранить ребенка от плоскостопия.

 

Необходимо отметить, что обычно, если вы регулярно стимулируете рефлекс ползания, а также хватательный и шаговый рефлексы, они угаснут несколько позднее. Так же обстоит дело с рефлекторным затаиванием дыхания при погружении ребенка в воду. Если ребенок во время купания соскользнет с вашей руки, ничего страшного не случится. Он на несколько секунд перестанет дышать и носом, и ртом, и, как только вы поднимете его голову над водой, дыхание возобновится. В норме этот полезный рефлекс угасает к 3 месяцам. Но если вы позволяете вашему ребенку плавать и нырять, то он не угаснет никогда – точнее, из безусловного превратится в условный.

 

 

Физические игры

 

Гимнастика

 

Этот комплекс упражнений предназначен для детей от рождения до 3 месяцев. Вы вовсе не обязаны выполнять все упражнения ежедневно. У каждого ребенка свой темп и потребности. Выберите 1–2 упражнения, и, если они не понравятся ребенку, на следующий день попробуйте другие, а через неделю или позже вернитесь к выбранным первоначально. Вы можете проделать их полным комплексом после массажа (10–15 минут), а можете растянуть занятия на весь день, уделяя им не больше 1–2 минут за раз. Начните с одного повторения, затем очень медленно увеличивайте количество повторений. Главное, чтобы эти занятия доставляли удовольствие вам и вашему малышу.

 

Поднимаем голову

 

Лучшее упражнение для ребенка в первые месяцы жизни – выкладывание на живот на твердую поверхность. Этой поверхностью может быть пеленальный столик (без матраса), обыкновенный обеденный стол или чертежная доска, положенная на диван, но не сам диван (сколь угодно жесткий) и не детская кроватка с матрасом.

Благодаря тому, что ребенок лежит животом на твердой поверхности:

1. Он рефлекторно напрягает мышцы живота, что помогает ему избавиться от излишних газов, запора и прочих кишечных неприятностей, а также предупреждает (и лечит) пупочную грыжу;

2. В позе «лягушки» – когда ножки согнуты в коленях – снимается повышенный тонус ножек, ребенок быстрее научится владеть ими;

3. Так как малыш хочет узнать, что творится вокруг, он скоро научится поднимать и держать головку;

4. Здесь же, на твердой поверхности, вы с ребенком можете потренироваться в рефлекторном ползании и ходьбе.

 

Выкладывать ребенка можно в каждый период бодрствования (не раньше чем через час после еды) на 5–10 минут. В это время с ним стоит ласково поговорить, погладить его по спинке. Если вначале ему будет трудно поднять голову, подложите под его грудку валик из скатанного полотенца. Если ребенок активно протестует против лежания в одиночестве, начните выкладывать его на мамин живот, а через несколько дней мягко, но настойчиво переселите на доску. Для тренировки мышц нужна именно твердая поверхность (это, разумеется, не значит, что ребенок не может в свободное время лежать на мамином животе в свое удовольствие).

 

Внимание! Никогда не оставляйте ребенка на пеленальном столике и на любой поверхности без бортиков без присмотра. Даже месячный ребенок может, благодаря рефлекторному ползанию, добраться до края и перевалиться через него. Травмы, полученные при таких падениях, могут быть очень серьезными.

 

Котенок выгибает спину

 

Ребенок лежит на боку. Вы придерживаете его одной рукой за ножки, а двумя пальцами другой руки проводите вдоль его позвоночника снизу вверх (от поясницы к шейке). Малыш в ответ прогибает спинку (если он не реагирует с первого раза, проведите еще раз посильнее). Затем повторите упражнение, положив ребенка на другой бок. Упражнение укрепляет мышцы спины.

 

Поздоровайся с мамой (с папой)!

 

Ребенок лежит на спине, упираясь стопами в ваш живот. Вы подводите руки под спинку ребенка, кладете ладони под его затылок, медленно поднимаете малыша почти до вертикального положения (при этом ласково разговаривая с ним), затем медленно опускаете. Упражнение укрепляет мышцы живота.

 

Цветочек раскрылся

 

Вы держите ножку малыша, обхватывая его голень. Подушечкой большого пальца другой руки быстро нажмите на стопу малыша у основания пальцев (ребенок сгибает пальцы). Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке (ребенок разгибает пальцы).

 

Поползем!

 

Ребенок лежит на животе на твердой поверхности, согнув ножки и разведя колени в стороны. Вы обхватываете его ножки в области голеностопных суставов и прикасаетесь большими пальцами одновременно к обеим стопам. Ребенок рефлекторно разгибает ноги и, отталкиваясь от ваших рук, движется вперед. Продолжайте удерживать его за ножки, иначе он может соскользнуть со стола. При необходимости поправьте ручки ребенка – уложите их под грудью.

 

Эмбрион

 

Положите ребенка на спину, сложите его ручки крест‑накрест на груди, подтяните согнутые ножки к животу (разводя колени в стороны), пригните его голову к груди. Одной рукой придерживайте ручки и ножки, другой поддерживайте головку под затылком. Осторожно покачайте ребенка вперед‑назад и по кругу. Упражнение снимает повышенный тонус и стимулирует вестибулярный аппарат, который в будущем позволит вашему ребенку научиться ходить на четвереньках, а затем и на двух ногах.

 

Походим!

 

Возьмите ребенка под мышки и поставьте его на столик лицом к себе, ласково с ним разговаривая. Дайте ему прикоснуться стопами к твердой поверхности стола и наклоните вперед, поочередно перенося тяжесть то на одну, то на другую ножку. Ребенок «затопает» вам навстречу. Не пугайтесь, если его голова будет «падать» на грудь. Шея ребенка при этом не пострадает. Старайтесь не сдавливать грудь ребенка и следите, чтобы он вставал на полную стопу. Не позволяйте ему ходить на цыпочках.

 

Чудесный мяч

 

Положите ребенка животом на большой надувной мяч (мяч должен быть чистым и теплым). Колени ребенка осторожно разведите в стороны. Ручки уложите перед грудью. Придерживая малыша в области поясницы, осторожно покачайте его вперед‑назад, в стороны и по кругу. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы шеи, спины и живота, помогает ребенку научиться держать голову.

 

Массаж

 

Домашний массаж не может заменить профессиональный, лечебный. Его задача совсем другая. Массаж, так же как и физические упражнения, помогает ребенку узнать свое тело и наладить контакт с вами. Помните, что в течение первого года жизни, пока ребенок не овладел еще языком слов, его язык – движения и ощущения. Поэтому относитесь к каждому сеансу массажа, как к неторопливому разговору по душам (неплохо, если вы при этом поговорите с ребенком «традиционным» способом, расскажете ему, где у него ручки, где ножки, где животик и т. д.). Массаж можно делать один раз в день утром или перед купанием, а можно посвящать 5 минут в промежутке между кормлениями массажу отдельных частей тела: ручек, ножек, живота и грудки, спинки и ягодиц.

 

Общие принципы массажа таковы:  

– сначала вы поглаживаете кожу малыша по ходу лимфатических сосудов, не сдвигая ее: ручки и ножки от периферии к центру, спинку и грудку – к подмышечным впадинам, ягодицы – от поясницы к ножкам, живот – по часовой стрелке (основание кисти кладется ребенку на лобок, а четыре пальца совершают круговые движения, помогая газам выйти из кишечника;

– затем в той же последовательности разминаете мышцы круговыми движениями (кроме животика);

– и, наконец, по несколько раз сгибаете ручки и ножки во всех суставах (кисть и стопу нужно также вращать изнутри наружу и снаружи вовнутрь).

Полезен для развития речи и наверняка понравится малышу массаж лица (поглаживание от центра к периферии по лбу, по скулам, от крыльев носа к уголкам губ, и от подбородка к мочкам ушей) массаж ладоней и стоп (сначала круговыми движениями разминаете мышцы ладони или стопы, потом двумя пальцами поглаживаете каждый пальчик ребенка от основания до кончика.

 

Вашему малышу может далеко не сразу понравиться массаж. Не настаивайте, но на следующий день попробуйте снова. Примерно через месяц он наверняка начнет получать от массажа удовольствие.

 

Купание

 

Купать ребенка лучше всего в большой ванне, где он сможет всласть поплавать. Предварительно ванну можно ошпарить кипятком.

Кипятить воду нет необходимости. Вместо этого в ванну стоит влить 1 л настоя череды или ромашки (как его приготовить, написано на коробке с травой). Для беспокойного ребенка с повышенным тонусом можно добавить в воду настой из успокоительного сбора (продается в аптеке). После того как ребенку исполнится 2 месяца, можно купать его в обычной воде.

Очень хорошо, если ребенок постепенно приучится плавать в прохладной воде (начиная с 35–36 градусов, снижать еженедельно начальную температуру воды на 1 градус). Но некоторые дети еще в утробе усваивают родительскую теплолюбивость, и уговорить их погрузиться в воду холоднее 36 градусов невозможно. В таком случае стоит обливать их прохладной водой после купания. Другой хороший способ закаливания: в течение дня подмывать ребенка прохладной водой из‑под крана. (Следите за тем, чтобы вода попадала и на стопы тоже.)

Не надо бояться, что в ушки попадет вода. После купания их можно промокнуть маленькими турундочками (узкими тампонами из ваты).

Положив ребенка в ванну на спину, поддерживайте его ладонью под затылок (мне для этого приходилось становиться на колени) и катайте по воде взад‑вперед. Потом покажите ему, как можно оттолкнуться стопами от края ванны (это упражнение поможет малышу увереннее встать на полную стопу). Если ему не нравится плавать на спине (многие дети чувствуют себя неуверенно в этом положении), покатайте его на животе, поддерживая одной рукой под подбородок, а другой страхуя за затылок. Также малышу понравится, если вы, поддерживая его под мышки, дадите ему попрыгать или «походить» по дну ванной.

 

Даже если ребенок случайно соскользнет с вашей руки и погрузится в воду, ничего страшного не произойдет. Помните, что ребенок в этом возрасте рефлекторно задерживает дыхание, а потому не нахлебается воды.

 

Бывают дети, которых большая ванна поначалу пугает. Тогда залезайте в нее вместе с малышом. При этом, разумеется, кто‑то должен быть вместе с вами, чтобы подать вам ребенка в ванную и принять его из ваших рук, когда вы соберетесь вылезать. Кроме того, первые пару раз его можно купать завернутым в пеленку.

Время купания определяет сам ребенок. Пока он доволен и резвится, вытаскивать его из ванны жестоко и неразумно.

Самое главное – чтобы вы получали удовольствие от возни с водой. Тогда и ребенок полюбит купание.

 

Глава 2

Второй месяц. Улыбка

 

Что умеет ребенок?

 

Он уже научился следить глазами за движущимся предметом и некоторое время рассматривать неподвижный. Он прислушивается к звукам и на несколько секунд сосредотачивает внимание. Теперь он уже может выделить из мешанины неясных образов одно лицо и один голос. И вот теперь он по‑настоящему улыбнется вам!

Что значит «по‑настоящему»? Вы ведь и раньше наверняка замечали довольные полуулыбки у вашего засыпающего ребенка и спрашивали себя: «Это и есть то самое, о чем пишут в книжках»? Нет! И как только ребенок в первый раз улыбнется именно вам, а не своему сытому брюшку, вы поймете, в чем разница. «Настоящая» улыбка скажет вам о том, что ребенок действительно видит вас, что он рад вашему присутствию, что он наконец обрел опору в зыбком мире незнакомых ощущений и что хочет общаться с вами.

 

Кстати, многие матери говорят, что улыбка второго ребенка действует на них гораздо сильнее. Воспитывая первенца, они слишком много беспокоятся, торопят события, со вторым же ребенком они чувствуют себя гораздо увереннее, и у них есть время просмаковать каждое его достижение.

 

Вспомните об этом, когда увидите первую настоящую улыбку. Остановитесь и насладитесь мгновением. Какой‑то этап в вашей совместной жизни закончен и начинается новый.

Вот какой: ребенок должен научиться владеть собственными руками. Пожалуй, это самая важная задача для него на первое полугодие. В первый месяц его ручки были плотно сжаты в кулачки. Теперь они понемногу раскрываются. Полностью это случится примерно в 2–2,5 месяца (у некоторых – раньше, у некоторых – позже). А значит, ребенок откроет для себя еще один чудесный инструмент познания мира. Сейчас он начинает путь, в конце которого Левша подковал блоху, Паганини играл концерты на одной струне, а да Винчи написал Джоконду.

Примерно в это же время вы услышите первые «агу» и «ага». Этот этап развития речи врачи так и называют – «гуление». Конечно, от первых звуков до осознанной речи еще очень далеко. Пока ребенок просто упражняет мышцы рта и гортани. Но, если вы будете чаще разговаривать с ним или хотя бы при нем, он быстрее разберется в том, для чего нужны эти столь не похожие на плач звуки.

Кроме того, ребенок учится держать голову. К концу второго месяца жизни он уже удерживает ее в течение 1–1,5 минут. Он также учится держать голову, когда его тело находится в вертикальном положении (в этом ему поможет упражнение «Маятник»). Если вы будете ставить ребенка стопами на опору (взяв его под мышки), он с каждым днем станет все увереннее опираться на ножки (это упражнение также можно включить в ежедневный комплекс).

 

Занятия с игрушками

 

Вы можете продолжать прежние игры на зрительное и слуховое сосредоточение, постепенно увеличивая время, в течение которого ребенок вглядывается в игрушку или вслушивается в звук.

 

Сорока‑ворона

 

Лучшее и проверенное временем упражнение. Вы массируете ладошку малыша осторожными круговыми движениями, приговаривая при этом:

 

Сорока‑ворона кашу варила,

На порог скакала, детей созывала.

 

Так же осторожно двумя пальцами массируете поочередно пальчики ребенка, приговаривая:

 

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

И этому дала [1].

 

В конце на ладошку можно подуть или пощекотать ее губами.

Начинайте с этой игры каждый день, и тогда для вас он начнется с улыбки ребенка.

 

Пощупай мой палец

 

Что вам понадобится: Две ленточки – атласная и джутовая или джинсовая шириной 1–1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.

Вы берете гладкую ленточку и накручиваете ее на указательный палец своей правой руки (как бы бинтуя его). Поглаживая руку ребенка, вы проводите обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони, задерживая в ней обернутый ленточкой палец. Ребенок крепче схватит палец, если вы им пошевелите, как будто пытаясь высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Так же проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3–4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки и шнурок, не фиксируя их рукой взрослого. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет, но еще не может зафиксировать его надолго, и через некоторое время предмет выпадает.

 

Внимание! Вы должны наблюдать за ребенком в то время, когда он играет со шнурком или длинной лентой!

 

Пощупай игрушку

 

Вслед за ленточками в руку ребенка можно вложить мамин шелковый платок, кусочек замши, меха или грубого полотна. А потом придет черед первых игрушек: черпачков от детской смеси, маленьких деревянных ложек, мягких игрушек, колокольчиков или погремушек. Сейчас еще нет необходимости покупать специальные игрушки, ребенок с большой пользой для себя будет изучать любой предмет домашнего обихода, лишь бы он был не слишком тяжелым и безопасным[2].

 

Физические игры

 

Упражнения, которые приведены ниже, были разработаны Гленом Доманом – американским врачом‑физиотерапевтом, создавшим целый ряд восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей. Упражнения предназначены для того, чтобы мягко стимулировать вестибулярный аппарат ребенка, благодаря чему впоследствии ему будет легче освоить такие важные навыки, как ползанье и ходьба.

Впрочем, многие родители, которые любят возиться со своими детьми, открыли их самостоятельно – на радость себе и малышам.

 

Карусель

 

Одной ладонью поддерживаем ребенка под ягодицы, другой – за заднюю часть головы. Ребенок лежит на спине. Поносите его по кругу, совершая при этом плавные движения вверх‑вниз. Покачайте его вверх‑вниз, вперед‑назад и из стороны в сторону. Носите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится и какие вещи его окружают. Дайте ему посмотреть на происходящее за окном.

 

Самолетик

 

Лягте на спину, положив ребенка себе на живот. Плотно обхватите его за бока под мышками. Поднимите над собой и посмотрите ему в глаза. Скажите ему, что он – самолет. Мягко накрените его вправо‑влево, опустите себе на грудь и поднимите снова.

 

Покачивание в качалке

 

Сядьте в кресло‑качалку, держа новорожденного в вертикальном положении. Покачайтесь назад и вперед. Затем положите его на живот поперек своих колен и снова покачайтесь.

 

Скатились с подушки!

 

Положите ребенка на большую подушку лицом к себе или спиной – это значения не имеет. А теперь осторожно приподнимите край подушки левой рукой, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Потом приподнимите другой конец подушки – и ребенок скатится в обратную сторону.

При этом можно приговаривать:

 

Тушки‑тушки, сели на подушке,

Пришли подружки, столкнули с подушки.

Подниму дочушку (сыночка) на крутую горку.

Бух! Покатились, с горки свалились.

 

 

Покачивание

 

Поверните ребенка (по‑прежнему лежащего на подушке) так, чтобы его лицо находилось напротив одной вашей руки, а ноги – напротив другой. Продолжайте приподнимать подушку за разные концы, чтобы ваш ребенок «покачивался» от головы до ног.

 

Ускорение на мате

 

Купите недорогой мат из пластикового покрытия и поролоновой набивки (можно воспользоваться туристической «пенкой») и положите на пол. На этот мат ничком положите ребенка. А теперь покатайте его вперед‑назад и вправо‑влево.

 

Горизонтальное вращение

 

Положите малыша на живот вдоль мата. Голова ребенка должна находиться у самого края. Возьмите мат за другой конец и начните вращать его по часовой стрелке. Повторите все вышеописанное, изменив только направление вращения.

 

Горизонтальное кружение

 

Встаньте, положите малыша себе на плечо. Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не почувствовать головокружение и не потерять равновесие. Изменяйте направление кружения – по часовой стрелке, против нее. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите ребенка на свое правое плечо. При этом он должен находиться на левом боку, а животом прямо напротив вашей шеи. Кружитесь и по часовой стрелке, и против. Затем снова переверните ребенка. На этот раз положите ребенка на свое левое плечо, так чтобы он лежал на правом боку. Кружитесь и по часовой стрелке, и против.

 

Покачивание вверх‑вниз

 

Встаньте на колени, расположив ребенка перед собой, левой рукой поддерживая снизу, правой – в задней части головы. Таким образом он находится в почти вертикальной позиции. Осторожно поднимите его до уровня глаз, а затем так же осторожно опустите его голову. Ваш новорожденный опрокинется из вертикальной позиции в горизонтальную, причем его голова будет находиться ниже ног. Поднимите его и повторите это упражнение.

 

Перекатывание

 

Это превосходное упражнение на развитие вестибулярного аппарата прекрасно сочетается с упражнением на развитие мануальных навыков. Положите ребенка на спину на пол. Опуститесь перед ним на колени, так чтобы его ступни касались ваших колен. Дайте ему схватить правой рукой указательный палец на вашей левой руке. Скажите: «Покатились!» – и постепенно тяните его правую руку за своей левой рукой, так чтобы он перекатился сначала на левый бок, а затем и на живот. А теперь дайте ему схватить левой рукой указательный палец вашей правой. Держите его руку над его головой и потяните так, чтобы он перекатился сначала на правый бок, а потом и на спину. Будьте осторожны, поскольку при этом его левая рука может оказаться в неудобном положении. Продолжайте таким же образом, перекатывая его сначала влево, потом вправо.

 

«Скачки» и танцы с ребенком

 

Осторожно прижмите новорожденного к себе и мягко «поскачите» по всему дому. Он будет чувствовать, как движется ваше тело вверх‑вниз. Когда ребенок уже сможет контролировать положение своей головы и спины, вы можете ускорить скачку и разнообразить позиции вашего «наездника». Пусть увидит мир с неожиданного ракурса. Прыгать с ребенком можно и под музыку[3].

 

Маятник

 

Возьмите ребенка под мышки и поднимите его так, чтобы его лицо оказалось на уровне вашего. Встаньте, слегка расставив ноги. Ласково разговаривая с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд. Теперь осторожно и медленно наклоняйте ребенка вправо, стараясь не потерять контакта «глаза в глаза» (для этого вам тоже придется наклонить голову). Задержавшись на несколько секунд, медленно верните ребенка в вертикальное положение и повторите упражнение с наклоном в другую сторону. Ребенок вскоре научится удерживать голову, независимо от положения его тела.

 

 

Глава 3

Третий месяц. Я нашел свои ручки!

 

Что умеет ребенок?

 

В период с 2 до 3 месяцев малыш совершенствуется в искусстве беззубых улыбок и начинает пробовать их уже на всех попавших в поле зрения взрослых. Двухмесячный ребенок не без причины становится вдруг милым и общительным. Существует мнение, что здорового ребенка достаточно кормить и содержать в чистоте, все остальное – роскошь и излишества. Он может развиваться самостоятельно, без каких‑либо усилий со стороны взрослых. Однако сам ребенок всеми возможными способами «голосует против». Он жадно ловит каждую крупицу внимания взрослых, добивается ее «пряником» (то есть улыбками) или «кнутом» (то есть плачем).

 

Мимика взрослых, их речь нужны ребенку для развития точно так же, как витамины для роста.

 

И сама природа идет ребенку навстречу. Он меньше спит и бодрствует около 4–5 часов в сутки (кто‑то – больше, кто‑то – меньше). Если малыш не измучен болями в животике, то все свободное время посвящает изучению окружающего мира. Теперь он способен фиксировать взгляд на предметах в течение нескольких минут (к 3 месяцам – 5–6 минут и больше), поднимает не только голову, но и плечи и лежит, опираясь на предплечья. На ближайшие несколько месяцев эта поза станет самой любимой, ведь лежа на животе так удобно наблюдать за происходящим в комнате, да и к тому же можно ощупать пеленку, на которой лежишь! Ребенок всеми силами стремится перевернуться на живот, и иногда ему даже удается сделать пол‑оборота – то есть повернуться со спины на бок.

Но и лежа на спине малыш не остается без дела. Если его распеленать, то он начнет ритмично размахивать ручками и ножками (американские педиатры называют эти движения «взмах крыла») и будет делать это так долго, что родители забеспокоятся: а все ли в порядке? Беспокоиться не о чем, ребенок действительно тренируется перед грядущими походами и забегами.

Ручки ребенка также живут своей жизнью. Скорее всего, малыш уже начал обращать на них внимание (в этом ему помогают «поза фехтовальщика» и наши упражнения). Однако научиться управляться с ними не так‑то просто. В это время, если очень повезет, можно наблюдать такую уморительную картину: малыш медленно переводит взгляд со своих пальцев на одеяло, раздумывая, как бы его ухватить, а в это время другая ручка, оставшись без зрительного контроля, яростно мнет и сжимает то самое одеяло. Поистине, правая рука не знает, что делает левая!

Разумеется, малыш продолжает увлеченно гулить, осваивает новые звуки, например «ай!», «эй!». Теперь он может поговорить не только с плюшевым мишкой, но и с вами. Скажите ребенку несколько ласковых слов, дождитесь его улыбки и замолчите, когда ребенок «гукнет» (вам придется запастись терпением: обычно ребенку требуется несколько минут на то, чтоб «обдумать услышанное»). Потом скажите еще что‑нибудь (можно даже поговорить о последних политических новостях, но лучше о том, что касается непосредственно ребенка) и снова терпеливо ждите ответа. Постепенно ребенок научится «поддерживать беседу», и связь между вами станет еще крепче. Вероятнее всего, пройдет лишь несколько дней, и вы во время очередного разговора впервые услышите веселый смех малыша.

 

Занятия с игрушками

 

Итак, прежде всего ребенку нужен наблюдательный пункт. Точнее, несколько наблюдательных пунктов. Оцените свою квартиру с этой точки зрения. Когда ребенок спит, ему не нужны посторонние, но когда он бодрствует, ему необходима компания. Если вы всей семьей обедаете за столом, нельзя ли положить ребенка на диван, чтобы он мог «проводить время с вами» (обязательно подальше от края, ведь он вот‑вот научится переворачиваться!)? Если вы готовите обед на кухне, нельзя ли прикатить туда детскую коляску или хотя бы принести люльку от нее? Ведь так будет спокойнее и вам, и малышу.

Если у родителей крепкие нервы, по полу не гуляют страшные сквозняки, а поблизости нет тревожных бабушек и дедушек, то замечательное место для малыша – на полу, на коврике «пенке». На твердой поверхности ему будет гораздо проще научиться переворачиваться и ползать, чем на мягком матрасе или диване.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.