Подними голову и посмотри на игрушку — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Подними голову и посмотри на игрушку

2019-07-12 120
Подними голову и посмотри на игрушку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что вам понадобится: яркая звучащая погремушка, колокольчик, барабанчики и т. д. Можно использовать бубен, повернув его яркой боковой стороной.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1–2 раза поднимет голову, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Затем игру можно повторить.

При последующих занятиях следует менять звучащие игрушки.

 

Первые путешествия

 

Что вам понадобится: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий в барабан, и т. п.) или просто звучащая игрушка (ярко‑желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка‑неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживаете его за спину (вариант: плотно прижимаете спину малыша к своему животу и удерживаете его за ножки ниже колен). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит одна яркая игрушка (матрешка‑неваляшка, или ярко‑желтая уточка, или какая‑нибудь заводная игрушка) среднего размера (20–25 см). Поворачиваете к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем вы устраиваете ребенка в удобной позе (например, на диване) и активно показываете ему игрушку: встряхиваете ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: «Посмотри!», «Послушай!», называете игрушку, выделяя название голосом, чуть замедляя речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все эти действия, удаляя и приближая к нему игрушку. На следующий день, в следующем путешествии ребенка будет ждать на полочке уже новое развлечение[4].

 

Сожми и пощупай

 

Что вам понадобится: твердые, мягкие, пружинящие шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см – можно использовать мячики для пинг‑понга, валики длиной 7–8 см и примерно 1,5 см в диаметре – толстые карандаши, фломастеры, ручки).

Вы вкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). За одно занятие вы можете вложить поочередно 3–5 предметов в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т. п.).

 

Бей что есть силы

 

Что вам понадобится: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее вытянутой рукой[5]. Несколько раз покажите лежащему на спине малышу, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Однако будьте готовы убрать игрушку, если ее движение или звук напугали ребенка. Через несколько дней можно будет попробовать снова. Ребенок немного подрастет и легче войдет во вкус подобной игры.

 

Физические игры

 

Вы продолжаете, оттачивая до совершенства, выполнять комплексы упражнений для предыдущих месяцев.

Если же вам хочется чего‑то новенького, могу предложить дополнительные упражнения, которые не только развлекут ребенка, но и помогут маме (папе) улучшить фигуру.

 

Вверх – вниз

 

Лягте на спину на пол. Согните ноги в коленях. Колени и пятки сведите вместе. Поставьте ребенка себе на живот, поддерживая его под мышки. Теперь медленно оторвите от пола таз и приподнимите его, одновременно поднимая голову и напрягая мышцы живота. Задержитесь в верхнем положении на 4 счета (ваше тело образует прямую линию между коленями и подбородком). Медленно опуститесь на пол. Дайте ребенку отдохнуть несколько секунд, лежа на вашем животе, и повторите упражнение. А теперь попробуйте так же покачать тазом, когда ребенок лежит у вас на животе. При этом его ножки окажутся выше головки. Понравится ли ему такое положение?

 

Вправо – влево

 

Вы становитесь на колени, держите ребенка одной рукой под мышками, второй – под коленями, прижимая его спинку к своей груди. Выпрямляетесь в пояснице, «подбираете» мышцы живота и ягодиц, расправляете плечи. Из этого положения вы садитесь поочередно то слева, то справа от своих ног. Сделайте по 5–6 повторов в каждую сторону. Это упражнение, как и предыдущее, стимулирует вестибулярный аппарат ребенка.

 

Вперед – назад

 

Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Прижмите спину ребенка к своей груди, держите его одной рукой под мышками, второй – под коленями. Сделайте 6 «шагов» на ягодицах вперед, затем столько же назад. Повторите 3–4 раза. Упражнение поможет «подобрать» мышцы ваших бедер и ягодиц, а ребенок посмотрит на предметы в комнате с нового неожиданного ракурса.

 

 

Глава 4. Четвертый месяц. Перевернулись!

 

Что умеет ребенок?

 

В период с 3 по 4 месяц жизни ребенок продолжает совершенствоваться в двух основных направлениях: учится переворачиваться со спины на живот и самостоятельно хватать игрушки.

Начнем со второй задачи. К 4 месяцам у ребенка окончательно формируется умение фиксировать на предмете взгляд, и теперь он может не просто увидеть цветное пятно, но и различить размеры предмета, а также оценить расстояние до него. И здесь начинается кропотливая работа. Вы держите перед ребенком погремушку, время от времени слегка встряхивая ее, чтобы энтузиазм малыша не угас. Ребенок фокусирует взгляд на предмете, затем медленно переводит глаза на собственную ручку, немного продвигает ее в сторону желанной игрушки, потом снова «нацеливается» на предмет. Это может продолжаться довольно долго. Главное – не опережать события и не вкладывать игрушку в ладонь ребенка: так вы помешаете ему как следует «обмозговать» этот сложный процесс. Потерпите чуть‑чуть, пока не наступит счастливый момент – ладошка наконец коснется предмета. Правда, возможно, что по‑настоящему схватить игрушку в этот раз не удастся – маленькие пальчики сожмутся в кулачок в нескольких миллиметрах от игрушки. Вот теперь можно немного помочь малышу, вложив игрушку в его ладонь. Подобной же практикой он будет заниматься и в своей кроватке, только игрушки должны быть прочно закреплены (например, на перекладине поперек кровати) или на худой конец пришпилены бельевыми прищепками к резинке. Теперь ребенок уже хочет как следует ощупать игрушку, и, если она откачнется при его прикосновении, он может сильно расстроиться. Когда вы кормите ребенка, он, немного утолив голод, с удовольствием займется разглядыванием и ощупыванием вашего лица, груди, бутылочки или подушки, на которой вы лежите.

Рот также участвует в исследованиях. Рот – третья рука ребенка. Все дети с разной степенью энтузиазма пользуются этим способом познания мира. Но отучить «жевуна‑энтузиаста» тащить в рот все что ни попадя практически невозможно. Да и не нужно. «Облизывание», так же как ощупывание, необходимо для развития мозга ребенка.

 

Просто следите за тем, чтобы попадающие к ребенку предметы были безопасными: диаметром не менее 4 см, без острых углов и граней, не содержащими ядовитых веществ (баночки из‑под косметики или из‑под лекарств отпадают) и не имеющими мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить.

 

Кроме того, игрушки стоит регулярно мыть.

 

Перевороты.   Лучше всего перевороты удаются ребенку на твердой ровной поверхности (на ковре или на туристическом коврике). Мягкий матрас, складка на покрывале, мешающая движениям, тесные пеленки, белая стена перед глазами способны постепенно отбить энтузиазм у самого активного ребенка. А работа ему предстоит нешуточная. Переворот на спину делится на 3 этапа. В процессе участвуют мышцы всего тела. Сначала малыш приподнимает над полом ручку или плечико и «переворачивает» верхнюю часть туловища, затем то же движение проделывают его ножка и попка (может быть и наоборот: сначала выводится ножка, как более сильная, а затем уже плечо, верхняя часть туловища и тяжелая голова), а потом необходимо освободить ручки, которые оказались замурованы под грудью. Уф! Теперь младенец наконец лежит в классической для четырех месяцев «позе тюленя» – на животе, опираясь ладонями о поверхность пола и приподнявшись на полусогнутых руках. «Живчик» освоит этот трюк в 3,5–4 месяца, «мыслитель» подождет до 5. Если дело затягивается, стоит посоветоваться с врачом и провести курс лечебного массажа. На спину перевернуться легче: достаточно посильнее оттолкнуться ладошкой от пола. Многие дети учатся переворачиваться с живота на спину примерно через две недели после того, как освоили переворот на живот, но некоторые любители полежать в позе тюленя отложат переворот на спину на пару месяцев.

 

Разговоры.   Теперь малыш уже готов вести длинные разговоры и даже кое‑что из них понимать. Например, свое имя. Обращайтесь к нему по имени часто, произнося его четко, немного растягивая слоги («А‑ле‑е‑шень‑ка!»). Через пару недель встаньте за изголовьем кровати и заговорите с ребенком сначала не называя его по имени, а потом повторите тот же монолог, начав его с имени малыша. Если на этот раз он повернется к вам, значит, он уже умеет узнавать некоторые слова. При каждом удобном случае называйте малышу всех членов вашей семьи, а также любимые игрушки, употребляйте слова: «Посмотри!», «Возьми!», «Дай!» «Повернись» и т. д. Не беспокойтесь о том, понимает ли ребенок ваши слова. Малыш, скорее всего, понимает очень многое, но внятно (хотя бы жестами) объяснить, что он понял, сможет не раньше 8–9 месяцев.

 

Занятия с игрушками

 

 

Посмотри и узнай

 

Что вам понадобится: игрушки, знакомые ребенку (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка‑неваляшка).

Вы поочередно показываете ребенку знакомые игрушки, держа их на расстоянии 60–70 см от него и перемещая влево‑вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается индивидуально, затем несколько убыстряется или замедляется, чтобы ребенок смог научиться активно следить за предметом. Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, что она зависает над ребенком. Так малыша учат фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2–3 раза.

Далее, приближая игрушку к малышу, вы побуждаете его протянуть к ней руку. Если ребенок не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. То же повторяется и с другой рукой.

Затем вы еще раз проделываете те же действия, но с новой для ребенка игрушкой. Показывать незнакомую игрушку нужно дольше, чтобы ребенок хорошо ее рассмотрел. Затем можно дать малышу возможность рассмотреть предмет из разных положений (например, лежа на животе – не более 2–2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать игрушки знакомые и впервые увиденную.

Во время занятия вы разговариваете с малышом, называете его по имени, эмоционально комментируете его удачные действия («Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!»), называете игрушки.

 

Послушай и найди

 

Что вам понадобится: предметы, издающие звуки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10–12 см) образные игрушки (звери, птицы, машинки, человечки и т. д.), издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. п.

Вы кладете ребенка на середину кроватки, боковые стороны которой закрыты пеленками. На расстоянии не далее 1 м от малыша, вне его поля зрения, встряхиваете колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы не испугать ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Вы продолжаете извлекать звуки до того момента, пока ребенок не повернет голову в вашу сторону, т. е. пока не определит источник звука. После этого вы отодвигаете пеленку и снова звените колокольчиком, давая ребенку возможность увидеть источник звука. Затем приближаете колокольчик к краю кроватки, звените колокольчиком внутри кроватки, сильно его не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взгляд на предмете (до 10 секунд), звенящий колокольчик убирается за кроватку, сторона которой закрывается пеленкой. После паузы в 10–15 секунд вы переходите к другой стороне кроватки и повторяете первую часть занятия.

Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем притянуть его к себе. С этой целью колокольчик держат над малышом, приближая к обеим рукам поочередно, осторожно касаясь их и побуждая к захватыванию игрушки.

 

Схвати и потрогай

 

Что вам понадобится: валики (длиной 7–8 см, сечением 1,5–2 см), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой и т. п.); шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2–2,5 см): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые из ситцевой, махровой, шелковой, джинсовой и других тканей, обшитые кожей, мехом, – к матерчатым шарикам крепятся тонкие ленточки (20–30 см), а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки; палочки короткие (10 см), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении 1 см) – для вкладывания в каждую руку; палочки длинные (25–30 см) – для захватывания двумя руками одновременно; кольца (диаметром 5–10 см) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а также обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром, – к кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж; сюжетные и образные игрушки‑вкладыши (грибок, огурчики, ягоды, морковки, куколка и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (размером 5–10 см).

Ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в ладони его рук игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании, игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. У малыша развивается осязание.

Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные к ленточкам за специальные петельки. Взяв игрушку за ленточку, вы вкладываете ее в ладонь ребенка, а затем тянете на себя, побуждая малыша схватить и удержать предмет.

 

Постучи

 

Что вам понадобится: бубен или барабанчик.

Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой. Дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что малыш занят делом и доволен жизнью.

 

Потряси и попинай

 

Что вам понадобится: легкая погремушка, большой надувной мячик.

К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем повяжите погремушку на другую ножку. Не оставляйте малыша без присмотра с подобным украшением. Еще вы можете положить в изножье кроватки большой надувной мяч, и пусть малыш пинает его в свое удовольствие.

 

Развиваем пальчики

 

Что вам понадобится: несколько шерстяных ниток длиной не более 8–10 см.

Свяжите их посередине. Дайте получившуюся «метелочку» в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы, он будет пытаться освободиться и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности. По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе вскоре они окажутся у него во рту!

 

Прятки

 

Что вам понадобится: пеленка или цветной платок.

Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из‑за него, приговаривая: «Где же мама? Вот я, маленький!» Затем прикройте платком лицо ребенка и удивитесь: «Где же малыш?» Сдерните платок: «Да вот же он!» Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре он будет весело хохотать при этих «пропажах» и «находках». Так малыш начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир «понарошку» и «не взаправду».

 

Коза рогатая

 

Что вам понадобится: ваша рука.

Это одна из самых древних игр. Вы понарошку пугаете ребенка, щекочете ему животик двумя пальцами, приговаривая:

 

Идет коза рогатая!

Идет коза богатая!

Кто каши не ест, молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

 

 

Физические игры

 

 

Крест‑накрест

 

Дайте малышу большие пальцы ваших рук. Плавно разведите ручки ребенка в стороны. А затем скрестите их на груди так, чтобы сверху оказывалась то левая, то правая ручка. Если малыш «сопротивляется» и ручки «ходят туго», слегка встряхните их.

Темп движений подбирайте сами, так, чтобы малышу было приятно и весело (обычно дети очень любят и это, и следующее упражнение).

 

Бокс

 

Ребенок лежит на спине.

Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными – слегка придерживайте его кисти.

Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша; то есть при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот.

При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок.

Повторите это движение несколько раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

 

Топотушки

 

Малыш лежит на спине. Вы обхватываете его ножки в нижней части голеней. Мягко, с легким встряхиванием пытаетесь выпрямить одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола. Затем таким же образом выпрямляете другую ножку. Затем, слегка «притопывая» по поверхности стола, постепенно сгибаете сначала одну, а затем другую ножку, пока она не коснется пяточкой ягодицы.

Повторите упражнение несколько раз.

 

Повернулись

 

Это основное упражнение, которое поможет ребенку научиться поворачиваться и привьет охоту к этому занятию. Вы можете проделывать его так часто, как это нравится ребенку.

Повороты выполняют 2–3 раза в каждую сторону.

Вложите указательный палец одной руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцами другой руки обхватите одну ногу ребенка в нижней части голени; остальными пальцами прихватите на том же уровне другую ногу. Этот захват называется «вилочка». Удерживая обе ноги в области голеней «вилочкой» и слегка выпрямив их, доверните таз ребенка вперед. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Оставьте малыша на несколько секунд в положении на боку – пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите ручку ребенка чуть вперед. И он сам перевернется на живот. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

 

Вариант упражнения

 

Для некоторых детей (и родителей) удобнее будет следующий вариант. Ребенок лежит на спине. Вы берете его правую ножку и, чуть сгибая ее в колене, осторожно поворачиваете малыша справа налево, пока он не коснется коленом пола. В этот момент малыш сам повернет плечики и голову, и вам останется только вытащить его ручки из‑под груди. Слева направо движение начинается с левой ноги. Когда вы освоите перевороты на живот, научите малыша переворачиваться на спину. Для этого в положении лежа на животе возьмите его за ножку и аккуратно поверните нижнюю часть туловища. Плечики и голова повернутся сами. Первые несколько раз можно придерживать свободной рукой затылок малыша, потом уберите руку, и он сам научится защищать головку в момент поворота. Перекатывайте малыша вправо‑влево вдоль всего дивана, пока вам обоим это не надоест.

 

Подтянулись

 

Дайте ребенку ухватиться за ваши большие пальцы (остальными пальцами вы придерживаете его кисти), затем выпрямите руки ребенка и, ласково разговаривая с ним, побуждайте приподнять голову и верхнюю часть туловища (обычно долго уговаривать не приходится, ребенок только этого и ждет). Разрешите малышу «присесть» приблизительно до угла 45° (полное присаживание пока еще вредно для его позвоночника), а затем осторожно уложите на спину или на бок (повторите 2–4 раза, укладывая ребенка на левый и на правый бок попеременно).

 

Подтянулись на турнике

 

Что вам понадобится: небольшая палочка диаметром 2–3 см и длиной 50–70 см.

Дайте ребенку ухватиться двумя руками за эту палочку, а потом слегка потяните ее на себя, так чтобы он выпрямил руки. Малыш начнет подтягиваться. Не давая ему полностью сесть, осторожно уложите его на спину.

 

«Пловец»

 

Ребенок лежит на животе. Придерживая ноги ребенка «вилочкой», вы подводите правую ладонь под его живот и осторожно поднимаете ребенка над столом на несколько секунд. При этом ребенок лежит в позе «рыбки», опираясь на две точки – живот и стопы. Голова и верхняя часть туловища приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы.

Упражнение выполняется один раз.

 

Покачивание на мяче

 

Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведите его ноги в стороны. Покачайте малыша в различных направлениях. При движении вперед следите, чтобы он вытягивал ручки и пытался опираться раскрытыми ладонями на поверхность стола. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка о мяч. При движении назад помогайте малышу опереться о стол и побуждайте его самостоятельно оттолкнуться.

Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачайте в разные стороны.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.