Глава 7. Седьмой месяц. Этот младенческий лепет — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 7. Седьмой месяц. Этот младенческий лепет

2019-07-12 147
Глава 7. Седьмой месяц. Этот младенческий лепет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что умеет ребенок?

 

Помните, в прошлой главе я писала, что умение сидеть не принципиально важно для развития ребенка? О ползании такого не скажешь. Давайте вместе подумаем, что приобретает ребенок, овладев искусством ползания.

 

Во‑первых,   ребенок сразу же приобретает значительную «степень свободы». Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и уже в меньшей мере зависит от матери (многие мамы замечают, что, как только ребенок начинает активно ползать, у них сразу же появляется больше свободного времени). Даже самый продвинутый ребенок вряд ли научится ходить раньше 8–9 месяцев. Следовательно, если он не будет ползать, он потеряет целых 3 месяца самостоятельных исследований.

 

Во‑вторых,   ребенок большую часть дня находится в движении, укрепляя собственную мускулатуру.

 

В‑третьих,   развиваются не только мышцы, но и головной мозг. Ребенок ползает перекрестным способом (правая рука – левая нога, левая рука – правая нога). Такие движения развивают связи между двумя полушариями мозга, что поможет впоследствии координировать работу рук и ног при беге, игре в мяч, лазании, письме и мелкой ручной работе.

 

«Все это хорошо звучит, – скажете вы. – Но что делать, если мой ребенок не желает ползать, а желает сидеть и стоять?»

 

Спустите его на пол!   Перед ним откроются новые возможности, и он не скоро вспомнит о стенке кроватки. Дополнительно вы можете заниматься с ним специальными упражнениями, стимулирующими ползание, о которых будет рассказано ниже. Однако, если и в этом случае ребенок упорно не желает ползать, просто оставьте его в покое. В конце концов, ему лучше знать.

Но прежде чем спустить ребенка на пол, подготовьтесь к этому новому для вас и для него этапу жизни. Просто вымыть пол и пропылесосить ковер будет недостаточно. Здоровому шестимесячному ребенку домашняя пыль не причинит вреда. А вот некоторые бытовые предметы могут оказаться смертельно опасными. Поэтому выделите один выходной день на полное переоборудование квартиры. Для начала сами опуститесь на четвереньки и, ползая повсюду, исследуйте квартиру «с точки зрения» вашего малыша. Побудьте один день параноиком. Убедите себя в том, что ребенок обязательно разобьет / сломает / проглотит любую недозволенную вещь, если вы предоставите ему хотя бы малейшую возможность это сделать.

Также убедитесь, что ребенок не сможет самостоятельно забраться в такое место, откуда он может упасть, где он может застрять или запереть себя. Если вы хотите обезопасить от ребенка содержимое какого‑то невысокого шкафа, наденьте на его ручки резинку или поставьте замок.

 

Самые опасные предметы для ребенка, которые нужно поднять на высоту роста взрослого человека:

– бытовая химия: средства для мытья посуды, для мытья эмали и кафеля, порошки, шампуни, средства для уничтожения насекомых, вещества для ухода за обувью, косметика и т. д.;

– лекарства – от снотворных и сердечных капель, до марганцовки, йода и витаминов;

– сигареты и пепельница (яда, содержащегося в одной сигарете, достаточно для того, чтобы убить годовалого ребенка), а также алкоголь и пищевой уксус;

– все бьющиеся предметы;

– все колющие и режущие предметы;

– все мелкие предметы, которые могут перекрыть дыхательное горло, если ребенок их проглотит, в том числе кусочки бумаги, конфеты, мотки ниток или детали игрушек;

– электрические провода должны быть убраны в недосягаемые места (в том числе шнур от телефона) – дети очень любят их грызть, в розетки вставьте специальные заглушки;

– полиэтиленовые пакеты должны лежать в недоступном для ребенка месте (он может надеть их на голову и задохнуться);

– комнатные растения должны быть подняты на такую высоту, чтобы ребенок не мог, встав на ноги и вытянув руки над головой, уцепиться за горшок и вывернуть его на себя; проверьте, чтобы среди ваших комнатных растений не было ядовитых.

 

Возможно, этот список мер покажется вам устрашающим, но поверьте, вам придется проделать всего одну генеральную уборку, и вы обеспечите себе спокойное существование на 2–3 года вперед. Ваш ребенок будет с удовольствием изучать открывающийся для него новый мир, а вам не потребуется каждые пять минут оттаскивать его от очередного опасного предмета.

Обезопасив для ребенка жизненное пространство, позаботьтесь о том, чтобы ему было интересно. Выделите шкаф или полку для его игрушек. Он сможет подползать и играть с ними. Можно сложить игрушки в пластиковый таз или ведро и задвинуть под кресло (покажите ребенку, как их достать). Позвольте ему вываливать детскую одежду из шкафа на ковер и рассматривать ее. Если вы готовите обед, пусть у ребенка будет возможность поиграть с кастрюльками и крышками.

Увлекшись переселением на пол, не пропустите еще один важный момент. Ребенок делает следующий скачок в речевом развитии – на смену гулению приходит лепет  . Теперь ребенок уже не издает сочетаний гласных звуков, чем‑то напоминающих полинезийские языки, он начинает повторять слоги, состоящие из согласного и гласного, например «ба‑ба‑ба», «ма‑ма‑ма», «да‑да‑да» и проч. Похоже, он сам потрясен открывшимися возможностями. Какое‑то время он не играет, не «беседует с вами», а просто лежит, уставившись в стенку, и говорит‑говорит‑говорит. Пугаться не надо. Как раз наоборот, лепет свидетельствует о том, что ребенок уже хорошо слышит и различает взрослую речь (глухонемые дети и дети с задержкой развития, если с ними специально не заниматься, так и остаются на стадии гуления). Через день‑два малыш освоится с этим новым для себя умением и будет готов снова слушать вас и совершенствовать навыки речи.

Старайтесь говорить с ребенком как можно больше. Утром за завтраком называйте посуду, которой пользуетесь вы и ребенок (чашка – ложка – кастрюля – тарелка), продукты, которые он видит перед собой (хлеб – каша – молоко – сок – масло). Одевая ребенка на прогулку, называйте ему предметы одежды и части его тела («Наденем на ножки ботинки, на голову шапку…»). На прогулке показывайте (и называйте) машины, птиц, зверей, цветы, обращайте внимание на других детей. Пусть узнает, что и грузовик с прицепом, и легковой автомобиль – это машины, а такса и сенбернар – собаки. Пусть услышит от вас, что этот мальчик в коляске – маленький, а девочка – большая. Когда ребенок играет в комнате, объясняйте ему, что сейчас он подползает к столу, сейчас открывает шкаф, а сейчас берет игрушку со стула. Когда вы купаете малыша перед сном, попросите его повернуться на спинку, а затем на животик. Когда ложитесь спать, назовите кроватку, одеяло, простынку, покажите ребенку, как вы гасите свет.

Лучше всего, если вы будете употреблять одновременно и взрослое слово, и облегченное детское (кошка – мяу‑мяу).

Пока не ждите от ребенка адекватного ответа. Первые слова появятся месяцев в восемь, а то и позже. Но все, что вы заложите в ребенка сейчас, вернется сторицей.

 

Занятия с игрушками

 

 

«Дерни за веревочку!»

 

Что вам понадобится: музыкальная матрешка‑неваляшка или любая другая игрушка (мишка, кукла), к которой прикреплен небольшой колокольчик. Лента длиной 1,5 м, яркое кольцо диаметром 10–12 см.

Один конец ленты обвяжите вокруг неваляшки, ко второму привяжите кольцо. Ребенок лежит на животе. Вы кладете кольцо неподалеку от ребенка (в 30–40 см), а неваляшку ставите чуть подальше (приблизительно в 1 м). Привлекаете внимание ребенка к кольцу и побуждаете дернуть за него. Связанная с кольцом неваляшка начинает качаться и звенеть. Если ребенок не может понять, откуда взялся звук, привлеките его внимание к неваляшке и сами подергайте за кольцо.

Это занятие лучше проводить на полу, тогда ребенок обязательно постарается подползти к кольцу, а затем и к игрушке.

 

Посмотри и потяни!

 

Что вам понадобится: подвесное устройство (см. упр. 1 в гл. 6).

Повесьте подвесное устройство на стену (на гвоздь). Возьмите ребенка на руки и подойдите с ним к устройству. Скажите: «Где колечко? Смотри, вот колечко!» Побуждайте ребенка схватиться за кольцо и потянуть. Пусть поиграет со знакомым механизмом в новом для себя вертикальном положении.

 

Ползаем змейкой

 

Что вам понадобится: 5–6 ярких игрушек разных цветов, размеров, форм и т. д.

Разложите игрушки «змейкой» по ковру на расстоянии 40–50 см друг от друга и выпустите на ковер ребенка. Привлекайте его внимание к игрушкам и побуждайте переползать от одной к другой. Не огорчайтесь, если вначале он одолеет не более 1–2 «этапов эстафеты». Постепенно удлиняйте змейку с каждым занятием, пока ребенок не начнет пересекать всю комнату. К этому времени он, скорее всего, уже захочет ползать самостоятельно «по своим делам».

 

Физические игры

 

 

«Бокс» и «мельница»

 

Старые упражнения можно усложнить, вложив ребенку в руки кольца, а также проделывая их не только в положении лежа на спине, но и в положении сидя.

 

«Велосипед» и «Уголок»

 

Обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте одну ногу и разгибайте другую. Выполняйте это упражнение в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Затем переходите ко второй части упражнения.

Малыш лежит на спине. Обхватите его ножки в области коленей. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их. Затем поднимайте ноги попеременно под ритмичный счет или песенку.

 

Ползание на четвереньках

 

Если ребенок еще не начал ползать – помогите ему. Поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, если это необходимо, разверните кулачки, чтобы малыш опирался на ладошки. Немного покачайте его взад‑вперед и, страхуя ладонью под животиком, «выбейте» из‑под него одну ручку – пусть сам восстановит равновесие и обопрется на нее. Затем, заинтересовав игрушкой или слегка подталкивая сзади, побуждайте малыша двигаться вперед.

 

Ползание на коленях

 

Если вашему ребенку не удается ползание от того, что он пытается встать на вытянутые ножки, потренируйтесь ползать на коленях. Возьмите ребенка одной рукой под мышки, заставьте его опуститься на колени и пройдитесь с ним «вперевалочку» вдоль дивана. Свободной рукой придерживайте пяточку ребенка, чтобы он не пытался встать на прямую ножку.

Впрочем, многие дети вполне успешно ползают и на прямых ногах.

 

Тачка

 

Положите на стол красивую игрушку, к которой будет «шагать» малыш. Приподнимите малыша горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки. Одной рукой поддерживайте ноги, вторую подведите под живот и слегка подтолкните ею ручки ребенка, побуждая его «пойти» к игрушке на руках. Если ребенок пытается идти на кулачках, «оттащите» его за ноги назад, чтобы его ладошки развернулись.

 

Садимся за одну ручку

 

Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большой палец другой руки вложите в ручку малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «сядь‑сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть. Покажите ему, что он может опереться на свободную ручку и помочь себе. В то время, когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на правый бок.

Затем повторите его для другой ручки.

Это упражнение не только учит ребенка садиться, но и очень хорошо развивает мышцы брюшного пресса.

 

Садимся за согнутые ручки

 

Ребенок лежит на животе. Дайте ему ухватиться за ваши пальцы и разведите их на ширину плеч. Слегка потяните малыша за ручки на себя, побуждая его сесть. Если он способен на это, то начнет подтягиваться и садиться, сгибая ручки. Если же он не пытается сесть, значит, его мышцы еще слишком слабы для этого.

 

Попробуй встать!

 

Ребенок лежит на животе. Вы встаете сзади от него. Дайте ему обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Разведите выпрямленные руки ребенка в стороны (следите за тем, чтобы он не сгибал их в локтях); далее поднимите прямые руки вверх, как будто учите его плыть брассом. При этом малыш поднимает голову, прогибается назад и упирается стопами в ваш живот. Продолжайте поднимать ребенка, пока он не встанет на колени.

Позже, когда упражнение хорошо освоено, можно приподнимать малыша дальше (все так же поддерживая за ручки), пока он не встанет на ножки.

 

Осторожно! Ручки ребенка не должны подниматься выше уровня ушей, иначе возможно повреждение плечевых суставов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.