Творчество Диккенса (после 1848) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Творчество Диккенса (после 1848)

2019-06-06 336
Творчество Диккенса (после 1848) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Дэвид Копперфильд". Роман воспитания. Изображается последовательное формирование характера героя. Глубокое проникновение во внутренний мир Дэвида: автобиографизм героя (не точные факты биографии, только тенденция) и авторское понимание сложности души человека. Ретроспективный принцип построения романа, характер воспоминаний — итог творческих наработок писателя, размышлений о мире ребёнка и мире взрослого, проблемах воспитания, границах добра и зла. Композиционно 3 части: детство, отрочество, юность. Подчеркивается важность чтения. Задача романа: правдиво изобразить мир Дэвида. Финал пессимистичен: зло активно противостоит добру.

1850-е: пессимизм, демократизация героев, усиление социальной проблематики и критической направленности произведений, более широкий охват действительности.

"Холодный дом". 1852-53. Осуждение основ современного Диккенсу общественного устройства Англии. Тема несовершенства английского судопроизводства. Главная цель — критика асистемность судопроизводства. Образ канцлерского суда — емкая социальная аллегория.

Две сюжетные линии: тяжба о наследстве и история шантажа леди Дедлок — мотив тайны.

"Тяжелые времена" (1854). "Лаконичная сатира" (жанр по определению самого Диккенса). Под влиянием "Мэри Бартон" Гаскелл. Рабочие забастовки 50-х и место женщины в обществе. Вымышленный промышленный городок Коуктаун — типическая картина всей индустриальной Англии. Против утилитаризма, за воцарение классового мира.

"Крошка Доррит". 1855-1856. Объект критики — государственно-бюрократический аппарат и долговая тюрьма. В центре сюжета история семейства Доррит: отец попадает в долговую тюрьму, неожиданно получает наследство и обретает свободу. Отец умирает, семья вновь разорена. Тема влияния денег на характер человека. Из семьи выдерживает испытание бедностью и богатством только Эми.

"Повесть о двух городах". Исторический роман о Великой французской революции. Очень мрачный. Мотивы крови и смерти. По принципам исторического романа Вальтера Скотта: важное место занимает роль народа. Роман-предупреждение, адресованный современникам. Предчувствие грядущих революционных потрясений. Лондон vs Париж: Лондон — спокойный, благополучный город, Париж — революция, бунт. От раннего оптимизма Диккенс пришел к стоическому мотиву желанной смерти-избавления.

Сценические увлечения: самая известная пьеса — "Замерзшая глубина" в соавторстве с Уилки Коллинзом. В 1857г поставлена на профессиональной сцене. Конец 1850-х — распад домашнего театра Диккенса, с 1858г начинает публично читать собственные произведения. Значительное ухудшение состояния здоровья и памяти.

В романах 1860-х возрождается мягкий юмор 40-х и продолжается критическая традиция 50-х, но теперь фокус только на некоторых сторонах жизни.

"Большие ожидания". Тема утраченных иллюзий. Название из 21 сонета Сидни настраивает читателя на меланхолический лад (герои также названы сидниевскими именами).

Проблема честных и нечестных денег и их влияние на характер человека.

"Наш общий друг". Тема влияния денег на личность. Демократический план vs жизнь светского общества. Подснеповщина — Подснеп восхваляет все английское, но при этом отказывается признавать неидеальность английского общества. Слеп к реальной жизни.

"Тайна Эдвина Друда". Незаконченный детективный роман. Интерес писателя к проблемам человеческой природы, мотив двойничества (предвосхищает тему раздвоения личности у писателей конца 19в) — "близнецы характеров" Эдвин Друд и его нареченная Роуз Бад. Обратился к детективу под влиянием Уилки Коллинза.

ДРУГИЕ БИЛЕТЫ: Третий период (1848—1859) характеризуется углублением социального пессимизма писателя. Меняется и техника письма: «ее отличает большая сдержанность и продуманность приемов», в изображении художественных картин «особое значение приобретает деталь». Вместе с тем углубляется и реалистическое исследование писателем детской психологии. В целом творчество Чарльза Диккенса в этот период ознаменовало качественно новый этап в истории развития английского реализма — этап психологический. Появляется в творчестве писателя и новая, ранее им не исследованная, этическая категория — нравственная пустота.

В этот период творчества вышли в свет следующие зрелые реалистические романы писателя: «Домби и сын» (1848), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857), «Повесть о двух городах» (1859).

Четвертый период (1861—1870) В этот последний период Чарльзом Диккенсом созданы два шедевра: «Большие ожидания» (1861) и «Наш общий друг» (1865). В этих произведениях уже не встретишь мягкого юмора, присущего Диккенсу в начале творческого пути. Мягкий юмор сменяется безжалостной иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса превращается, по сути, в бальзаковскую тему «утраченных иллюзий», только в ней больше горечи, иронии и скепсиса. Разбитые надежды не спасает даже диккенсовское всеспасающее пламя домашнего очага. Но этот результат крушения «больших надежд» интересует Диккенса — художника и моралиста уже все больше не в плане социальном, а скорее в нравственно-этическом.

35. "Оливер Твист" Диккенса / «Домби и сын»

Диккенс выступал против работных домов. Остро социальный роман. Классический пример противостояния среде. Диккенс полемизирует с Локком. По Локку: воспитание, среда определяют характер человека.

Цель: правдиво изобразить преступный мир и пробудить у читателя добрые чувства, тем самым оттолкнуть читателя от порока.

С первых страниц романа Оливер действует как маленький романтический бунтарь-одиночка: наделенный высокой душой и врожденным нравственным чувством, ребенок проявляет неукоснительное стремление к добру.

Злодеи Фейджин и Сайкс, а также «джентльмен»-преступник Монкс, производя гнетуще-тталкивающее впечатление, в то же время интерпретируются писателем не столько как традиционные пособники сатанинских козней, сколько как люди, утратившие свое человеческое «я» и превратившиеся в зверей.

Сайкс — негодяй, но есть положительные черты. Монкс — настоящий злодей. Диккенс признает врожденные идеи, но их надо развивать. Придерживается больше идеи Шефтсбери чем Локка.

Следуя схеме романа воспитания XVІІІ столетия, Диккенс в «Приключениях Оливера Твиста» должен был показать удручающее влияние преступной среды на формирование характера героя. В самом деле, наряду с образами закоренелых негодяев лондонское дно представлено образами карманника Бейтса и падшей женщины Нэнси, вставших на стезю порока под влиянием жизненных обстоятельств. Очевидно, что и Оливеру, несмотря на все его прекраснодушие, была суждена подобная же судьба, особенно после трагической гибели его заступницы Нэнси. Между тем Диккенс отказывается следовать учению Дж. Локка о том, что человек формируется окружающей средой. Как моралист, проповедующий торжество добра над злом, как христианин, Диккенс не допускает нравственного падения героя. Оливера спасает счастливая случайность и встреча с добрым мистером Браунлоу, вырывающим его из царства зла и переносящим его в круг честных, добропорядочных и состоятельных людей, куда он органично входит впоследствии по праву рождения. Миру мрачных лондонских улиц в романе противопоставляется мир домашнего уюта, и можно утверждать, что с «Приключений Оливера Твиста» начинается слава Диккенса как служителя культа семейного очага.

Оливер Твист — сказочный герой: отзывается на любую ласку, благодарен Роуз Мейли. Жанр — ньюгейтский роман (Ньюгейт — тюрьма). Полемика с Теккереем: Теккерей считал, что необходимо избавить литературу от великосветских и криминальных романов.

Человека на преступление толкает общество, можно противостоять уголовной среде. Преступник не окончательно гибнет для общества, можно спасти любовью.

Теккерей: преступник не должен вызывать симпатию у читателя, не должно быть положительных качеств. Диккенс: у преступников есть положительные качества. Роман должен обличать дурное общественное устройство, показывать бедственное положение преступников и отвращать от преступлений и зла. Мир мрачных лондонских улиц vs мир домашнего уюта

Диккенс выражает свое неприятие поправке к закону о бедных, принятый 1834 британским парламентом, в соответствии с кот создавалась сеть работных домов для пожизненного содержания тех, кто остался без крова и средств к сущ. Работный дом-тюрьма, униженное достоинство и угнетающая физически тех, кому не посчастливилось попасть туда. Оливера Твиста и его сверстников ждет судьба «смиренного и голодного бедняка, проход свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми». Распорядители ведут себя так, словно их благосостояние напрямую определенно страданием воспитанников.

Оливер Твист - романтический бунтарь-одиночка, во многом напоминает персонажей Гофмана, которые неожиданно оказываются в гуще схватки добра и зла (две извечные антагонистические силы, борющиеся друг с другом за души людей). Злодеи Фейджин и Сайкс(+Монкс) - люди, утратившие свое человеческое «Я» и превратившиеся в зверей (припертый к стенке Ф напоминает «затравленного зверя», Сайкс напоминает собственного злобного пса).

Следуя схеме романтического воспитания 18 столетия Диккенс должен был показать удрученное влияние преступной среды на формирование характера героя, но Д отказался следовать учению Дж Локка (чел формируется окружающей средой), и, как моралист, проповедует торжество добра над злом, не допускает нрав падения героя.

Миру мрачных лондонских улиц противопоставлен мир домашнего уюта (мистер Браунлоу). Своеобразным ответом Д на популярный ньюгейтский роман: байронический герой перешел в криминальную среду. Исследует механизма зла, его воздействия на человека. Повествование окрашено мрачным юмором. Короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключений.

 

"Домби и сын"

окт. 1846 — апр. 1848. Роман писался тяжело. Эволюция Домби как человека сложная. Несколько раз наказан жизнью: смерть сына, уход Эдит, предательство Харпера. С каждым ударом жизни нравственно очищается. Волнует вопрос о наследнике; жена умирает при родах, но это неважно, на первый план выступает эгоистическая любовь к сыну. Лишил его нормального детства —> мальчик умирает. Смерть сына пошатнула уверенность Домби в том, что все в жизни решают деньги.

Гордость (и холод) — основное свойство характера Домби. К окружающим относится в зависимости от их положения в обществе. Думает, что забденьги можно все купить.

Гротескные внешние черты неприятных персонажей. Домби черствый, высокомерный, чопорный, эгоист. Нравственное перерождение героя начинается с того момента, как Домби увидел Флоренс в руках умирающей жены.

Критики: русские — призыв Диккенса верить в возможность перевоспитания капитализма.

Проблема воспитания. Проблема судьбы ребёнка. Столкновение детской непосредственности с бедственным, бесчувственным миром взрослых. Нравственная чистота детей vs порочные поступки взрослых — влияние Вордсворта.

О.Т. — ребёнок выходит из испытаний чистым и непорочным; Домби и сын — связь между внутренним развитием Поля и окружающей его действительностью. Можно проследить этапы внутренней биографии героя.

Отношение Домби к сыну — психологическое убийство сына отцом. Поль побыстрее должен стать мужчиной, пытается воспитать его крепким и злым мужчиной. Лишает его "женской части" семьи. Поль наделён чертами окружающих его людей. Проблема нравственного воскресения — центральная проблема творчества Диккенса.

Читал трактаты 17-18 века по этой проблеме. Критика буржуазно-демократической основы строя. Различается понятие преступления в уголовном кодексе и у Диккенса. Диккенс: преступление — покушение на душу человека; УК — на частную собственность.

Ранний этап — социальный и политический реформизм. Не от общества к человеку, а от человека к обществу (не через революцию, войну и т.д.).

В каждом романе есть островки добра в мире зла. Нэнси (О.Т.) — проститутка с будущим! Могут ли плохие люди нравственно возродиться? Конечно могут! Любовь, угрызения совести и столкновения с чистыми душами помогут.

Духовное возрождение Эдит начинается с того момента, как в глазах общества она становится падшей женщиной.

ДРУГИЕ БИЛЕТЫ: «Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Диккенс стремится показать взаимосвязь и взаимозависимость между различными сторонами жизни, социальную обусловленность поведения человека не только в общественной, но и в личной жизни. В романе Диккенса отразились; программа, его эстетическое кредо, нравственный идеал, связанный с протестом против эгоизма и отчужденности человека в обществе. Прекрасное и доброе у Диккенса – самые высокие нравственные категории, зло трактуется как вынужденное уродство, отклонение от нормы, а потому оно безнравственно и бесчеловечно.

«Домби и сын» отличен от всех предыдущих романов Диккенса и многими своими чертами обозначает переход к новому этапу.

В «Домби и сыне» почти неощутима связь с литературной традицией, та зависимость от образцов реалистического романа XVIII века, которая заметна в структуре сюжета таких романов, как «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», даже «Мартин Чезлвит». Роман отличен от всех предыдущих произведений Диккенса и своей композицией, и эмоциональной интонацией.

Роман «Домби и сын» – произведение многогеройное, в то же время, создавая его, автор использовал новый для него принцип организации художественного материала. Если предыдущие романы Диккенс строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Диккенс отходит от излюбленной им манеры организации сюжета как линейного движения, развивает несколько сюжетных линий, возникающих из собственных противоречий, но переплетающихся в одном центре. Им становится фирма «Домби и сын», ее судьба и судьба ее владельца: с ними связана жизнь владельца лавки судовых инструментов Соломона Джилса и его племянника Уолтера Гей, аристократки Эдит Грейнджер, семейства кочегара Тудля и др.

«Домби и сын» – роман о «величии и падении» Домби, крупного лондонского негоцианта. Характер, на которых сосредоточено основное внимание автора, – мистер Домби. Как бы ни было велико мастерство Диккенса в изображении таких персонажей, как управляющий формы «Домби и сын» Каркер, дочь Домби Флоренс и рано умерший маленький сын его Поль, жена Домби Эдит или ее мать миссис Скьютон, – все эти образы в конечном счете развивают основную тему – тему Домби.

«Домби и сын» – прежде всего антибуржуазный роман. Все содержание произведения, его образный строй определяется пафосом критики частнособственнической морали. В отличие от романов, названных именем главного героя, это произведение имеет в заголовке название торговой фирмы. Тем самым подчеркивается значимость этой фирмы для судьбы Домби, указывается на те ценности, которым поклоняется преуспевающий лондонский коммерсант. Автор не случайно начинает произведение с определения значения фирмы для главного героя романа: «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли нести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом... Реки и моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду, ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таким образом, фирма «Домби и сын» становится образом – символом буржуазного преуспеяния, которое сопровождается утратой естественных человеческих чувств, своеобразным смысловым центром романа.

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». В своей гордыне Домби утрачивает нормальные человеческие чувства. Культ бизнеса, которым он занимается, и сознание собственного величия превращают лондонского коммерсанта в бездушный автомат. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей – служение фирме. Слова «должен», «сделать усилие» – главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель, как первая жена Домби Фанни, не сумевшая «сделать усилие».

Идейный замысел Диккенса раскрывается в «Домби и сыне» по мере того, как развиваются характеры героев и развертывается действие.

Художественная манера Диккенса в «Домби и сыне» по-прежнему представляла соединение различных художественных приемов и тенденций. Однако юмор и комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступая в обрисовке второстепенных действующих лиц. Главное место в романе начинают занимать углубленный психологических анализ внутренних причин тех или иных действий и переживаний героев.

Значительно усложняется повествовательная манера писателя. Она обогащается новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями. Более сложность становится психологическая характеристика персонажей, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов.

Мастерство портретных и психологических характеристик очень высоко в «Домби и сыне», и даже комические второстепенные персонажи, лишившись гротескных и комических черт, свойственных героям первого периода, изображаются писателем как хорошо знакомые читателям люди, которых можно бы выделить в толпе.

 Общий тон повествования в романе оказывается совершенно иным, чем в созданных ранее произведениях. «Домби и сын» – первый роман Диккенса, лишенный оптимистической интонации, которая была так характерна для писателя раньше. Здесь нет места тому безграничному оптимизму, который определял характер произведений Диккенса. В романе впервые прозвучали мотивы сомнения, неопределенной, но щемящей печали.

36. Творческий путь Теккерея

Теккерей (1811 - 1863) родился 18 июля 1811 г. в Калькутте в семье чиновника английской колониальной службы. Четырех лет от роду он лишился отца, а двумя годами позже мать,вышедшая замуж вторично, отправила сына к родственникам в Англию, где ему предстояло пройти курс наук, подобающих юному джентльмену его положения. Лишь в 1819 г. супруги Кармайкл-Смит вернулись в Англию, положив конец мучительному детскому одиночеству будущего писателя. В лице отчима Теккерей обрел верного и преданного друга.

Еще в школьные годы Теккерей проявил незаурядные литературные способности - его детские стихотворения вызывали улыбки со-учеников, а студенческая поэма «Тимбукту» появилась в кембриджском студенческом журнале «Сноб». Однако в юности будущего писателя влекло на стезю художника, и, уверовав в свои способности,достигнувший совершеннолетия Теккерей в 1832 г. отправился на континент, чтобы всерьез заняться шлифовкой своего мастерства рисовальщика и живописца в Париже. Он много путешествовал, а начиная с 18ЗЗ г. выполнял функции иностранного корреспондента. Вскоре журналистика превратилась в его настоящую профессию, и к концу 1830-х гг. Теккерей, оказавшись в тяжелой финансовой ситуации, сделал окончательный выбор в пользу писательского ремесла, бывшего более надежным источником средств для содержания семьи.

 

(начало 1830-х - 1847 гг.)

Ранний период творчества Теккерея (начала 1830-х - 1847 гг.) отмечен широкими экспериментами начинающего автора в области формы и техники повествования. Личные впечатления от поездок находили отражение в многочисленных путевых заметках («Парижская книга очерков» (1840), «Ирландская книга очерков» (1843) и др.). Уже в ранних работах зарождается один из серьезнейших мотивов творчества писателя - раскрытие истинного смысла общественной карьеры индивида, теряющего нравственную чистоту во имя этой со-мнительной цели.

Осуждая популярный в литературе того времени тип «рокового» героя, обладающего исключительной судьбой, которая позволяет ему встать над миром, презрев и предав попранию естественную человеческую мораль, Теккерей продолжает начатую в «Кэтрин» линию в повести «Карьера Барри Линдона» (1844).

Заметную роль в формировании эстетических воззрений Теккерея сыграла известная серия пародий «Романы прославленных сочинителей», опубликованная в апреле-сентябре 1847 г. и состоящая из семи произведений - «Джордж де Барнуэл», «Котиксби››, «Лорды и ливреи››, «Синебрад», «Фил Фогарти, или Повесть о Доблестном Раздесятом полку», «Звезды и полосы» и «Рецепт призового романа».

В своих пародиях Теккерей выступил против фальши в изображении характеров, тенденциозности и высокопарности стиля, пропаганды ложной морали, романтической идеализации и преувеличений, односторонности показа действительности. С его точки зрения, писатели обязаны «показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе, - обаятельных весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков, принцев родольфов), т. е. персонажей, которые никогда не существовали и не могли существовать».

Логика творческого развития раннего Теккерея предрекала ему будущность романиста. Начало же его писательской известности было положено знаменитой «Книгой снобов» (1846-1847) — сборником блестящих сатирических очерков - портретов типичных представителей современного общества, многие из которых впоследствии ожили в его романах. Следуя традициям эссеистов 15 в., Теккерей придал этим очеркам выраженные памфлетные черты. В пятидесяти двух главах «Книги снобов» Теккерей воспроизводит нравственно-этические характеристики снобов, принадлежащих к разнообразным социальным группам, показывая парламентские и клерикальные, столичные и провинциальные, аристократические и армейские, коммерческие и политические, литературные и иные национальные ипостаси снобизма. Создание «Книги снобов» было первым опытом широкомасштабного социально-сатирическото обобщения в творчестве Теккерея.

Публикация романа «Ярмарка тщеславия» (1847-1848) сразу вы-двинула Теккерея в ряд наиболее известных писателей современ ностии утвердила за ним репутацию крупнейшего социального сатирика ХІХ столетия.

Роман - не развлекательный жанр литературы; ему надлежит стать инструментом проповеди добра, возбуждать в читателях отвращение к темным сторонам жизни и стремление покончить с ними. Таким образом, романист фактически принимает на себя обязанности проповедника, неся огромную ответственность за смысл своих поучений перед многотысячной паствой.

 

(после 1848 г.)

Романы Теккерея, созданные после 1848 г., тематически можно раз-делить на две группы:-романы о прошлом и романы о современности. К первой группе относятся «История Генри Эсмонда» (1852) и «Виргинцы›› (1857-1859), ко второй - «История Пенденниса» (1848-1850), «Ньюкомы» (1853-1855) и «Приключения Филиппа» (1861-1862). Рассматриваемые вместе, все эти романы представляют собой аналитическое исследование нравственной эволюции английского общества на протяжении более полутора столетий, минувших после Славной революции 1689 г., открывшей новый этап в истории нации.

Психологизм: Обращение Теккерея к анализу мыслей и побудительных мотивов поступков героев ознаменовало возникновение психологизма нового типа как неотъемлемого принципа реалистической характерологии. Руководствуясь стремлением правдиво изобразить мир и человека, писатель, показав своих взятых из жизни героев в самых разнообразных ситуациях, вскрыл противоречивость человеческой натуры. Закладывая в основу характера положительного героя противоречивые начала, Теккерей создавал диалектические образы, источником развития которых была напряженная борьба, идущая в душах этих героев. Выводы, к которым приходил писатель, нередко противоречили устоявшимся представлениям. По Теккерею, добродетель может быть неприметна и скучна (Доббин), а зло, напротив, способно рядиться в самые привлекательные одежды (Бекки Шарп); ложная, показная добродетель - это скрытое зло, воздействие которого не уступает по силе воздействию зла явного.

Рассматривая полюса добра и зла и формы их проявления в человеческом обществе, Теккерей полагал, что добро представляет собой духовную сущность, а зло имеет материальную природу.

Психологический подход в обрисовке персонажей никогда не был для Теккерея самоцелью, но являясь средством разрешения главной эстетической задачи писателя, предоставлял прекрасный материал для доказательства порочности социальных условий, вызывающих деградацию личности.

Рассматривая многообразие форм человеческого поведения в обществе и семье, Теккерей пришел к выводу, что существует несколько типов социального поведения. Первый тип характерен для лиц, адекватно воспринимающих окружающий мир. Они прекрасно приспособлены к жизни по законам общества, легко идут на нравственные компромиссы и способны оправдать любые свои поступки (Бекки Шарп, «Ярмарка тщеславия››; Барнс, «Ньюкомы››; Эжен Каслвуд,«Виргинцы» и др.). Второй тип присущ тем, кто трезво оценивает действительность, но не способен примириться с ней. Им свойственно стремление найти такое место в жизни, которое обеспечило бы им возможность жить по велению своего честного сердца (Генри Эсмонд; Филипп Фирмин; Джордж Уоррингтон, «История Пенденниса»). К третьему типу можно было бы отнести героев, воспринимающих действительность неадекватно. Они питают радужные иллюзии относительно благостного устройства мира, не замечают царящего в обществе зла. Одни создают себе эти иллюзии сами, другие поддаются внушениям со стороны, навязывающим им чужие, как правило, родительские иллюзии. Классическая пара, иллюстрирующая этот тип, отец и сын Ньюкомы. Таким людям легче жить на свете, но лишь до тех пор, пока они не сталкиваются с чем-либо, что беспощадно сокрушает их иллюзии. В не изолированной от общественных связей жизни это практически неизбежно. Именно лица, принадлежащие к третьему поведенческому типу, подвергаются наиболее суровой психологической ломке и, прозрев, приходят к категорическому отрицанию действительности, т. е. принимают второй тип поведения.

Великой заслугой Теккерея как художника является создание рефлексирующего героя, обладающего внутренней автономией. Личность в произведениях писателя выступает не только как продукт определенных социально-исторических обстоятельств, но и как постоянный участник многообразного взаимодействия с окружающим миром, рождающим потенциальное богатство характера. Показ неоднозначности характера обыкновенного человека потребовал от Теккерея создания новой техники психологического анализа. На протяжении творческого пути Теккерея постоянно возрастало внимание писателя к внутреннему миру героев, их чувствам и помыслам. От простого описания житейских драм Теккерей перешел к глубокому анализу их причин, к выявлению подлинной сути и смысла событий, к психологической характеристик героев.

Творчество Теккерея обогатило английскую литературу постановкой и разрешением проблемы неоднозначности обыкновенного, «негероического» характера, качественно новым подходом к исследованию духовной жизни человека в рамках реалистического романа.

37. Роман Теккерея "Ярмарка тщеславия"

Публикация романа «Ярмарка тщеславия» (1847-1848) сразу выдвинула Теккерея в ряд наиболее известных писателей современности и утвердила за ним репутацию крупнейшего социального сатирика ХІХ столетия. В этом романе писатель выступил как проницательный историк современности, умеющий распознать определяющие тенденции, скрывающиеся за многоликим, пестрым фасадом общества.

Символика: Образ «Ярмарки тщеславия» был позаимствован Теккереем из великой притчи Джона Беньяна «Путь паломника» (1678), где описывается это позорное торжище, на котором «продаются любые товары: дома, земли, торговые предприятия, почести, повышения, титулы, страны, королевства, похоти, удовольствия и наслаждения вся кого рода, а именно: падшие женщины, сводни, жены, мужья, дети, господа, слуги, жизни, кровь, тела, души, серебро, золото... и все, что угодно››. Именно таким миром всеобщей продажности Теккерею представлялась действительность.

Поставив перед собой задачу создать эпическое полотно английской жизни 1810-1820-х гг., Теккерей подробно изобразил многочисленных персонажей - коммерсантов и аристократов, помещиков и военных, чиновников и лакеев, священнослужителей и гувернанток, которые живут подчиняясь основному закону «ярмарки тщеславия», согласно которому общественное положение определяется имущественным цензом. Духовная атмосфера общества отравлена и способна порождать лишь посредственность.

Образ автора: Теккерей уподобляет себя кукольнику, от произвола которого зависит действие, разыгрываемое персонажами-марионетками. Автор-кукольник обращается к читателю в предисловии, названном «Перед занавесом», что еще больше подчеркивает ярмарочный, балаганный характер начинающегося представления, он берет слово в конце, врывается в ход спектакля собственными суждениями, комментирует действие со стороны.

Формально «Ярмарка тщеславия» продолжает традиции романа воспитания и обладает характерным для романа воспитания двуплановым сюжетом. Первая линия повествования связана с судьбой Эмилии Седли, вторая - с историей Бекки Шарп. Девушки вступают в жизнь в неравных условиях. Если Эмилия - дочь богатых родителей, то Бекки - круглая сирота,существующая лишь благодаря искусству жить на «О фунтов, 0 шиллингов и 0 пенсов в год».

 

Бекки Шарп

Бекки решает бросить вызов отвергающему ее обществу снобов и найти свое место под солнцем. В осуществлении своей цели она была бы по-настоящему героична, если бы сама не являлась плотью от плоти ярмарки тщеславия.

Ради удовлетворения своей господствующей страсти - тщеславия - она, духовная сестра авантюриста Ларри Линдона, готова подавлять в себе все прочие чувства. Теккерей нередко симпатизирует своей умной, находчивой, деятельной героине, однако одновременно обвиняет ее в самых страшных для женщины грехах: Бекки показана плохой женой и дурной матерью. Не оправдывая героиню, Теккерей критикует общество, провоцирующее ее на лицемерие и неблаговидные поступки как на единственное средство самоутверждения. Не снимая вины с самой Бекки - а Теккерей прямо заявляет, что она обладала серьезными недостатками, например отсутствием нежного сердца, - писатель в то же время недвусмысленно указывает и на внешние причины, побудившие девушку встать на путь порока.

В образе Бекки Шарп Теккерей предложил современникам наиболее близкое к действительности изображение результата того «воспитания», которое общество дает сироте. Юная Бекки казалась моложе своих лет, но на деле «обладала печальной особенностью бедняков - преждевременной зрелостью. По ее же собственным словам, она никогда не была девочкой, ибо чувствовала себя взрослой уже с восьмилетнего возраста.

Бекки становится законченной эгоисткой, понимая, что для достижения жизненного успеха ей прежде всего необходимо заботиться о себе. Лицемерка, стремящаяся казаться идеальной женщиной, Бекки выступает именно как актриса, мастерски ведя свою роль в самых ответственных сценах, в которых ей доводится принимать участие. Будучи натурой исключительно волевой, Бекки даже в критические моменты умеет взять себя в руки и извлечь выгоду из самой патовой ситуации.

 

Эмилия Седли

 Эмилия привыкла к всеобщей любви, вызванной как естественными причинами, так и ее положением в обществе, в то время как Бекки рано ожесточилась, встречаясь с холодным пренебрежением окружающих, не желающих замечать ее бесспорных способностей и достоинств. Простодушная, ласковая Эмилия кажется полной противоположностью расчетливой и циничной Бекки, однако Теккерей иронически показывает, какой ничтожной и ограниченной в нынешней системе ценностей может быть добродетель и в какие яркие, привлекательные одежды может рядиться порок.

Эмилии легко быть «идеальной», пока все в ее жизни складывается благополучно. Но разоряется ее отец, погибает на войне горячо любимый муж, в доме поселяется нужда, и Эмилия начинает демонстрировать качества, не подобающие истинной положительной героине. Замкнувшись в собственном горе, она остается глухой к несчастьям родителей, помыкает верным другом, и лишь узнав от Бекки о неверности покойного Джорджа Осборна, дает согласие на брак с добро-сердечным неудачником Доббином.

38. Творчество Флобера

Гюстав Флобер (1821 – 1880) – центральная фигура французского реализма. В середине 1830-х гг – первые литературные опыты Флобера. Этот период творчества до начала 1840-х гг пронизан романтическими идеями.

В 1838 г. наряду с подражаниями и переложениями юный писатель обращается к популярному романтическому жанру исповедальной прозы, и пишет «Записки безумца». Это психологическое повествование лишено отчетливого сюжета и посвящено душевным страданиям молодого человека, который с отвращением смотрит на низкую, пошлую, лишенную поэзии действительность.

Вторая повесть «Ноябрь» (1841) посвящена романтической любви и тоже пронизана лиризмом и острой печалью из-за несоответствия юношеских идеалов уродливой реальности.

В 1842 г. Флобер переезжает в Париж для поступления на юридический факультет, но из-за серьезной болезни отказывается от свободной студенческой жизни и возвращается в поместье Круассе, где и пройдет вся его жизнь.

В 1845 г. писатель создает свой первый роман «Воспитание чувств». Его центральная проблема – выбор человеком жизненного пути. Писатель исследует две судьбы, два варианта мировосприятия, обращается к процессу формирования личности в эгоистическом и мещанском мире.

В середине 40-х гг Флобер совершает путешествие в Италию. Особое впечатление на него производит картина П. Брейгеля «Искушение святого Антония», и писатель решает создать на основе этого библейского сюжета драматическое произведение.

В 1849 г. Флобер пишет «Искушение святого Антония» в жанре мистерии, или символической драмы. Писатель воссоздает психологию человека, жившего в давние времена, желая проникнуть в его внутренний мир. Драма также имеет философский, общечеловеческий смысл: внутренняя борьба героя – борьба, которую приходится вести любому мыслящему сознанию. 

К 1850-м годам формируются философские, политические, эстетические взгляды писателя. Путешествие на Восток (1849 -1850) стало своеобразным рубежом, после которого начинается период творческого рассвета.

Ориентируясь на учение Спинозы, Флобер приходит к убеждению, что главная цель жизни для мыслящего человека – познание мира с его законами, познание истины. Творчество для него – это высший вид человеческой деятельности, главная цель пребывания человека на земле. Задачи искусства Флобер сближал с задачами науки.

В конце 40-х гг у писателя возникает замысел современного романа, над которым он трудится 5 лет. В 1856 г. выходит философско- психологический роман «Госпожа Бовари». Обыденный сюжет помог выявить суть современной эпохи, которая казалось Флоберу плоской, одержимой материальными интересами и низкими страстями,


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.