Человеку свойственно страдать — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Человеку свойственно страдать

2019-05-27 117
Человеку свойственно страдать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Второе, что необходимо отметить, тесно связано с первой мыслью. Мы желаем того, чего мы не можем иметь, пока Бог не устроит этот мир по Своим законам. Только совершенные отношения в совершенном мире среди совершенных людей могут дать человеку безоблачное счастье без боли и страданий.

Один мой хороший знакомый, известный богослов, четыре часа в неделю в течение двух полных семестров посещал мои лекции, которые я читаю в семинарии. Он терпеливо сносил все наши пространные споры о философии познания и бесконечные попытки определить, что означает – нести на себе образ Божий, и покорно принимал к сведению мои мысли о том, как грех разрушил этот мир и что можно сделать, чтобы хотя бы частично возместить ущерб.

В один прекрасный весенний день я прочитал свою заключительную лекцию. Студенты потянулись к выходу, разминая затекшие от бешеного конспектирования пальцы, строя планы, как им повторить перед экзаменом материал этого курса. Я почувствовал счастливую опустошенность, вполне уверенный, что, несмотря на сложность всего того, что я им поведал, в основных, наиболее важных моментах мои подопечные успешно разобрались.

Когда мы с моим другом-богословом шли по коридору, он с задумчивым видом произнес: «Я получил большое удовольствие от твоих курсов. Я много и серьезно размышлял над тем, что ты сказал. Думаю, большинство людей, в том числе и я, уходят отсюда с довольно новой для себя мыслью о том, что на самом деле христианину свойственно страдать».

Моей непосредственной реакцией была некоторая обида. Я только что вывернул свои разум и душу наизнанку, чтобы как можно шире и полнее изложить основные идеи душепопечительства, а он свел все это до одной простой мысли.

Несколькими днями позже он добавил: «Мне кажется, ты затронул еще один немаловажный момент: грех – проблема гораздо более серьезная, чем большинство из нас себе представляет». Это не слишком меня ободрило. Значит, почти девяносто часов лекций теперь были сжаты (или расширены?) не до одной, а до целых двух мыслей: мол, для человека естественно страдать и грех – это серьезней, чем мы думаем.

Пока я залечивал свое уязвленное самолюбие, мне вдруг пришло в голову, что эти две мысли действительно могут считаться основополагающими для того, чтобы понимать людей и помогать им. Вторую из них мы обсудим в главах 7, 8 и 9, а первую, что страдать – это нормально, – сейчас. Эта истина кажется столь очевидной, но для нас, людей несовершенных, понять ее просто жизненно необходимо. Позвольте объяснить – почему.

Одному молодому человеку двадцати семи лет было сказано, что безвременная кончина его отца двадцать два года назад была результатом самоубийства. Пятилетнему ребенку тогда сказали, что у его отца случился неожиданный сердечный приступ. С тех самых пор он никогда не сомневался в истинности этих слов. Его старший двоюродный брат, который знал, как обстояло дело, но не знал, что от моего клиента утаили правду, однажды в случайном разговоре упомянул об этом самоубийстве. Затем вскрылась и подоплека этой трагедии. Дело в том, что мать молодого человека была уличена в связи с другим мужчиной и вследствие этого объявила о своем намерении развестись. Не имея сил мужественно встретить боль распавшегося брака, которая наверняка утихла бы с годами, отец заперся в ванной и принял целую пригоршню таблеток, какие только попались ему под руку. Наутро его нашли мертвым на диване в гостиной.

Когда юноша узнал всю правду, он был потрясен, его захлестнула волна ужаса, горечи и разочарования. Уже многие годы мать его была замужем за этим «другим мужчиной», человеком, которого вот уже более двадцать лет он спокойно называл папой. Как ему теперь переступить порог этого дома? Как справиться с бурей в душе?

В тридцать лет, через три года после того, как он узнал о самоубийстве своего отца, этот юноша пришел ко мне на консультацию. Он рассказал, что с тех пор он искренне пытался преодолеть или по крайней мере уменьшить боль в своем сердце. Поскольку он был человек глубоко верующий, такие – весьма привлекательные для многих – средства забыться, как алкоголь, исключались. Он не хотел позволить себе близости с людьми, в особенности с девушками, и поэтому ни с кем не мог разделить своего бремени.

Единственный способ, который, как он обнаружил, мог успокоить его истерзанную душу, было заучивание мест из Священного Писания наизусть. Ему казалось, что сосредоточенность, необходимая для удержания в памяти длинных отрывков и их содержания, отвлекала его от грустных мыслей, принося облегчение. Таким образом, он обращался к Богу за помощью. Пребывая в Слове, он очищал свои мысли и обновлял ум. Всякий раз, когда в его сознании возникал образ отца, судорожно хватающего пузырьки с таблетками, когда мысль о порочности и неверности его матери и ее нынешнего мужа наполняла его душу горечью, он быстро доставал Библию и начинал заучивать новые стихи. К моменту нашей встречи вот уже три года, как он спасался только этим. В результате нервы его расшатались, а жизнь приносила ему такую боль, терпеть которую не было больше сил.

Если верно, что все мы отчаянно желаем того, чего не имеем и не можем иметь, значит, перед всеми нами стоит та же дилемма, что и перед этим злосчастным молодым человеком. Обстоятельства нашей жизни могут быть и иными, зачастую не столь запутанными, но главное, что в душе у нас – пустота, в чем мы никак не желаем себе признаваться. Причины ее возникновения могут быть самые различные: быть может, отец никогда не находил для вас времени, не разговаривал с вами по душам или мать своей избыточной опекой не приучила вас к самостоятельности; быть может, ваша жена или муж своими бесконечными придирками привили вам чувство собственной неполноценности; возможно, вы вдруг поняли, что вашим друзьям совершенно наплевать на вас, а ваши дети разбивают вам сердце своим безразличием к Богу. Истории могут быть разными, но тема в них одна и та же: все отношения и связи с другими людьми потерпели крах. Поэтому мы и страдаем.

Конечно, за таким несколько нездоровым стремлением нашего молодого человека заучивать наизусть стихи из Библии стояло не желание познания Бога любой ценой, а желание во что бы то ни стало заглушить адскую боль в своей душе. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы вытряхнуть камешек из ботинка, прежде чем продолжить путь. Точно так же, если стремление заглушить боль не является нашей главной целью в жизни, нет ничего предосудительного в том, чтобы сделать свою жизнь легкой и удобной в той мере, в какой нам позволяют наши нравственные представления. Но как только старания облегчить наши страдания, которых не избежать, живя в этом падшем мире, становятся для нас самоцелью, в тот самый миг мы перестаем стремиться к Богу. Божьи предписания о том, каким должно быть наше отношение ко всему происходящему, не предназначены для того, чтобы успокоить боль, которая и не может утихнуть, пока мы находимся по эту сторону небес, но они дают нам возможность быть верными в страданиях. Иногда путь послушания только усиливает боль, и это кажется нам несправедливым и даже жестоким шагом со стороны Бога.

 

ПЕРЕЖИВАЯ БОЛЬ

 

За нашим безответственным и греховным отношением к жизни стоит твердое решение избавиться от боли, которую причиняет нам эта жизнь. Это решение вскормлено страхом, страхом того, что переживание этой боли разрушит всю нашу надежду на счастье. Если же мы хотим сохранить свою жизнь, мы должны унять душевную боль, которая происходит от наших неудовлетворенных желаний, – таковы, по крайней мере, наши соображения. Мы, конечно же, ошибаемся, однако когда у нас сводит живот от чувства отверженности и одиночества, от всех наших слабостей и неудач, нам начинает казаться, что смертный час наш близок. Мы уверены, что само наше выживание зависит от того, удастся ли нам заглушить эту боль и найти какой-нибудь способ прийти в себя. Мы хватаемся за все подряд, лишь бы избавиться от парализующей боли, которая гложет нас изнутри, и тогда в ход идут любые средства – от заучивания наизусть Библии и посещения репетиций церковного хора до наведения порядка во всем доме, переедания и других излишеств. Мы не брезгуем ничем, только бы забыть о терзающих нас проблемах.

Я ни в коем случае не призываю прислушиваться к себе, тщательно выискивая в своей душе больные места, я лишь хочу сказать, что боль – это неотъемлемая часть нашей жизни, и поэтому все наши старания избежать ее есть не что иное, как попытка уйти от действительности. Никто не может в полной мере утолить свою жажду. Люди, на которых мы рассчитываем, подводят нас, а мы подводим тех, кто рассчитывает на нас. Мы должны посмотреть правде в глаза:
с этим миром явно не все в порядке. Как бы тесно мы ни общались с Богом, мы не можем не испытывать на себе влияния окружающей нас среды, полной разочарований, порой жестокой. Глубокая непроходящая печаль свидетельствует не о духовной незрелости человека, а о его честной жизненной позиции в этом печальном мире.

Очень многим христианам с трудом удается быть всегда и всем довольными. И хотя я согласен, что глубоко личными вопросами нужно делиться с некоторой осмотрительностью и сдержанностью, я все же желал бы, чтобы руководители церкви и другие христианские деятели старались более открыто обсуждать свои проблемы. Уверяю вас, у меня нет ни малейшего желания узнавать подробности о безнравственности пасторов, однако я бы хотел, чтобы люди, внешне благопристойные и достойные всяческих похвал, поделились бы с людьми тем, как они сражаются со своей гордыней или недостатком чуткости (с грехами, столь же тяжкими, как и безнравственность), или рассказами о своей борьбе со страхом и усталостью. Когда другие христиане рассказывают мне о своих сомнениях, переживаниях и разочарованиях, мне самому становится легче, ибо я понимаю, что не одинок в своих печалях. Я разделяю надежду с теми, кто познает Бога через страдания, ибо они видят, что Господь может поддержать их в этой борьбе.

Конечно, углубляясь в себя, легко увлечься выяснением собственных проблем и забыть, что главное – это красота Христовой любви. Однако слишком часто «видные» христиане, ведущие активную общественную деятельность, подают себя и свою жизнь таким образом, что мы, простые люди, недоумеваем: в чем же дело, почему нам больно, почему мы волнуемся и сходим с ума, а с нашим проповедником никогда подобного не случается. Вот что слышат миллионы христиан: облегчение страданий возможно; нечто, очень близкое к безгрешному совершенству, доступно. Нас уверяют, что все мы способны испытать такую радость, которая поглотит всякую боль. В общем, рай здесь и сейчас, а потом – еще немного, уже после смерти.

Мы должны помнить, что обетование нашего Господа относительно рая «ныне же» было дано человеку, находящемуся при смерти. Когда же Христос обращался к людям, у которых осталось побольше времени на земле, Он говорил не о блаженстве, а о неудачах, гонениях и тяготах:

• «Отречешься от Меня трижды» (Иоанна 13:38).

• «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деяния 9:16).

• «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тимофею 3:12).

Обетование здоровья и достатка реально, но оно не для этой жизни. Вся эта ситуация напоминает сцену в больнице, когда врач утешает роженицу, говоря ей: «Скоро вы возьмете на руки своего малыша!». Сначала боль – нестерпимая и ужасная, но затем – наслаждение. Ночью – слезы, а утром – радость неизреченная. «Да не смущается сердце ваше, – говорил Иисус Своим скорбящим ученикам. – Вскоре – не теперь – вы увидите ту обитель, которую Я уготовлю вам. Всю оставшуюся жизнь с вами будет сила Моего присутствия и радость Моего обетования, но жизнь будет тяжела. Вы будете страдать. Но затем к вам придет несказанное счастье. Доверьтесь Мне».

Все наши желания и устремления вполне объяснимы: мы хотим наслаждаться тем, ради чего и были созданы. Поэтому для человека свойственно желать. Мы также жаждем того, чего у нас нет и быть не может, пока мы находимся здесь, на земле. Поэтому человеку свойственно страдать. «Кто жаждет, иди ко Мне».

Я жажду. Я желаю того, чего у меня нет. Но что это значит – прийти ко Христу? Я и так уже христианин. И, насколько я понимаю, я действительно желаю следовать за Ним. Что же мне делать со всеми этими неудовлетворенными желаниями в моей душе? Как мне доверить Господу всю мою боль, чтобы освободить свое сердце для более глубокой любви?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тем словам нашего Господа, когда он говорил, что из нашего чрева потекут реки воды живой.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Каждый пример, используемый мною, взят из моих бесед с клиентами и друзьями, но все действующие лица и имена изменены. Например, когда я ссылаюсь на молодого человека двадцати семи лет, на самом деле я могу иметь в виду девочку-подростка или домохозяйку средних лет, то есть описываю совсем другого человека.


 

ГЛАВА ПЯТАЯ

РЕКИ ВОДЫ ЖИВОЙ?

ТОГДА ЗАЧЕМ СТОЛЬКО БОЛИ?

 

 

Один мужчина пришел ко мне однажды на консультацию и первое, что он сказал, было:

– Доктор, я хочу как можно скорее почувствовать себя счастливей.

Я помолчал мгновение, а затем ответил:

­– Мой вам совет: возьмите ящик любимого вина, найдите парочку покладистых особ и отправляйтесь на месяц на Багамы.

Теперь уже он оказался озадаченным. Он ошарашенно посмотрел на меня и спросил:

– А вы, вообще-то, христианин?

– А что?

– Да совет ваш какой-то не библейский.

– Но это лучшее, что я могу вам посоветовать, учитывая характер вашего пожелания. Если вы действительно хотите сию минуту почувствовать облегчение и избавиться от всех неприятных переживаний, тогда я не советую вам следовать за Христом. Пьянство, разгул и романтическое путешествие будут гораздо эффективнее. Это, конечно, ненадолго, но на какое-то время вы действительно получите то, чего хотите.

По всей Америке проповедники собирают огромные залы и создают весьма многочисленные общины на одном лишь обещании мгновенного и безоблачного счастья. В наши современные представления о христианской радости непременно входят нетерпеливое ожидание каждого нового дня, безмятежная, согретая старость, а в довершение всего – вечное блаженство на небесах.

Библейские авторы видели мир в ином свете. Человеку необходима вера потому, что жизнь порой становится запутанной и тяжелой. Надежда на лучший день – это все, за что мы можем уцепиться в трудный момент, в час жизненных испытаний. А любовь – это единственное, что дает нам возможность совершить свой жизненный путь, уготованный для нас Господом, и ощутить радость общения с Богом и людьми. Вера, надежда и любовь должны служить человеку опорой в этом сложном мире. Подобное отношение к жизни поможет нам больше, чем пустые обещания радости и блаженства.

Однако наш Господь действительно говорил о реках воды живой, текущих в душах людей, которые приходят к Нему. Что же Он имел в виду? Неужели в христианской жизни есть место не только для стойко переносимых страданий?

 

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ С ИЗБЫТКОМ

 

В своей жизни мне частенько доводится испытывать приятные переживания. Я, например, люблю на пару часов растянуться на диване с хорошей книгой в руках или провести вечер с друзьями, сделать пробежку на свежем воздухе или посидеть с дорогими мне людьми за обеденным столом.

То, чем я зарабатываю себе на жизнь, приносит мне огромное удовлетворение. Конечно, как и во всякой работе, здесь не обходится без расстройств и переживаний. Люди и их проблемы иногда напоминают мне разлившуюся реку, в которой я отчаянно барахтаюсь, чтобы удержаться на плаву. Временами я чувствую, что опять иду ко дну. Но вода, в конце концов, спадает, я достигаю берега и снова возвращаюсь к чтению лекций, написанию книг, поездкам на семинары и разговорам с людьми об их многотрудной жизни. Так что большую часть времени своей работой я занимаюсь действительно с удовольствием.

Моя семья и друзья тоже являются для меня источником неподдельной радости. В любых отношениях между людьми есть определенная доля напряженности, порой весьма продолжительной, и мои взаимоотношения с окружающими – не исключение. Однако большинство людей, с которыми я общаюсь, вызывают во мне глубокую, искреннюю признательность и самые теплые чувства. Среди христиан найдется немало тех, кто готов признать, что смысл их жизни – в стремлении к удобству, в желании получить любимую работу и наладить хорошие отношения с людьми. Однако всем нам встречались и такие, которые всю жизнь прожили ради достатка и успеха, но, добившись своего, все же ощущали в душе ужасную пустоту. Мы же научились справляться с подобными ощущениями. У нас есть все составляющие хорошей жизни плюс необходимый христианский набор: искренние верования, нравственная цельность и активная вовлеченность во все церковные дела.

Но разве такую жизнь обещал нам Христос, когда говорил о реках воды живой, текущих из нашего чрева? Мне кажется, что многие из нас хотели бы верить в то, что личное спокойствие и твердая духовная позиция определяют жизнь с избытком, обетованную Христом. Я не отрицаю – я люблю комфорт. Я искренне радуюсь, когда у моих сыновей все в порядке, а мы с женой прекрасно ладим, наслаждаясь общением друг с другом. Я с нетерпением ожидаю славного обеда в кругу близких друзей. Но я знаю, что нечто в глубинах моего сердца требует большего – поэтому я не покладая рук тружусь над своими отношениями с Богом, обновляя и освежая свою приверженность Ему, без устали размышляя над Его Словом. И когда я одновременно ощущаю душевное спокойствие, духовную твердость и уверенность в себе, я действительно чувствую себя довольно неплохо. Но только ли это привносят в нашу жизнь реки воды живой?

Многие церкви, в особенности те, которые транслируют свои богослужения по телевидению, всякий раз, когда приглашают людей поделиться, что для них значит Христос, имеют обыкновение обращаться только к тем, чья жизнь в данный момент складывается достаточно удачно. С кафедр постоянно несутся слова: «Спокойствие и искренняя вера – и то, и другое достижимо. Доверьтесь Богу, и, если вы полны решимости следовать за Ним, Он удалит из вашей жизни все, что доставляет вам неудобство».

Я часто думаю, сколько душевных мук и жестоких переживаний вызвали эти свидетельства в людях, которые искренне посвятили себя Христу, но продолжают испытывать непреодолимое и необъяснимое беспокойство. Когда выступающие рассказывают свои истории о теплых семейных воссоединениях, о детях, готовящихся к миссионерскому служению, о радостном примирении, пришедшем на смену напряженности в отношениях, о материальных потерях, которые Бог чудесным образом восполнил, – сколько сердец при этом ликует во благости Божьей!

Что чувствует женщина, чей муж три года назад бросил ее после тридцати лет совместной жизни и теперь открыто живет с девушкой вдвое моложе его? Надежду? Смятение? Горечь? Что чувствуют бабушка с дедушкой, которые не могут видеться с внуками, потому что женщина, на которой женился их сын, непонятно почему невзлюбила их? А как насчет одинокой девушки, которой тошно от наивности и несерьезности ее молодежной группы в церкви и которая тоскует по нормальным, взрослым отношениям? Становится ли она счастливее, слыша свидетельства людей, славящих Бога за их личное благополучие и смиренно благодарящих Его за дарованные им возможности плодотворного служения? Или она просто постепенно теряет надежду обрести настоящую радость?

Большинство из нас, даже люди вроде меня, которые вполне благополучны и в жизни своей испытывают немало законных удовольствий, которые искренне намерены следовать за Христом, имеют в душе множество безответных вопросов, настоящих и весьма ощутимых проблем и разочарований и ужасную, ноющую пустоту, которую не заглушить даже лучшей на свете дружбой. Как нам быть? Закрыть глаза на то, что происходит у нас внутри и сосредоточиться на достижении блаженства и душевного комфорта, смиренно исполняя свое христианское служение? Боюсь, что большинство людей, у кого в жизни достаточно удовольствий, чтобы избегать необходимости думать обо всех этих печальных вопросах и копаться в своих растревоженных чувствах, именно так и поступают. Тем же, чьи тяготы и заботы тяжким бременем давят на их плечи – разбитые браки, непослушные дети, тоскливое одиночество, – что ж, им остается только молиться и надеяться, что Господь восстановит их душевное спокойствие.

Такое отношение превращает церковь в своеобразный элитный клуб, предлагающий свои привилегии только тем, кто обладает достаточным везением и приличными манерами, чтобы стать его членом. Мы сидим воскресенье за воскресеньем, наслаждаясь общением с людьми, которые чувствуют себя удобно и уверенно, в то время как сокрушенные сердцем и бедные глазеют на нас через окно – кто с негодованием, кто с завистью и отчаянием.

Если мы хотим стать общиной вновь преображенных людей, нам следует не только признать, что мы жаждем, но и постараться тщательно разобраться в том, что Христос обещал сделать с этой жаждой. Обещал ли Он душевный комфорт, даруя нам приятных собеседников и друзей, успешную карьеру и всяческие увеселительные мероприятия, при условии, конечно, что мы отплатим Ему некоторой преданностью и определенным рвением? Или эти журчащие реки, эта жизнь с избытком – нечто совсем иное? Возможно ли совершенно не иметь нормальных отношений с собственным мужем – и все же наслаждаться прохладой вод? Может ли мать, чей молодой самостоятельный сын далек от Господа, знать, что такое мир и покой?

Наш Господь обещал исполнить наше сердце потоками воды живой. Если Его слова не являются залогом нашего душевного спокойствия в обмен на духовное рвение – в чем я лично сомневаюсь, – тогда о чем же Он говорит? Если Он обещал реки воды живой всем, кто придет к Нему, тогда почему жизнь многих искренне верующих людей исполнена боли?

Я убежден, что внутренняя перемена может помочь нам вплотную прикоснуться к жизненно важной для нас реальности Христовых обетований. Чтобы правильно понять, как мы можем черпать из глубин Его колодца, мы должны более основательно изучить желания собственной души.

 

ТРИ ВИДА ЖЕЛАНИЙ

 

Когда наш Господь обещает дать нам воды живой, Он говорит, что реки ее потекут из нашего «чрева». Слово, переведенное с древнееврейского как «чрево», обозначает некое полое место внутри человека; другое значение этого же слова – «жажда» или «склонность». Значит, Христос намеревается заняться нашими глубинными желаниями. Существует, конечно, множество других потребностей различной значимости, однако Христос не гарантирует их удовлетворения по эту сторону небес.

Итак, в глубинах человеческого сердца всегда существуют какие-то устремления, без которых наша жизнь немногого стоит, – назовем их насущными желаниями. Мы были созданы, чтобы жить с Кем-то любящим и участливым, с Кем-то непобедимым и сильным, с Тем, Кто дает нам силы совершать предписанное нам свыше дело. Без дружбы и любви, без поддержки и взаимопонимания жизнь бессмысленна и пуста. Ничто не может заполнить эту пустоту. Каждому человеку Господь положил испытать в своей жизни нечто определенное, поэтому ни наши несовершенные друзья, ни увлекательная работа, ни острые ощущения, ни разнообразные удовольствия, ни что-либо другое не может ответить нашим насущным желаниям. Это может сделать только Бог.

Но если у нас есть насущные желания, значит, у нас должны быть и желания, менее животрепещущие. Эти «ненасущные» желания можно разделить на два типа. Назовем их крайне важными и второстепенными.

У всех нас глубоко в сердце есть потребности, удовлетворить которые может только Господь, и многие из них кажутся нам крайне важными. Например, стремление почувствовать со стороны мужа любовь и уважение, желание близких и открытых отношений с собственными детьми и надежда на то, что жизнь их будет обеспеченной и счастливой, необходимость в друзьях, которые знают, как важно оказаться рядом, когда вы нуждаетесь в них. Я считаю эти крайне важные желания вполне законными и естественными. Я думаю, все мы хотим иметь крепкие и здоровые взаимоотношения с окружающими нас людьми, которые наполняют нашу жизнь смыслом.

Третий тип наших устремлений, второстепенные, включают в себя все остальные желания – от самых пустячных, типа «Надеюсь, бабушка испечет сегодня мой любимый пирог», – до более значительных, типа «Надеюсь, врач будет доволен результатами моих анализов!». Слово «второстепенное» может ввести вас в заблуждение относительно того, что я, собственно, имею в виду. Некоторые потребности, которые я называю второстепенными, могут внезапно оказаться жизненно значимыми, как, например, отсутствие страховки при случившемся в доме пожаре. Основным критерием в различении этих трех видов желаний, на мой взгляд, является критерий личных взаимоотношений каждого конкретного человека с окружающими его людьми. Так, если исполнение вашего желания требует только ваших собственных усилий, то я бы назвал такое желание второстепенным. Если же для этого требуется посторонняя помощь или участие, тогда, пожалуй, оно крайне важно, но если для его воплощения в жизнь не обойтись без божественного вмешательства, тогда подобное желание мы можем по праву отнести к насущным.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ

 

Только столкнувшись с болью разочарований и чувством неудовлетворенности, мы начинаем понимать, как важно уметь разделить свои потребности по этим трем степеням значимости. Когда неудовлетворенными оказываются второстепенные желания, мы ощущаем умеренное неудобство.
И хотя беспокойство, которое оно нам доставляет, может быть порой весьма сильным, тем не менее нам вполне по силам справиться с ним, тем более что оно не представляет опасности для существования нашей личности. Даже возможная смерть – это лишь угроза физической жизни, а не духовной. Итак, когда не исполняются желания второстепенной важности, мы все-таки можем взять себя в руки – иной раз с легкостью, иной раз, сжав зубы, – и продолжить жить дальше. И христиане, и люди неверующие в подобных обстоятельствах могут найти в себе достаточно сил, чтобы вести более-менее спокойную и уравновешенную жизнь.

Крайне важные желания – это другое дело. Когда то, чем мы занимаемся, не имеет для нас никакого значения, когда мы безразличны людям, которых любим всем сердцем, когда мы страдаем от того, что не удержали человека, дороже которого нет на белом свете, мы ощущаем в душе ужасную пустоту, осознание которой причиняет нам нестерпимую боль. Физические страдания иногда переносить легче, чем тоску одиночества, всеобщую отверженность или неудачу. Когда наша острая потребность в дружбе и в чьем-то участии, потребность в какой-либо работе во благо других людей оказывается неудовлетворенной, мы испытываем не просто умеренное неудобство. Мы ощущаем глубокую печаль, безысходность, от которой опускаются руки, которая на какое-то время опустошает наши души, лишая нас сил и желания продолжать жить дальше. Но время вкупе с другими событиями жизни лечит наши раны. Не всегда, но довольно часто. В нас возрождается стремление идти навстречу жизни, к нам возвращается способность наслаждаться былыми удовольствиям и желание исполнять свой забытый долг. Наша жизнь вновь наполняется красками, возможно, не очень яркими, но вполне достаточными, чтобы расцветить нашу серую действительность.

Третий тип потребностей – это нечто совершенно другое. И крайне важные, и второстепенные желания включают в себя необходимость взаимоотношений с другими людьми. Но мы хотим таких отношений и такого взаимопонимания, которых нам не может дать ни одно человеческое существо. Мы все были созданы, чтобы испытать на себе бесконечную любовь со стороны Того, Кто не требует ничего взамен, и чтобы чувствовать живейшие участие в своей жизни Того, чьи намерения имеют для нас первостепенное значение. Только Господь может дать нам то, чего более всего жаждет наша душа. Когда насущные потребности не удовлетворены, мы чувствуем боль, от которой желаем избавиться. В подобном случае не поможет даже время, разве что оно научит нас закрывать глаза на реальное положение вещей и делать вид, будто ничего не происходит. Когда мы страдаем от боли, поддержка друзей и многообещающие удовольствия значат для нас не больше, чем ведро песка для томящегося жаждой путника. Жизнь ускользает, струится сквозь пальцы, и это не болезненная игра воображения – увы, это слишком реально. Без Того, Кто заботится о нас, без какого-либо полезного и важного занятия жизнь – это лишь сплошная череда несчастий и боли, это переживание, которое нам необходимо избежать, как-нибудь изменить или попросту отвергнуть. Жизнь, которая не может удовлетворить наших самых насущных желаний, – это начало ада.

 

ПОИСКИ ПУТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ

 

Когда Христос обещал наполнить нас водой живой, Он, конечно, хотел даровать избавление жаждущим. Это ясно. Менее понятно, какую жажду Он намеревается утолить, как Он думает это сделать и когда же мы можем надеяться ощутить на себе последствия Его заботы.

Чтобы лучше понять, как Христово обетование воды живой воплощается в жизни жаждущих людей, давайте изобразим все это на схеме, где каждый тип человеческих желаний обозначим в виде круга и расположим эти круги концентрически:

 

второстепенные желания

крайне важные желания

 


                                            насущные желания

 

 

Мы живем, наиболее четко осознавая свои наименее важные потребности, и в результате более озабочены удовлетворением именно их, не обращая внимания на главное в жизни. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы обеспечить себе комфорт. Когда мы вкусно едим и сладко спим, мы чувствуем себя прекрасно.

Давайте на нашей схеме обозначим приятное ощущение удовлетворенных второстепенных желаний закрашенным внешним кругом:

 

 


удовлетворенные

второстепенные желания

 

Практически всем нам в жизни приходится иметь дело и с крайне важными желаниями, особенно когда мы испытываем трудности во взаимоотношениях с другими людьми. Мы злимся и чувствуем, что нас предали, когда супруга холодна и сдержанна с нами, мы страдаем, когда друзья забывают о нашем существовании. Однако когда у нас на личном фронте все в порядке, когда с окружающими у нас теплые и здоровые отношения, мир может показаться неплохим и довольно приятным местом обитания. Мы с благодарностью воспеваем Бога, искренне смеемся шуткам и с нетерпением ожидаем вечера в кругу своих старых знакомых. Мы действительно чувствуем себя прекрасно. Если какие-либо из наших второстепенных желаний остаются неудовлетворенными, мы можем ощутить некоторое неудобство, но нам кажется, что на «более глубоком уровне» у нас все в порядке. Это ощущение на схеме можно изобразить следующим образом:

 

 


удовлетворенные

крайне важные желания

 

 

К сожалению, очень немногие искренне верующие люди знают, что значит вкусить реальность присутствия Божьего, когда, казалось бы, весь мир рушится вокруг них. Их материальные блага могут быть весьма скудными, а друзья далекими и бесчувственными, но Христос каким-то непостижимым образом властно и нежно проникает в самые глубины их души. «Лишь Иисус вызывает в моем сердце трепет» – вот свидетельство особого типа людей, чья жизнь остается таинственно притягательной даже в час испытаний. У этих верующих дела обстоят таким образом:

 

 


удовлетворенные

насущные желания

 

 

Мне кажется, ситуация, изображенная на этом рисунке, чаще проявляется на словах, чем в реальной жизни. Наполненность жизни в двух внешних кругах люди зачастую ошибочно принимают за великую радость Богопознания. Наслаждение благословениями Божьими, которых мы все столь упорно добиваемся, иногда путают с наслаждением общения с Богом-личностью.

Любому нормальному человеку свойственно горячо желать того, чтобы все три круга его жизни были заполнены: благоприятные обстоятельства, прочные связи и Богообщение. В этом – суть христианской надежды. Вопрос же состоит не в конечной уверенности в совершенном счастье, а во времени его наступления.

Похоже, существуют два основных представления, довольно общих, относительно того, как обрести долгожданную радость. Одно из них – это то, что Господь заполняет круги желаний от внешнего к внутреннему. Сначала Он создает нам материальный комфорт, дает нам здоровье и достаток. Затем, по мере развития, улаживаются наши отношения с людьми: крепнут брачные узы, а при общении с другими, достигшими тех же высот верующими, мы учимся ценить свою личность, свою привлекательность, учимся наслаждаться своим деньгами. Затем все вместе, в едином порыве, как община совершенных и счастливых людей, мы славим Бога за Его благость. Его благословения ведут нас к более реальному ощущению Его присутствия. И хотя это довольно распространенная точка зрения, она, насколько я понимаю Писание, определенно уводит людей от зрелости.

Второе представление рассматривает этот процесс совершенно иначе. Согласно этой точке зрения глубочайшая полнота понимания жизни приходит во время трудностей в материальном положении или когда мы бьемся над проблемами и натянутостью в отношениях. Знание Божье развивается внутри нас, глубоко в душе.

Эти два противоположных пути можно легко изобразить на нашей схеме:


 

ПУТЬ 1

Материальные и физические удовольствия
Полное и окончательное удовлетворение
Радость добрых взаимоотношений

 

 


ПУТЬ 2

Вознаграждающие поиски Бога
Полное и окончательное удовлетворение, но только на небесах
Общение с Богом и людьми, увы, несовершенные

 

 


ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА К БОГУ

 

Эти рисунки, конечно, не отражают всех возможностей того или иного пути. Они лишь выделяют основную мысль каждого из них. Второй путь, который, как мне кажется, лучше отражает истинную природу духовного роста, имеет главным принципом следующее: до тех пор пока мы не признаемся самим себе, что жестоко разочарованы в обстоятельствах собственной жизни и в окружающих людях, (в особенности в последних), мы не сможем устремиться ко Христу как к источнику утоления своей глубокой жажды. Или, проще говоря, мы редко соглашаемся на сознательную зависимость от Бога, когда жизнь наша удобна и благополучна.

Говоря, что из чрева нашего потекут освежающие потоки воды живой, Христос обещал помочь нам справиться с насущными желаниями. При этом Он ни слова не сказал о том, что дарует нам материальные удобства, цветущее здоровье и занимательный досуг. Нам также не следует ожидать, что Господь наладит наши отношения с людьми, сделав их как по заказу теплыми и приятными. Но мы должны четко понимать, что Его обетование хлеба насущного и обещание, по милости и щедрости Своей, даровать нам все, в чем мы нуждаемся, дает нам право рассчитывать на помощь Бога в достижении нами высшего предназначения, Им же для нас уготованного.

Такого рода обетование, видимо, не гарантирует нам безоблачной жизни во всех ее проявлениях. Напротив, именно потому, что в Его намерения входит привлечь нас к Себе и поскольку мы как раз и были созданы, чтобы наслаждаться общением с Ним, нам нужно честно и откровенно признаться, что на сердце у нас лежит глубокая тоска, которая, когда мы начинаем размышлять о наших взаимоотношениях с людьми, порой перерастает в невыносимое отчаяние. Того, чего мы желаем, просто не существует в этом мире, но, будучи натурами падшими, мы, естественно, ищем радости где угодно, только не в отношен<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.