Некрасов, «некрасовская школа», Тютчев и Фет. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Некрасов, «некрасовская школа», Тютчев и Фет.

2019-05-27 609
Некрасов, «некрасовская школа», Тютчев и Фет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская поэзия XIX в. пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока, Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» — это середина прошлого века, 60-е гг., хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х. Поэзия снова получает права гражданства па страницах журналов, становится полнокровной и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии, и просто состав имен. Появляется немало новых поэтов: Случевский, например, или Никитин. Но происходит не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е гг. Поэзия оказывалась многоструйной, несущей в себе противоборствующие начала, она выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет.

Некрасов

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" ("Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической.

Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества требует от него не только таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.


Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Тройка — образ-символ свободы, воли, движения, мечты о счастье.

В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей.

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

Венцом творчества поэма “Кому на Руси жить хорошо”. работал в течение 15 лет, так и не завершив. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней.

Композиция произведения отвечает авторскому замыслу. В прологе мы знакомимся с семью крестьянами из семи различных деревень, названия которых отражают те условия, в которых жили бедняки России. Первая часть — “Путешествие”, во время которого крестьяне встречают большое количество людей, которые могут считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. Вторая часть — “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Третья часть — “Последыш” — посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключительная часть поэмы называется “Пир на весь мир”. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” человека — Гришу Добросклонова.

«Мороз, Красный нос». Задуманная первоначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает» время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты — смерти крестьянина Прокла. Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной, «величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины.
Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то как реальность, то как в полубессознательном состоянии забытья.


Термин «некрасовская школа» возник еще в 60-х гг. прошлого века, и возник не случайно, выражая дух времени с его резко обострившимися идеологическими противостояниями и с отчетливым осознанием этих противостояний художниками разных социальных и художественных лагерей. Сказалось на новом термине, очевидно, и влияние такого понятия как «натуральная школа», которая в середине 40-х гг. тоже в большой мере связывалась с именем Некрасова. Что же такое «некрасовская школа» в русской поэзии? Прежде всего под школой можно понимать систему художественных принципов, которая исторически закономерно сложилась в русской — прежде всего демократической — поэзии к середине XIX в. Как мы уже отметили, школа эта не началась с Некрасова и не окончилась им. Однако процесс художественного развития таков, что исторические закономерности его редко предстают вне яркого индивидуального воплощения. Некрасов оказался поэтом, наиболее полно выразившим историческую необходимость нового этапа русской поэзии и, естественно, давшим ей свое имя.
Некрасовская школа как система художественных принципов так или иначе оказывала влияние на всю русскую поэзию. В русской поэзии второй половины XIX в. освоение народной, прежде всего крестьянской жизни совершалось почти исключительно в рамках некрасовского направления. В него вовлекаются и блестяще образованные литераторы, и скромные самоучки из крестьян. Диапазон поэтов некрасовской «школы» широк и в жанрах, и в сюжетам, и в отношении к фольклору, и в методах художественного исследования. Но есть в них то, что роднит всех и снова возвращает к Некрасову: народ для них не только литературная тема, предмет поэтического изображения, народ — начало, к которому в конце концов сводится смысл творчества, борьбы, жизни.
В лирике поэтов-некрасовцев мы находим нового героя — человека общественного служения, гражданского долга. Были в «школе», осененной именем Некрасова, поэты революционного склада, которых роднит с Некрасовым пафос гражданского служения, но которые, в сущности, ушли от конкретного исследования народной жизни. Были в ней и поэты, близко стоявшие к стихии народной жизни н народной поэзии, но отнюдь не революционеры, — например, И. С. Никитин. Для Некрасова, во всяком случае, оба эти начала оказывались в сложном взаимодействии. Опять-таки некрасовская поэзия и выражает особенности новой гражданской поэзии, и отделяется от нее, или, точнее, выделяется из нее. Гражданская поэзия как строй мыслей и чувств нового человека, ощущавшийся им самим, определяла во многом и интимную лирику в демократической поэзии середины века. Совершенно новые отношения устанавливались в стихах поэтов школы Некрасова между лирическим героем и женщиной. Здесь заявляли себя новые демократические социальные и моральные тенденции. У Некрасова преодолевается лирическая замкнутость. Общение лирического героя Некрасова с миром многообразно. Многообразно и включение других людей в сферу его сознания. Сам герой при этом часто отступает на второй план, лирический эгоцентризм преодолевается. Во имя принципа равенства как бы разрушаются принципы самой лирики: так, женщина входит в лирическое стихотворение и оказывается значимой сама по себе, предстает как самостоятельная героиня.
Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского и в качестве такового не мог не принять в себя некоторых его существенных родовых свойств и примет, порожденных трагическим восприятием последствий французской буржуазной революции: например, недоверия к рассудочным понятиям, сильного интереса к непосредственному чувству, отталкивания от всякого рода систематизма и т. д. Таким образом, в процессе становления русского романтического сознания и русского романтического искусства участвовал и общий опыт романтизма европейского. Русский романтизм знает, по крайней мере, два этапа в своем развитии, две волны своего восхождения. Первая волна, как мы уже отмечали, обусловлена была событиями 1812 года и последующих событий. Она породила романтическую поэзию Жуковского и поэзию декабристов, она же породила и романтическое творчество Пушкина. Вторая романтическая волна в России наступает после катастрофы 1825 года, после поражения декабристского восстания. Русский романтизм, в отличие от западного, никогда не противопоставлял себя просвещению и просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму. В этом смысле романтизм в России был как бы не вполне, не до конца романтизмом. Этим объясняется и отталкивание русских романтиков от мистического, и непорвавшаяся связь многих из них с поэтикой классицизма. В трактовке любовной темы русские романтики были явно ближе к Канту и Шиллеру, нежели к романтику Ф. Шлегелю или Новалису. Для них эротомания была проявлением болезни, а не свободы. В своей любовной поэзии не только Жуковский и Веневитинов, но и Лермонтов, и Тютчев в сравнении с немецкими романтиками, кажутся предельно сдержанными и почти целомудренными. И дело тут даже не в свойствах русского романтизма, а в особенностях русской поэзии вообще. Мотивы общечеловеческие и социальные в русской поэзии всегда отодвигали на задний план мотивы чисто индивидуальные, и тем более – индивидуально-плотские, эротические.

Творчество Федора Ивановича Тютчева (в частности философская и любовная лирика Тютчева) давно признано одним из важнейших элементов развития русской литературы XIX века. Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы стихотворение «Весна», которое, на первый взгляд, повествует о том, как все меняется в мире с приходом этой долгожданной поры года. На деле же это стихотворение как яркий образчик любовной лирики Тютчева имеет двойное, если не тройное дно. В нем поэт превозносит любовь вообще (и первую любовь, в частности) как то величайшее чудо, которое способно поразить в самое сердце любого: и того, у кого «браздят чело морщины», и того, кого «гнетет рука судьбины», и того, кого «томит людей обман» и даже того, у которого «сердце полно ран». Опять-таки, мы наблюдаем, как сложность души, разума самого поэта переноситься в любовную лирику Тютчева – его поэзия о любви тесно переплетается с размышлениями о жизни, о судьбах и поступках людей, о предназначении, судьбе и Пути. Исследователи любовной лирики Тютчева также отмечают данный факт и, при этом, свидетельствуют о том, что отдельные стихотворения Федора Ивановича не дают полной картины его творчества и не могут рассматриваться отдельно от остальных. Любовная лирика Тютчева в этом контексте «фольклорична» и «эпична». Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Большинство политических стихотворений Тютчева - непосредственно отклики на значительные события истории России и мировой истории. Источниками вдохновения становились факты реальности(отечественная война 1812 года,выступление декабристов,революции в европе,гибель пушкина,крымская война и т.д.).В поэзии прослеживается несколько социальных мотивов:1)поэт выразил и предопределил свое отношение к словам власть и государство,к ффеномену свободы и к самому николаю1; 2)мотив всепоглащающей любви к россии; 3)мотив всеславянского единства,роли россии.

Афанасий Афанасьевич Фет — поэт природы в очень широком смысле. В более широком, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена. Фет выразил в русской лирике более чем кто-либо то свободное отношение к природе, в которое становился человек как высоко развитый социальный организм, уже создавший «вторую природу» и только после этого получивший возможность увидеть жизнь и красоту первой, а тем самым почувствовать и ощутить собственную свободную и подлинно человеческую сущность.
Но в мире частнособственнических отношений искусство развивается в тяжких противоречиях. И человеческая, свободная природность, для того чтобы выразить себя в искусстве, выразить радость свободного человеческого бытия, потребовала особых, как бы лабораторных условий. Потребовалась известная изоляция от собственно социальной жизни общества, от мучительной социальной борьбы. Фет и другие «чистые» поэты были в силу своей социальной позиции к этому готовы, Но жертвы были велики: «свободное» отношение к природе за счет несвободного отношения к обществу, уход от человечества во имя выражения человечности и т. д., и т. п. Эта внутренняя противоречивость не сразу, а постепенно, и чем дальше, тем больше, даст себя знать.
Саму свежесть (определение, чаще всего применявшееся к Фету, особенно революционно-демократической критикой), богатство человеческой чувственности в лирике Фета рождала русская обстановка середины века. Страна не только сконцентрировала всю мерзость и тяжесть социальных противоречий, но и готовилась к их разрешению, уже как бы отринула их. Очистительная эпоха, предчувствие всеобновляющих перемен взывали к новому человеку и к новой человечности

 

14)Натур.школа,западникиvsславянофилы

Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был полемически переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

Основной доктриной «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Здесь нельзя не усмотреть аналогий с философией деятелей французского Просвещения, провозгласившей искусство «зеркалом общественной жизни», в обязанности которого вменялось «обличение» и «искоренение» пороков

Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков.

Основные принципы «натуральной школы».

Нат. школа следует правилу: близкое сходство изображаемых ею лиц с их образцами. Когда в романе/повести нет образов или лиц, нет хар-ров, нет ничего типического, читатель не найдёт никакой натуральности, не заметит ничего ловко схваченного.Источник обновления литературы - интерес к низшим сословиям и их духовное обогащение. Шла демократизация литературы Гл. жанром б/физиологический очерк, материалы д/к-рого брались их жизни, без прикрас. Им присущи соц. тематика и критический пафос. гоголевские приемы – юмор и ирония, бытовые детали и др. Вершинным д/нат. школы стал 1847 г, когда появилась «Обыкновенная история» Гончарова, повести Салтыкова-Щедрина, первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева.(Н.А.Некрасов, Д.В.Григорович, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, И.И.Панаев, Е.П.Гребенка, В.И.Даль)

Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

 

 

Тургенев.

 Особенности поэтики творчества И. С. Тургенева: «скрытый психологизм», «тональный пейзаж», концентрический принцип построения сюжета, философичность, трагизм повествования.

Особенности поэтики Тургенева:

1.Гений совершенства, красоты, культуры. Эстетика гармонии, совершенство формы и содержания.

2.Необыкновенное социальное чутьё. Тургенев реагирует на все общественные движения, которые происходят в жизни России. Ему интересно всё то, что происходило на тот исторический момент (даны точные временные указания).

Примером тому могут служить его произведения: «Отцы и дети» - ответ нового человека периода появления в России новой демократической идеологии; «Новь» (весна 1868 г.) – начало формирования народнического движения.

3.Тонкий лиризм. Особенно заметен в описании природы. Функция пейзажа очень важна. «Тональный пейзаж» играет заметную роль в тургеневских произведениях: на его фоне происходят очень важные события, помогает понять душевные состояния героев. Природа тоже является героем.

4.«Скрытый психологизм». Заключается в отсутствии внутреннего монолога и потока сознания. Психологический рисунок тайный. Всегда есть дистанция между писателем и героем. Важную роль играют детали (они полны психологического содержания).

5.Концентрический принцип построения сюжета. Особенно заметен в романе «Отцы и дети», где идею преемственности поколений поддерживает концентрическое построение произведения, в которой малый круг – история любви Павла Петровича, большой – повторение сюжета в судьбе Базарова. На протяжении действия романа его главный герой проходит два круга жизненных испытаний. Идею цикличности подчеркивает композиция романа: оба раза Базаров посещает одни и те же места и в той же последовательности: Марьино– усадьба Одинцовой – родной дом.

6.Философичность. Все передовые люди его времени (60-е года 19 в.) вышли из философии Гегеля. В 40-50 г. Влияние философии Гегеля отражается в повестях (всего было 35 повестей: «Дневник «лишнего человека», «Затишье», «Фауст», «Поездка в полесье», «Ася», «Первая любовь» и др.) В 60-х годах Тургенев открывает для себя философию Шопенгауэра, чьё мировоззрение было ему близко.

7.Трагизм повествования. Понятие русского гамлетизма. Герой – дворянин, либерал, русский интеллигент, но не аристократ. Он живёт в русской провинции. Он способен к самоанализу, чувствует себя выше окружающей среды. Трагизм в том, что герой является личностью, переросшей свою среду. Герой болен тоской по абсолюту. Если любовь – то исключительная. Он несчастен и одинок.

 

 

 Роман И.С. Тургенева «Рудин» как попытка психологического осмысления типа героя 1830-1840гг. и как роман «частной жизни».

«Рудин» - 1й роман Тургенева, 1856г. Перед Т. стоит задача показать героя времени современной России. Тургенев писал роман очень быстро (44 дня), придавал ему большое значение, писал с любовью, напряжением, т.к. это был переход в его творчестве от повести к роману, освоение новой жанровой категории. «Способен ли я к чему-либо большому и спокойному?» - писал Тургенев. «Спокойному» - в этом слове реализуются особенности тв-ва Тургенева. Это значит эстетически освоить действительность, стремиться к гармонии и эстетически её изобразить. Имеет глубокое внутреннее содержание. Главный герой оказывается включенным в общественную жизнь страны, в конкретную историческую действительность России.

В этом романе Тургенев не только говорил о разрыве между словом и делом в жизни дворянской интеллигенции, но и продемонстрировал свои симпатии к правителям либерализма, склонным к реформистскому постепенству (образ Лежнева). С позиции Лежнева писатель смотрел на крайний радикализм рудинско-бакунинского толка, пытаясь объективно вскрыть его положительные и отрицательные стороны.

Портрет Рудина имеет много общих черт с портретм Бакунина. Также сходство с Бакуниным обнаруживается и в салонном, полупоэтическом, полуфилософском, красноречии героя. Это произведение имеет 5 редакций. Писатель перерабатывал каждый раз образ главного героя, что породило ряд противоречий в характере главного героя и в отношении к нему других персонажей. Все противоречия как в характере героя, так и в оценке его деятельности следует рассматривать как отражение жизненных противоречий той поры. Нельзя сводить типический образ Рудина только к его прототипу Бакунину, ибо Рудин, как и всякий тип, значительно шире своего прототипа.

Рудин умен, талантлив, благороден, в нем не угас огонь любви к истине, он умеет зажечь этот огонь в других людях, с увлечением говорит о высоком призвании человека, о значении науки и просвещения, критикует бесплодный скептицизм. Наконец, героическая, хотя, в сущности, и бесполезная, гибель Рудина на парижских баррикадах, рассказанная в эпилоге романа, свидетельствует о благородстве героя. Несмотря на эти личные достоинства Рудина, мы обнаруживаем в нем ряд отрицательных черт, которые не только являются следствием отвлеченного воспитания как в дворянской семье, так и в кружке Покорского(реальная ситуация о кружке Станкевича), но и свидетельствуют о том, что Тургенев как художник предощущал приближающееся социальное банкротство дворянства. Рудин не умел ничего делать, и это неумение представлено Тургеневым как исторически обусловленная черта той части дворянской молодежи 30-40хгг. Попытки Рудина действовать, приносить практическую пользу оказываются бесплодными. Тургенев объясняет это, во-первых, слабостью характера своего героя, робостью перед препятствиями, а во-вторых, историческими условиями русской действительности того времени.

Русская действительность той поры не представляла благоприятной почвы для расцвета личности, для раскрытия ее богатейших возможностей. Разлад высокоразвитой, одаренной личности с социальными условиями жизни порождал в среде либеральной дворянской интеллигенции так называемых «лишних людей», «умных ненужностей». В романе «Рудин» Тургенев более объективно оценивает деятельность философских кружков. Рудин и Лежнев (его однокашник) понимают необходимость философского образования и видят положительную роль кружков в развитии русской общественной жизни.

В создании романа «Рудин» сыграли роль личные переживания писателя, его взаимоотношения с Татьяной Александровной Бакуниной, что отразилось в образе Наталье Ласунской. В образе Натальи Тургенев соединил различные качества характера, позднее приведшие писателя к созданию двух психологических типов героинь: кротких и властных. Их характеры раскрываются в моменты напряженного поэтического чувства. Тургенев был очень чуток к человеческим переживаниям, улавливал их тончайшие оттенки.

 Понятия «русский гамлетизм» и «донкихотство» по статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».

В статье "Гамлет и Дон-Кихот" (1860 г) он противопоставлял людей дела и людей рефлексии, утверждая насущную необходимость первых - энергичных, бесстрашных, беззаветно преданных идее и связанных с народом - и осуждая вторых с их эгоизмом, скепсисом, бездеятельностью. Эти идеи были осложнены литературными реминисценциями, облечены в образы Дон-Кихота и Гамлета. 2 психологических типа, 2 коренные противоположности человеческой души. 2 пол. 19 в. – время Гамлетов и Дон Кихотов.

Дон Кихот: стремится достичь истины, добра, предан идеалу. Вера в нечто вечное, незыблемое, в истину. Он весь живет вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам. Считает, что заботиться о себе – постыдно.

Гамлет – сомневается во всём, не удовлетворён собой, осознаёт свою слабость. Анализ прежде всего и эгоизм, а потому безверье. Он весь живет для самого себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами. Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Он скептик - и вечно возится и носится с самим собою; он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением. Ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознает свою слабость, но всякое самосознание есть сила; отсюда проистекает его ирония, противоположность энтузиазму Дон-Кихота. Страдает, сам себя терзает. Его меч – меч анализа.

 

 

Драматургия А.Н.Островского. Роль А.Н.Островского в становлении русского классического театра, жанровое своеобразие, проблематика, система образов. Основные произведения. Анализ одного из произведений.

1.Театр Островского

И. А. Гончаров писал Островскому в а: «Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказался создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра. Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. До Островского не было репертуара вообще, ставили только «Горе от ума» Грибоедова.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах О. изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка не на одного актёра;

«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

2. Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

3. О. сложился как мыслитель и художник в сфере просветительских идей. Вера в разум и отрицание тьмы невежества и произвола, гуманность и просвещение навсегда остались основой его воззрений. Он был из тех молодых людей, которые воспитывались на статьях Белинского и романах Жорж Санд. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», О. довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

4. Образы у О.

Среди многочисленных драматических произведений О. появившихся после «Грозы», большой интерес представляют пьесы, написанные на тему о дворянском разорении. Типы промотавшихся дворян фигурировали и в ранних комедиях драматурга, но лишь эпизодически, изредка. В комедии «Не в свои сани не садись» выведен был, например, отставной кавалерист Вихорев, промотавший своё состояние и намеревавшийся поправить дело выгодной женитьбой на купеческой дочери.

В произведениях второго периода творчества Островского галерея дворянских типов увеличивается. Мы встречаем здесь и представителей титулованной знати, проматывающих остатки больших наследственных состояний, и искателей богатых невест, и авантюристок, рассчитывающих на «выгодную партию», и беспечных прожигателей жизни, и даже самых обыкновенных приживальщиков у богатых купцов.

Особое место в творчестве Островского и во всей русской «снегурочка» драматургии занимает весенняя сказка «Снегурочка» (1873). Островский искусно использовал в «Снегурочке» богатство русской народной поэзии: обрядовые и лирические песни, поверья, свадебные приговоры, местные преданья. Основная мысль сказки Островского может быть выражена в следующих словах. Любовь - могучее чувство, свойственное всякому живому существу, чувство естественное и неизбежное. За краткий миг этого прекрасного, светлого чувства можно заплатить жизнью. Жизнью своей заплатила за несколько счастливых мгновений любви и Снегурочка. Она была целомудренна и холодна. Но с наступлением весны и в её сердце проснулась потребность в любви и радости.

5.  Анализ Грозы.

1.Островский искал и находил поэтический идеал в народной жизни. Раскрывая "жестокие нравы" и несправедливые общественные отношения, Островский всегда выделял в народной жизни все, что свидетельствует о поэтической одаренности народа, характерно для него как для носителя красоты, поэзии, искусства.

Островский видел эту одаренность народа прежде всего в языке, который творит народ, умеющий говорить складно, метко, красиво, в


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.