Понятие правоохранительной деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие правоохранительной деятельности

2018-01-30 337
Понятие правоохранительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельность – это деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными на то органами и общественными формированиями путем применения мер юридическоговоздействия, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль соблюдения прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом);

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Правоохранительная деятельность — это вид государственной деятельности. С ее помощью специально уполномоченные органы охраняют право, применяя юридические меры воздействия соответственно закону и неуклонно соблюдая установленный им порядок.

Правоохранительная деятельность или лица, ее проводящие, выполняют следующие функции:

· конституционный контроль;

· правосудие;

· проверка законности НПА;

· контроль исполнения судебных решений;

· прокурорский надзор;

· государственное обвинение;

· обеспечение общественного порядка;

· оказание юридической помощи.

Правоохранительная деятельность осуществляется с целью:

· охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

· охраны общества, его духовных и материальных ценностей;

· защиты страны, ее суверенитета, конституционного строя и государственной целостности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУДОУСТРОЙСТВЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Организация и деятельность судебных органов регулируются многочисленными нормативными правовыми ак­тами, различными по своей правовой природе.

КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 Г.

Законодательный акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осуществ­ления правосудияравенство всех перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону и т.д. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан – неприкосновенность личности и частной жизни, право на доступ к правосудию и судебную защиту и т.д. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел – недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ и т.д. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти - неприкосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвы­чайных судов и др.

СОСТАВ СУДА

Под составом суда понимают судей, полномочных принять решение по делу в результате заседания суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют не от своего имени, а от имени государства.

В процессуальном смысле термин «суд» используется для обозначения не только суда как учреждения, но и отдельного судьи, действующего в пределах своей компетенции. Судья — это, согласно п. 54 ст. 5 УПК, должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. К числу судей принадлежат председатели, заместители председателей и члены судов. Присяжные заседатели не считаются судьями, так как согласно п. 1 ст. 11 ФКЗ «О судебной системе РФ» судьями являются только лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В то же время присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве и вынесении вердикта (п. 30 ст. 5 УПК). Итак, суд может быть составлен как из судей (профессиональных юристов), так и из присяжных заседателей, представляющих в суде народный элемент.

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СТОРОН

Принцип состязательности сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором фу нкция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Принцип состязательности законодательно закреплен в ст.15 УПК РФ, ст.12 ГПК РФ, ст.9 АПК РФ, ст.14 КАС РФ.

В уголовных делах сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защитыподсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец и его представитель, а другую – гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав.
Состязательность сторон проявляется и в том, что суд не выступает на стороне обвинения или защиты, объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон, является для них «беспристрастным арбитром». В силу этого признака состязательности сторон суд не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения или отказывать в их возбуждении, возвращать дела для производства дополнительного расследования и давать органам предварительного расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения, принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого.

Вместе с тем состязательность сторон не исключает права суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами. С этой целью суд может проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия в других следственных действиях. Однако основная задача суда, обусловленная состязательными началами, состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

 

ПРИНЦИП НЕСМЕНЯЕМОСТИ СУДЕЙ

Несменяемость судей — одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.

Принцип несменяемости судей закреплен в ст.121 Конституции РФ, ст.12 ФЗ «О статусе судей», ст.15 ФЗ «О судебной системе».

Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи в РФ не ограничена определенным сроком. Отдельные исключения из этого общего правила (трехлетний срок впервые назначенного судьи районного суда и двенадцатилетний срок полномочий судьи Конституционного Суда) специально оговариваются законом. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения им предельного возраста.

Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного согласия (ст. 13-15 ФЗ «О статусе судей»). Его согласие необходимо при решении любого вопроса об изменении его служебного положения, даже в случае повышения по должности.

Вместе с тем несменяемость не имеет абсолютного характера. Закон предусматривает возможность приостановления или прекращенияполномочий судьи при наличии строго определенных оснований, указанных в ФЗ «О статусе судей» (ст.13-14), и при обязательном участии органов судейского самоуправления.

 

Виды юрисдикции

1. Исключительная – дело рассматривается непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть разрешен не только судом, но и несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным в отдельном документе или в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Подсудность можно классифицировать по следующим видам:

1) функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) родовая (предметная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;

3) территориальная подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЕ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ. ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В МИРОВЫЕ СУДЬИ

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессиине менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьифедерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадле жать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъект а РФ ЛИБО избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо,занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях)на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. Предельный возраст – 70 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, установленных Законом «О статусе судей». Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены Законом.

 

РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД

В соответствии со ст. 21 ФКЗ «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные ФКЗ. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел.

Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют верховные суды республик, краевые, областные суды, город­ские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.

Районные суды создаются и упраздняются только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Состав

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда:

• председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

• ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

• руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

• руководит работой аппарата суда;

• организует работу по повышению квалификации работников суда;

• организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

• осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по отправлению правосудия и состоит из:

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Полномочия

• рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции (за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК),

• рассматривает в качестве суда апелляционной инстанцииуголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами,

• рассматривает в качестве суда первой инстанциивсе гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности,

• рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

• о продлении срока содержания под стражей,

• помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы,

• производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем,

• производстве обыска и (или) выемки в жилище,

• производстве личного обыска,

• производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях,

• наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи,

• наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях,

• временном отстранении обвиняемого от должности,

• контроле и записи телефонных и иных переговоров.

 

СТРУКТУРА

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

• Пленума Верховного суда Российской Федерации;

• Президиума Верховного суда Российской Федерации;

• Кассационной коллегии (с 2013 года подлежит преобразованию в Апелляционную);

• Судебной коллегии по административным делам;

• Судебной коллегии по гражданским делам;

• Судебной коллегии по уголовным делам;

• Военной коллегии.

Кроме того, действуют Аппарат Верховного Суда Российской Федерации и Научно-консультативный совет ВС России. Также существует Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - ведомство для обеспечения деятельности нижестоящих судов общей юрисдикции, подчиняющееся Председателю ВС России и Совету судей России.

Верховный Суд РФ в пределах своих ПОЛНОМОЧИЙ:

• рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;

• осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

• реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ.

• устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

• изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное положение;

• представляет на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними;

готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год;

постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

 

Классификация

Арбитражные суды субъектов федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

1) рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам

2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов

3) изучение и обобщение судебной практики

4) анализ судебной статистики.

Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, перес мотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики.

Федеральные арбитражные суды округов — 1 федеральный арбитражный суд охватывает несколько субъектов РФ. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) несколь­ких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в над­зорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте соста­ва судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляет­ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитраж­ных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Зако­ном о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом и различаются между собой только полно­мочиями и компетенцией.

Единство статуса судей РФ обеспечивается:

· Едиными требованиями к кандидатам на должность судьи;

· Порядком наделения судей полномочиями (конкурсная основа, рекомендация квалифицированной коллегии судей (ККС), согласование с представительными органами субъектов РФ);

· Совокупность прав и обязанностей судей;

· Независимостью, самостоятельностью судей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

· Несменяемостью судей;

· Неприкосновенностью судей;

· Мерами правовой и социальной защиты;

· Средствами материального обеспечения;

· Недопустимостью занимать иные оплачиваемые должности (места работы), за исключением случаев, предусмотренных законом;

· Деполитизацией судей.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Феде­рации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность неко­торых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов).

В отношении же особенностей правового положения судей Конститу­ционного Суда ст. 2 Закона о статусе судей отсыла­ет к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому пред­ставляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Ком­понентами, из которых складывается комплексное представление о право­вом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

 

Судебный Департамент

На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч.1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч.1 ст. Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о мировых судах).

Статья 6 Закона о Судебном департаменте определяет обязанности и полномочия Судебного департамента:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

1. вносить в Верховный Суд и Правительство предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

 

Специализированные прокуратуры расследуют все преступления, совершенные на особо важных и особо режимных объектах и за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих объектов, а также преступления, совершенные военными ст


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.