Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Место и роль Конституционного суда РФ в системе судебной власти

2018-01-30 4341
Место и роль Конституционного суда РФ в системе судебной власти 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля.

Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе и особые функции (ст.18).

По ст.1 ФКЗ «Конституционный Суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Приведенная формулировка, определяющая место и роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти, позволяет сделать вывод о двойственном характере его правовой природы.

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой – Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст.10 Конституции) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), на установление объема их полномочий.

Принципы конституционного судопроизводства:
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и федеральным конституционным законом.В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют государственные, общественные органы, политические партии и движения, предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решенияпровозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях происходит устно. В ходе рассмотрения дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме тех, которые ранее были представлены судьям и сторонам.
5. Язык судопроизводства. Производство ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
6. Непрерывность судебного заседания. Заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях.
Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что Конституционный Суд руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией.

Компетенция Конституционного суда РФ:

· конституционный контроль;

· толкование Конституции РФ;

· споры о компетенции между высшими законодательными и исполнительными органами, между законодательными и исполнительными органами субъектов, между высшими законодательными и исполнительными органами и законодательными и исполнительными органами субъектов;

· по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

· по запросам судов проверяет конституционность законов, подлежащих применению в конкретном деле;

· дает заключение о соответствии закону порядка выдвижения обвинения против Президента в гос. измене или ином тяжком преступлении (импичмент).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.