Трактат «Гений христианства» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Трактат «Гений христианства»

2019-06-06 533
Трактат «Гений христианства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задача: раскрыть сущность религии, восстановить католичество как единственный источник счастья, способствовать восстановлении религии во Франции после революции.

Трактат явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

Атеизм не характерен для счастливых. Реабилитация религии с эстетических позиций, т.к. она – материал для искусства. Призыв к примирению с земным злом, политическим строем старого общества. Идеал – только в потустороннем мире.

По замыслу автора «Атала» и «Рене» должны быть «иллюстрациями» к «Апологии христианства».

 

«Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне»

Содержанием автор полемизировал с современниками и предшественниками — Вольтером, Руссо.

Сюжет - любви индианки Аталы, дочери вождя племени маско́ги, и Шактаса — захваченого в плен юноши из враждебного племени. Мать крестила Аталу и воспитала её в христианской вере. Атала спасает Шактаса от смерти, устраивая побег. В конце повести она погибает: из-за нежелания нарушить обет целомудрия принимает яд. Шактас до последнего не знает об обете, и эта тайна мучает его.

Характер Аталы написан в духе европейского романтизма — это скорее европейская девушка.

Греховное смятение героини (Атала) противопоставлено душевному покою христианина (Рене). Чувства героев автор передаёт через описания природы. Описание природы подчинено религиозному энтузиазму (она против человека).

 

Повесть "Рене"

Повествование об опустошенном человеке. Проблема меланхолии, показ характерных чувств современных молодых людей. Драма человека старого мира, которому революция закрыла дверь/социальные лифты. Мир выведен из равновесия, герой подавлен избытком энергии и стремится в неизведанное.

Объект изучения – переживания человека. Причина эмоций – конфликт личных интересов и интересов общества. Мысль о падении морального уровня народа.

Мысль движется от понимания дисгармонии жизни. Природа парализует хорошие начала в Рене. Разрушение идеала семьи, непрочность отношений в конце приводят к религиозному перерождению героя, который проникается смирением. Подчинение страстей религии, отказ от руссоистского понимания свободы. Осуждение индивидуализма с позиции общей христианской морали.

В центре внимания - цивилизованный человек, молодой француз, Рене - пессимист с опустошенной душой. Его размышления - основа повести: проблема меланхолии, «болезнь века». Жизнь ему кажется бессмысленной, но драма шире (принадлежит к тому поколению, которому французская революция закрывала все двери). Нет душевного равновесия. «Смутное беспокойство, неудовлетворенность строем» - душа в постоянной тревоге, тайный инстинкт, ищет чего-то, в сердце «горячая лава». Чем цивилизованней, тем сильнее тайный инстинкт. Противоречивость его интересов и интересов общества, которое в упадке, забылись патриархальные нравы (падение морального уровня, деградация культурного уровня отдельного человека), приходится изворачиваться, чтобы пробиться, - подобная роль для Рене постыдна. Отправляется в путешествие к мёртвым народам (Рим, Греция), но ничего хорошего там не нашел, возвращается на родину, одинок: «Знакомство с миром ничему не научило меня».

Нет идеала любви, считает себя натурой незаурядной, но жизнь не мила, хочет уйти - вопрос о смерти и самоубийстве разрешается в духе христианской традиции морали. Осуждает как акт возмущения против Бога. Преступная любовь Амели - кара Божья за мысли о самоубийстве. Дикари вызывают умиление (отголоски Руссо), скоро расстался с иллюзиями. Проблема человек vs природа (воинственно и враждебно настроена против человека). Нравы дикарей далеки от гармонии.

Ищет покой в природе, которая лишь парализует деятельное начало в Рене. Нить, удерживающая от самоубийства - сестра, которая преступно полюбила его - крушение идеала семьи. Автор ведет его к религиозному перерождению. Чтобы спасти человека от враждебных сил природы, нужно обуздать страсти и подчиниться религии и Богу. Мировоззрение Рене - эволюция, как и у самого автора.

Эпоха общественного упадка. Отказ от теории Руссо, свобода - христианское смирение. Именно отец Обри укрощает Шактаса, но как бы не старались, священники не могут сделать своих прихожан счастливыми. Шактас: «Сдерживай свой характер» - способность подавлять свои страсти и инстинкты у христианина, не у дикаря. Отец Суель осуждает идеи индивидуализма. Автобиографические черты в изображении Рене. Своего рода исповедь автора.

 

Таким образом, этапы творчества:

1. призыв к возвращению в первобытное состояние (Руссо)

2. цивилизация = прогресс

3. смысл цивилизованного общества – христианское перевоспитание человека

 

В 1811 году он был избран членом Французской академии. После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Умер 4 июля 1848 года в Париже.После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.

21. Творческий путь Гюго

До 1848г

Виктор Гюго (1802 - 1885). Творческий взлет молодого писателя приходится на 20-30 годы 19 века. В этот период созданы первые романы, несколько стихотворных сборников, знаменитые драмы. Виктор Гюго вошёл в историю литературы как демократ и гуманист, поборник добра и справедливости, защитник угнетённых. Его мировая известность основана на его романах, но Гюго прежде всего поэт – первый поэт Франции, не знающий себе равных по масштабности творчества, его гражданскому накалу, виртуозному мастерству, богатству поэтического словаря и бесконечному разнообразию сюжетов, чувств, настроений. Творчество Гюго отличается редким художественным единством. Поэтом оставался он во всём, что бы ни писал: и в драматургии, пронизанной страстным лиризмом, и в романах, на каждой странице которых слышится его взволнованный голос, и в переписке, речах, публицистике, критических сочинениях, где сверкает весь арсенал романтической образности, весь фейерверк метафор и гипербол, неотъемлемых от его стиля и поэзии. С другой стороны, эпическое начало присутствует не только в его романах и больших поэмах, но и в лирике, даже самой личной, самой задушевной.

 

Лирика

В ранней поэзии Гюго использует традиционный классицистический жанр оды, по политическим взглядам он роялист, приверженец монархии. Свои оды он посвящает царствующему дому (“На восстановление статуи Генриха 4”, “На смерть герцога Бурбонского”). Первые поэтические сборники: “Оды и разные стихотворения” (1822) и “Новые оды” (1824), прославляет монархию. Большое влияние - Шатобриан (кумир Гюго) и Ламартин.

Сер. 20х - меняются политические воззрения. Воспевает Наполеона наряду с Карлом Великим (“Ода к Вандомской колонне” 1827). Более либеральные политические взгляды. Наполеон - новый тип монарха. 1826 - новый сборник “Оды и баллады”. Первый поэтический манифест романтизма Гюго. Баллада для него - новый романтический жанр, противопоставленный классицизму. (“Сильф”, “Фея”, “Турнир короля Иоанна”). 1828 - сборник “Восточные мотивы”, имеет уже вполне романтический характер.

Июльская революция 1830г. вызвала одобрение Гюго, в ней он увидел проявление исторической закономерности. Июльская монархия - необходимый этап в развитии общества, потому что народ должен созреть для свободы. Франция, по его мнению, должна стать “республикой по существу, но монархией по названию”.

1831 - сборник “Осенние листья”, обращен к человеческому сердцу с его радостями и печалями. В предисловии Гюго говорит о судьбах искусства в эпоху, когда дух коммерции проникает всюду. Если общество не интересуется высокими идеалами, то поэзия должна по-прежнему выражать глубинный смысл бытия и нравственный идеал.

Начальные годы Июльской монархии - “Песни сумерек” (1835), “Внутренние голоса” (1837), “Лучи и тени” (1840). Гюго выступает как реформатор французского стиха, его поэтический язык гибок, подвижен, более свободен от формальных правил по сравнению с классицистической традицией.

 

 

Романы

1823 - роман “Ган Исландец”, действие которого происходит в Норвегии в 17в. (исторический роман “в духе Вальтера Скотта”). В статье (1823), посвященной Вальтеру Скотту, Гюго формулирует принципы такого романа. Статья - манифест романтизма в области исторической прозы. Биография политического деятеля графа Гриффенфельда. Он становится фаворитом короля и, будучи выходцем из народа, играет роль “народного советника” при демократическом государе. В романе находят свое место сцены народного восстания, заговоры и предательства, страдания и человеческие трагедии, действуют дурные и хорошие министры, справедливый король. События стремительно сменяют друг друга, но сквозь них проступает главная идея Гюго - закономерность развития истории. “Ган Исландец” стал событием в истории французского романа.

1826 - роман “Бюг Жаргаль”. Действие в 18в. на Сан-Доминго, где вспыхивает восстание черных рабов против белых плантаторов. В это время проблема рабства вызывает большой резонанс, звучат требования законодательного запрещения работорговли. + романист склоняется к идее “справедливой революции”. Герой романа Бюг Жаргаль - сторонник революции без насилия, он хочет уничтожать эксплуатацию, а не эксплуататоров.

1831 - роман “Собор Парижской Богоматери”. Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников

1832 - повесть “Последний день приговоренного к смерти”. В предисловии писатель рассуждает о неодинаковой участи представителей разных социальных слоев не только в жизни, но и в смерти. Повесть показывает ужас ожидания осужденным насильственной смерти.

Позже в повести “Клод Гё”, тот же вопрос рассматривается более конкретно. Клод Гё - ремесленник, живущий в страшной нужде. Он не вор, но вынужден украсть, чтобы спасти от голодной смерти своих близких. Он не убийца, но убивает тюремщика, спасая свое человеческое достоинство. Гюго уверен, что в преступлении Клода Гё виноват не он, а несправедливое общественное устройство, что на путь порока и преступления людей толкает бедность. Об этом говорит и сам герой в своей речи на суде.

Гюго становится признанным вождём французского романтизма и его теоретиком.

 

Драматургия

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений.

Он считается создателем как теории романтической драмы, так и самых ярких ее образцов. Большое влияние оказала мелодрама. Романтическая драма впитала почти все структурные элементы мелодрамы: занимательность фабулы, контрастность сопоставлений, повышенную эмоциональность героев, явно выраженную морализаторскую тенденцию.

1827 - первая пьеса “Кромвель” считается неудачной, но предисловие к ней стало манифестом драматургического романтизма.

1830 - самая известная из ранних пьес Гюго “Эрнани”. Спектакли “Э.” сопровождались бурными спорами в зрительном зале и обществе. “Битва за “Эрнани””, как называли это современники, длилась все время, пока драма была на сцене. Споры вокруг нее были борьбой классицистов и романтиков. “Эрнани” - историческая драма, действие которой происходит в средневековой Испании. Сюжет строится вокруг главного героя сначала как соперничество в любви между таинственным Эрнани и королем дон Карлосом, который выступает как частное лицо, потом переходит в столкновение Эрнани с герцогом де Сильвой из-за понятия испанской чести, продолжается заговором против короля, к котором де Сильва и Эрнани принимают участие, и заканчивается прозрением Карлоса накануне коронации, когда он из частного лица превращается в мудрого правителя.

Эрнани - романтический герой байронического типа, свободный, загадочный и гонимый. наделен нежным сердцем и верностью долгу. Его возлюбленная, донья Соль, готова повсюду следовать за ним, не колеблется она и тогда, когда Эрнани как участнику заговора против короля грозит эшафот. Король помиловал Эрнани, наступает счастливый день свадьбы. Но появляется герцог де Сильва, требуя вернуть долг чести (когда-то Эранани дал клятву отдать свою жизнь по первому его требованию). Пьеса заканчивается трагически: Эранани и донья Соль принимают яд, де Сильва тоже кончает с собой.

С образом короля дон Карлосом связана историческая концепция Гюго. Как король он вероломен, жесток, часто поступает недостойно. Но у гробницы Карла Великого, когда он ждет, изберут ли его императором, он отрешается от эгоистических страстей и приходит к пониманию того, что основа нации - народ, о котором правитель должен заботиться, а фундаментом правления должно стать милосердие)

1832 - драма “Король забавляется”. Король Франциск 1, легкомысленный, обаятельный и жестокий, разбивает человеческие судьбы, отправляя недовольных в темницу или на казнь. Ему противостоит шут Трибуле - герой, созданный по правилам романтического контраста: уродлив внешне, но наделен благородной душой. Кульминация - страстная, полная ненависти и презрения речь шута, обращенная к королю и придворным. (была запрещена)

1833 - “Мария Тюдор”. Драматическое столкновение между могущественной английской королевой и ремесленником Гилбертом. Впервые Гюго вывел на сцену толпу восставших, которые осаждают дворец, требуя казни королевского фаворита. Это первая драма Гюго, написанная прозой.

1838 - “Рюи Блаз”. Вершина драматургии Гюго. Представитель народа - бывший лакей Рюи Блаз волею случая становится министром. Наделен благородством, силой чувств, любовью к своей Испании. Умен, честен, гораздо выше тех, кто находится у власти. Самая известная сцена - речь Рюи Блаза на совете министров. Бросает высшим кругам обвинение в том, что они грабят дом, пока хозяин отсутствует. Их беспокоит только нажива. Речь Рюи Блаза прозвучала как революционный призыв.

 

После 1848г

 

Новый взлет политической активности Гюго вызван революцией 1848г. Он становится депутатом Учредительного и Законодательного собраний. Выступления Гюго были направлены на защиту республиканских ценностей, протестует против ограничения свободы печати и законодательных прав, против возрастания влияния церкви на образование.

После гос. переворота Луи Бонапарта Гюго приходится покинуть Францию. Исчезает прежний романтический бонапартизм. В эмиграции выступает как яркий публицист.

1852 - памфлет “Наполеон Малый”, разоблачающий тирана, удушившего республику. Гюго отрицает теорию “сильной личности”, которая якобы имеет право действовать во имя высших интересов. Переворот Бонапарта - деградация Франции. За эволюционный путь развития цивилизации.

 

Поэзия

Публицистичность отличает и поэзию. 1853 - сборник “Возмездие”. Многие стихи пронизаны ненавистью к императору, призыв к борьбе против узурпатора.

Поэма “Искупление”, где герой Наполеон I. Ни разгром армии в России, ни поражение в Ватерлоо, ни сама смерть - ничто не искупает его вины за уничтожение республики. Истинное наказание постигло его, когда из своей гробницы он увидел нынешнего Наполеона и нынешнюю империю, карикатуру на себя и свое царствование.

1856 - два тома философской лирики “Некогда” и “Ныне”, общее название “Созерцание”. Имел огромный успех.

Сборник “Легенда веков” (с 60 до смерти). Рисует легендарное и историческое прошлое человечества, изображает красочный и характерный облик разных эпох.

 

Романы

1862 - роман “Отверженные”. Охватывая широкие временные рамки (включая период Франции с 1815 до 1832 года и жестоко подавленное войсками Июньское восстание в Париже), произведение является исторической драмой, постоянно отсылающей читателя к актуальным событиям того времени. Виктор Гюго подвергает критике политику эпохи Реставрации, нищее социальное положение большинства населения. Он придаёт своим персонажам республиканские настроения, что делает роман революционным и антимонархическим.

1866 - роман “Труженики моря”. Три написанных им к этому времени романа Гюго объединяет в цикл: “Собор Парижской Богоматери” - человек и история, “Отверженные” - человек и общество, “Труженики моря” - человек и природа.

В “Т.м.” два мира: мир корыстолюбия, воплощенный в образах Клюбена и Ранена, и мир труда, который олицетворяет Жилья. Большое внимание уделено борьбе Жильята со стихией. Природа - почти одушевленное существо. Жилья одолевает стихию, проявив самоотверженность и мужество. Его образ становится символическим.

1869 - роман “Человек, который смеется”. рассказывает о феодальной Англии, о страданиях обманутого и угнетенного народа. Все герои романа разделены на две группы. Один полюс - Гуинплен и Дея, два существа, живущие друг для друга, составляющие единое целое. Дея, дочь нищенки, замерзшей в зимнюю ночь, прекрасна, чиста и добра. Она слепа от рождения, но внутреннее зрение дает ей больше, чем обыкновенному человеку глаза. Гуинплен, бродячий комедиант, ребенком был искалечен разбойниками, и его лицо представляет собой вечно смеющуюся маску.

Гуинплен - цельная натура, гордая и благородная. Он символ человеческого страдания. Как Гуинплену изуродовали лицо, так у всего человеческого рода изуродованы разум, чувства, понятия справедливости, истины. Гюго винит в судьбе героя не рок, а социальные обстоятельства. Кульминация романа - его речь в палате лордов, которая напоминает речь Рюи Блаза из одноименной пьесы.

В сюжете романа Гуинплен связывает два мира (ребенок аристократов был похищен по приказу короля). Для Гюго мир аристократии - мир порока, коварства, жестокости.

Роман не мог не закончится трагической гибелью Гиунплена и Деи. Романтические герои Гюго погибают всегда, но их гибель знаменит собой протест против несправедливости мира и нравственную победу.

1874 - роман “Девяносто третий год”. посвящен революционной эпохе 18в. лето 1793, контрреволюционными мятежами в Бретани и Вандее. Роман делится на три части: “В море”, “В Париже”, “В Вандее”. Нет любовной интриги. Различные исторические силы революции воплощены в главных персонажах романа. Лантенак, глава католической и монархической реакции, воплощает “слепую веру” и “старый режим”. Это аристократ, объединивший все характерные черты своего класса. Ненавидит революцию. Он прошлое Франции.

Симурден - ее настоящее. Бывший священник, ставший левым якобинцем, комиссаром революционной армии. Находит опору в идеалах революции. Фанатик, готовый на любую жестокость и насилие во имя победу революции.

Революционер Говэн, воспитанник Симурдена, олицетворяет будущее. Разлад возникает из-за Лантенака. для Симурдена - Лантенак враг и должен быть уничтожен. для Говэна - важнее человеческий абсолют. Именно милосердие, по Гюго, должно быть истинным содержанием революции.

Гюго вернулся во Францию сразу после свержения Наполеона 3. 1871 - избран в Национальное собрание.

1872 - сборник “Грозный год”. отобразились две трагические страницы в истории Франции - франко-прусская война и Парижская Коммуна.

1874 - избран в Сенат. В последние годы завершает поэтический сборник “Легенды веков”, издает еще несколько сборников.

1885 - смерть Гюго. была воспринята как национальная трагедия.

22. Предисловие к драме Гюго "Кромвель"

Первая пьеса Гюго “Кромвель” (1827) считается неудачной, но предисловие к ней стало манифестом драматургического романтизма. Оно пронизано идеей исторического развития. Искусство, - заявил Гюго, - меняется и развивается вместе с развитием человечества, и так как оно отражает жизнь, то каждой эпохе соответствует своё искусство. Цивилизация, по Гюго, знала три эпохи: первобытную, античную и новую, христианскую. Каждой из них соответствует свой тип литературы, потому что литература зависит от фазы развития общества.

1. Первобытная эпоха - юность человечества. Существует только человек и мир, к которому человек обращает свое песнь. Этой эпохе в искусстве соответствует «Ода», то есть лирика. Образец - библейские легенды.

2. Античное общество. Возникают племена и народы со своими верованиями и культурой, а с ними и войны. Теперь поэзия обращается к земным проблемам и описывает судьбы царств и народов. Она рождает эпос, потому что в нее проникает история. Образец - поэмы Гомера и античная драма.

3. Новая эпоха связана с новой религией - христианством, которое видит в человеке две противоборствующие силы - дух и плоть. Между разными полюсами существует конфликт, а конфликт - основа драмы. Большое значение Гюго придает гротеску. Прекрасное связано с духовной сутью и поэтому всегда имеет один облик, безобразное имеет тысячи обличий. В гротеске видит средство представить уродливое, смешное в максимально сгущенном виде. Как на пример нового искусства Гюго ссылается на творчество Шекспира. Шекспира Гюго объявляет вершиной искусства нового времени, под словом «драма» понимая не только театральный жанр, но и вообще искусство, отражающее драматический характер новой эпохи, главные черты которого он и стремится определить.

Изображение правды: По мере движения истории в искусстве все отчетливее проявляется стремление к правде: от вечного (ода) через историю (эпопея) к реальности (драма). Драма - это сама жизнь, поэтому в новую эпоху не должно быть деления на высокие и низкие жанры и соблюдения формальных правил. Единства действия, места и времени искусственны, так как каждое событие происходит там, где оно должно происходить, и имеет естественную временную протяженность. Соблюдать нужно лишь единство целого, которое представляет собой закон гармонии.

В новую эпоху свобода проникает повсюду, в том числе и в литературу. Романтизм - олицетворение свободы и правды. Но в стремлении к правде нужно помнить, что правда в природе и в искусстве - не одно и то же. Драма - не плоское зеркало, но зеркало концентрирующее. Искусство соединяет, делает более ярким и выпуклым то, что в жизни неотчетливо и разрозненно.

Задачи романтической драмы: Гюго формулирует задачи романтической драмы следующим образом: нужно показать человека с его характером, дарованиями, верованиями, страстями и вкусами, а также эпоху с ее нравами, законами, обычаями, мудростью и суевериями, показать народ, который меняется под влиянием эпохи. В основе драмы должно быть заложено чувство исторической перспективы. Понятие драматического он распространяет на всю литературу, ибо сама эпоха выдвигает конфликтность как источник всякого развития.

В противовес классицизму, который он полагал устаревшим и оторванным от живой жизни, с его аристократическим противопоставлением «благородных» героев «неблагородным», «высоких» сюжетов и жанров «низким», Гюго потребовал расширить границы искусства, свободно сочетать в нём трагическое и комическое, возвышенно-прекрасное и низменно-безобразное (гротескное), как это происходит в жизни.

Безобразное: Прекрасное однообразно, у него одно лицо; у безобразного их тысячи. Поэтому прекрасному следует предпочесть «характерное». Важной чертой нового искусства Гюго считал то, что оно открыло широкую дорогу гротеску.

Антитеза: Другая важная черта – антитеза в искусстве, призванная отражать контрасты самой действительности, в первую очередь противоположность плоти и духа (здесь сказалось влияние Шатобриана), зла и добра.

Историзм: Гюго потребовал соблюдения в драме исторического правдоподобия – местного колорита, как в исторических романах, и обрушился на единства места и времени – нерушимые каноны классицизма, которые казались ему натяжками.

Влияние: Написанное с блеском и страстью, полное дерзких мыслей и ярких образов, «Предисловие» к «Кромвелю» произвело огромное впечатление на литературных современников. Оно открыло дорогу романтической драме, которая начала завоёвывать французскую сцену накануне 1830 года. Сформулированные Гюго принципы так или иначе сказались на таких произведениях, как «Генрих II и его двор» (1829) Александра Дюма, «Жакерия» (1828) Проспера Мериме, драмы и переводы из Шекспира Альфреда де Виньи. «Предисловие» во многом оправдывало эстетику низового романтического жанра – бульварной мелодрамы, получившей широкое распространение в 1830-е годы.

 


 

23. Романтические драмы Гюго. Анализ драмы по выбору

Постановка: 1830 - самая известная из ранних пьес Гюго “Эрнани”. Премьера этой пьесы явилась значительным событием в истории романтического театра. Следует иметь в виду, что тогда решался вопрос о судьбах романтической драмы, о возможностях дальнейшей деятельности группы поэтов и писателей, стремившихся утвердить на сцене новое романтическое искусство. Шум, вызванный историей с запрещением «Марион Делорм», настолько взбудоражил литературно-театральные круги Парижа, что к постановке новой романтической драмы — «Эрнани» — и сторонники, и противники Гюго стали готовиться как к решительному сражению.

Спектакли “Эрнани” сопровождались бурными спорами в зрительном зале и обществе. “Битва за “Эрнани””, как называли это современники, длилась все время, пока драма была на сцене. Споры вокруг нее были борьбой классицистов и романтиков.

История создания: После запрещения в 1829 году пьесы «Марион Делорм» Гюго сразу же принялся за новую драму — «Эрнани». В поисках сюжета, рисующего королевский произвол, Гюго остановился на найденном им в одной старой хронике рассказе о том, как министр испанского короля Филиппа II дон Руй Гомес де Сильва впал в немилость оттого, что король влюбился в его жену. Однако Гюго чрезвычайно изменил эту историю, перенеся действие в более раннюю эпоху, во времена царствования отца Филиппа II — короля Испании Карла I, ставшего императором Карлом V, и сделав соперником короля не его министра, а опального вельможу Эрнани, ставшего благородным разбойником. Этим Гюго заострил социальное содержание пьесы, проникнутой духом протеста против королевского самоуправства.

Сюжет: “Эрнани” - историческая драма, действие которой происходит в средневековой Испании. Сюжет строится вокруг главного героя сначала как соперничество в любви между таинственным Эрнани и королем доном Карлосом, который выступает как частное лицо, потом переходит в столкновение Эрнани с герцогом де Сильвой из-за понятия испанской чести, продолжается заговором против короля, в котором де Сильва и Эрнани принимают участие, и заканчивается прозрением дона Карлоса накануне коронации, когда он из частного лица превращается в мудрого правителя.

Король помиловал Эрнани, наступает счастливый день свадьбы (с доньей Солью). Но появляется герцог де Сильва, требуя вернуть долг чести, так как когда-то Эранани дал клятву отдать свою жизнь по первому его требованию. Пьеса заканчивается трагически: Эранани и донья Соль принимают яд, де Сильва тоже кончает с собой.

Герой: Эрнани - романтический герой байронического типа, свободный, загадочный и гонимый. Он наделен нежным сердцем и верностью долгу. Его возлюбленная, донья Соль, готова повсюду следовать за ним, не колеблется она и тогда, когда Эрнани как участнику заговора против короля грозит эшафот.

Образ короля: С образом короля дон Карлосом связана историческая концепция Гюго. Как король он вероломен, жесток, часто поступает недостойно. Но у гробницы Карла Великого, когда он ждет, изберут ли его императором, он отрешается от эгоистических страстей и приходит к пониманию того, что основа нации - народ, о котором правитель должен заботиться, а фундаментом правления должно стать милосердие.

24. Роман "Собор Парижской Богоматери" или «Отверженные»

“Собор Парижской Богоматери” стал лучшим образцом романтического исторического романа. Он был задуман Гюго еще в 1828, написан - в 1831. Роман имел большой успех, хотя отношение к нему было двойственным. Исторический замысел выглядел анахронизмом, но сам роман был пропитан воздухом Июльской революции, затрагивал многие вопросы современности. Гюго сумел воплотить главное - идею закономерности и преемственности исторического развития.

Собор-символ: 15 век был важным периодом истории, переходом от средневековья к Новому времени. В центре повествования - Собор Парижской Богоматери - символ эпохи. Огромный, величественный, холодный, он подавляет человека, внушая ему мысль о ничтожности всех его усилий и о мощи божественной власти. Романский стиль, тяжелый и суровый, гнетет человека. Но в готике больше свободы, фантазии, творческого духа. В разные эпохи свобода ищет воплощение в разных видах искусства. Для современности это свобода слова, а для средневековья - свобода в архитектуре. Поэтому собор - символ не столько религиозный, сколько философский и исторический.

Историзм: Действие романа разворачивается на парижских улицах и все время возвращается к Собору Парижской Богоматери. Гюго воссоздает городские пейзажи, передает колорит средневекового города. Следуя традициям Вальтера Скотта, он помещает вымышленные события в достоверную обстановку, достигая тем самым убедительности и реальности. Но, в отличие от В. Скотта, Гюго не делает центром повествования какое-нибудь крупное историческое событие, а исторические персонажи (король Людовик 9) отнесены на второй план вымышленными персонажами.

Система персонажей

Эпоха кризиса сознания. этот кризис наиболее сложен и мучителен для служителя церкви, архидьякона Собора, Клода Фролло. Тип средневекового ученого монаха, аскета, носителя католической догмы. Не просто монах, охваченный недозволенной страстью, он воплощение трагедии веры, символ гибели старой средневековой идеологии. Он отрекается от лжи своей прежней жизни, но обрести истину не способен. Усомнившись в Боге, он теряет все нравственные ориентиры, слышит голос только своих греховных страстей. Отсюда ненависть, преступления. Эсмеральда для него - орудие рока, который хочет его уничтожить. Фролло сражается с законами природы, которые нельзя победить, мучительно рождающееся в нем новое мировоззрение уничтожает его прежнего. Так он воплощает собой суровую закономерность истории. Романтический герой.

Важную роль играет звонарь горбун Квазимодо. На первых страницах он кажется воплощением безобразного. Люди издеваются над его уродливостью, и он ненавидит всех, кроме Фролло, спасшего его от смерти. Но вот Эсмеральда, единственная среди глумящейся над Квазимодо толпы, пожалела его, и происходит чудо: его сознание просыпается, оно уже не подчиняется с собачьей преданностью воле Фролло. Любовь к Эсмеральда преображает раба. В этом освобождении сознания Гюго видит символ исторического прогресса.

Все нити сюжета стягиваются к уличной плясунье цыганке Эсмеральде. Гюго не случайно связывает её судьбу с цыганами. В 19 веке цыгане воспринимались как свободный народ, живущий вне цивилизации по естественным законам. Эсмеральда - символ света и чистоты, воплощение гармонии и радости жизни, естественного нравственного чувства. Он живет в трущобах среди нищих, но все чувствуют ее исключительность. Она окружена всеобщей любовью и свободна от всего. Она полная противоположность Клоду Фролло. Эсмеральда гибнет не просто от его руки, ее губит весь старый мир с его суевериями, правосудием и жестокостью.

Наряду с вымышленными героями в романе является историческое лицо - король Людовик 9, который не играет большой роли развитии сюжета. Писатель воспринимал этого короля как первого разрушителя феодализма. Главным идейно-композиционным стержнем романа является любовь к цыганке Эсмеральде двух героев: архидьякона Клода Фролло и и звонаря собора Квазимодо. Эта любовь выявляет два характера.

Персонаж Клода Фролло вызывает сочувствие, жалость. Следует сказать, что жизнь у этого человека не сложилась с самого начала: мечта оказалась раздавленной обстоятельствами. Собор стал его домом, местом, где молодой человек заточил душу и страсть. Так получилось, что чувства, которые, как ему казалось, были похоронены в прошлом, захватили его. Он начинает бороться со своей страстью, но проигрывает. Что касается Квазимодо, то сам персонаж чем-то напоминает собор Парижской Богоматери. Внешне этот человек также уродлив, неказист. За внешним уродством скрывается душа ребенка.

Широко использует в романе приемы гротеска и контраста. Изображение характеров дается по принципу контраста, так же, как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральды, но, с другой стороны, безобразная внешность звонаря контрастирует с его прекрасной душой.

Главные герои романа тесно связаны друг с другом не только центральной любовной тематикой, но и своей принадлежностью к Собору Парижской Богоматери: Клод Фролло является архидьяконом храма, Квазимодо – звонарём, Пьер Гренгуар – учеником Клода Фролло, Эсмеральда – танцовщицей, выступающей на Соборной площади, Феб де Шатопер – женихом Флер-де-Лис де Гонделорье, проживающей в доме, окна которого выходят на Собор.

Сама Эсмеральда – чистое, наивное, девственное дитя – отдаёт своё сердце внешне красивому, но внутренне уродливому Фебу. Любовь девушки в романе рождается вследствие благодарности за спасение и застывает в состоянии слепой веры в своего возлюбленного. Эсмеральда ослеплена любовью настолько, что готова обвинить в холодности Феба саму себя, признавшуюся под пытками в убийстве капитана.

Молодой красавец Феб де Шатопер – благородный человек лишь в обществе дам. Наедине с Эсмеральдой – он лживый соблазнитель, в компании с Жеаном Мельником (младшим братом Клода Фролло) – изрядный сквернослов и любитель выпить. Сам по себе Феб – обычный Дон Жуан, смелый в бою, но трусливый, когда речь заходит о его добром имени. Полной противоположностью Феба в романе является Пьер Гренгуар. Несмотря на то, что его чувства к Эсмеральде лишены особой возвышенности, он находит в себе силы признать девушку скорее сестрой, нежели женой, и со временем полюбить в ней не столько женщину, сколько человека.

Архидьякон Клод Фролло – самый трагический персонаж романа. С ним связана психологическая составляющая «Собора Парижской Богоматери». Прекрасно образованный, справедливый, любящий Бога священник, влюбившись, превращается в настоящего Дьявола. Он хочет добиться любви Эсмеральды любой ценой. Внутри него постоянно идёт борьба между добрым и злым началом. Архидьякон то умоляет цыганку о любви, то пытается взять её силой, то спасает её от смерти, то сам же отдаёт её в руки палача. Страсть, не находящая выхода, в конечном итоге убивает и самого Клода.

15 век изображен как переломная эпоха, поэтому так трагичен роман, поэтому погибают все его герои. Роман построен как быстрая смея пестрых, разнообразных, динамичных картин; в текст включены исторические комментарии, рассуждения об архитектуре, подробные описания собора и площади, философские споры. Под причудливой средн


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.