Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-07-11 | 203 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Работу выполнила:
студентка 3 курса
дневного отделения
факультета ГиМУ
группы 314
Копцева Ольга
Владимировна
Научный руководитель:
Лаврентьев В.П.
Дата сдачи:
Дата защиты:
Оценка:
Подпись руководителя:
Санкт-Петербург
2003
С ОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
№ стр.
Введение ………………………………………………………….. 3
I. Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации ……………… 5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом …………….. 9
2.1. экономический подход …………….. 9
2.2. органический подход ………………. 10
2.3. гуманистический подход …………… 10
3. Особенности современного этапа ……………………………… 12
4. Основные вехи истории управления персоналом …………….. 16
5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина …... 18
5.1. полидисциплинарные истоки ………. 18
5.2. “содержание труда” ……………… 19
6. Человек в традиционном и современном производственном процессе. “Универсальная” концепция …………………………… 21
7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных российских условиях ………………………………. 26
8. Специфика российского опыта. Зарождение …………………. 28
8.1. Схема 1 …………………………. …………. …… 29
8.2. Вековые константы национального характера... 32
|
II. Практическая часть.
Пример 1 …………………………………………………………… 35
Пример 2 …………………………………………………………. 36
Заключение ……………………………………………………… 38
Список использованной литературы …………………… 40
Введение.
Тема представленной курсовой работы «Предмет и содержание управления персоналом» видится мне как нельзя актуальной, тем более что потребность в высококвалифицированных специалистах, которые обладали бы современными глубокими знаниями в области управления персоналом, в свете наших дней, особенно велика. Здесь надо заметить, что в контексте данной работы приведены некоторые факты, в дальнейшем которые смогут способствовать успешной практической деятельности будущего «управленца».
Сама формулировка «Предмет и содержание…» раскрывает весьма обширный спектр тем – это и «методы управления персоналом», и «организация работы персонала», а так же «планирование карьеры и управление мотивацией персонала», «оценка деятельности» и «что такое «деловая эффективность»… А по сему, правильнее, на мой взгляд, будет остановиться на основополагающих, то есть ключевых моментах.
Что являет собой предмет «управления персоналом»?! Целью курсовой работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом. Здесь, мне думается, интересно на примере «организационной» концепции трех развитых стран: Америки, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого «управленческого настроения».
В работе использованы труды таких авторов как М. А. Коргова, преподавателя Пятигорского Филиала Академии Государственной Службы, которая входит в число менеджеров Мирового масштаба; доктора экономических наук, профессора А. Я. Кибанова; а так же С. В. Шекшни; Веснина В. Р.; Пугачева В. П. И многих др.
|
Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы необходимо не только изучить «книжный», то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными и некоторыми газетными публикациями на тему. Среди множества печатных материалов мне посчастливилось натолкнуться на довольно интересную статью А. Боярского с оптимистическим названием «Каша из топора» или качественные услуги».
Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая - планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками – [персоналом или кадрами] - до 80% своего рабочего времени.
Одной из основных социальных потребностей общества в переходной экономике является совершенствование систем управления всех уровней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качественное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
«Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие»', «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация»2, «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности»3.
|
Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам.
Персонал составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяютих цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей.
Персонал является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается в управлении.
Управление персоналом, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации.
В последнее время в отечественной литературе сделано несколько попыток сформулировать категорию «управление персоналом».
________________________________________________________
1 РАГС. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. – М., 1997. 12с.
2 Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 1998. 92с.
3 Уткин Э.А. Курс менеджмента. М., 1997. 373с.
И.П. Герчикова пишет, что «управление персоналом - это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала» 1.
А.Я. Кибанов определяет управление персоналом как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом». 2
Профессура РАГС предложила следующие определения:
«управление персоналом представляет собой управленческое воздействие органов государственной власти,их руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организацией»;
|
«управление персоналом - целенаправленное воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления» 3.
Немецкие исследователи считают, что управление персоналом - сфера деятельности, характерная для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала 4.
Управление персоналом как вид деятельности имеет две группы целей - организационные и личные:
________________________________________________________
1 Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 1994. 502с.
2 Кибанов А.Я. Управлениеперсоналом. - М., 1998. 398с.
3 РАГС. Управление персоналом государственной службы. - М., 1997. 41с.
4 Марра Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. – М., 1997. 66с.
Организационные цели явно доминируют в управлении персоналом. Персонал, наряду с другими ресурсами, работает на выполнение миссии и достижение цели организации. «Управление персоналом - деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей для достижения организационных и личных целей» 1 или «управление
человеческими ресурсами состоит в обеспечении достижения организационных целей» 2.
Однако некоторые исследователи полагают, что эффективность (т.е. достижение организацией целей) связана с двумя группами факторов3. К первой группе (психологические факторы) относят удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом, мотивацию членов в коллективе, авторитет руководителя, самооценку коллектива. Ко второй группе (непсихологические факторы) относят действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность.
Есть попытки совместить организационные и личные цели в управлении персоналом: «Эффективность управления персоналом - это достижение организационных (применительно к коммерческим организациям - прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии) целей» 4 .
В зарубежной литературе для характеристики целей управления используют понятия «экономическая эффективность» и «социальная эффективность».
________________________________________________________
1 Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 1993. 300с.
2 Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. – М., 1998. 82с.
|
3 Кричевский РЛ. ЕслиВы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996. 210с.
4 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 1998. 26с.
Под экономической эффективностью понимают достижение с минимальными затратами на персонал целей организации - экономических результатов, стабильности высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся внешней среде.
Под социальной эффективностью понимают удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.) 1.
Желательно, чтобы экономическая и социальная эффективность дополняли друг друга.
Однако, понятие «экономическая эффективность» ориентировано на коммерческие структуры. В отношении некоммерческих структур (государственные, муниципальные организации), не ставящих задачи получения максимальной прибыли, вводится понятие «деловая эффективность». Под «деловой эффективностью» понимается «достижение деловых целей любой организации с минимальным расходованием ресурсов» 2.
Субъектами управления персоналом являются должностные лица, непосредственно занятые этим видом деятельности, а именно: руководители всех уровней, службы персонала, органы трудовых коллективов общественных организаций, действующих на предприятии.
К внешним факторам, которые имеют влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:
- государство (принимает законы, регулирующие сферу трудовых отношений);
- ассоциация предпринимателей (вырабатывает рекомендации в области управления);
- профсоюзы (занимаются вопросами организации труда)
- собственники предприятий (устанавливают свои «правила игры»).
________________________________________________________
1 М appa Р., Шмидта Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М., 1997. 85-86,90с.
2 Пугачев В.П. Руководствоперсоналом организации. - М., 1998. 28с.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!