Кафедра управления персоналом и кадровой политики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кафедра управления персоналом и кадровой политики

2019-07-11 203
Кафедра управления персоналом и кадровой политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

Работу выполнила:

студентка 3 курса

дневного отделения

факультета ГиМУ

группы 314

Копцева Ольга

Владимировна

 

 

Научный руководитель:

Лаврентьев В.П.

 

Дата сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

Подпись руководителя:

 

Санкт-Петербург

 

2003

С ОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

 

            

  № стр.                              

 

 

Введение ………………………………………………………….. 3

 

 

I. Теоретическая часть.

 

1. Персонал как объект управления в организации ……………… 5

 

2. Эволюция подходов к управлению персоналом …………….. 9

                                  2.1. экономический подход …………….. 9

                                  2.2. органический подход ………………. 10

                                  2.3. гуманистический подход …………… 10

 

3. Особенности современного этапа ……………………………… 12

 

4. Основные вехи истории управления персоналом …………….. 16

 

5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина …... 18

                                  5.1. полидисциплинарные истоки ………. 18

                                   5.2. “содержание труда” ……………… 19

 

6. Человек в традиционном и современном производственном процессе. “Универсальная” концепция …………………………… 21

 

7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных российских условиях ………………………………. 26

 

8. Специфика российского опыта. Зарождение …………………. 28

              8.1. Схема 1 …………………………. …………. ……  29

              8.2. Вековые константы национального характера... 32

II. Практическая часть.

Пример 1 …………………………………………………………… 35

Пример 2 …………………………………………………………. 36

 

Заключение ……………………………………………………… 38

Список использованной литературы …………………… 40

Введение.

 

   Тема представленной курсовой работы «Предмет и содержание управления персоналом» видится мне как нельзя актуальной, тем более что потребность в высококвалифицированных специалистах, которые обладали бы современными глубокими знаниями в области управления персоналом, в свете наших дней, особенно велика. Здесь надо заметить, что в контексте данной работы приведены некоторые факты, в дальнейшем которые смогут способствовать успешной практической деятельности будущего «управленца».

   Сама формулировка «Предмет и содержание…» раскрывает весьма обширный спектр тем – это и «методы управления персоналом», и «организация работы персонала», а так же «планирование карьеры и управление мотивацией персонала», «оценка деятельности» и «что такое «деловая эффективность»… А по сему, правильнее, на мой взгляд, будет остановиться на основополагающих, то есть ключевых моментах.

     Что являет собой предмет «управления персоналом»?! Целью курсовой работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом. Здесь, мне думается, интересно на примере «организационной» концепции трех развитых стран: Америки, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого «управленческого настроения». 

В работе использованы труды таких авторов как М. А. Коргова, преподавателя Пятигорского Филиала Академии Государственной Службы, которая входит в число менеджеров Мирового масштаба; доктора экономических наук, профессора А. Я. Кибанова; а так же С. В. Шекшни; Веснина В. Р.; Пугачева В. П. И многих др.  

 

Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы необходимо не только изучить «книжный», то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными и некоторыми газетными публикациями на тему. Среди множества печатных материалов мне посчастливилось натолкнуться на довольно интересную статью А. Боярского с оптимистическим названием «Каша из топора» или качественные услуги».

 

   Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая - планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками – [персоналом или кадрами] - до 80% своего рабочего времени.

   Одной из основных социальных потребностей общества в переход­ной экономике является совершенствование систем управления всех уров­ней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качест­венное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

1. ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.

     «Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие»', «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация»2, «совокупность сотрудников организации, ра­ботающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональ­ных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профес­сиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности»3.

Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификацион­ным признакам.

Персонал составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяютих цели, выбирают методы, осуще­ствляют функции, направленные на реализацию целей.

Персонал является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается в управлении.

Управление персоналом, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации.

В последнее время в отечественной литературе сделано несколько попыток сформулировать категорию «управление персоналом».

________________________________________________________

1 РАГС. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1997. 12с.

2 Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 1998. 92с.

3 Уткин Э.А. Курс менеджмента. М., 1997. 373с.

           

 

 

     И.П. Герчикова пишет, что «управление персоналом - это самостоя­тельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью кото­рых является повышение производственной, творческой отдачи и активно­сти персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персона­ла; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалифика­ции персонала» 1.

А.Я. Кибанов определяет управление персоналом как «целенаправ­ленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включаю­щая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом». 2

      Профессура РАГС предложила следующие определения:

«управление персоналом представляет собой управленческое воздей­ствие органов государственной власти,их руководителей, работников кад­ровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организацией»;

«управление персоналом - целенаправленное воздействие, реализуе­мое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредст­венно субъектом управления» 3.

Немецкие исследователи считают, что управление персоналом - сфера деятельности, характерная для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном ис­пользовании персонала 4.

Управление персоналом как вид деятельности имеет две группы це­лей - организационные и личные:

________________________________________________________

  1 Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 1994. 502с.

2 Кибанов А.Я. Управлениеперсоналом. - М., 1998. 398с.

3 РАГС. Управление персоналом государственной службы. - М., 1997. 41с.

4 Марра Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. – М., 1997. 66с.

           Организационные цели явно доминируют в управлении персоналом. Персонал, наряду с другими ресурсами, работает на выполнение миссии и достижение цели организации. «Управление персоналом - деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффектив­ному использованию людей для достижения организационных и личных целей» 1 или «управление

человеческими ресурсами состоит в обеспечении достижения организационных целей» 2.

Однако некоторые исследователи полагают, что эффективность (т.е. достижение организацией целей) связана с двумя группами факторов3. К первой группе (психологические факторы) относят удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом, мотивацию членов в коллек­тиве, авторитет руководителя, самооценку коллектива. Ко второй группе (непсихологические факторы) относят действенность, экономичность, ка­чество, производительность, нововведения, прибыльность.

Есть попытки совместить организационные и личные цели в управ­лении персоналом: «Эффективность управления персоналом - это дости­жение организационных (применительно к коммерческим организациям - прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к буду­щим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и ин­дивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предпри­ятии) целей» 4 .

В зарубежной литературе для характеристики целей управления ис­пользуют понятия «экономическая эффективность» и «социальная эффек­тивность».

________________________________________________________

1 Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 1993. 300с.

2 Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. – М., 1998. 82с.

3 Кричевский РЛ. ЕслиВы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной рабо­те. – М., 1996. 210с.

4 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 1998. 26с.

 

     Под экономической эффективностью понимают достижение с минимальными затратами на персонал целей организации - экономиче­ских результатов, стабильности высокой гибкости и адаптивности к непре­рывно меняющейся внешней среде.

 

  Под социальной эффективностью понимают удовлетворение интере­сов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возмож­ность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.) 1.

 

Желательно, чтобы экономическая и социальная эффективность до­полняли друг друга.

Однако, понятие «экономическая эффективность» ориентировано на коммерческие структуры. В отношении некоммерческих структур (госу­дарственные, муниципальные организации), не ставящих задачи получения максимальной прибыли, вводится понятие «деловая эффективность». Под «деловой эффективностью» понимается «достижение деловых целей лю­бой организации с минимальным расходованием ресурсов» 2.

Субъектами управления персоналом являются должностные лица, непосредственно занятые этим видом деятельности, а именно: руководите­ли всех уровней, службы персонала, органы трудовых коллективов обще­ственных организаций, действующих на предприятии.

К внешним факторам, которые имеют влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:

- государство (принимает законы, регулирующие сферу трудовых отношений);

- ассоциация предпринимателей (вырабатывает рекомендации в об­ласти управления);

- профсоюзы (занимаются вопросами организации труда)

- собственники предприятий (устанавливают свои «правила игры»).

________________________________________________________

1 М appa Р., Шмидта Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М., 1997. 85-86,90с.

2 Пугачев В.П. Руководствоперсоналом организации. - М., 1998. 28с.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.