Почему мы меняем хоккеистов? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Почему мы меняем хоккеистов?

2019-05-27 138
Почему мы меняем хоккеистов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д иктор объявлял состав команды:

...Номер восьмой - Вениамин Александров, номер девятый...

Д иктор запнулся, сделал паузу. Видимо, разбирал незнакомую фамилию хогакеиета.

И тогда, в тот печальный для меня день я по-настоящему понял, как велика наша потеря, понял, что наступил тот неотвратимый час, когда мы должны прощаться с лучшим звеном в истории отечественного хоккея.

С емь лет, целых семь лет в хоккейных дворцах Москвы и Горького, Воскресевска и Киева, на ледовых стадионах Чехословакии, Швеции, Канады, Польши, Австрии, Финляндии, США, Югославии, Швейцарии дикторы знали, что вслед за фамилией Александрова - номер восьмой, следует всегда произносить другую знаменитую фамилию: номер девятый - Александр Алъметов.

И вот диктор запнулся: Смолин - это имя мало что говорило.

У шел раньше Константин Локтев, покинул хоккей Александр Альметов. Вместе с именем их прославленного партнера стали звучать другие фамилии. Звено "А" - первая тройка нашего хоккея, альметовская тройка - перестало существовать. К нам в ЦСКА, в мой адрес приходили письма от поклонников хоккея. Некоторые спрашивали, как будет выглядеть первая тройка ЦСКА, кто станет играть вместе с Александровым в сборной страны?

М огут ли рассчитывать на успех В. Петров и Б. Михайлов? Другие возмущались: не слишком ли рано отпускаем мы из хоккея великих мастеров, сможем ли найти им замену?

И так, вопрос, волновавший многих,-кто заменит Аль-метова? Сможем ли мы быстро воспитать достойную замену выдающемуся хоккеисту?

Д умаю, что выскажу совершенно бесспорную и очевидную мысль, если замечу, что в последние годы советские тренеры нашли эффективные средства воспитания и подготовки высокотехничных, тактически зрелых, физически очень сильных хоккеистов. Мастеров международного класса.

Х очу поговорить об одном, но, как мне подсказывает опыт, самом главном в хоккее - о нравственном воспитании спортсменов. Об этическом воспитании молодежи.

З адумывались ли вы когда-нибудь над тем, для чего мы играем в хоккей? Только ли для того, чтобы приносить нашим поклонникам, болельщикам радость волнения, радость побед? Только ли для того, чтобы демонстрировать высокое искусство спорта? Видимо, все-таки нет.

Мастера семидесятых годов

Мы культивируем хоккей и для того, чтобы воспитывать у нашей молодежи - не только на производстве, в армии, на школьной или студенческой скамье - лучшие черты характера: доброту, товарищество, патриотизм и интернационализм, высокий дух сознательной дисциплины, инициативу, творческую сметку, бесстрашие, уважение не только к друзьям, но и к соперникам по спорту.

Я говорю о главном - о воспитании в спорте, в хоккее настоящего советского человека, патриота своей Отчизны.

Это не изученная пока проблема, мне, во всяком случае, почти не приходилось читать работы, исследования ученых, педагогов по этому поводу. А ведь нам, практикам, крайне важна помощь ученых: успешное практическое решение комплекса этих задач - гарантия нашего превосходства над конкурентами.

С ознание долга, подчинение личных интересов коллективным, огромное желание трудиться для команды, большая любовь к спорту, преданность спортивному знамени коллектива-вот что становится сейчас в спорте главным.

Т ема эта кажется особенно злободневной и интересной мне и потому, что во многих командах идет сейчас процесс смены поколений.

У ходят большие мастера, подрастает молодежь. Смена поколений - далеко не механический процесс. Это процесс, хотя и вполне естественный, но сложный, творческий, требующий не одного дня раздумий, усилий, беспокойства.

З десь нужны и такт, и осторожность, и решительность.

С мена поколений может быть обусловлена разными причинами. В одном случае мастер уходит просто из-за возраста, он утратил былую скорость, вкус и интерес к игре. В другом - спортсмен, отягощенный славой, теряет чувство ответственности, становится недисциплинированным, нарушает спортивный режим. В таком случае коллектив и тренеры без особого труда принимают верное решение, оно очевидно. Мы просто обязаны освободить из команды ветерана, мастера и поставить на его место новичка.

Но есть и другие причины, обусловливающие смену поколений. Девять лет подряд становимся мы чемпионами мира. И было бы по крайней мере наивно думать, что соперники наши со вторыми ролями смирились, что победы на будущее нам уже гарантированы. Нет, совсем нет!

Нас изучают, специально готовятся к дальнейшим схваткам с нашей сборной. Изучают не только манеру действий всей команды, каких-то звеньев, отдельных игроков. Заметен большой интерес и к учебным занятиям, к методам и средствам подготовки классных хоккеистов.

В Вене, Стокгольме и Берне, например, на наши тренировки приходили специалисты и журналисты, тренеры и спортсмены. Они не только записывали содержание урока, но и все подробно фотографировали. А патер Бауэр вместе со своим коллегой тренером Маклеодом, посмотрев тренировку сборной СССР, через несколько часов провел свое занятие, включав в него наши упражнения.

А через несколько лет Бауэр пришел на нашу тренировку, когда мы были в...Японии. Хоккеисты ЦСКА готовились к матчу, и вдруг кто-то из ребят, окликнув меня, показал на стеклянную ограду. Я увидел нашего старого знакомого.

Нас изучают не только для того, чтобы копировать, но и для того, чтобы творчески развить ту систему, ту тактику, те методы, которые мы культивируем, чтобы найти средства борьбы против нашей сборной.

Вот почему первооткрывателю, пионеру, следопыту всегда двигаться труднее, чем тем, кто идет вслед за ними. Вот почему мы должны быть сильнее самих себя, если хотим оставаться первыми, если хотим сохранить почетное и лестное звание правофланговых.

П редстоит, видимо, найти иные формы учебно-тренировочной работы, подобрать новые упражнения, продумать и обосновать новые требования к игрокам, проверить заново наши тактические ключи, отыскать неизвестные прежде построения.

Но новая тактика, новая схема действий на площадке требует подчас и... новых исполнителей, совершенно отличных от прежних, от спортсменов-ветеранов.

В сущности, не так сложно уловить момент, когда приходит пора менять заслуженного ветерана. Он и сам чувствует, что годы берут свое. Но труднее менять прославленного мастера, когда еще силы его не исчерпаны, когда нужно иметь мужество сказать ему: "Спасибо тебе за все, до свидания, мы вынуждены прощаться, потому что сегодняшний хоккей перерос тебя". А тянуть, оттягивать это жестокое решение тренер не имеет права. Ветеран не соответствует новому амплуа, не справляется с новыми заданиями и потому тянет вниз всю команду, и игровые идеи тренера лопаются как мыльные пузыри.

Д опустите мысль, что наши великолепные мастера, триумфаторы Стокгольма, Инсбрука, Тампере, Любляны, Вены, Гренобля, Стокгольма, Берна и Женевы, будут играть в той же манере, что и на льду "Юханнесхофа", что объем их работы остался бы прежним, а творческое понимание игры не изменилось, степень технической оснащенности сохранилась. Можно с уверенностью сказать, что в таком случае победы на следующих чемпионатах мы не добьемся.

П отому что в спорте не может быть повтора. Потому что здесь недопустима, немыслима даже самая мысль о застое.

По опыту Фирсова

С ейчас в национальной сборной ряд хоккеистов приблизился к тому печальному для любого спортсмена возрасту, когда в счете прожитых лет первой цифрой становится тройка. И хотя я убежден, что по "метрикам" спортсмена списывать нельзя, отчислять из команды можно только из-за нарушения общепринятой дисциплины, этики, снижения уровня мастерства, изменения отношения к хотекею,- все-таки озабоченность наша о смене поколений становится все сильнее.

А как менять? Кем, кого и когда?

У нас есть несколько классических примеров, когда молодежь, попавшая в основной состав классной команды, не подвела, "выдюжила", вынесла все превратности судьбы и стала играть на равных с самыми маститыми и популярными чемпионами. Общеизвестен пример с тройкой, которую по праву называют фирсовской. Вы помните, в 1965 году Анатолий отказался от спокойной жизни и взял к себе в партнеры, на выучку, двух юных хоккеистов. Этот первый эксперимент, когда опытный, большой мастер взял на себя ответственность за спортивную судьбу двух парнишек, прошел успешно.

С ейчас и другие корифеи нашего хоккея стремятся воспитать около себя молодых товарищей. Такой опыт успешно проходит в "Спартаке", где, играя рядом с выдающимся мастером современного хоккея Вячеславом Старшино'вым, на глазах растут Евгений Зимин и Александр Якушев.

И это прекрасно. В этом - одно из самых принципиальных достоинств нашего общества, советского спорта, в частности хоккея.

Не думаю, что только мы, тренеры, воспитываем юных. Сила тренера как педагога заключается в умении привлечь, использовать ведущих мастеров. Их порядочность, доброту, высокий уровень мастерства. Их умение отказаться от личного успеха ради успеха товарищей. Помните? В Любляне Фирсов играл хуже, чем обычно, и только потому, что главным для него в те дни была помощь молодым. А разве Старнпшов и Майоров, игравшие с Зиминым (в Вене в их тройку подключались Александр Якушев и Виктор Ярославцев), разве они мало помогали своим партнерам? Лидеры команд жертвуют частью своего таланта, мастерства, частью славы, чтобы молодые спортсмены смогли принести пользу коллективу, вырасти в асов советского хоккея, прославить свою страну,

И ногда людям, плохо знающим спорт, все кажется простым и понятным, элементарным, почти скучным. Они думают: наступит день, и тренеры поставят в основной состав своей команды вместо ветерана молодого спортсмена. Жизнь есть жизнь, всему приходит свой черед, и нет ничего страшного или особенного, тем паче чрезвычайного, в том, что юнец сменяет "старичка".

Д а, внешне кажется, что все просто и что нет никаких проблем: играет тот, кто сильнее - в мастерстве, волевой собранности, дисциплине, умении ценить дружбу товарищей, а возраст здесь ни при чем.

Но всегда ли все так просто на практике, в жизни?

На страницах наших газет часто бесконечно хвалят какого-то тренера: из года в год целыми группами вводит он в основной состав молодых ребят, делает это даже в ходе календарных матчей, в разгар сезона.

Н о... Посмотрите на итоговую таблицу чемпионата страны. Оказывается, эта команда никогда выше средних мест не поднимается.

Д умаю, что штука нехитрая: в такой вот средней команде вводить молодежь в основной состав. Ведь там юные ребята заменяют, скажем мягко, не очень сильных хоккеистов. В таком случае нет большого риска, нет угрозы допустить промах, ухудшить заменой игру звена или всей команды.

Но другое дело вводить молодого парня вместо классного мастера, равного которому трудно подыскать не только внутри страны, но, может быть, и вообще на нашем континенте.

Д олжен сказать, что уход из хоккея Константина Локтева, Александра Альметова, Вениамина Александрова, Владимира Брежнева - "китов", на которых стоял наш хоккей, повлек за собой целый ряд трудностей.

Как ввести молодых на места ветеранов? Как ввести молодого, чтобы не ошибиться? Ведь речь идет о команде, которой не прощают второго места, которая всегда нацелена на медали высшей пробы!..

Три года назад создали новое звено по опыту Фирсова с Вениамином Александровым.

Э тот большой мастер был достаточно терпелив, хотя и не всегда, частенько он сам играл не так ярко, как мог бы: все силы его уходили на помощь молодым. Вениамину приходилось вдвойне трудно.

Не одна, а две пары молодых спортсменов учились хоккею у шестикратного чемпиона мира. Но труд Александрова благодарен - прошло время, и партнеры по звену обрели уверенность и смогли многое перенять у своего учителя.

Как же воспитывать, как же готовить из ребят мастеров международного класса?

П ервое, как бы это ни было обидно, следует запастись терпением, терпением и еще раз терпением. Второе - обязать дебютантов - и по человеческому своему долгу и по спортивным принципам - ускоренными темпами приближаться к лидеру звена, опережать тех, кого они меняют.

Шаг вперед

А в чем опережать? Видимо, вряд ли возможно за год-два, в восемнадцать-двадцать лет, достигнуть того высочайшего уровня совершенства спортивного искусства, которым владели ветераны ЦСКА.

О дно дело - желание, другое - реальные возможности. Ведь мастерство пришло к талантливым спортсменам в результате многих лет исступленного, фанатичного труда, участия во многих чемпионатах мира. Они учились -не только на победах, но и на поражениях. Это были спортсмены достаточно высокой культуры, эрудированные, умные.

Но должны же в чем-то молодые опережать ветеранов уже сегодня?

Н епременно! В старательности. В добросовестности, в фанатизме. В желании играть.

М еня довольно часто спрашивают, конфликтую ли я с игроками,- наслышались о моем характере.

Д а, непременно. Определенное недовольство, суровость в учении, бесконечная требовательность - это мое кредо. Ведь важна не только подготовка классного хоккеиста, но и нравственное воспитание молодого человека. Особенно требователен я в том случае, когда юноша только начинает постигать премудрости хоккейной школы. И уж если молодые люди дерзнули заменить корифеев нашего хоккея, то я считаю вправе потребовать от них, чтобы они уже в этом году, выступая на месте Аль-метова, играли хотя, может быть, и слабее, но с не меньшим чувством ответственности.

Они пойдут дальше. Они обязаны пойти дальше. Иначе нарушится в нашем хоккее связь времен, иначе мы остановимся. А остановка равносильна движению назад, отступлению.

Н аши дебютанты должны быть людьми еще более преданными хоккею, еще более культурными, еще более творческими, еще более смышлеными, чем те, кто прокладывал им путь к вершинам хоккея.

Вот почему в первые годы мы должны заняться как раз этим - нравственным воспитанием молодых. Наверстывать упущенное всегда трудно. А подготовленные морально, наши новобранцы и играть отлично научатся быстрее.

Матч сезона: "Спартак" - ЦСКА

П реемственность игры - это не копирование творческого, игрового почерка тех, кто принес славу отечественному хоккею. Копия, даже самая удачная, всегда хуже оригинала. Именно поэтому мы, тренеры, стремимся опираться на сугубо индивидуальные достоинства, двигательные навыки, черты характера того или иного спортсмена, применять в своей практической деятельности принцип: к каждому нужен свой подход.

П реемственность - это сохранение и приумножение всех лучших традиций. Прежде всего наследование идейных и нравственных принципов, традиций трудолюбия, коллективизма, преданности спортсменов любимому виду спорта, дисциплины в команде, уважения старших товарищей. Это память о тех, кто учил молодых, передавал им свой опыт, верность и преданность спортивному знамени клуба, серьезное отношение к каждому матчу, к каждому сопернику, это, наконец, традиции организации тренировочного процесса.

Мы обязаны наследовать все лучшее. Не только тактику или технику игры.

Все лучшее.

Т олько лучшее...

И так бывает...

Не буду рисовать картину в розовых красках. И у нас, в хоккее, тоже далеко не все получается так, как хотелось бы.

Р азве мало было способных юношей, молодых людей, которые так и не выросли в больших мастеров, и имена их почти неизвестны в нашем хоккее?

Г лавная наша забота - воспитание человека в хоккее. Воспитание порядочности, строгой дисциплины и чувства ответственности, высокой культуры, творческого понимания хоккея - наикратчайший путь к подготовке мастеров международного класса. И юный хоккеист никогда не заменит Константина Локтева или Бориса Майорова, если не будет обладать таким же бойцовским, мужским характером, какой отличал ветеранов.

Но не думаю, что около каждого большого мастера можно воспитать молодых способных ребят. Не каждому по плечу та ответственная роль, которую играют или играли Фирсов и Старшинов, Майоров и Александров.

З десь психологически все довольно сложно. Ведь тот, кому ты передаешь свой опыт, завтра займет твое место, и о нем, а не о тебе будут говорить зрители, и о нем, а не о тебе будут писать газеты. Помогая молодому хоккеисту быстрее подняться к вершинам мастерства, ты сознательно идешь на укорачивание своей спортивной биографии. Нужно очень сильно любить хоккей, а не себя в хоккее, чтобы искренне, всей душой стремиться поставить на ноги новичка, дебютанта команды.

Не получился "дядька-воспитатель" из Александра Альметова, хотя рядом с ним играл довольно интересный молодой хоккеист. Не получается наставник и из динамовца Владимира Юрзинова, спортсмена с громким именем.

С лишком уж сильно Юрзинов мечтал сам попасть в сборную, и потому молодые интересовали его прежде всего с одной лишь стороны: как он будет выглядеть вместе с ними, помогут ли они ему попасть в сборную? И Альме-тов и Юрзинов далеко не всегда терпеливо относились к своим товарищам, не умели, да и не хотели брать их ошибки на себя. Эти мастера не умели понимать и ценить молодость, им не хватало такта и выдержки. Да и не могли они уже заражать своим трудолюбием, игровым пафосом юных партнеров, играя "через не могу".

А ведь при прочих равных условиях - при равенстве в степени технической, физической и тактической подготовки - преимущество сегодня чаще всего бывает на стороне той команды, того спортивного коллектива, где собрались спортсмены более волевые, мужественные, дружные.

М еня возмутил случай, происшедший однажды на матче московских команд "Динамо" и "Локомотив". Динамовцы выиграли в тот вечер с довольно крупным счетом - 6:0.

Не счет меня удивил. Удивило и огорчило другое.

К огда до конца встречи оставалось около трех минут, пятерка ведущих хоккеистов "Локомотива" во главе с капитаном команды Виктором Цыплаковым ушла в раздевалку. Гуськом, один за другим, вслед за капитаном уходили Валентин Козин, Виктор Якушев и два защитника, играющих с этой тройкой,- поле покидали все ведущие мастера "Локомотива". Матч еще не окончился, команда по-прежнему вела трудное сражение с разыгравшимися динамовцами, а лидеры, не обращая внимания на своих товарищей, равнодушно уходили с поля.

Как может игрок - я уже и не говорю о капитане,- даже если он получил травму, уйти с поля сражения, не разделив со своими товарищами хотя бы морально всю тяжесть испытания! А ведь это безразличие, это равнодушие могут у ведущих - незаметно для самих себя- перенять и молодые.

Не знаю, говорил ли об этом в те минуты или позже, после матча, своим ветеранам тренер "Локомотива", не знаю, может быть, лидеры покинули площадку даже с разрешения наставника команды, но уверен, что делать это им ни в коем случае не следовало.

Не верю я в капитана, что первым покидает корабль в минуту опасности.

Критерий - один

И ные времена - иные нравы.

Лет пять назад мне пришлось писать относительно сомнительных утверждений, таких, как: "Он пьет, но играет", "Он курит, а все равно лучший в команде", "Он недисциплинированный, а защитников, равных ему, пока нет". Полагаю, что эти высказывания принадлежат недалеким людям. Рад, что у нас все реже возникают поводы говорить об элементарных нормах спортивного режима и спортивной дисциплины. На нашем знамени написано: большая политическая зрелость, порядочность, прочная нравственная основа, преданность хо-ккею, высокая куль-

т ура, умение подчинять свои интересы интересам товарищей, коллективу.

Т о, что мы уделяем столь серьезное внимание нравственному воспитанию молодежи, и определяет наше преимущество перед западными соперниками.

О собенно требовательным тренер команды обязан быть на учебно-тренировочных занятиях. Бессмысленно, в сущности, требовать от спортсмена в ходе матча выполнения того, чему его не научили до матча.

Но что такое тренировка? Почему я говорю о ней так много?

П режде всего потому, что в отношении к тренировкам, к работе на тренировке, в трудолюбии проявляются заметнее всего результаты нашей воспитательной работы, потому, что объемный, самоотверженный труд - одна из лучших традиций советских хоккеистов, та черта отечественной школы хоккея, о преемственности, сохранении которой мы беспокоимся в первую очередь.

Вот более чем впечатляющий пример, свидетельствующий о том, сколь велика в наши дни роль тренировки.

В идимо, со мной согласятся, если я скажу, что Фир-сов-1967 - это непревзойденная звезда. Поскольку большинство читателей имеет до!вольно смутное представление о канадских профессионалах, то сравнивать игру Анатолия с ведущими мастерами четырнадцати клубов Канадо-аме-риканской национальной хоккейной лиги я не буду. Но думаю, бесспорно, что на нашем старом континенте равных Фирсову сыскать трудно. Во всяком случае, на турнире в Вене журналисты всех стран проявили редкое единодушие - 121 из 122 корреспондентов, ответивших на анкету, назвали Анатолия лучшим хоккеистом мирового чемпионата.

Но в начале следующего сезона...

Э тот сезон начался для Фирсова трагично. На пляже в Варне, где он отдыхал, Толя порезал ногу о стекло. Только нога начала заживать, как новая беда: возясь с машиной, Анатолий забыл поставить ее на тормоза. Машина съехала с места, и Толя не успел убрать руку. Больше месяца рука была в гипсе. Тридцать пять дней Фирсов не мог тренироваться с клюшкой.

П равда, все эти дни он катался на коньках с пудовыми веригами на поясе: ухитрялся как-то поднимать на плечи тяжеленную штангу. Анатолий занимался акробатикой, силовыми упражнениями, играл одной рукой в баскетбол. Он бегал, прыгал, но прыгал чаще на одной ноге: вторая все еще давала о себе знать.

Ф ирсов не ленился, работал, как мог. И все-таки Фирсов - великий, несравненный Фирсов - в первых матчах чемпионата выглядел рядовым, откровенно заурядным игроком.

Р азумеется, я нисколько не сомневался, что Фирсов с его трудолюбием полностью восстановит свою форму.

А натолий не мог как следует тренироваться всего месяц с небольшим - и вот великого хоккеиста сразу не стало.

Н ужно ли говорить еще что-нибудь о роли тренировки?

Это должны понять молодые, те, кто входит в большой хоккей, кто мечтает заменить Александра Альметова. Уж если Фирсов столько потерял, то что же останется от молодого таланта, если он хотя бы на неделю позволит себе расслабиться, сбавить темп, ослабить интенсивность тренировок?

Мы заметили, что наш дебютант Александр Смолин, играя вместе с В. Александровым и читая в газетах не совсем умеренные похвалы себе, утратил тот боевой задор, который так необходим молодежи, когда она стремится к вершинам мастерства.

Мы заменили его Петровым, дав Смолину понять, что право играть с великолепным мастером надо еще заслу-жить - в первую очередь своей старательностью и честным отношением к товарищам.

К сожалению, это бывает,- сыграв прилично два-три матча, молодой спортсмен бежит в газетный киоск и скупает все газеты, где есть о нем какие-то лестные фразы, заучивает их буквально назубок. Потом, смотришь, такой новичок, переоценивая собственные силы и возможности, начинает вести себя в чем-то не совсем верно. Твердо убежден - нет большего зла, чем самоуспокоение после одного или даже серии удачных матчей! Умный молодой человек должен всегда быть недоволен собой. Учиться никогда не мешает.

Мы несколько лет настойчиво "возились" со Смолиным. Нам очень хотелось, чтобы он стал классным мастером. Но ему так и не хватило характера, не хватило трудолюбия. И нам пришлось от него отказаться.

К сожалению, подобные истории не редкость. Что греха таить, в высшей лиге самые высокие требования, и есть немало мастеров, которые предпочитают жизнь более спокойную и легкую.

С молину не хватило силы воли, чтобы стать по-настоящему классным мастером.

Прошу за кулисы

 

Легко в бою

В ряд ли уместно сравнивать хоккей, который мы знали и любили даже лет десять назад, с хоккеем современным. Разница слишком велика, слишком разительна.

В ыход нашего спорта на международную арену и успехи, достигнутые советскими хоккеистами, сделали хоккей чрезвычайно популярным в стране. А размах и популярность, которые приобрела эта замечательная игра, строительство летних катков создали предпосылки для превращения хоккея в спорт круглогодичный.

Не думаю, что остались в спортивном (или "около-спортивном") мире скептики, которые считали бы случайными победы советских хоккеистов над сильнейшими командами мира, в том числе над командами Канады, где хоккей имеет многолетние традиции и является национальным видом спорта.

Н аша отечественная школа хоккея опирается на достижения, на опыт великолепных мастеров хоккея с мячом, новые методы тренировки, постоянную творческую атмосферу, отличающую труд, поиски советских тренеров, самоотверженную работу спортсменов, внимание и помощь.

П орой можно услышать безапелляционное суждение, что такой-то хоккеист-классный игрок, а такой-то-нет.

Не стоит, право, торопиться с оценкой хоккеиста.

С трибун об игроке судят порой слишком поспешно. Болельщику в глаза бросается своеобразная манера любимого игрока, его сильные или просто привычные стороны мастерства, но ускользают недостатки. Любители спорта помнят изящный финт хоккеиста, остроумный пас, неожиданный и точный бросок, однажды увиденные в том или ином матче.

Как оцениваем игрока мы, тренеры? Кого мы считаем классным хоккеистом?

Наш ответ определяется суммой слагаемых - объемом действий спортсмена, его страстностью, технической прочностью, тактической искушенностью, игровой дисциплиной, умением творить, импровизировать, помогать партнерам.

Это только в канадском профессиональном хоккее принято считать фаворитом того, кто забросил шайбу. У нас - другие критерии, и не случайно в сезоне 1969/70 года мы в звене Петрова ставили Бориса Михайлова и Валерия Харламова по мастерству выше центрфорварда, хотя Володя был самым результативным игроком в стране.

Н о... Видимо, следует более подробно раскрыть секреты нашей "кухни". Рассказать о том, как, каким образом, в каких условиях воспитываем мы современных хоккеистов высокого класса.

одом из детства". Эта фраза точно вскрывает истоки, первоосновы мастерства лидеров нашего хоккея.

П опулярнейшие соревнования юных спортсменов на призы "Золотая шайба", кроме задач воспитательных, имеют и другую функцию - первичную техническую, физическую и тактическую подготовку ребят.

В самом деле, техническое мастерство, основными компонентами которого считаются хорошая координация движений, ловкость и быстрота в действиях, может прививаться весьма успешно уже в детском возрасте. Позже, после нескольких лет серьезных и, главное, регулярных занятий, к этим достоинствам юного спортсмена добавляется то качество, которое мы определяем сейчас термином "скоростная выносливость". В это же время у молодого хоккеиста идет интенсивный процесс накопления силы, но не той простой физической силы, которая позволяет человеку поднимать, например, большие тяжести, а силы, если можно так выразиться, "специфической". Тех качеств атлетизма, без которых немыслим современный хоккеист.

С овременный хоккей - игра прежде всего атлетическая. Вот почему выработке, формированию качеств атлетизма с раннего возраста должно быть уделено основное внимание. Тех особенных, присущих лишь хоккею качеств, которые определяются природой, характером нашей игры.

В ряд ли кто не знает, что хоккеисту необходима большая сила ног, дающая ему возможность передвигаться по площадке в течение всей игры на высоких скоростях. Хоккеисту нужна особенная сила рук, мышц туловища - для ведения силовой борьбы и резких опасных бросков по воротам.

К оординация движений, ловкость, я бы даже сказал, увертливость-эти качества тоже присущи ледовому бойцу. Ко всему этому хоккеист должен обладать прекрасным здоровьем, высокой волевой закалкой, отличаться способностью быстро восстанавливать силы после самых утомительных сражений, играть коллективно, в пас, не снижая своего мастерства в любых условиях.

К роме того, хоккеисту нужна превосходная ориентировка, разумная осмотрительность - умение видеть все поле, мгновенно оценивать меняющуюся обстановку, неожиданную ситуацию.

А если это так, то разве может добиться успеха в современном хоккее спортсмен, у которого отсутствуют такие важные качества специфической "хоккейной" силы, какими мы вправе считать острую, мгновенную реакцию, быстроту, если хотите, скорость действий с клюшкойг умение мгновенно распорядиться шайбой и "выстрелить" по воротам.

Т аковы вкратце требования, предъявляемые сегодня к хоккеистам.

Для выработки у хоккеистов необходимых им качеств создана определенная система тренировки.

В современном хоккее игровой сезон весьма продолжителен. Помните, первый календарный матч в сезоне 1970/71 года - в рамках турнира на приз газеты "Советский спорт"- состоялся 17 августа 1970 года, а последний - 29 апреля 1971 года. На подготовительный период остается немного времени. И вот за этот короткий срок хоккеистам необходимо приобрести такую атлетическую подготовку, которая будет своеобразным фундаментом для их успешной игры на протяжении всего сезона.

Вот почему в ЦСКА (сходная ситуация и в других командах) мы уделяем особое внимание выработке атлетизма на занятиях с юными хоккеистами. Крайне важным моментом является выбор средств. Ведь нам совсем не нужен тот атлетизм, который олицетворяют собой наши могучие тяжелоатлеты с их прекрасно развитой мускулатурой. Как показала практика, такие спортсмены, легко справляющиеся с тяжелой штангой, придя в хоккей, остаются скованными, недостаточно резкими и гибкими атлетами. Обычно они не могут хорошо освоить технику игры.

Ш танга для нас - средство выработки не силы вообще, а силы, необходимой хоккеисту, и это, очевидно, всем понятно.

Х оккеисту нужны сильные ноги - он выполняет приседания со штангой, подпрыгивает с тяжелым снарядом в руках, положив штангу на плечи, имитирует бег на льду.

Для развития силы у хоккеистов мы используем кроме штанги и специальные отягощающие пояса, эспандеры, набивные мячи, гантели.

К стати, несколько слов о наших специальных отягощающих поясах. Это - своеобразные "вериги", которые весят двенадцать-пятнадцать килограммов. С улыбкой вспоминаю тренировки в стокгольмском "Юханнесхофе" в марте 1970 года. Сплошной стеной стояли фоторепортеры разных стран вдоль борта хоккейного поля. Они, не переставая, щелкали своими камерами, снимая удивительную тренировку русской сборной. И самое пристальное внимание привлекал пояс, который надевали наши спортсмены.

Б ольшой выбор средств для выработки атлетизма у хоккеистов предоставляет нам и легкая атлетика: бег, прыжки, "метание" ядра.

Мы бегаем много. Но в хоккее бег на коньках носит переменный, взрывной характер, нас не устраивает кросс: всякая монотонность вредна. Нам нужна "умная" скорость, хоккеист должен уметь управлять ею: исход матча часто определяется именно "суммой скоростей" команды.

Х оккеистам, я считаю, полезны старты из разных положений, бег боком и спиной вперед, бег с изменением направления, эдакий слалом между предметами и товарищами, партнерами, скоростной бег, различные эстафеты с переноской груза.

Все уроки, все тренировки хороши, кроме скучных.

Х орошо помогает развитию атлетизма у хоккеистов специальная акробатика. И потому на наших трениров-как вы увидите сальто и кульбиты через какие-то препятствия или просто через партнера.

П рактикуем мы в клубе, да и в сборной тоже, и специальную борьбу, когда один спортсмен должен за 20 секунд "дожать" другого на лопатки. Или другой вид борьбы - один оказывает сопротивление двум-трем наседающим на него противникам.

Для выработки атлетизма используем и видоизмененный баскетбол: хоккеисты, сидя друг у друга на плечах (пары чередуются), ведут игру набивным мячом. Ставим при этом и дополнительные условия: например, попадание засчитывается только тогда, когда все игроки находятся на стороне соперника. Используются в таком матче и скоростные рывки. Вся игра имеет специальный скоростно-силовой характер, соответствующий хоккею.

Ц енен баскетбол для хоккея и тем, что позволяет в ходе матча отрабатывать различные тактические варианты игры.

И спользуем мы на своих учебно-тренировочных занятиях и так называемый "футбол-хоккей".

П робуем играть на льду и в ручной мяч - набивным мячом. Иногда получается! Трудность прибавляет азартности.

И гровой метод проведения занятий хорош, между прочим, тем, что спортсмены незаметно получают довольно большую нагрузку.

Не обязательные, порой просто нудные, осточертевшие упражнения, а живая непринужденная игра и спортивные развлечения, вызывающие положительные эмоции,- вот что, на мой взгляд, приносит наибольший эффект. Особенно полезны такие уроки для юношей.

Чем больше разнообразных средств и даже... развлечений используется в тренировках хоккеистов, тем лучше. Тем выше результаты. Вред монотонности и однообразия очевиден. Поэтому творческая работа тренера, поиски им новых методов тренировки непременно должны дополняться активной изобретательностью самих спортсменов.

Н еобходимо как можно чаще менять места проведения занятий. Занятия на воздухе обычно вызывают положительные эмоции и снимают утомление. Вот почему тренировки лучше всего проводить на лоне природы, и если у команды есть возможность потренироваться в лесу, на поляне, у реки, непременно используйте эту возможность.

К роме всего прочего, такие занятия способствуют еще и укреплению здоровья и закаливанию организма.

С овременный хоккей характеризуется огромными физическими и психологическими нагрузками. Так, наши ведущие хоккеисты Б. Михайлов, В. Петров, В. Викулов, А. Рагулин в сезоне 1970/71 года сыграли почти по сто матчей на самом высоком уровне. А ведь Михайлов и Рагулин, Викулов и Петров потому и стали ведущими мастерами, что все матчи, и особенно принципиальные (а таких с каждым сезоном все больше), проводят с большой долей ответственности, отдаваясь игре до конца.

Сто матчей, и в каждом надо быть сильнее соперника, сильнее лучших хоккеистов страны, сильнее игроков национальных сборных.

Ч тобы быть на голову выше противников, надо много и добросовестно тренироваться. Тренироватьс


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.