Вопрос 4. Классицизм как литературное направление. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 4. Классицизм как литературное направление.

2019-05-27 319
Вопрос 4. Классицизм как литературное направление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классицизм (от лат. classicus – образцовый), как всякий новый художественный метод, возник в связи с появлением новых социально-исторических условий в самой действительности. Классицистическое искусство сложилось в оформленную систему творчества в период развития социально-экономических процессов, начавшихся в эпоху Возрождения, а именно: усиление борьбы с феодальной раздробленностью, формирование капиталистических отношений, зарождение класса буржуазии, образование наций и национальных государств.

       Наибольшей завершённости на Западе классицизм возник во Франции во 2-й половине 17 в., хотя не Франция оказалась основательницей теоретических основ и творческой практики классицизма. Эпоха классицизма – прямой наследник эпохи Возрождения, и не случайно первые опыты классицизма были связаны с колыбелью Возрождения – Италией. Но всё же к середине 17 в. – и в первую очередь во Франции – классицизм становится господствующим литературным направлением, а его манифест – трактат Николя Буало «Поэтическое искусство» оказывается итоговым произведением, обобщавшим и опыт предшественников-теоретиков, и опыт писателей-современников.

Итак, классицизм возник в связи с появлением новых социальных условий в общественной жизни. Формой политической власти, наиболее соответствующей конкретно-историческим требованиям той эпохи, становится абсолютная монархия, выступающая как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества. Абсолютизм наиболее прочного положения во Франции добился во время правления кардинала Ришелье и в первую половину царствования Людовика XIV. Абсолютизм призывал «мыслящий рассудок» быть «мерилом всего существующего» (Ф. Энгельс). Поэтому вполне закономерно, что в XVII в. – и в первую очередь во Франции – ведущим философским направлением, оказавшим огромное влияние на многие области идеологической жизни, становится рационализм, основоположником которого был Рене Декарт (картезианство). И естественно также, что именно рационализм явился важнейшим звеном философской базы эстетики классицизма.

Заметим, что эстетика классицизма основывается на идеях Ренессанса, которые, в свою очередь, возрождали идеи античности. Отсюда, в качестве основной задачи искусства писатели-классицисты выдвигали аристотелевское требование подражания природе, ориентируясь на античные тексты, считая их образцовыми. Это сыграло положительную роль. Но вместе с тем признавалась и неизменность, образцовость идеалов прекрасного, созданных античным искусством, и это во многом сковывало возможности писателей-классицистов, ограничивало принципы художественного отбора, сказывалось на способах воплощения характеров, принципах художественной типизации, что сопровождалось выработкой строгих правил и регламентаций.

Обозначим основные принципы эстетики классицизма:

1.Признание разума высшим критерием истинного, а, значит, и прекрасного.

2.Ориенировка на произведения античности, которые считались образцовыми.

3. Абстрактность образной системы с выделением в человеческом характере на первый план какой-либо одной его черты. Отсюда – однолинейные образы-схемы, разделение персонажей строго на положительных, добродетельных и отрицательных, носителей порока. Образы выстраивались абстрактно-обобщённо, были лишены индивидуальности.

4.Строгая регламентация жанров с точным указанием героев и соовествующего им языка. Жанры подразделялись на

     высокие: ода, трагедия, гимн, хор;

     низкие: сатира, басня, комедия;

     средние (посредственные): все поэтические жанры – пасторальные (элегия, идиллия, эклога), романс, песня, баллада, сонет и пр.

Своеобразие русского классицизма:

Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно позже, чем в европейских литературах, но в сходных условиях становления абсолютистского государства. Эта общность во многом определила и содержание, и форму русской литературы периода классицизма. Ей присущи и признание решающей роли абсолютизма, и нормативность, и жанровая регламентация, и условность художественного образа. Но, вместе с тем, русский классицизм отличается чертами неповторимого национального своеобразия, среди важнейших причин которого мы отметим следующие.

Во-первых: Формирование русского классицизма падает на 18 в. и связано с развитием новой философии и новой науки. Возникновение русского классицизма полностью соответствовало тогдашним русским историческим условиям – эпохе абсолютизма. Безусловно, деятели классицизма использовали имевшийся литературный опыт Запада, но то, что осваивалось, развивалось в соответствии с национальными условиями и местной практикой.

Во-вторых: Становление французского классицизма совпало с периодом укрепления абсолютной монархии, поддерживающей и вместе с тем подчинившей себе ведущие принципы классицистической литературы. Русский классицизм начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра 1, когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий и нависла угроза реставрации допетровских порядков.

Новая русская литература, по словам Белинского, началась «с сатир – плода осеннего, а не од – плода весеннего». Так, в центре внимания первых представителей русского классицизма оказалась не античность, с сама суровая русская действительность, где торжествовало невежество, тормозившее просвещение. Таким образом, обличительная направленность и тесная связь с современностью стали характерными чертами русского классицизма.

В-третьих: То, что развитие русского классицизма пришлось на 18 век, расширило его философскую базу по сравнению с философскими основами французского классицизма, связало его в большей степени с идеологией просвещения, чем с идеологией абсолютизма.

Эта связь русского классицизма с просветительством привела не только к требованию со стороны писателей расширения образования и знаний, но и к одному из самых значительных завоеваний – утверждению естественного (морального) права людей. «От баб рождённый и от дам – без исключения всем праотец Адам», – писал А. Сумароков.

Персонажи (герои) в идеале соответствовали тем требованиям, которые выдвигались абсолютизмом. В центре внимания писателей был человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, человек, для которого превыше всего – государственный долг, высокие моральные принципы, руководимые подчинением личных интересов велениям разума и нравственного долга.

Основные представители: Антиох Дмитриевич Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков.              

Сентиментализм

(от фр.: sentiment – чувство,  sentimental – чувствительность) – литературное течение последней трети 18 века, которое развивалось в рамках Просвещения как своего рода протест против крайностей просветительской идеологии, пуританства, жёсткого прагматизма и прямолинейного рационализма. Специфика этого литературного течения заключается прежде всего в том, что из двух духовных начал, которыми природа наделила человека (разумом и чувством), главным сентименталисты объявили чувство, чувствительность, то есть, эмоциональную реакцию на внешний мир. Культу разума был противопоставлен культ чувства.

Писатели-сентименталисты отказались от рационализма и творили беспорядочно, «беззаконно», вернее, так, как диктуют им их эмоции. В полном согласии с антирационализмом художественной концепции, сентиментализм не получил собственно теоретического обоснования. Его своеобразными «визитными карточками», заменившими обычный в таких случаях теоретический манифест, стали произведения самих писателей: дидактическая поэма Дж. Томпсона «Времена года», эпистолярная проза С. Ричардсона «Памелла, или вознаграждённая добродетель», «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна; в России – повести Н.М. Карамзина [если спросят о своеобразии русского сентиментализма, говорите, что отличий от европейского практически нет. Современное литературоведение признало некорректным деление русского сентиментализма на демократический (активный, Радищевский) и дворянский (пассивный, Карамзинский). Разве Карамзин пассивен в своей идейной концепции? ]

Эстетические принципы сентиментализма:

1.Чувство, а не рационалистическое задание (свойственное поэтике классицизма) должно преобладать в литературном произведении.

2.Признание внесословной ценности человека.

3. Психологизм:внимание к частной жизни героя, миру чувств и переживаний.

4.Субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности.

5. Изображение чувствительной души на лоне природы.

6.Лиризм повествования.

7.Отказ от однозначных, прямых линий в характерологии.

8. «Рваный», неопределённый, дискретный сюжет.

9. Алогичная, с эффектами обманутого ожидания, композиция.

10. Простой, «изящный» язык.

Эстетический идеал сентиментализма:

Сентиментализм, превознося человека как духовную личность, сосредотачивал внимание на изображении нравственной жизни персонажа. Однако литературный герой, противопоставляя имущественному богатству красоту внутреннего мира, был лишён боевого духа: он не выражал протеста, он – беглец из реальной жизни. В жестокой феодальной действительности он – жертва. Но в своём уединении он велик, ибо, как утверждал Жан-Жак Руссо, человек велик своим чувством.

  Герой сентиментализма не просто свободный человек и духовно богатая личность, но это ещё и частный человек, бегущий из враждебного ему общества, не желающий бороться за действительную свободу, пребывающий в своём уединении и наслаждающийся собственным неповторимым «Я». Он – индивидуалистичен и эгоистичен в своих поступках, равнодушен к судьбам других людей. И именно таким своим поведением он выражает весьма своеобразный протест против социальной несправедливости.

Жанровая специфика сентиментализма.

Произведения сентиментализма представлены жанрами всех трёх литературных родов, но весьма специфично.

Проза: сентиментальный роман, психологическая повесть, новелла, путешествие (дорожные записки), дневниковое и эпистолярное повествование.

Драматургия: «слёзная» драма и комическая опера.

Поэзия: все жанры классицизма, считавшиеся «посредственными», стали доминирующими – пастораль (элегия, идиллия, эклога), лирические жанры (романс, любовное стихотворение, песня, анакреонтика и др.).

Писатели – представители русского сентиментализма:

М.М. Херасков («Друг несчастных», слёзная драма «Гонимые»);

И.И. Хемницер (басни);

комическая опера: М.И. Попов («Анюта»); А. О. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»):

проза: М.Д. Чулков («Прекрасная повариха»); Ф.А. Эмин («Письма Эрнеста и Доравры»);

поэзия: И.Ф. Богданович (поэма «Душенька»); В.И. Майков; М.Н. Муравьёв; Ю.А. Нелединский-Мелецкий (фольклорные мотивы, романс); Н.А. Львов (анакреонтика); И.И. Дмитриев («Ермак», «Освобождение Москвы» - былинная поэзия).

 

 

                                  

6. Романтизм (РР) в русской литературе (РЛ): истоки, осн.черты, жанровая система, представители.

С 19в люди начинают чувствовать историю,быстротечность времени.Неприятие настоящего ведет к поиску идеалов в прошлом/будущем.Отсюда РР.-реакционный,пассивный,консервативный и революционный,активный,прогрессивный. Русский РР-с элементами классицизма и сентиментализма.

РРР как и Евр –из сентиментализма. Тесное переплетение ПредРР и сент тенденций (эпикуризм, элегич.меланхолия, культ природы и естеств.чела, гипертрофия чув-ти) с тенд. К (систематизм, рациональность поэтики, упорядочение жанров)

РР характериз смешением жанров, высшая ценность чел, душа, обращение к индивидуальности, чувству,субъективность худ системы.

Нац особенности РРР:1)лишен пессимизма, сохр исторический оптимизм, надежду на преодоление.2)пафос свободолюбия, а не бунт против миропорядка, нет богоборческих мотивов(кр.МЮЛ),нет скептицизма, мир.скорби.4)РРР не принял культ самодовольной и гордой личности.5)прославляет образ гражданина-патриота.

РРР: форсированный темп развития.Обращается к жанрам РУНТ, возврат к формам силлабо-тоники.

Конкретизация мотивов мести и всего комплекса душевных переживаний. Неотменяемость, императивность цели. Общественные мотивы переживаются не меньше чем личные.

Социальная,революционная напр-ть(а в Евр- РР в отрыве от общ-полит жизни)<-декабризм:установка на воспитание гражданских воззрений,пристрастие к смысловой содержательности,«слова сигналы»(по В.Гофману)-гражданин,вольность,самовластие,надежда-несут конкр политический смысл, прочное взаимопонимание читатель-писатель. Подчинение худ текста внеполитической цели.

Классификация РР (по В.И.Кулешову):1.субъект-лир(Жук).2.гражданский(ДЕКАБР-Рыл,Дельвиг,Раевский,Глинка,Одоевский,Кюх,Бестужев-Марлинский.)

3.байронич(АСП,МЮЛ).4.филос(Одоевск,Веневит).5.народно-историч(Загоскин,Ложечников).

6.славянофильск(бр.Киреевские,Аксаков)

РРР начинается с Жук. был «литературным Колумбом, открывшим для России Америку РР»ВГБ

Периоды РР(~классиф):1.начальный 1801-1815-Жук-грусть по утрач.счастью,Батюшк.-радость бытия2.зрелости-1816-1825-АСП(ЮП) конкрет мотивов отчуждения.3.пер после октябрь развития.1820-1840.МЮЛ.распад РР на направления и потоки, углубление диалектики.

Жанры: элегия, баллада, ром поэма(ЛЭ), друж. послание, дума.

РР – это Золотой Век-период развития РЛ в 1ое 30л 19в.Это АСП и поэты его поры.Это ЗВ Рпоэзии.Конец ЗВ-смерть Дельвига (1831).Характериз появлением и развитием в РЛ всех поэтич жанров.Затрагивает все темы,вечные темы РЛ.РЛ впис.в мир литру.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.