Странички из истории октябрятских групп — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Странички из истории октябрятских групп

2019-05-27 337
Странички из истории октябрятских групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Недавно, 19 мая 2007 года в бывших странах Советского Союза, пионеры и общественность отметили 85-летие со дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. На протяжении более 65 лет при пионерских отрядах действовали октябрятские группы. Это была ступень подготовки детей младшего школьного возраста к вступлению в ряды пионерской организации. После распада Союза Советских Социалистических Республик октябрятские группы прекратили свое существование. В странах СНГ работа с детьми младшего школьного возраста велась по различным сценариям, методикам. Различались они по названиям. Так, в нашей республике, дети младшего школьного возраста с 1997 года стали называться наследниками и работали по программе ОО БРПО «Наследники».

Более 16 лет название октябрята не употреблялось в терминологии пионерских организаций. За это время прошло несколько поколений пионеров. Да и многие нынешние педагоги-организаторы и классные руководители в начале 90-х годов по разным причинам не прошли школу пионерской жизни, и об октябрятах имеют смутное представление. Сегодня, мало кто знает, как возникли октябрятские группы, мало кто знаком с их небольшой историей.

С первых дней существования пионерских отрядов (февраль-июнь 1922 года) интересная жизнь пионеров, которые выходили на улицы «с веселым другом барабаном», притягивала к себе детей младшего школьного возраста. Родители приходили в комсомольские ячейки и клубы, при которых создавались пионерские отряды, с настоятельной просьбой записать их малолеток в пионерские отряды. Надежда Константиновна Крупская, которая неустанно следила за становлением и развитием детского (пионерского) движения в стране, предложила комсомолу вовлечь малышей в особые группы.

Один из организаторов первых октябрятских групп, член Московского бюро юных пионеров Борис Кайдалов вспоминает:

«Возникновение первых групп октябрят в Москве следует отнести к 1923 году. До этого времени кое-где мы имели группы организованной детворы в возрасте 8-11 лет, которые под руководством взрослых старались подражать пионерам. Это относится главным образом к детским домам, школам. Были также отдельные попытки создать на скаутский манер «стаи волчат и птенчиков». Но все это носило случайный, неорганизованный характер, почти без связи с пионерской организацией, и было, по существу, игрой в пионеры. Это были предшественники октябрятских групп».

Так, в Москве, октябрятские группы родились летом 1923 года. Но это утверждение нельзя перенести на всю страну. Именно в это время по вопросу работы с малышами существовало много неясностей и разнобоя. В Одессе, например, таким группам ребятишек придумали имя «коммунистические зернышки» или «красные зернышки» - которые собирались в «колосок», несколько «колосьев» составляли «сноп». В Твери их называли «майчатами». В Харькове в это время появились «красные звездочки». На Кавказе – «цветочки», из них складывались «букеты», которые в свою очередь, объединялись в «садик». В Сибири, Иркутске и Иркутской губернии детей младшего школьного возраста называли – «муравьями», «воробьями», затем тоже «красными звездочками».

В Москве группы малышей назвали октябрятами. Дети, которым в 1924 году исполнилось 7 лет, были ровесниками Великой Октябрьской революции. Это название всем понравилось и быстро распространилось по Москве и другим городам и селам. Одновременно было определено, что октябрята – это не какое-то новое самостоятельное детское движение или организация, а часть пионерской организации.

Одна из первых групп детей младшего школьного возраста в Белоруссии была создана в августе 1922 года при первом отряде Белоруской дружины юных Спартаков имени Карла Либкнехта в Минске. Дети из этой группы в Минске ходили с двумя красными малыми флажками. Эта группа первоначально носила название «волчата», но, учитывая, что название было заимствовано у скаутов, с которыми КИМ (коммунистический интернационал молодежи) вел непримиримую борьбу, впоследствии, с 1924 года такие группы в республике получили название «Чырвоныя зоркi» (Красные звездочки).

Исследователь детского движения Беларуси Анастасия Владимировна Герасимова в своей работе «Очерки по истории создания и развития пионерской организации БССР (1922-1941гг.)» описывает создание групп детей младшего школьного возраста в нашей республике.

«Растущая активность детей выдвинула перед комсомолом не только увеличить рост и укрепить работу в пионерской организации, но через нее влиять и на детей допионерского, т.е. младшего школьного возраста. В связи с этим комсомольские организации республики с весны 1924 года приступили к созданию октябрятских групп, которые в Белоруссии получили имя групп «Чырвоных зорак». К моменту VII съезда КСМБ в июне 1924 года по 8 округам Белоруссии насчитывалось уже 18 таких групп с общим количеством 445 детей. Эти группы октябрят создавались преимущественно при пионерских отрядах детских и пионерских домов. Однако группы организационно оформлены не были, систематической работы среди детей октябрятского возраста не проводилось, так как не было достаточной ясности в формах и методах работы с этими детьми, а также не хватало соответствующих кадров. Руководство группами со стороны комсомольских ячеек было далеко недостаточное.

Вместе с тем рост групп октябрят доказал важность и необходимость работы среди детей в возрасте от 7 до 10 лет. Во многих группах осуществлялась большая работа: проводились игры и песни, физкультурные занятия, создавались уголки в пионерских клубах, выпускались стенные газеты, старшие октябрята посещали пионерские сборы, а затем их принимали в пионеры. Вместе с тем в работе групп октябрят наблюдались факты копирования плохой работы пионеров (сложные беседы, мало живости в сборах и т.п.). Однако количественный рост октябрятских групп с каждым днем увеличивался.

С целью проведения более разнообразной и интересной работы с детьми этого возраста ЦК ЛКСМБ в июне 1925 года предложил Окружным комитетам комсомола создавать у себя постоянно действующие комиссии по работе среди групп «Чырвоных зорак» во главе, которых должны стоять члены окружного бюро юных пионеров…

…Таким образом, 1924-1925 гг. явились началом работы с детьми младшего школьного возраста и поисков форм и методов работы с ними.

Дальнейшие задачи работы с октябрятами были определены VIII Всебелорусским съездом комсомола, и состояли, прежде всего, в том, чтобы:

· закончить организационное оформление октябрятских групп;

· дальнейший рост проводить за счет охвата детей рабочих, крестьян, кустарей, создавая группы при лучших отрядах;

· усилить руководство всеми группами со стороны ячеек комсомола;

· а также, собрав и учтя имеющийся опыт, разработать формы и методы дальнейшей работы с детьми младшего школьного возраста».

В работе первых групп октябрят встречалось немало трудностей, но были такие октябрятские группы, о которых пионеры говорили, что «октябрята затыкают нас за пояс».

Октябрятские ряды в стране Советов росли быстро. С 1 июня 1923 года до Нового года число октябрят увеличилось почти в 50 раз. И к 1 января 1926 года их было 221548.

Вопрос об организации детей предпионерского возраста в стране усиливается и поднимается на определенную высоту с 1924 года.

Проблема работы с детьми младшего школьного возраста горячо обсуждалась на VI съезде РЛКСМ в июле 1924 года. Съезд принял решение «Об организационном строительстве деткомгрупп», в котором говорилось: «В связи с повышением возраста организации юных пионеров, следовательно, и ее активности – возможно создание младшей ветви детского движения от 8 до 11 лет. В ближайшее время эта работа, однако, массового развития иметь не должна».

4 августа 1924 года ЦК РКП (б) утвердил разработанное Центральным бюро юных пионеров «Организационное положение детской коммунистической организации юных пионеров имени товарища Ленина». В этом документе впервые официально объявляется существование октябрят, их деятельность определяется как органическая часть деятельности пионерской организации.

Поэтому 4 августа 1924 года можно по праву считать днем рождения октябрят. Вот что было записано в этом положении:

«При пионерском отряде может быть организована группа октябрят – детей от 8 до 11 лет. Группа должна иметь не больше 25 человек. Группа делится на 5 звеньев, по 5 человек в каждом.

Руководителем группы октябрят должен быть комсомолец, выделенный ячейкой ВЛКСМ и являющийся помощником вожатого отряда пионеров. Октябрята вместо значка и галстука носят на левой стороне груди красную звездочку…

Законы: октябрята помогают пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам. Октябрята стремятся стать юными пионерами. Девиз и лозунг пионеров и октябрят: «В борьбе за рабочее дело – будь готов!» Ответ: «Всегда готов!» Основной лозунг: «Смена смене идет».

23 июня 1925 года IV Всесоюзная конференция РЛКСМ приняла резолюцию «О работе среди пионеров», в которой говорилось об усилении общественно-политической деятельности и активности пионерорганизаций, в частности укрепления влияния пионеров «…на младших ребят – октябрят, которых объединено больше 100000».

24 июня 1925 года ЦК РКП (б) в своем постановлении «О пионерском движении» отметил успешное начало работы комсомола и пионеров среди октябрят, обратив при этом внимание всех парторганизаций, профсоюзов и государственных органов на оказание всемерной помощи комсомолу в этой работе.

В этом же постановлении ЦК партии рекомендовал продолжить создавать группы октябрят, но постепенно и лишь при окрепших отрядах юных пионеров. Кроме того, предлагалось внимательно изучать все вопросы работы с октябрятами, осторожно применять формы и методы этой работы, учитывая особенности данного возраста.

В ноябре 1925 года Центральное бюро юных пионеров создало специальную комиссию по работе среди октябрят, с тем, чтобы она вплотную занялась разработкой методики работы с октябрятскими группами. Комиссия предварительно ознакомилась с опытом групп октябрят в Москве и в ряде губерний. Кроме того, ЦК комсомола и Центрального бюро пионеров обратилось с письмом к местным организациям комсомола об организации работы с октябрятами на местах. Так, Всеукраинское общество содействия юным ленинцам в «Памятке юнкора» информирует юных читателей о начале издания ежемесячного журнала для младших школьников «Октябрята».

Таким образом, группы октябрят получили всеобщее признание, и их деятельность с каждым днем наполнялась содержанием применительно к их возрастным особенностям.

Этому подтверждение мы видим из отчета ЦК РЛКСМ VII Всесоюзному съезду комсомола, который состоялся в марте 1926 года.

В разделе «Работа с октябрятами» было отмечено:

«С ноября месяца 1925 года Центральное Бюро взялось за эту работу, создав специальную комиссию по работе среди октябрят для методической разработки вопросов содержания работы; часть вопросов комиссией уже проработана. Проведено выборочное обследование групп октябрят по Москве и некоторым губерниям.

Послано письмо местным организациям об организации работы среди октябрят и руководстве со стороны комитетов комсомола; издается руководящий сборник по октябрятской работе, рассчитанный на вожатого…»

Огромное внимание пионерской организации и, в частности, октябрятам уделяла Н.К.Крупская.

В статье «Охватить всех детей организацией октябрят» она пишет: «…надо обратить особое внимание на работу с ребятами предпионерского возраста, на работу с октябрятами. Это возраст, когда у ребят особо сильна тяга к работе и игре в коллективе…. В этом возрасте особенно важно привить ребятам навыки коллективиста…».

Росло количество октябрятских групп. Не хватало опытных вожатых, книг, методических пособий. В марте 1926 года VII съезд ВЛКСМ, анализируя работу с октябрятами, записывает в своем решении:

«Особое внимание должно быть уделено специальной подготовке вожатых групп октябрят, изданию специальной октябрятской литературы, разработке практики работы октябрят по труду, организации досуга, охране здоровья».

29 мая 1926 года в ЦБ ЮП при ЦК ВЛКСМ была утверждена ставка работника бюро по работе с октябрятами.

В положении о коммунистической детской организации юных пионеров имени В.И.Ленина, утвержденном Бюро ЦК ВЛКСМ 9 июня 1928 года, в разделе «Октябрята» были определены основы деятельности октябрят:

«1. При пионерском отряде могут быть организованы звенья (звездочки) октябрят по 7-10 человек, в которые принимаются все дети от 7-10 лет. Во главе каждой группы стоит выделенный советом отряда пионер и в помощь ему выбирается от октябрят помощник. Если при данном отряде имеется возможность организовать 2-3 звена октябрят, то они объединяются в группу октябрят при данном отряде или базе.

2. Вожатым группы октябрят является комсомолец, выделенный местной ячейкой ВЛКСМ. Там, где несколько групп при одном предприятии, ячейка ВЛКСМ выделяет специального работника по руководству всей октябрятской работой при данной базе.

3. Во главе каждой группы стоит совет группы октябрят, состоящий из вожатого группы, звеньевых звездочек и их помощников. Совет группы прорабатывает материал, предназначенный для звездочек и сборов октябрят. В совет группы постоянного председателя и секретаря не выбирают.

4. Октябрята вместо пионерского значка и галстука носят нашитую на рубашке, на левой стороне груди, красную звездочку. Перевод октябрят в пионеры производится постановлением совета отряда по достижении 10-летнего возраста.

Октябрята принимают посильное участие во всех основных областях общественной работы».

В этом же положении были приняты «Законы октябрят»:

1. Октябрята стремятся стать юными пионерами.

2. Октябрята следят за чистотой своего тела и одежды.

3. Октябрята любят работать.

Не смотря на попытки центральных органов комсомола наладить работу октябрятских групп, на местах все шло не совсем гладко. Беда была в том, что многие группы октябрят не имели сильных, подготовленных вожатых. Многие не умели живо и интересно вести работу с октябрятами, бездумно копировали формы и методы работы с пионерами.

Так, в 1930 году исследователь Н.А.Коноплев в книге «Очерки педагогики детского движения» отмечает, что Центральное бюро юных пионеров, анализируя состояние октябрятских групп последних лет, характеризует положение октябрятских групп как «…весьма тяжелое и критическое», что «…практикующие формы и методы недостаточно удовлетворяют запросы октябрят. …Недостаточное внимание комсомола, широкой и советской общественности, да и самой пионерорганизации, является одной из причин, тормозящих развитие октябрятской работы и решение ее очередных вопросов».

Чтобы поправить положение в работе с октябрятами Центральное бюро юных пионеров провело с 10 по 15 сентября 1930 года «Всесоюзную пятидневку октябрят».

В ее задачи входило: мобилизовать 100 тысяч наиболее инициативных старших пионеров на работу с октябрятами, направить деятельность пионерских отрядов на выполнение октябрятами важнейших хозяйственно-политических и культурных заданий, выделить на каждую октябрятскую группу вожатого из числа комсомольцев и др.

«Всесоюзная пятидневка октябрят» привлекла внимание комсомола, пионеров и общественности к работе с малышами. Работа в группах октябрят заметно оживилась.

В феврале 1935 года в письме к пионерам «О работе с малышами» Н.К.Крупская призвала их не ослаблять работу. «…Пионерам надо взять младших ребят – дошкольников, ребят младших классов под свою пионерскую заботу». И забота эта стала для многих пионерских организаций страны важной, первостепенной задачей.

В ноябре 1936 года в Москве был открыт городской Дом пионеров. Сразу же при нем была создана постоянная школа для вожатых октябрят. Одновременно в Доме пионеров начали проводиться общегородские праздники малышей.

Обучение пионеров – вожатых октябрят началось также в Ростове-на-Дону, в Костроме, Оренбурге и других городах. Руководство деятельностью октябрятских групп совершенствовалось, ряды октябрят росли. Октябрята стали настоящим многотысячным резервом пионерии.

В связи с трудным периодом в годы Великой Отечественной войны и восстановлением народного хозяйство в послевоенные годы ослабла, а в некоторых регионах прекратилась, работа с группами детей младшего школьного возраста – октябрятами.

Специальным постановлением VIII пленума ЦК ВЛКСМ от 29 ноября 1957 года «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В.И.Ленина» было принято решение «Обязать комсомольские и пионерские организации улучшить работу с младшими школьниками. Восстановить при пионерских отрядах и дружинах октябрятские группы.

В октябрятские группы включить всех желающих школьников с первого класса. Содержание работы с октябрятами определить следующими правилами:

· октябрята – будущие пионеры;

· октябрята – прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших;

· только тех, кто любит труд, октябрятами зовут;

· октябрята – честные и правдивые ребята;

· октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Октябрята носят на левой стороне груди красную звездочку. Для руководства октябрятскими группами комитетам комсомола школ и пионерским дружинам выделять комсомольцев-учащихся, а также наиболее проявивших себя пионеров старших отрядов».

Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 4 июля 1958 года был утвержден, представленный Центральным Советом пионерской организации имени В.И.Ленина образец октябрятской звездочки (пятиконечная звезда, в центральном круге портрет молодого Володи Ульянова (Ленина).

17 марта 1967 года Бюро ЦК ВЛКСМ утвердил новый текст «Положения и Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И.Ленина».

В разделе «Октябрята» читаем:

«Воспитание октябрят является важнейшим поручением комсомола пионерской организации.

Пионерский отряд – коллективный вожатый октябрят, он направляет к октябрятам вожатых и организаторов работы по интересам.

Совет дружины создает штаб по работе с октябрятами.

Пионерские дружины и отряды создают октябрятские группы в 1-3-х классах для подготовки младших школьников к вступлению в пионерскую организацию. Пионеры помогают октябрятам хорошо учиться, дружно жить и работать в коллективе, приучают их выполнять правила октябрят.

Октябрятская группа делится на звездочки. В каждой звездочке по 5-6 октябрят.

На левой стороне груди ребята носят октябрятскую звездочку.

Группа октябрят имеет красный флажок».

Положением были определены и новые правила октябрят:

· октябрята – будущие пионеры;

· октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших;

· только тех, кто любит труд, октябрятами зовут;

· октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые;

· октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Всесоюзный марш пионерских отрядов 1976-1980 годов включал маршрут «Звездочка». Этот маршрут определил следующие задания пионерам:

«Отряд с честью выполняет поручение комсомола пионерской организации:

- быть коллективным вожатым октябрят;

- знакомит октябрят с жизнью и деятельностью В.И.Ленина и его соратников, с историей и делами Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, готовит к вступлению в ряды пионерской организации;

- помогает октябрятам хорошо учиться, интересно и увлекательно проводить свободное время, заботиться о группах продленного дня, организует игры, прогулки, создает игротеки, добивается, чтобы каждый пионер стал хорошим другом и вожаком октябрят;

- проводит Неделю октябрят, участвует во Всесоюзном «Осеннем походе дружбы» в сельские начальные школы».

Как видно из истории, отдельно самостоятельной организации октябрят не существовало, хотя в первые годы создания были попытки самостоятельного движения детей младшего школьного возраста, но эти попытки подвергались критике со стороны теоретиков детского движения. В середине 20-х годов исследователь детского движения М.В.Крупенина отмечает в своей статье «Работа с октябрятами» следующее: «…группа октябрят не есть нечто самостоятельное, а является составной, неотъемлемой частью отряда, и только при нем, вместе с ним может и должна работать».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.