Братья Карамазовы как роман - теодицея. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Братья Карамазовы как роман - теодицея.

2019-05-27 413
Братья Карамазовы как роман - теодицея. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роман теодицея – роман – оправдание бога, несмотря на наличие зла в мире

Теодицея и исповедь - это первое в европейской мысли проявление личности. В библейском мире теодицея обретает трагический смысл.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Достоевского говорит, что христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Роман пропитан проповедью теократии. Это церковный роман, автор утверждает, что спасение только во власти православной церкви, только она может предохранить человечество от торжества смердяковщины.

Христианская концепция страдания «за грехи всех» оказалась очень удобной для полного утопления в море этих грехов всего личного морального падения Дмитрия Карамазова.

Нравственное разложение и хаос жизни образованных слоев общества-все это Достоевский рисовал черными, сгущенными красками. Изображено «случайное семейство»(цели передачи знаний, идей потеряны), но в нем вражда поколений достигла такой силы, что трое братьев участвуют в убийстве родного отца.

Иван и Алеша – антитеза

Иван испорчен идеями времени. Иван признает истину, заключенную в Христе, но отделяет и противопоставляет ее истине, заключенной в человеке.. Он метафизически разрывает связь между Христом и человеком, абсолютным и относительным, земным и вселенским. Христос дал идеал, но человеку не по силам следовать за ним и милосердней оставить его в состоянии греха и противоречий и затушить несбыточные идеальные порывы к высшей свободе. Иван, как и Инквизитор, отрекается от Христа во имя любви к человеку, сострадания к его несовершенству. Он отвергает возможность достижения утопического идеала, кот. Воплощен в образе Христа, а следов. И само развитие в человеч. Природе.

Алеша верит, что человеческая природа заключает в себе возможность безграничного развития и достижения высших иделов, что она достойна той свободы, на которой основывал свое учение Христос. В Алеше языческие, «земные» стихии карамазовской породы преображаются под влиянием его духовного отца, старца Зосимы, в могучую жизнеустроящую силу. Алеше предстоит практически доказать, что идеал высшей гармонии не противостоит природе человека и возможен в мире.

Д. интересуют принципы церковности, нравственно-религиозные идеалы человека вообще. Некоторые его взгляды отражены в поучениях Зосимы, записанных Алешей:

-идея виновности перед всеми

-любовь к каждой твари

-высокая и всеобъемлющая духовность мировой жизни.

Идейные концепции романы заключают в себе резкие антитезы: церковь, основанная на принуждении и соблазнах верующих, и церковь, основанная на свободной вере; признание духовной мировой гармонии и ее неприятие.

Зло создано человеком, а не богом, пока человек это не поймет, мир не изменится.человеку дается свобода, принимать бога или нет.

М.Бахтин делит героев романа на:

1) современных язычников (Ф.Карамазов)

2)нераскаявшихся грешников (Ракитин)

3)верующих (Зосима, Алеша, Григорий)

4) атеистов (Иван, Смердяков)

5) кающихся грешников (Митя и Грушенька)

 

ЧЕХОВ

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов высмеивает уродливые стороны жизни. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.).

Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Разнообразие тематики чеховских произведений и число их до 1888 г. поражают. Так, в 1883 г. он пишет 120 произведений, а в 1885 г.—129. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6). Обрядовая сторона русской жизни, с её постами, именинами и церковными праздниками, семейно-бытовые сцены, служебные отношения, общественная деятельность—всё это входит в поле зрения наблюдательного автора. Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе.

В этих «пёстрых» рассказах Чехов показывает всю классовую и сословную лестницу русского общества, начиная с деревни, продолжая городским мещанством, купечеством, интеллигенцией и кончая дворянством, столичным, и провинциальным. Маленький чиновник Червяков, чихнув в театре на лысину генерала, после неоднократных и неумелых попыток извиниться перед генералом умирает, боясь суровой расплаты за своё «преступление» («Смерть чиновника»). Это анекдот, но анекдот, в котором сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии запуганного человека. Отставной унтер Пришибеев, добровольный шпион, и тупо» самозванный администратор, по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Он терроризирует деревню, в которой живёт, приказывая, чтобы «песней не пели, вечерами не сидели с огнём», не собирались на улице. Он один знает порядки, как «обходиться с людьми простого звания» («Унтер Пришибеев»). Унтер Пришибеев в глухую пору реакции 80-х годов вырастал в фигуру всероссийского «городового», олицетворяя сущность самодержавно-полицейской власти в России.

Показательно, что годы перелома в творчестве Чехова сказались прежде всего в уменьшении самого количества его произведений.

Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Чехов ведёт беспощадную борьбу с гнилой «тиной ужасающих мелочей», уродующих жизнь.

В 1898 году были написаны «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка». Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся над духовным убожеством мещанина, то в этих произведениях обличает обывательщину как страшное общественное зло.

 Рассказ «Человек в футляре» завершил тему, которая прошла красной нитью через все творчество Чехова,— тему разоблачения реакционной и трусливой сущности царского режима. Отгороженный от жизни своим футляром — тесной, похожей на гроб спальней, темными очками, калошами, зонтиком, фуфайкой, Беликов боится всего: книг, свободной мысли, смеха, езды на велосипеде, Всякий, не предусмотренный циркуляром поступок, вызывает у него чувство страха: «Как бы чего не вышло». «Человек в футляре» — это смертный приговор строю, порождающему Беликовых.

Глубоко ненавистен Чехову земский врач Старцев («Ионыч»). Старцев мечтал о любви, о красивой жизни, но засасывающее влияние окружающей его мещанской среды убило все хорошее, превратило его в обывателя, смысл жизни которого— бессмысленное накопление. Старцеву безразличны люди, безразлично будущее страны, в которой он живет. Страсть к желтеньким и зелененьким бумажкам убила в нем человека и гражданина.

Рассказы Чехова 90-х годов выполняли задачу, которую Писарев считал одной из важнейших в процессе подготовки революции: «Обывателя встряхнуть, превратить его в гражданина».

Он пишет о взяточничестве, бюрократизме, подхалимстве, протекционизме, общественном равнодушии и других гримасах, тогдашней уродливой жизни. В рассказе Чехова «Страх» есть фраза: «Мне страшна главным образом обыдёнщина, от которой никто из нас не может спрятаться». Вот эту обыдёнщину, характерную для периода общественного упадка, эту власть жизненных мелочей изображает Чехов с замечательным мастерством. Произведения, изображающие пошлость в жизни, были чрезвычайно разнообразны. Останавливаться долго на каждом из них писателю было излишне. Важно было дать им название, поставить диагноз, обратить на них внимание. Медик по образованию, Чехов так и делает: он ставит диагноз одному явлению, затем переходит к другому, третьему. Страницы его произведений— это многочисленные «истории болезней» его эпохи.

Чехов-драматург

Чеховская драма – это синтез символического и реалистического. Основные принципы Чеховской драмы:

 - предметом исследования становится повседневный быт,

- отказ от моногероя, нет главных или второстепенных персонажей, каждый герой в опр. момент становится центральным,

- нет традиционного события или конфликта, из которого вырастает действие,

- сюжет восходит к новеллам-прозрениям,

- главный источник драм. действия – ожидание события, чаще этим событием становится счастье, которое так и не наступает.

Смысл произведения выражается в подтексте (подводном течении). Суть подтекста, что за неподвижными деталями скрывается внутренний поток эмоций. Ч. создает новый жанр – трагикомедию, где комическое и трагическое невозможно отделить друг от друга.

Нет у Чехова и привычного для драматургии деления действующих лиц на положительных и отрицательных. Отличаются пьесы Чехова и своей интеллектуальностью: в них мало действия и много высказываний, выражающих мысли, взгляды, настроения действующих лиц. Само действие часто прерывается эпизодами и деталями, не имеющими никакого отношения к сюжету.

Эти особенности пьес Чехова в полной мере проявились в “Чайке” (1895 г.), “Дяде Ване” (1897 г.), “Трех сестрах” (1901 г.), “Вишневом саде” (1903 г.), положивших начало новому этапу в развитии мирового драматургического искусства.

Пьеса «Вишневый сад» была закончена А. П. Чеховым в 1903 году, когда новый век стучался в двери. И хотя в ней отражены реальные общественные явления тех лет, пьеса оказалась созвучна настроениям последующих поколений —в ней затронуты вечные проблемы: это недовольство жизнью и желание ее изменить, разрушение гармонии между людьми, их взаимная отчужденность, одиночество, ослабление родственных связей и утрата духовных корней.

Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции.

Ожидание изменений — вот главный лейтмотив пьесы.

Центральный образ пьесы — вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад — это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ — символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада. Основной внутренний конфликт пьесы в непонимании между поколениями.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.