Какие особенности присущи детям с нарушениями зрения? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Какие особенности присущи детям с нарушениями зрения?

2019-05-26 494
Какие особенности присущи детям с нарушениями зрения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зрение обеспечивает восприятие более 80% информации о внешнем мире, является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях и лежит в основе выполнения большинства видов человеческой деятельности. Нарушения зрения вызывают у ребёнка большие затруднения в познании окружающего мира, сужают социальные контакты, ограничивают возможности заниматься многими видами деятельности.

В зависимости от степени расстройства зрительной функции дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабовидящих, а в последнее время некоторые исследователи выделяют подкатегорию детей с пониженным зрением (пограничное зрение между слабовидением и нормой) — это дети с функциональными   нарушениями зрения, амблиопией и косоглазием и др.        Для психического и физического развития ребёнка существенное значение имеет время наступления зрительного нарушения. В зависимости от времени наступления слепоты выделяют следующие категории незрячих: слепорождённые, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трёх лет жизни. Нарушения зрения в той или иной степени приводят к вторичным отклонениям психического развития.

К слепым (незрячим) относятся лица с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. Чем раньше наступила слепота, тем более заметно своеобразие психофизического развития ребёнка: затруднения в формировании вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в приобретении нового предметно-пространственного опыта, появляется дефицит мотивационного компонента внимания, что может привести к вторичной задержке психического развития. Речь незрячего ребёнка развивается теми же темпами, как у зрячего (в возрасте 1,5—2,0 лет он использует речь в качестве основного средства общения со взрослым), однако по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром. Асинхронно развивается игровая деятельность: она протекает в виде стереотипных движений, но сопровождается значительно более высоким уровнем развития речи.

Незрячий ребёнок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Сохранность анализаторной системы, на которую опирается мыслительная деятельность, составляет основу развития мыслительных процессов и операций. Характерными чертами личностных особенностей детей с нарушениями зрения являются деформация социальных контактов, изменения в динамике потребностей, сужение круга интересов.

Отличие ослепших детей от слепорождённых детерминировано временем потери зрения: чем позже ребёнок потерял зрение, тем больше у него объём зрительных представлений, который можно воссоздать за счёт словесных описаний. Исследователь В. С. Суворов выделяет следующие типы поведения детей с нарушениями зрения школьного возраста непосредственно после его утраты, т. е в период осознания нарушения:

1) безразлично вялый (проявляет безразличие к своему состоянию, ничего не предпринимает для восстановления своего положения);

2) рассудительно волевой (на преодоление нарушения направляются определённые усилия);

3) контрастный (неустойчивый) (имеют место перепады настроения: депрессия сменяется мобилизацией сил на преодоление последствий нарушения).

Очевидно, что эти характеристики применимы и для различных групп обычных детей того же возраста.

К слабовидящим относится подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. При слабовидении речь идёт о значительном снижении остроты зрения, однако зрительный анализатор при слабовидении остаётся ведущим в учебном процессе.

Среди основных психологических особенностей слабовидящих детей исследователи называют:

• снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);

•трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью;

• бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции; своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт: в одних случаях — неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность;

• своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Известный психолог Л. С. Выготский отмечал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

Особое значение в компенсации зрительного нарушения для незрячих и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:

• осязание является ведущим фактором компенсаторного развития незрячего, так как посредством осязания происходит познание слепым ребёнком окружающего мира, получение информации о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении;

• с помощью слухового восприятия ребёнок с нарушением зрения получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве (с помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды, они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди);

• речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребёнком сенсорный опыт, обобщает его; словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и различению.

Знание компенсаторных механизмов может помочь педагогу в создании необходимых условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса для детей с нарушениями зрения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.