Способ 3: через препятствия к росту. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Способ 3: через препятствия к росту.

2019-05-27 137
Способ 3: через препятствия к росту. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заметьте, что ни один из двух предыдущих способов не касается проблем подводной части айсберга напрямую. Зачем вникать и пытаться разобраться в таких трудностях, как страх перед любовными отношениями, возникший в результате сексуального насилия и переживаний детства? Какое нам дело до чьей-то заниженной самооценки, появившейся у него потому, что родители были недостаточно внимательны к своему ребенку? Не все ли равно, откуда у человека его необъяснимая склонность к чудачеству?

Первый подход заверяет нас, что единственное, что от нас требуется, – это усердное старание поступать как положено. В то время как мы будем выполнять свой христианский долг, сила Божья войдет в нашу жизнь и изменит ее. Если мы боремся с чувством подавленности и уныния, то нам не нужно вглядываться себе в душу, мы должны просто уделять больше внимания изучению Библии, молитве и христианскому служению.

Приверженцы второго подхода также считают, что взгляд внутрь совсем не нужен. Дух Святой знает все, что содержится в нашей душе, и может навести там порядок, если мы позволим Ему совершить там Свою работу. Долгий, основательный и весьма болезненный анализ наших привязанностей, чувств, устремлений и представлений о своей личности заставляет слишком много думать о себе. Все, что нужно человеку для коренной перемены, – это с большим воодушевлением довериться Духу.

Разочарование в этих подходах привело к распространению в наши дни новых методов христианской работы: психологических консультаций, групп общения, где можно поделиться своими переживаниями, семинаров, на которых учат понимать себя. Правильные поступки или беззаветное подчинение Духу Божьему не всегда производят желаемое изменение. Разочарованные в традиционных христианских подходах к духовным переменам, мы охотно принимаем новые идеи. Некоторые методы, применяемые на психологических консультациях, вполне приемлемы в тех случаях, когда прилежное изучение Библии или упования на действие Духа Святого не помогают преодолеть препятствия, задерживающие наш духовный рост.

Я сам психолог-консультант, я беседовал с сотнями людей и надеюсь, что многие получили от меня реальную существенную помощь. Я приветствую распространение такого метода, как психологические консультации, потому что большинство специалистов – хотя и не все – поощряют честный и открытый взгляд на «подводные» проблемы. Я считаю это большим плюсом. Трагедия состоит в том, что зачастую психологи лучше, чем Руководство наших церквей, осознают всю важность объективного и бескомпромиссного взгляда внутрь.

До тех пор пока эта ситуация не изменится, пока на собраниях народа Божьего люди не будут готовы мужественно смотреть жизни в лицо и, пытаясь помочь друг другу, не станут искать у Бога ответов на трудные вопросы, профессиональное консультирование будет играть нужную и необычайно важную роль, способствующую глубинному изменению в душах людей. К сожалению, консультанты сами по себе могут и не найти библейского решения проблем своих отчаявшихся клиентов. Пока церковь, в свою очередь, не начнет поощрять верующих к самоанализу, страдающие от мучительных вопросов люди смогут находить только временные решения и ложные выходы из сложившихся ситуаций.

Какие бы методы ни помогали людям – будь то работа с воспоминаниями, выход на подсознание или христианизированная психотерапия, в любом случае третий подход утверждает, что работа непосредственно с глубинными, «подводными» процессами в душе человека насущно необходима для устранения препятствий к духовному росту. Тем не менее, довольно часто усилия психолога не венчаются успехом, ибо большинство «подводных» вопросов имеют именно духовную природу. Попытки же изменить человека при помощи консультирования зачастую имеют своей целью лишь разобраться со скрытыми проблемами, а не привести человека к покаянию в тайном грехе. Недостаток этого подхода заключается в том, что человек обретает жизненную силу посредством развития самосознания и психологической зрелости. При этом Богу, действующему внутри нас, <дарующему нам желание и способность измениться, отводится второстепенная роль. Я изобразил бы третий вариант следующим образом:

 

действия
осознание И разрушение глубинных проблем
сознательные усилия повиноваться
та или иная форма консультирования
освобождение от невротических последствий

 


Анализ глубин человеческой души может принести немало разочарований. Христианская самодисциплина и правильное поведение не способны разрешить все внутренние проблемы человека. Если мы отдадимся во власть Духа Святого, чтобы Он Сам устроил нашу жизнь, то и тогда какая-то часть нашей личности останется незатронутой. Честный взгляд внутрь себя с помощью психолога-консультанта иногда запутывает и приводит к нездоровому самокопанию. Но все же наш Господь требует, чтобы сначала мы очистились изнутри и только потом – снаружи. Если мы стремимся к подлинной перемене, то без анализа своего внутреннего мира нам не обойтись.

Далее мне хотелось бы разработаться, что мы понимаем под понятием «внутренняя перемена». Это поможет нам пройти по жизненному пути, полному радостей и испытаний. Взгляд внутрь себя может разочаровать, но от него будет больше толка, чем от разговоров о двух лающих друг на друга собаках.


 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЗНАТЬ, ЧТÓ ИЩЕШЬ

 

 

Исследование сердца – занятие важное и в то же время сложное. Когда от нервного напряжения у нас внутри все переворачивается, мы хотим знать, почему так происходит. В чем причина этих ужасных переживаний, что при этом творится в нашем лживом сердце и глупой голове? Взгляд внутрь необходим, но он приводит нас в смятение. Мы хотели бы исследовать свою душу и вскрыть причины наших внутренних проблем, но в христианских кругах вряд ли можно найти столь необходимую нам помощь1.

На протяжении веков церковь брала на себя ответственность заботиться о душах и исцелять их, веря, что только Бог может по-настоящему исправить прогнившие сердца и избавить людей от одиночества. Но когда Зигмунд Фрейд открыл новую эру «глубинной психологии», верующие начали сомневаться, годятся ли для исцеления обнаруженных исследователями глубинных пороков человеческой души старые, привычные лекарства: исповедь, взаимное прощение и примирение. Такие явления, как депрессия, раздвоение личности или психосексуальные фиксации, казались благонамеренному, но наивному в вопросах психологии пастору чересчур сложными.

В середине 1900-х годов возникло движение, коренным образом изменившее бытующие представления о том, как помочь людям измениться. Церковь, прекрасно разбираясь в духовных вопросах – таких, как отношения между человеком и Богом, судьба человека в вечности, – обратилась к психологии за помощью в разрешении мирских, но не менее насущных проблем, с которыми мы сталкиваемся и в самих себе, и в отношениях с Другими людьми. За этим слиянием церкви и психологии стоит определенное допущение, что глубокому пониманию человеком самого себя способствует скорее психология, чем мудрость Священного Писания.

Попытки разобраться во внутренних процессах, основанные на библейских принципах, считаются несколько поверхностными и уместными, возможно, для выявления духовных проблем – таких, как противление Богу или неверие, – но недостаточными для объяснения многих других, очень личных, наших переживаний. Если вы хотите понять, почему ваша дочь страдает потерей аппетита или почему вам самим недостает уверенности в себе, то вы вынуждены обращаться к кому-нибудь за пределами церкви или, по крайней мере, искать пастора, образованного в области психологии.

Однако данная ситуация вполне объяснима. Зачастую церкви демонстрируют, к сожалению, весьма упрощенное понимание людских проблем. Многие церкви, как мне кажется, даже немного гордятся своим невежеством, настаивая на бесполезности взгляда внутрь. «Да он просто чрезмерно озабочен собственной персоной», – говорят они о любой попытке человека понять самого себя. «Если люди будут пребывать в Слове, усердно молиться и свидетельствовать окружающим о Христе, у них не останется времени терзать и мучить себя бесплодными размышлениями. Оставьте все эти ваши психологические штучки и начните посерьезнее относиться к вашим отношениям с Богом».

Перед многими искренними, ищущими христианами стоит выбор: либо не обращать внимания на трудности, связанные с внутренним развитием характера, и больше сил тратить на то, чтобы быть хорошими последователями Христа, не углубляясь в тонкости собственной души; либо постараться проникнуть-таки в ее глубины, руководствуясь более психологическими теориями, нежели библейскими откровениями. Осознание своего темперамента, исцеление от причиняющих боль воспоминаний, облегчение глубоко погребенных в душе мучительных переживаний, попытки залечить моральные травмы, нанесенные в детстве родителями, анализ отрицательных эмоций и скрытых наклонностей, подчинение их вашему сознанию – вот что предлагает нам второй из изложенных выше вариантов.

Но ни один из них не ведет нас к той перемене, которую желает для нас Господь. Если мы хотим измениться изнутри, то должны прежде всего понять, какие наши внутренние проблемы нуждаются в разрешении. Это требует взгляда внутрь себя. Подобный анализ следует проводить, руководствуясь библейским учением о том, что мы можем обнаружить внутри себя, погружаясь все дальше и дальше в глубины души. Я смею утверждать, что нам давно пора понять, как происходит эта перемена, начинающаяся с честного взгляда внутрь себя в свете учения Священного Писания.

Взгляд внутрь себя важен, но, как я уже сказал, он и сложен. Та же Библия, которая учит нас хранить сердце свое (Притчи 4:23), говорит нам, что его невозможно понять, потому что оно лукаво и крайне испорчено (Иеремия 17:9). Заповедь хранить сердце, которое нельзя понять, кажется нам похожей на приказ охранять невидимого пленника, не упуская его из виду.

Несомненно, если нашу душу, как указывает Библия, так трудно понять, то в попытках проникнуть внутрь себя можно уповать единственно на готовность Бога помочь нам. Люди, исследующие человеческую личность, могут обнаружить массу данных и построить на них захватывающие и, возможно, весьма проницательные теории, но без Божьей помощи ни одна попытка изучить человеческое сердце не сумеет вскрыть те фундаментальные проблемы, которые требуют разрешения.

Радует, несомненно, то, что столь же истинно и утверждение, противоположное предыдущему. С Божьей помощью можно понять все, что необходимо понять. Когда депрессия и уныние медленно, но верно подтачивают наши силы, когда нас охватывают, казалось бы, возникающие из ниоткуда сильнейшие побуждения совершить нечто дурное, когда мы честно признаем, что неспособны любить, мы можем и должны оставаться уверенными в том, что Библия поможет нам увидеть то, что нуждается в нашем внимании.

 

БЛАГИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ: ПОРОЧНАЯ ТАКТИКА

 

А теперь мне хотелось бы, наконец, пригласить вас заглянуть в свой внутренний мир2. Для начала обратимся к тексту Священного Писания, в котором Бог говорит нам о том, что Он увидел, заглянув глубоко в сердца Своего народа. Это случилось в тот период истории, когда Израиль далеко отошел от Него. Вслушайтесь в слова Господа из книги пророка Иеремии (2:13):

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Я хочу, чтобы в этом тексте вы обратили внимание на два момента. Во-первых, люди страдали от жажды. Хотя здесь не говорится напрямую об их страданиях, мы читаем об этом между строк. Эту мысль подкрепляют частые упоминания в Библии о жаждущих сердцах и о том, что люди были созданы для наслаждения жизнью, которую можно обрести только в Боге. Мы все страстно желаем иметь то, что Господь сотворил для нашего счастья: непринужденные, разнообразные, свободные от напряженности отношения, наполненные любовью и глубоким взаимопониманием. И заметьте, из данного текста видно, что Бог знает, что Его народ жаждет, но не за это Он осуждает их. Проблема не в жажде. Господь упрекает народ в двух грехах, но ни один из них не связан с жаждой.

Второй момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание, – это то, что в поисках способа утолить свою жажду люди двигались в ложном направлении. Они отказывались довериться Богу, чтобы Он напитал их. Вместо этого они попытались сами позаботиться о себе. Полные решимости утолить жажду своих сердец, они взялись за лопаты, выбрали подходящее место и начали копать, в надежде своими руками отыскать свое счастье. Говоря проще, люди сами хотят управлять собственной жизнью. Падший человек, с одной стороны, боится своей уязвимости и незащищенности, но в то же время во что бы то ни стало стремится сохранить независимость.

Человечество вступило на весьма опасный путь, когда Ева поддалась обману дьявола, поверив, что если она возьмет свою жизнь в собственные руки, то получит радость большую, чем мог дать ей Бог. Когда Адам, согласившись с ней, тоже захотел жить независимо от откровений Божественной воли, он заразил всех своих потомков болезнью «самоутверждения», желанием жить, никому не подчиняясь. Сегодня никто не ищет Бога в надежде обрести подлинную жизнь. Для нас естественнее придумать некий способ жить, который удовлетворял бы нашей склонности полагаться на собственные силы. Простое доверие нынче не в моде. Защищать право на самостоятельность считается сегодня в порядке вещей.

Писание постоянно изображает людей как созданий жаждущих и глупых. Мы стремимся к удовлетворению своих потребностей, для чего, собственно, и были сотворены, но в поисках этого удовлетворения мы отдаляемся от Бога. Таким образом, можно ожидать, что, заглянув в свой внутренний мир, мы обнаружим там две вещи, глубоко сокрытые в нашем сердце: во-первых, жажду, или страстное желание того, чего не имеем, и, во-вторых, упрямое стремление к независимости, проявляющееся в том, что в поисках лучшей жизни мы выбираем ложный путь.

Осознав наличие этих двух фундаментальных черт, столь характерных для каждого смертного, мы сможем более продуктивно исследовать сущность наших повседневных проблем. В первой особенности – в горячем желании счастья – отражается наша человеческая природа и подчеркивается достоинство человека как носителя образа Божьего. Мы ищем таких отношений и такого бытия, которые недоступны ни для какого другого существа. Люди были созданы, чтобы наслаждаться богатством Личности Бога и богатством Его благословений.

Вторая особенность – склонность к неверным шагам и действиям – объясняется нашей греховностью. Только глупые, мятежные и горделивые люди в поисках собственного удовлетворения, способны отвернуться от Источника жизни. Именно это мы и сделали – и продолжаем делать. Как супруги, желающие наладить совместную жизнь, мы ставим друг другу условия. Мы не хотим вновь пережить страдания и горе, о которых у нас еще сохранились свежие воспоминания. Мы изобретаем способы поддерживать теплые отношения с себе подобными, и в то же время держаться от них на безопасном расстоянии. Мы живем, предъявляя к другим слишком много требований с целью устроить свою жизнь и защитить себя от всего, что в нашем представлении может нам угрожать.

Мы должны предвидеть, что взгляд внутрь себя откроет нам и искренние, неудовлетворенные желания, и выспренние стремления, которые свидетельствуют о нашем человеческом достоинстве, и глупые, безрезультатные попытки оградить себя от страданий, которые отражают нашу порочность. Каждый человек по сути своей – просто неудачник. И чем глубже мы вглядываемся в свое сердце, тем отчетливее видим, насколько чудесна наша способность радоваться жизни и насколько трагична наша решимость сделать все от нас зависящее, чтобы избежать страданий.

 

ВЗГЛЯД В СЕБЯ

 

Один небольшой пример поможет нам понять, как эти два начала проявляются в душе человека. Одна супружеская пара не знала, как им быть с их двадцатидвухлетним сыном, который из-за пьянства собрался бросить колледж и вернуться домой.

Типичный христианский подход к решению данной проблемы состоял бы в том, что супругам посоветовали бы обратиться за консультацией к нескольким «экспертам», чтобы выяснить, какие библейские принципы можно применить в данной ситуации. После беседы с опытными верующими и молитвы о том, чтобы Господь помог им поступить правильно, мать и отец обычно принимают решение либо запретить сыну возвращаться домой с целью научить его ответственности, либо, наоборот, принимают его с распростертыми объятиями, чтобы преподать ему урок милосердия.

Но что если перед тем, как принять решение, нам прежде всего советовали бы обращать свой взор внутрь себя? Интересно, что бы мы там обнаружили? Возможно, мы бы узнали, что желание молодого человека обрести уважение, принимать участие в жизни семьи на равных правах не находило отклика у родителей. Быть может, отец держал его на расстоянии, был холоден с ним и не уделял ему достаточного внимания, а мать, напротив, чрезмерно опекала его, стремясь получить от сына ответной теплоты, которой не видела от мужа. В подобной ситуации, вероятно, отец, разрешив сыну возвратиться домой, должен извиниться перед ним за свою холодность и постараться впредь обращаться с ним подобрее. Мать же, предоставив сыну большую самостоятельность, могла бы сблизиться с мужем и начать поверять ему свои переживания, мысли, чувства.

Чтобы произошли подобные изменения, родителям – и матери, и отцу – нужно заглянуть к себе в душу и увидеть собственные несбывшиеся мечтания, свои пороки и грехи, которые они совершают в надежде защитить себя. Отцу, быть может, необходимо осознать, что у него не получается заботиться о других из-за того, что он боится, что его старания не будут оценены по Достоинству. Возможно, его собственный отец никогда особенно не хвалил его, а самым ценным качеством считал его любовь к труду. В результате он научился много работать и мало отдавать, не отвлекаясь на чужие проблемы, чтобы избежать своих. Поэтому когда сын-подросток начал доставлять ему немало хлопот, он еще глубже ушел в работу, злясь на то, что мальчик подводит его, не оправдывая возложенных на него надежд. Однако он ни разу не пожелал проявить свое беспокойство за судьбу сына и свою любовь к нему из страха, что подобная откровенность не найдет отклика в душе ребенка. Желание отца добиться уважения и любви собственного сына вполне оправданно, но его отчужденность и холодность как способ самозащиты от возможного неуважения в корне порочны.

Может быть, мать, прожив столько лет с человеком, который никогда не был до конца близок и откровенен с ней, превратилась в жесткую, суровую женщину, неукоснительно выполняющую свои материнские обязанности. Ее женская душа, быть может, изнемогает от одиночества и страдает от того, что окружающие пренебрегают ею. Эта боль так ужасна, что единственный выход, по ее мнению, – никогда и ни с кем не сближаться, чтобы никто не смог причинить ей страданий. Она прячет свою горячую любовь к сыну за стеной строгости, желая защитить себя от возможных разочарований. Однако, страстно желая иметь с кем-нибудь близкие отношения, она восполняет этот недостаток тепла чрезмерной заботой о сыне, ревностно и прилежно исполняя свой материнский долг. Она слишком опекает его, обращаясь с ним как с игрушкой, подобно тому как Ревекка обращалась с Иаковом. Так что мальчик, должно быть, видел рядом с собой черствого и равнодушного отца и в то же время находился под неусыпным контролем матери, следившей за каждым его шагом. Я вовсе не оправдываю греховного поведения этого молодого человека, целиком и полностью возлагая всю вину на его родителей. Однако если сын собирается возвращаться домой, я предпочел бы, чтобы вся семья участвовала в решении проблем в их взаимоотношениях.

Подобная ситуация может случиться в любой семье. Будь у этого юноши мягкий отец, во всем потакающий любимому сынку, и покорная, безответная мать, не смеющая никому ни в чем возразить, то тогда, прежде чем возвращать его в родительский дом, не помешало бы убедиться, что ребенок извлек из происшедшего хороший урок, и научился более ответственно относится к своей судьбе. К сожалению, никакой самый глубокий самоанализ не даст нам абсолютной уверенности в правильности принимаемого решения. Но все-таки некоторое понимание того, что происходит у нас внутри, помогает увидеть, какие изменения должны произойти в нашей душе, прежде чем изменится наше поведение.

Во второй части книги я хотел бы исследовать устремления человеческого сердца, а в третьей части – показать, как и почему для удовлетворения своих желаний мы избираем неверную тактику. В четвертой части, опираясь на Библию, мы увидим, как в душе человека совершается переход от стремления к самозащите к поиску Бога. И этот переход, как будет показано далее, является основой перемены самой души.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Свое понимание человеческой личности я более подробно излагаю в книге: Understanding People (Grand Rapids: Zondervan, 1987).

2. Более подробно описание явлений, происходящих глубоко в душе, со ссылками на Библию вы можете найти в книге Understanding People (Grand Rapids: Zondervan, 1987).


 

 

ЧАСТЬ II

 

 

«Я не хочу признаваться,

Но со мной что-то не так».

 

 

МЫ – ЖАЖДУЩИЕ ЛЮДИ

 

 


 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

«КТО ЖАЖДЕТ…»

 

Если мы желаем стать людьми, которые знают Бога, вкушают Его в полноте, придающей силы в самые тяжелые времена, когда мы отвержены и одиноки, тогда нам следует обратить свой взор вглубь себя. По представлению многих христиан, на пути к жизни с избытком и духовной зрелости от нас требуется лишь прилежно изучать Слово Божье, с верою и жаром молиться, охотно свидетельствовать о Евангелии, пользоваться любой возможностью рассказать другим о Христе и постараться сделаться неутомимыми членами поместной церкви, готовыми посвятить ей свое время, таланты и десятину.

Многие люди хотели бы лучше справляться со своими христианскими обязанностями. Они живут, чувствуя себя виноватыми за свое несоответствие общепринятым требованиям, и полагают, что их проблемы могут быть разрешены, если только они приложат побольше усилий и постараются «жить как надо».

Другие старались изо всех сил, но изнемогли. Они всегда следили за тем, чтобы поступать «как следует», но теперь они приходят в церковь и сидят там отрешенно, лишь внешне участвуя в богослужении. Они чувствуют себя обманутыми, подавленными и разочарованными, размышляя, какие еще барьеры потребует от них взять Господь, прежде чем изменит их жизнь и сделает ее счастливой.

А есть и такие люди – и я подозреваю, что таковых большинство, – которые считают ревностное отношение к изучению Библии, к молитве, свидетельству и служению подходящим лишь для особо призванных. Иеремия был избран еще в утробе матери. Павел был призван ослепляющим небесным светом. Пасторы отделены для особого служения посредством рукоположения. Но простой человек должен быть всего лишь приветливым к окружающим, хранить супружескую верность, усердно трудиться и соразмерно распределять свое время между семьей, церковью и собственным досугом. В церквах полно людей, которые задумываются о своей жизни только во время рекламных пауз в телепередачах да на чинных библейских занятиях. А так они вполне довольны жизнью, удовлетворены собой и, возможно, даже слегка благодушны в своей благодарности Богу за Его благословения.

Вообще, христиан можно условно разделить на две категории: на тех, кто предъявляет к христианской жизни самые высокие требования, и тех, кто предпочитает вести заурядное, но добропорядочное существование. Первая категория включает в себя людей, разочарованных своей неспособностью соответствовать собственным высоким идеалам, а также тех немногих, удовлетворенных своей прилежностью в исполнении обязанностей. Вторая группа состоит по большей части из людей, живущих умеренно счастливой жизнью, пока дела с их здоровьем, финансами и отношениями с друзьями обстоят хорошо. Если же все летит кувырком, они борются за то, чтобы во что бы то ни стало восстановить привычное течение жизни. Если им это не удается, они начинают поиски других источников комфорта и порядка. Но когда этот комфорт и порядок не компенсирует страданий, неизбежно встающих у них на пути, тогда появляются горечь, обида, желание любыми способами вырваться из этого порочного круга.

Наш Господь сурово упрекал тех, кто всего лишь приспосабливал свою жизнь к высоким, тщательно выверенным нормам религиозного поведения (Матфея 23:13-36). С обезоруживающей проницательностью, которая кажется вполне естественной, когда направлена на фарисеев, но неприятно поражает, когда нацелена на нас с вами, Христос выставляет напоказ всю грязь, скрываемую под оболочкой благочестивой, нравственной и дисциплинированной жизни. Заметьте, что завидное рвение и стремление следовать установленным меркам не производит в нас той жизни, о которой говорил нам Господь. А от людей, которым все равно, которые не живут, а существуют, Господу было просто тошно: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16).

Внешняя чистота – неважно, является ли она плодом рвения или плодом благодушия – не впечатляет нашего Господа. Неумолимо проникая в глубины нашей души, Он намеревается очистить нас от всей мерзости, которую мы там прячем. Чтобы жить жизнью, которую уготовил для нас Бог, нам нужно обнажить всю грязь души и самим постараться принять участие в процессе очищения. Мы должны заглянуть внутрь себя.

 

ДВА ОТНОШЕНИЯ

 

Для людей, которые после многих лет отчаянных попыток жить по правилам расстались, наконец, со своими иллюзиями и разочаровались в жизни, у меня есть хорошие новости: большие усилия – это не решение проблемы. Но тем, кто доволен собой и своим ревностным следованием христианским нормам либо своею размеренной и удобной в нравственном отношении жизнью, я вынужден со всей откровенностью заявить, что для них у меня неутешительные новости: Господь Иисус Христос настойчиво желает заглянуть в их внутренний мир.

Когда психолог убеждает людей заняться самопознанием, у христиан в нашем западном обществе обычно возникает две наиболее типичные реакции. Одни люди немедленно слышат в этом совете призыв к самокопанию и выражают беспокойство по поводу того, что того и гляди при церквах появятся группы «самоизучения», которые будут настолько поглощены обсуждением личных вопросов и проблем, что замкнутся на себе и даже не вспомнят об окружающих, которые Бога не знают.

Однако есть и такие, которые откликаются на подобное предложение с удовольствием. Они надеются, что повышенное внимание к глубинным нуждам освободит людей от удушливого законничества, от четко расписанных правил и норм и поможет распространить идею примирения всех людей, которые никак не могут примириться даже сами с собою.

Прежде чем мы непосредственно обратим свой взор на наш внутренний мир, я хочу сразу сказать, что меня не устраивает ни одно из упомянутых выше отношений к этому вопросу. Первое, при котором человек боится, что самопонимание приведет его к эгоизму и погружению в себя, отталкивается от убежденности в том, что личные проблемы растворяются в смеси библейского знания и различных церковных мероприятий. Грех видится не чем иным, как неким умышленным поступком, нарушающим Божьи уставы. Поэтому считается, что быстрый, поверхностный взгляд на нашу жизнь – это все, что нужно, чтобы увидеть, где же мы сбились с пути. Углубленное изучение нашего сердца не нужно и даже вредно. Усиленное стремление поступать как должно – вот секрет победоносной жизни.

Второе отношение, которое подчеркивает важность примирения человека с самим собой как основы жизни с избытком, не определяет грех столь мелко – как обычный проступок. Однако оно тоже ошибочно определяет грех как неспособность человека в полной мере довериться Богу, чтобы начать любить себя. Предполагается, что корень человеческих проблем кроется в недостатке взаимопонимания и согласия, а не в глубокой и непоколебимой греховности. С этой точки зрения, результатом взгляда внутрь себя станет не искреннее раскаяние, но ясное сознание собственной ценности.

 

ЗНАЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА В СЕБЯ

 

Поскольку мы несем постоянную ответственность перед Богом, я считаю, что взгляд внутрь себя необходим. Однако его прямое назначение состоит вовсе не в том, чтобы способствовать повышению нашей самооценки. В этой главе я попытаюсь показать, что взгляд в себя поможет нам по-новому отнестись к нашей зависимости от Бога и осознать, что значит глубоко верить. Он также призван развенчать нашу смехотворную решимость распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Такое разоблачение подтолкнет нас к более глубокому покаянию и большему послушанию.

Внутренняя перемена нужна не для того, чтобы человек стал полнее соответствовать христианским меркам, и не для того, чтобы с каждым днем он становился все счастливее и счастливее. И подобное соответствие, и высшее счастье должны появляться в нашей жизни лишь как дополнительные плоды духовной зрелости, приходящей вместе с переменой внутреннего мира. Те, кто выходит на такой уровень отношений, когда глубоко затрагиваются души других людей, становятся зрелыми личностями. А чтобы стать таковыми, необходимо заглянуть в душу к себе и для начала разобраться в своем собственном внутреннем мире.

Благодаря этой глубинной перемене сердца нам становится легче приводить новых людей к Богу, ибо они видят, как крепка и искренна наша любовь. Мы никогда не смогли бы достичь подобных успехов посредством самодисциплины или аутотренинга, ибо ни то, ни другое не очищает нас от грязи, скрытой в глубине. Ни то, ни другое не поможет нам увидеть и понять, что все наши убогие попытки любить своих ближних насквозь пропитаны подсознательным желанием защитить прежде всего себя. Ни то, ни другое не поможет нам измениться изнутри. Нам нужно честно заглянуть в себя и разобраться во всех изъянах своей души.

В предыдущей главе я уже говорил, что, вглядываясь внутрь себя, нам следует руководствоваться двумя важнейшими утверждениями, которые мы находим в Писании: люди жаждут и люди заблуждаются. Будучи подобием Божьим, созданные, чтобы наслаждаться Богообщением и всем, что создал Господь, мы жаждем и страстно желаем того, что было утрачено нами при грехопадении. Будучи же людьми падшими и заявив о своем намерении найти жизнь вне Бога, мы разрабатываем глупые, неэффективные и безнравственные стратегии, чтобы обеспечить удовлетворение своих желаний. Я уверен, что, просматривая свою жизнь слой за слоем в надежде увидеть, что же находится в самой ее глубине, мы обнаружим и наши устремления, и ту тактику, которую мы избираем для воплощения их в жизнь. Давайте сначала рассмотрим, каковы же наши потребности.

 

НАШИ ЖЕЛАНИЯ

 

Не надо долго думать, чтобы сообразить, что наши желания вполне очевидны. Мы хотим испытывать приятные ощущения, мы хотим, чтобы люди своим обхождением с нами делали нам хорошо, мы хотим иметь интересную работу и такие финансовые возможности, которые приносили бы нам удовольствие и уверенность в завтрашнем дне. Мы желаем осознавать, что мы для кого-то что-то значим. Наконец, нам просто хочется приличной погоды на выходные, чтобы наш пикник удался на славу. Каждое мгновение нашей жизни содержит вполне определенное желание, побуждающее нас действовать.

Часто, когда христиане обнаруживают в себе какое-то желание, они немедленно начинают чувствовать себя эгоистами. «Я думаю только о себе. Я знаю, что не должен переживать, если что-то не по-моему. Я должен больше заботиться о нуждах других людей». И они молятся, чтобы Господь помог им справиться с их эгоизмом.

Но даже после самой пылкой молитвы и самых яростных усилий отринуть себя и стать бескорыстнее, как это ни печально, в глубине души мы продолжаем чего-то желать для себя. Молитва о том, чтобы «справиться» со своими запросами, не приносит ощутимого результата. Единственный способ избавиться от этих желаний – относиться к ним так, словно их не существует вовсе, и стараться интересы других ставить превыше своих собственных.

Когда мы пытаемся забыть о самих себе в надежде достичь духовной зрелости и способности заботиться о других, мы склонны подходить к человеческим взаимоотношениям чисто механистически: «Я буду делать то, что лучше для тебя, неважно, что буду чувствовать я сам». Такое отношение согревает наших друзей примерно так же, как греют души пассажиров пожелания счастливого пути на вокзале в морозную ночь.

Те, кто достаточно честен, чтобы признать неизбывность в себе подобных устремлений, порой с еще большим рвением принимаются за попытки избавиться от них. Мы стараемся достичь этого при помощи различных духовных средств: больше времени уделять чтению Слова, увеличивать списки молитвенных просьб, день и ночь просиживать на разных церковных заседаниях.

Однако желания все равно остаются. И это хорошо. Мы не можем отрицать наших внутренних желаний, не лишаясь связи с весьма реальной частью нашего существования. Несмотря ни на что, жены желают, чтобы мужья с ними обходились хорошо, а мужья – чтобы жены уважали их. Родители желают, чтобы их дети приходили домой не позже назначенного часа, а не состоящие в браке люди мечтают о серьезных отношениях, выходящих за рамки ни к чему не обязывающих развлечений.

Что же нам делать со всеми этими мечтаниями, которые с завидным упорством никак не желают исчезать? Должны ли мы считать, что они вытекают из нашей греховной природы, и поэтому постараться избавиться от их влияния? Должны ли мы впадать в другую крайность и называть их вполне оправданными, опираясь на точку зрения тех богословов, которые поддерживают в нас уверенность в том, что Бог удовлетворит любое желание нашего сердца?

Вот вам пример. Муж одной женщины после тридцати лет совместной жизни бросил ее ради молодой девушки. Брошенная супруга хочет вернуть его. Что делать? Одна линия поведения предписывает ей отказаться от желания примириться с мужем и согласиться на отношения дружбы и взаимопомощи, по мере сил и Божьему усмотрению. Другой вариант – честно признаться в своих желаниях и довериться Богу, что Он исполнит их. Похоже, что выбор здесь возможен между стоическим отрицанием собственных желаний и прагматичным подходом к христианству, который гарантирует удовлетворение всех наших желаний.

Мы можем либо сами сделаться машиной, либо превратить Бога в торговый автомат, который выдаст нам все, чего мы ни пожелаем, – только брось монетку.

Однако должна существовать и лучшая альтернатива. Нужно таким образом отнестись к реальности наших внутренних желаний, чтобы не пренебречь ни своей личной жизнью, ни заповедью Господа любить друг друга. Внутренняя перемена направляет нас одновременно к страстному осознанию собственных желаний, которое сохраняет нас в здравом уме, и к такому стилю общения, который не замыкает нас на самих себе и позволяет проявлять искреннюю заботу о ближних.

Я предлагаю следующее решение. Для того чтобы честно разобраться в том, что творится в вашей собственной душе и чтобы начать искренне, от всего сердца заботиться об окружающих, нам необходимо понять две вещи. Во-первых, наши желания, хотя они и побуждают нас на самые разнообразные греховные действия, напрямую связаны не столько с нашей падшей природой, сколько с нашей человеческой сущностью. Другими словами, человеку свойственно желать. Во-вторых, когда мы внимательней посмотрим на наши глубинные желания,


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.