Дебют - радость или огорчение? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дебют - радость или огорчение?

2019-05-27 119
Дебют - радость или огорчение? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д умаю, что ответственность за ту или иную несложившуюся спортивную судьбу несем и мы, тренеры, наставники спортсменов. Увидев способного юношу, тренер прежде всего думает о том, чтобы подобрать ему какую-то роль, "видит" его на том или ином месте в команде, забывая, что перед ним не оперившийся еще юнец. Мы ставим парнишку вместе с опытными хоккеистами, рассчитывая, что в компании с ними он быстрее раскроет свое дарование, быстрее обретет опытность. Мы верим при этом в воспитание, в некое положительное влияние, которое окажут на юношу его старшие товарищи.

Н о... Полагаю, каждому очевидна та банальная истина, что мало еще поставить юношу к опытному хоккеисту, нужно прикрепить его к достойному хоккеисту - умному, честному, бескорыстному спортсмену.

П оставить юношу в опытное, а то и в знаменитое звено - значит заранее, как бы авансом, выдать ему некий вексель, некую гарантию на счастливое спортивное будущее.

Но всегда ли это разумно? Конечно, хорошо, что молодой человек сразу поверит в свои силы, в себя. Однако в таком случае юный спортсмен попадает в обстановку, где великие кудесники хоккея слишком энергично помогают ему, делают многое за него, а он робеет, чувствует себя как бы лишним и оттого лишается необходимости играть на пределе своих сегодняшних возможностей: это практически незачем, партнеры и так все, что нужно, сделают. И парень хиреет, увядает на глазах: он лишен главного - практики борьбы, самостоятельной самоотверженной борьбы, он не успел, не смог приобрести таких важных черт характера, как мужество, настойчивость, сила воли. Он привык к тепличным условиям и при первом же испытании теряется, сникает.

Мне кажется, что мы должны поступать иначе-создавать в клубе для юного таланта обстановку серьезную, чтобы он через трудности, через "не могу" шел к вершинам мастерства. Пусть парень трудом своим, проявляя терпение, мужество, настойчивость, пройдет через все испытания и только потом по заслугам получит право попасть в известное звено, где ему будет открыта заманчивая перспектива.

Мы примерно так и поступили с Владимиром Лутчен-ко. Я уже не раз говорил в этой книге об одаренности молодого армейца.

Н аверное, со мной кто-то будет спорить, но я убежден, что Лутченко имел право играть и в Гренобле. Он к этому времени был уже достаточно силен, опытен, резок, к тому же осваивал тогда понемногу и роль хавбека, перспективную роль, сыгрался в компании с опытными мастерами тройки Фирсова и Рагулиным, и я мог бы назвать имена тех защитников сборной, которые в Гренобле играли слабее, чем сыграл бы Володя.

О днако мне показалось, что такой невероятно стремительный взлет из новичка в хоккейные асы не будет закономерен, не принесет юному спортсмену пользы:

В олодя в этом случае пропустит очень важную ступень совершенствования мастерства, ту ступень, содержание которой можно сформулировать в трех емких словах - "трудолюбие", "мужество", "терпение".

Но вот другой пример. Другая судьба.

Я говорю о Ярославпеве. О нем часто и много пишут, и некоторые журналисты считают, что Виктор несправедливо обижен тренерами сборной, что его место - в национальной команде.

Б оюсь, что эти журналисты ошибаются.

Как мне кажется, несомненно одаренный спартаковский форвард Виктор Ярославцев являет собой наиболее впечатляющий и печальный пример погубленного таланта. То есть, конечно, Виктор достиг немалых высот в хоккее, он входил даже в состав сборной команды СССР и стал вместе с товарищами чемпионом мира, получил после венского чемпионата высокое звание мастера международного класса, однако... Однако, считаю я, Виктор дал нашему хоккею - и сборной, и своему родному "Спартаку" - меньше, чем мог бы. Значительно меньше. И это обидно, досадно: увял большой талант.

С ейчас Ярославцеву уже двадцать шесть лет, и уже можно, к несчастью, говорить, что из него не получился и, уверен, теперь уже не получится игрок выдающийся, такой, например, как Борис Майоров или Викулов, ибо, как это бывает, лень-матушка родилась раньше него.

В иктор капризен, эгоистичен. Были даже случаи, когда Ярославцев пытался на собрании команды переложить свою ошибку на плечи партнера. А такие вещи, как показывает практика*, удел слабых.

Т алант - это характер, воля, непреклонная справедливость в оценке своих действий. Настоящий талант в нашем понимании даже часть вины товарища возьмет на себя, поможет партнеру во всех случаях и ситуациях.

А вот Виктор в Вене в марте 1967 года, на чемпионате мира, вел себя иначе. Вы, видимо, помните, что в те дни, особенно в первых матчах, игра у спартаковского звена, как говорится, "не шла", и мы, стараясь найти лучший вариант атаки, подключали к Майорову и Старшинову поочередно Александра Якушева и Ярославцева. И когда звено ошибалось, "проваливалось", то Виктор - ив ходе игры и во время разбора матча - оправдывался чрезмерно энергично и видел причину плохой игры в неудовлетворительных действиях таких мастеров, как Борис Майоров или Вячеслав Старшинов. Виктор мог в разговоре с тренерами пожаловаться на своих партнеров, мог вести себя удивительно нескромно.

Н ужно непременно быть порядочным, честным, иметь мужество взглянуть правде в глаза, трезво оценивать свой класс, это особенно полезно для молодого спортсмена. Высокая требовательность к себе, даже, если хотите, беспощадность - лишь приблизят юношу к высотам мастерства.

И вот - судьба, характер, талант иного плана.

А лександр Якушев - партнер Ярославцева по звену. Их имена обычно упоминаются рядом, они росли и играли вместе, в одном клубе, у одних тренеров.

А лександр скромный спортсмен, трудолюбивый, более трудолюбивый, нежели Виктор, и очень талантливый.

Н ам, тренерам сборной, Аркадию Ивановичу Чернышеву и мне, было очень обидно, когда Александр получил в конце 1967 года тяжелейшую травму во время турне по Канаде и был лишен возможности поехать в Гренобль. Александр мог бы значительно усилить нашу национальную команду, и, не получи он травму, кто знает, как выглядело бы третье звено сборной СССР. Но, даже заболев, выйдя из строя, Якушев продолжал тренироваться, и спустя год Саша все-таки вернулся в сборную и

с тал трехкратным чемпионом мира, заслуженным мастером спорта.

За годы общения с Александром тренеры сборной ни разу не видели его капризным, ленивым. Александр - человек умный, порядочный, немного застенчивый, удивительно мягкий и деликатный. Он умеет выслушивать замечания тренера, совет тренера или товарищей. Александр очень требователен к себе, и из него, хочу верить, получится игрок громадного масштаба.

Н есомненно, очень талантлив Евгений Зимин. Высокая техника дополняется у него взрывной скоростью. Правда, Зимин, к сожалению, не очень хорошо ориентируется на поле.

Г лавная слабость Жени заключается, на мой взгляд, в том, что он неверно понимает некоторые крайне важные моменты игры. Он часто принимает ошибочные решения: вместо того, чтобы идти на соперника, стремиться обыграть его, Зимин "пылит" по пустому месту, катит вкругаля вместо того, чтобы сразу, напрямик идти на ворота.

Об этих недостатках Жене не раз говорили тренеры, но Евгений не прислушивается к нашим замечаниям.

К онечно, Зимин - отличный хоккеист, но полностью ли он развил свой талант?

В современном хоккее едва ли не каждый хоккеист стремится думать о себе и сам. Уходят в прошлое те времена, когда лишь тренер решал, как играть, тренироваться тому или иному спортсмену.

Т аланту, способному юноше мы, тренеры, должны привить трудолюбие. Стремиться, чтобы был он хорошим, добрым и умным человеком, чтобы не вырос из него "премьер", чтобы усвоил, принял парень лучшие традиции коллектива, чтобы на его примере можно было учить молодых.

Д умаю, что мы, тренеры, довольно часто допускаем ошибку - поздновато замечаем, угадываем этот талант.

Т алант должен быть распознан в ранние годы. Тогда в случае необходимости можно заранее продумать график тренировок, можно пристальнее и внимательнее, если хотите, конкретнее отнестись к этому таланту, еще в юные годы убыстренными темпами развить сильные стороны дарования спортсмена и его двигательные навыки. Да и нравственное, волевое воспитание в этом возрасте идет легче, успешнее, значительно продуктивнее.

Но вряд ли на ранней стадии формирования талантливого парня как хоккеиста ему нужно сразу же подбирать какую-то определенную роль.

Я в своей практике обычно поступал и поступаю несколько иначе: даю возможность этому способному игроку попробовать себя на разных местах, в разных амплуа. Помните, как Александр Альметов играл и на краю, и в центре, как Вениамин Александров начинал свою деятельность центральным нападающим, а потом выяснилось, что истинное его призвание - в другой роли, и потому талант Александрова раскрылся наиболее ярко лишь тогда, когда он стал играть на левом фланге.

Т акое экспериментирование, такой поиск нужны не только самому таланту, начинающему свой путь в большом хоккее, но и тренеру: а вдруг ты ошибаешься и ставишь юношу не на ту роль, которая предназначена ему судьбой, а вдруг он на этом, не ему предназначенном месте не раскроет полностью свой талант, не сыграет так, как мог бы.

А вот когда талантливый спортсмен уже сформировался как хоккеист, определился, нашел себя, тогда легко подобрать ему и соответствующую игровую роль, определить ему такое место в команде, в построении атаки или обороны, дать такое задание, которое удовлетворяло бы его желания и возможности, раекрывало/оы полностью все лучшее, что есть в даровании спортсмена.

Р азвитие таланта связано со спартанским образом жизни, со многими ограничениями. Даже - с неудобствами, если хотите. С лишениями и строжайшим самоконтролем. С безусловной и высокой требовательностью к самому себе. G ежедневным объемным и целенаправленным трудом.

Ч тобы не растратить на мелочи, на пустяки талант, чтобы не потерять, не утратить дар природы, одаренному спортсмену нужно тренироваться больше своих сверстников - настойчиво, зло, истязая себя; потом эти усилия и лишения окупятся с лихвой.

Л юблю спортсменов, которые после тренировки, после матча приходят ко мне и спрашивают об оценке их игры или берут рабочий журнал тренера - а он принадлежит всей команде, в нем нет секретов - и смотрят, как расценены их действия. Хорош, на мой вкус, тот спортсмен, который сам себе ставит оценку, высказывает недовольство своей игрой.

П оговорите, например, с Сашей, или, как чаще мы теперь его называем, Александром Павловичем Рагулиным, после блестящей его игры, когда команда одержала победу, а он вместе с партнерами не пропустил ни одной шайбы, поговорите в такой момент с ним откровенно, и вы увидите, убедитесь, что он игрой своей недоволен: слишком много, по его мнению, ошибок для одного матча - там он мог сыграть побыстрее, здесь - более остро, в том эпизоде требовалась большая сила, там задержал контратаку. На разборе матча, при анализе игровых ситуаций, ошибок он часть вины партнеров, сам, может быть, того и не замечая, принимает на себя.

Вот такой спортсмен особенно ценен, с таким тренеру работать легко, интересно, приятно. Такой хоккеист всегда оудет другом, бескорыстным учителем молодых спортсменов.

Ч астенько перед тем, как поставить хоккеисту оценку, я вызываю игрока и спрашиваю его, что бы он себе поставил, и никогда еще Рагулин не переоценивал своей игры.

Т акими же спортсменами являются Виталий Давыдов и Вячеслав Старшинов, крайне придирчиво оценивающие собственные действия. Они, может, и не занизят отметку, но найдут в своей игре такое великое множество изъянов и слабых мест, что несведущий человек только ахнет в изумлении: и как такого плохого хоккеиста в класс "А" пустили!

Эти мастера всегда могут интересно и правильно объяс, нить, где и почему они ошиблись и как следовало сыграть.

Гол Викулова

Л юблю спортсменов беспокойных, страстных, постоянно ищущих новые тактические решения, спортсменов, которые недовольны своей игрой, не удовлетворены степенью своего мастерства и потому требуют от тренеров дополнительных занятий, новых упражнений.

Мне всегда было нелегко работать с Николаем Пучковым, одним из лучших вратарей нашего хоккея. Разные тому были причины. Но едва ли не самая главная заключалась в том, что был он слишком жаден до тренировок, до занятий интенсивных и непременно новых - и по содержанию своему и по организации урока.

Е сли я приходил на тренировку со старыми, известными уже упражнениями, я легко замечал во взгляде Николая недовольство и суровое осуждение.

Н ынешний талантливый наставник ленинградских армейских хоккеистов Николай Георгиевич Пучков - фанатик хоккея. Человек преданный нашему спорту. Таким был он и раньше, когда защищал ворота армейцев, таким остался и сейчас, перейдя на педагогическую работу.

Это хорошо, это счастье тренера, залог его успеха, что игроки пытливые, игроки-труженики заставляют тренера все время думать, искать, что-то сопоставлять, сравнивать, выдумывать что-то новое.

Т аких игроков в ЦСКА было всегда много.

В последние годы лучшим из них я считаю Анатолия Фирсова. Все уже, кажется, усвоил и освоил этот талантливейший хоккеист, но по-прежнему подходит он ко мне и просит, сам, подчеркиваю, просит, повысить к нему требования: придумать ему новое упражнение, дать новое задание. Но вы ведь, надеюсь, понимаете, как трудно придумать что-то новое для этого кудесника хоккея, и потому мы вместе, сидя над макетом поля, придумываем какие-то иные тактические комбинации, которые улучшили бы, усилили игру не только одного Анатолия или всего его звена, но и команды в целом.

И никогда Фирсов не сомневался в новой идее, в новом упражнении, каким бы странным или неожиданным ни казалось оно. Он не колебался, не терзался, а вдруг это упражнение неверное, а вдруг эта тактическая задумка ошибочна и мы зря тратим время. Он понимает необходимость эксперимента, и это рождает исключительно интересную для тренера обстановку, атмосферу творчества и поиска.

Назовите будущую "звезду"

Н азовите будущую "звезду", назовите имена молодых талантливых хоккеистов и объясните, почему вы называете именно их. Кто может подняться до уровня Александрова, Старшинова, Фирсова, Рагулина? Лутченко? Крылов? Динамовский защитник Васильев? Волчков, Назаров, О. Иванов, Трунов? Григорьев? Блинов? Солодухин? Чурашов? Климов? Кто? Кто?..

Я хотел бы ответить на этот вопрос. Очень хотел бы! Однако...

Е сли бы я мог! Если бы мы могли!

Как будто достаточно посмотреть, как играет парень, чтобы определить его будущее.

Ч резвычайно распространенное заблуждение!

Это как раз и представляется мне наиболее сложным моментом в тренерской работе - попытка угадать наличие таланта и предпринять меры для создания такой обстановки, таких условий, при которых он мог бы быстро вырасти и сформироваться в большого мастера.

П ризнаками спортивного таланта являются, конечно, в первую очередь способности юноши к тому виду спорта, в котором он мечтает достичь высот, в данном случа - к хоккею. Вот почему тренеры зачастую, увидев, что юноша играет интересно, с выдумкой, значительно лучше, нежели его сверстники, приходят на этом основании к заключению о несомненной талантливости юного спортсмена. Отличный ход, стартовая скорость, чутье позиции, приличный пас - и... у тренера появляется вера в перспективу этого юноши.

О днако думаю, что эти - внешние - признаки таланта, которые тренеру, работающему с юношей, не так сложно подметить, определить, еще недостаточны для глубоких выводов, а порой просто обманчивы.

Т олько вся сумма определенных слагаемых, только доскональное знание этого спортсмена, совместная работа с ним на тренировочной площадке и дают право делать серьезные выводы, дают более точную картину степени талантливости, одаренности юноши и позволяют сделать вывод, близкий к верному.

Х арактер парня? Серьезен ли? Пытлив? Какой товарищ? Трудолюбив ли? Степень его общей эрудиции? Как 'Воспринимает новые упражнения, которые дает ему тренер? Насколько быстр он в темпах освоения нового? Полные и компетентные ответы на всю совокупность этих вопросов дают более полное представление о степени таланта, и потому ответить на вопрос, насколько перспективны, например, В. Солодухин или Крылов, Климов или Назаров, Девятов или О. Иванов, я отказываюсь. Не хочу принадлежать к числу тех, кто берется судить об одаренности юноши, о его спортивном будущем лишь по тому, как он выглядит, как смотрится в матчах своих сверстников.

А разве безразлична для тренера, для всех нас, не только спортсменов, среда, в которой вращается наш будущий ученик, этот, как говорят, способный юноша?

Е сли его окружают люди трудолюбивые, если он воспитывается в семье, где сложились здоровые взаимоотношения, если он уважителен к родителям, к старшим, значит... Значит, если все это так, есть надежда, что из юноши может получиться хороший мастер хоккея.

А разве немаловажно для воспитания таланта, для формирования хоккеиста экстра-класса, сколько, как и с кем он тренируется. Ведь как много потеряли мы одаренных парнишек, которые попадали в руки тренеров не особенно пытливых, наставников, не привыкших думать, не отличающихся сообразительностью.

А роль, влияние коллектива? Если в команде подобрались в этот момент спортсмены слабые и одаренный юноша - едва ли не единственное радостное исключение, то вряд ли можно ждать расцвета таланта. На этой неблагодарной почве и побеги растут хилые, тщедушные.

О пыт показывает, что только коллектив примерно равных спортсменов, коллектив, где идет незаметная хорошая спортивная конкуренция, эдакое негласное, но доброе соревнование в знаниях, в умении, в освоении того материала, который дает своим воспитанникам тренер, только в команде, где есть так важное в юношестве хорошее подражание искусным мастерам, когда каждый старается научиться как можно большему, только вот, повторяю, в таком коллективе может вырасти новый талант. Новая "звезда" хоккея.

Я уже оговаривался, что, разумеется, не только спортивная команда воспитывает юношу, молодого человека. Вся наша жизнь, вся окружающая среда помогает ему вырасти достойным гражданином своей Родины. Школа и институт, коллектив предприятия и воинской части оказывают на юношу свое благотворное влияние, формируют и поднимают его.

В оспитание молодого человека в спорте - лишь одна из сфер его нравственного воспитания.

Ч астенько талант не расцветает еще и потому, что юноша тренируется в общей массе с опытными взрослыми мастерами и ему не оказывают помощи или, напротив, создают тепличные условия.

К ое-кто считает, что лучший способ научить парнишку плавать заключается в том, чтобы вытолкнуть его из лодки в воду. Побарахтается, побарахтается - и научится. Я в такое "обучение" не верю. Молодым нужно помогать. Молодых нужно учить.

Мы у себя в клубе уже несколько лет занимаемся с так называемой перспективной группой. В нее входят юноши четырнадцати-шосемнадцати лет, тренирующиеся по несколько ускоренному и усложненному графику.

Эти ребята как бы опережают время. Они надеются, мечтают играть в команде мастеров, а там плохо играть или плохо тренироваться нельзя, там нужно изо дня в день работать и работать, и ребята это понимают и потому стараются, усердно стараются, и у них, как мне кажется, результаты уже неплохие.

Я вижу немалую пользу в создании такой группы для ребят одаренных и старательных: здесь нет сереньких, неперспективных юношей, здесь все имеют равные основания надеяться на удачную спортивную судьбу.

О тбирали мы, как вы понимаете, ребят в эту группу не только по чисто, так сказать, хоккейным данным, но и руководствуясь теми принципами, которые я излагал несколько выше. Включали, кроме того, лишь тех, кто хорошо учится.

Мы ждем от нашего эксперимента многое - не только быстрое усвоение ребятами тренировочного хматериала и ускоренную физическую подготовку талантливых парнишек к испытаниям, но и воспитание у них лучших нравственных качеств. Если одаренный парень, почувствовав свои силы, начал переоценивать их, зазнаваться, неправильно вести себя, мы обходимся с ним очень строго. Ребята знают, в чем мы особешно требовательны, и сейчас у нас нет поводов для неприятных разговоров.

Для проверки степени подготовленности наших "дублеров" мы изредка устраиваем контрольные матчи между мастерами и ребятами из перспективной группы. Чтобы юноши не утратили уверенности в своих силах, не растерялись, не оробели - ведь противостоят им олимпийские "звезды",- тренеры подключают в юношескую команду лучшего своего вратаря, придают несколько сильных защитников или двух-трех выдающихся мастеров, таких, как Фирсов или Викулов, и ребята с радостью готовятся к этим "контрольным работам".

Эта группа уже на второй год своего существования дала нам Владимира Лутченко, ставшего спустя два сезона одним из самых перспективных защитников страны.

В последнее время из группы подготовки вышли интересные хоккеисты: Владислав Третьяк, Вячеслав Анисин, Леонид Никитушкин, Александр Волчков. В январе 1971 года сборная молодежная СССР, в составе которой были эти ребята, стала чемпионом Европы.

Учитель и ученик

 

Двадцать и двое

То качественное изменение хоккея, о котором, я говорю на этих страницах, произойдет, естественно, на основе изменения форм и методов организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

В месте с этим, по моему глубокому и твердому убеждению, измелятся и отношения внутри команды, в первую очередь отношения между тренерами и игроками, составляющими единый спортивный коллектив.

Я представляю себе учебно-тренировочный процесс в идеале как нечто единое, нерасторжимое, слитное, как некий круглогодичный, непрерывный цикл, где тренер стремится в каждый урок, ежедневно, в любое занятие включать упражнения объемные, интересные, творческие: упражнения, нацеленные на совершенствование мастерства всех - без исключения! - хоккеистов.

П омнить о всех, видеть всех. Не забывать, думать о каждом.

О Фирсове, которому пошел четвертый десяток и которого надо беречь, и о Блинове, одаренном мастере, что вот-вот постучится в двери сборной. О Цыганкове, который должен наконец почувствовать себя равным нашим ветеранам-защитникам, и юном Волчкове, у которого все пока впереди, о преуспевающем Петрове и неудачнике Толстикове, который без боя сдает позиции.

Д умаю, специалистам, да и многим любителям спорта, известно, что в последние лет десять наши ведущие команды приняли на вооружение так называемый "поточный метод тренировки", который распространяется не только на занятия на льду.

С мысл этого метода, его педагогическая целесообразность заключается в том, что в построенный таким образом урок тренер имеет возможность включать упражнения, где совершенствуется все основные компоненты хоккея. Вот и получается, что за то же самое время мы можем теперь наилучшим образом "проигрывать" все упражнения, которые стимулируют повышение мастерства спортсмена.

Играют "Динамо" - ЦСКА

П оточный метод тренировки позволяет широко использовать всю площадь льда. В челночном движении групп хоккеистов от одних ворот к другим мы можем проводить любые необходимые упражнения и обеспечивать большую загруженность всех спортсменов. При этом, что довольно важно, все спортсмены находятся на глазах у тренера. При такой форме работы удачно сочетаются большая интенсивная работа и короткие паузы отдыха.

Л юбопытно, что этот избранный нами метод организации урока взят теперь на вооружение едва ли не всеми европейскими командами. Такие же занятия я видел и у канадцев и у американцев - в сборных командах.

К стати, поточный метод тренировки мы перевели и на занятия по атлетической подготовке.

На уроках хоккейной команды сейчас - и я уже об этом говорил - широко используются упражнения со штангой, с тяжестями, практикуется специальная атлетическая гимнастика, акробатика. Из легкой атлетики мы тоже взяли то, что нам полезно,- спринт, прыжки, толкание ядра, кроссы с преодолением препятствий. На нашем вооружении отдельные приемы, взятые из борьбы. Мы приобщили спортсменов к баскетболу, к футболу, причем все эти игры своеобразно модернизировали, изменили, переработали - приблизили их к хоккею.

Это особенно важно и крайне существенно. Мы добились главного: занимаясь атлетизмом, совершенствуя силу и ловкость, быстроту и выносливость, мы все это полностью подчиняли хоккею. Любая наша тренировка - на баскетбольной площадке, на гаревой дорожке-имеет своеобразную окраску: даже не специалист, любой болельщик определит, что занимаются хоккеисты.

С воим успехом мы обязаны тем методам подготовки, которые составляют суть нашей школы: серьезная, глубокая учебно-тренировочная и воспитательная работа.

Мы довели занятия до больших объемов. Не думаю, что количество тренировочных часов может нарастать и дальше. Не это будет определять дальнейшее совершенствование учебной работы с хоккеистами.

Н овые изменения тренировочного процесса связаны не с увеличением времени занятий, а с их интенсификацией.

По опыту организации некоторых "уроков" могу предположить, что уже в самом недалеком будущем тренер сможет (при соответствующем подборе упражнений) за два-два с половиной часа сделать то, на что у него сейчас уходит четыре. Важно только при этом обеспечить большую и постоянную занятость и глубокую заинтересованность спортсмена в результате тренировки.

У пражнения тактико-технического характера в ближайшее время сопьются с упражнениями, направленными на выработку каких-то отдельных качеств - силы или выносливости, быстроты реакции или ловкости спортсмена.

Н аступит пора и полной занятости тренера. Не будет больше таких спортивных наставников, которые со спокойным, ничуть не утомленным видом заканчивают занятия, на котором спортсмены буквально падают от усталости. И тренеры будут в поту, и они станут энергично трудиться.

Т ренировочный процесс в сущности своей станет более сложным и по объему, по трудности решаемых задач, по накалу, наконец, будет перехлестывать, превосходить хоккейный матч. За одну тренировку хоккеист проведет как бы сразу несколько игр, и потому на обычном календарном матче, даже во встрече с командой более классной, во встрече, где нужно показать все, что умеешь, ему будет легче, чем на учебно-тренировочном занятии.

Т ренировочный процесс будет сильнее, эффективнее влиять на умы хоккеистов. Мастера будущего станут энергичнее и заинтересованнее вмешиваться во все происходящее на занятии, научатся отлично разбираться в смысле, роли и значении всех упражнений, и оттого коэффициент полезного действия таких уроков станет неизмеримо выше, чем сейчас.

Х орошо это или, наоборот, плохо, если игроки знают и понимают в хоккее столько же, сколько их наставники?

У бежден, что это прекрасно. Убежден потому, что игроки становятся в таком случ;ае грамотными специалистами и с ними легче и интереснее работать.

М еня всегда привлекали спортсмены, у которых солидный багаж общих и специальных теоретических знаний хоккея, которые умеют и любят размышлять о природе спорта: с ними приятно и любопытно спорить по различным вопросам хоккея, в том числе и о его перспективах и тенденциях развития.

У нас сейчас немало спортсменов, теоретически подготовленных достаточно хорошо. Думаю, что ближе всех к тренерам по уровню своих знаний стоят игроки национальной сборной команды, а среди них в первую очередь выделяются своей эрудицией В. Давыдов, А. Рагулин, В. Старшинов, О. Зайцев, А. Фирсов, И. Ромишевский. Всегда интересно полемизируют с тренерами Борис Майоров и Вениамин Александров. Обычно молчаливый Виктор Якушев если уж и принимает участие в разговоре, то обнаруживает глубокие знания хоккея.

Не удивляйтесь! Этот абзац я сохранил в том виде, как звучал он в первом издании. Рад, что не ошибся. Олег Зайцев, Борис Майоров, Вениамин Александров уже самостоятельно руководят командами, Анатолий Фирсов и Виталий Давыдов стали играющими тренерами, думаю, что готовы учить молодежь хоккею и продолжающие пока выступать Вячеслав Старшинов, Александр Рагулин, Игорь Ромишевский, Виктор Якушев.

Х ороший, грамотный, действующий практик не отрывается в своих рассуждениях от законов хоккейной игры, и потому он может кратко и действительно по-деловому объяснить тактическую суть той или иной концепции хоккея и найти пути, которые ведут к победе.

В сущности, почти каждый спортсмен с возрастом начинает мечтать о тренерской работе, стремится к ней.

О бычно добиваются этой цели те мастера, черты характера которых, эрудиция и желание стать спортивным педагогом отвечают таким требованиям.

Но не думаю, что это хорошо для тренера, если игроки "догнали" его, если знает он столько же, сколько его питомцы.

В таких случаях возникает трагедия, если игрок достал тренера, если педагог не может "уйти" вперед от своих питомцев, опередить их в знаниях, в умении интересно и плодотворно размышлять о тактике игры, о поисках путей к усилению коллектива. Такому тренеру, как это ни печально, нужно покидать команду.

Не так уж, в конце концов, сложно, на мой взгляд (сужу по собственному опыту), научить спортсмена играть в хоккей. Гораздо труднее воспитать юношу таким человеком, каким можно было бы всегда гордиться. Трудолюбивым, грамотным, честным.

К онечно же, вырастить из рядовых игроков хоккеистов великих, выдающихся - невероятно трудно. Но еще сложнее - всегда, постоянно опережать в знаниях всех своих воспитанников.

А х, как это нелегко! Ведь многие игроки получают высшее образование, обретают жизненный опыт, знакомство хоккеиста с людьми известными, интересными - по мере того, как он приобретает славу - тоже обогащает мастера, делает и его человеком более привлекательным.

П остигая искусство хоккея, овладевая мировыми высотами в своем виде спорта, ваш воспитанник становится крупным и признанным специалистом: он постигает не только практические секреты мастерства, но познает (часто едва ли не в совершенстве) и теорию хоккея, умеет уловить тенденции его развития.

Е сли тренер не опережает своего игрока, мало того, теперь уже отстает от него, то он ничем уже не может, стало быть, удивить, заинтересовать спортсмена, и потому ему трудно звать хоккеиста к тому, чем сам он, в общем-то, не владеет.

И вправду, положение у такого спортивного наставника "хуже губернаторского". Как может тренер находить новые, неизвестные прежде, тропинки к высотам мастерства, как может придумывать какие-то новые амплуа, роли для своих питомцев, если он практически исчерпал себя, если он более не интересен спортсменам, не авторитетен для них.

Я размышляю о своей работе, о своей жизни и думаю, что нашей судьбе не позавидуешь! Работаем мы не с детьми, а со взрослыми людьми, у которых уже собственные дети пошли в школу, и потому вы согласитесь, очевидно, со мной, что работа наша не менее сложна, чем у тех преподавателей, что обучают своей науке студентов.

Изо дня в день придумывать новые тренировочные упражнения, говорить со спортсменом на новом языке, предлагать ему почти каждый день оригинальные тактические решения, причем придумывать все это не для одного, а для двадцати - это и есть работа на износ, не правда ли?! Тренер должен читать в хоккее не только то, что доступно его ученикам, но и немножко больше. Он должен говорить таким же "языком", как и спортсмены, чтобы они понимали его, но в то же время говорить лучше, умнее и интереснее их.

Д а, со знаменитостями, со "звездами" работать трудно. Они многое умеют, многое знают и потому много требуют. Но я всегда любил больших спортсменов, они заставляли думать, быть в постоянном поиске, и я с удовольствием вспоминаю годы работы с Всеволодом Бобровым, Евгением Бабичем, Александром Виноградовым, Николаем Пучковым, Николаем Сологубовым, Константином Локтевым, Вениамином Александровым, с Александром Рагулиным, Виктором Кузькиным, Анатолием Фирсовым, Игорем Ро-мишевским, Владимиром Викуловым, с мастерами из других коллективов - Альфредом Кучевским, Виталием Давыдовым, Борисом Майоровым, Вячеславом Старшино-вым. G этими хоккеистами работать было и трудно и интересно.

Схватка без шайбы

Они заставляли меня учиться непрерывно, неустанно, много и напряженно.

П орой тренер жалуется: он, мол, всего себя отдал команде, спортсменам. Да, так чаще всего и бывает. Но ведь и спортсмены многое дают тренеру.

Вот почему еще раз хочу сказать о своей благодарности той плеяде хоккеистов, с которыми мне довелось работать на протяжении четверти века.

Н екоторые из них потом ушли из армейской команды, но лишь немногие напрочь распрощались с хоккеем. Большинство работает тренерами, и я с удовольствием напоминаю, что все они воспитанники армейской хоккейной команды, нашей школы, и здесь нужно назвать не только имена знаменитых тренеров Всеволода Боброва и Николая Пучжова, но и других наставников спортивной молодежи, игравших в ЦСКА: Евгения Бабича, Александра Виноградова, Виктора Шувалова, Константина Локтева, Николая Сологубова, Олега Зайцева, Юрия Баулина, Вениамина Александрова, Владимира Брежнева, Бориса Афанасьева, Вениамина Быстрова, Станислава Тазова. Стало быть, наша команда и ее тренер смогли им дать что-то, помочь в становлении как специалистов, в определении жизненного призвания, и я, человек, отдавший хоккею четверть века, горжусь, что они играли в "моей" команде.

И ногда считают, что тренер должен уметь немедленно ответить совершенно точно и квалифицированно на любой вопрос. Я не согласен с такими взглядами. Спортивный наставник - обычный человек с обычными возможностями, и потому он может чего-то не знать, чего-то не уметь.

В лияние тренера, как руководителя коллектива, должно быть обязательно во всех проявлениях жизни команды. Мне, как тренеру, приходится быть в курсе всех событий, и мне же приходится нести ответственность за все, что у нас происходит.

Я не признаю тех тренеров, кто позволяет [вмешиваться в свои дела начальству - руководству клуба или ведомства. Только тренер должен определять состав команды и тактику на предстоящий матч. Разумеется, за нами, спортивными наставниками, должен быть контроль, нас нужно учить и воспитывать. Но оставьте заботы тренера тренеру.

А забот у нас предостаточно. Как ни крутись, а в команде всего два тренера и более двух десятков спортсменов, у каждого из которых свой характер, темперамент, свой взгляд на жизнь, спорт, на взаимоотношения хоккеистов и их наставников. Это не


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.