Монгольская эпоха в этнической истории — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Монгольская эпоха в этнической истории

2018-01-28 406
Монгольская эпоха в этнической истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вхождение Южного Урала в состав Золотой Орды. Период XIII-X V вв. (время становления империи Чингисхана и государств его потомков) стал переломной эпохой в жизни многих евразийских народов. В конце XII в. начинается строительство будущей великой империи Чингисхана с жесткой военной организацией, в основе которой лежал улусный принцип перераспределения пастбищ и кочевых уделов (улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю). Став после избрания на курултае (совете представителей аристократии монгольских племен) повелителем всех монгольских народов, Чингисхан сразу же провозгласил политику широкой военной экспансии. Социальные конфликты и напряженность внутри Монголии, недостаток пастбищ и скота привели к тому, что весь народ стал участником этой политики. С расширением границ военные столкновения подходили все ближе к Южному Уралу.

Присоединение южноуральских территорий к империи, по всей видимости, проходило в два этапа. В результате походов Джучи (старшего сына Чингисхана) 1207-1208 гг. на Сибирь и Иртыш во владения старшего Чингизида попали все земли от Алтая до Урала, в том числе и лесостепное Зауралье. Вероятно, жизнь местного угорского населения мало изменилась в этот период. Небольшие городки-крепости не могли представлять серьезной опасности для монгольской армии, но вряд ли они сильно интересовали татаро-монголов. В 1219 г. Джучи ушел в длительный разведочный рейд по казахстанским кочевьям кыпчаков. Следующие несколько лет Чингизиды были заняты покорением степняков и богатых городов Средней Азии.

После разгрома кыпчаков Джучи-ханом оставшееся насе-ление, по данным арабских источников, бежало к «иштякам». Скорее всего, речь идет об угорском населении, остяках (южных ханты), или зауральских башкирах, которых часто путали с уграми. Территория Южного Зауралья оказалась поделенной между местными угорскими вождями, канглами и кыпчаками. Такая подвижка кочевого населения в лесостепь должна была вызвать процесс передела сфер влияния в экономике и политике между пришлой и местной знатью. С XIII в. усилились этногенетичес- кие процессы, в результате которых в ходе смешения угорского и тюркоязычного населения формировались основы некоторых групп сибирских татар.

Курултай 1229 г. закрепил границы империи до реки Яик (включая западносибирские и южноуральские степи), завершив таким образом подчинение Южного Зауралья монголами. Юж-ное Зауралье стало частью Монгольской империи. Свидетельств о существовании здесь собственно монгольской администрации нет. Сохранялись права части кочевых племен, в том числе кыпчаков и канглов. Из их же числа в течение некоторого времени назначалась местная администрация.

В 1229 и 1232 гг. монголы предприняли попытки покорения Волжской Булгарии. Однако им не удалось пройти дальше Яика, где стояли «болгарские сторожеве» (засечные линии). Упорное сопротивление оказали и местные кочевые племена канглов, кыпчаков, приуральских башкир. В 1235 г. на курултае было принято решение о завоевании западных стран. Уже к весне 1237 г. вся территория Южного Урала вошла в состав улуса Бату, позднее получившего название «Золотая Орда».

Территориальное и административное оформление Золотой Орды произошло в 1242/1243 г. (после возвращения хана Бату из похода на Русь и Центральную Европу). Улус Джучи сильно уве- 76 личился. Центр его располагался в Сарае, где была ставка Бату- хана. Он разделил свой улус на несколько уделов среди своих братьев. Самым крупным в Золотой Орде являлся личный улус самого Бату, включавший в себя все левобережье Среднего и Нижнего Поволжья, территорию Волжской Болгарии и современного Башкирского Приуралья к югу от реки Белой. Видимо, башкиры заключили с татаро-монголами договор о дружбе и союзе, после чего основные силы башкир использовались в дальнейших военных акциях. Вторым по величине и значимости был улус Орды-Ичена (Еджена), охвативший крайние восточные районы улуса Джучи. Зауральская часть Южного Урала принадлежала Шибану. Все три улуса находились в состоянии постоянного взаимодействия. Властители улусов носили титул хан, что свидетельствовало об относительной самостоятельности улусов. Хотя Бату признавался старшим из них, остальные находились от него первое время только в номинальной зависимости (утверждение правомочности их выборов, внешние дела; возможно, небольшая часть собранной дани и войсковая повинность). Менее значительные уделы получили еще 12 сыновей Джучи.

Сведения о распределении южноуральских земель в составе Золотой Орды сохранились в башкирской легенде. После раздела всей территории «каждый род и племя получили предназначенные им тамги-знаки, оран (боевой клич), дерево и птицу». Все это символизировало принадлежность человека к данному роду, племени тамга (мифического родового героя), связь с окружающим миром через объекты тотемизма (дерево, птица). Смена религиозных символов, получение новых от имени хана, видимо, означали выработку новой идеологии. У башкир обычай ставить тамгу, определять каждому роду его птицу и клич сохранялся очень долго.

Вероятно, для монголов подобный жест являлся своеобразной переписью населения, так как обложение налогом последовало после получения тамги, орана, дерева и птицы. Налог в пользу монголов также назывался тамга. Но существовали и побочные поборы. Известно, что башкиры должны были поставлять дой-ных кобыл и меха, соколов и кречетов для ханской охоты. По-мимо налогов южноуральские народы привлекались к несению военной службы.

Улус Шибана. Шибаниды. Зауральская часть Южного Урала принадлежала брату Бату Шибану. По легенде, Шибан получил этот улус от самого Чингисхана. Венгерский монах Юлиан, побывавший в Золотой Орде в 1236 г., указывал, что земли к востоку от Яика вплоть до песков Каракумов принадлежали улусу Шибана. Бату за храбрость выделил Шибану четыре омака из своих подданных «от поколений Курасов, Найманов, Карлуков и Уйгуров». Подобный состав улуса должен был привести к окончательному расколу единой Дешт-и-Кипчак.

Размещение туменов Шибана в урало-казахстанских степях было не случайным. Прежде всего монголы вновь столкнулись здесь с сопротивлением оставшихся в тылу башкир, а также бежавших к ним с юга кыпчаков. Проверенные в боях воины Шибана могли дать им отпор. Кроме того, известно, что Шибан был фактически единственным человеком в Орде, которому доверял Бату. И, вероятно, по замыслу Бату, именно Шибан должен был обеспечивать буферную зону между Золотой Ордой и улусом Гу- юка (старшим сыном великого хана Угедея) со столицей империи Каракорумом. Судя по всему, Шибан с этой задачей справлялся успешно. Во всяком случае известно, что Бату и Гуюк даже вместе выступали в некоторые походы. Урало-казахстанские степи рассматривались и в качестве более короткого и безопасного летнего пути между Сараем и Каракорумом. Экономическая роль зауральских земель как части Золотой Орды неизвестна. На основании данных итальянского путешественника Марко Поло, можно предположить, что южные земли были пригодны для кочевания, а северные — для активной охоты [4].

Срединное положение улуса Шибана, вероятно, отразилось и во встречаемом в некоторых источниках названии его как «Йуз- орды». Очевидна его связь с более поздним названием трех казах- 78 ских Жузов. Возможно, что мы имеем дело с названием-перевер- тышем: Орта-йуз — Орта жуз (Средний Жуз у казахов).

Очевидно, что даже в первые годы это объединение сложно было назвать государством. После же смерти самого Шибана, оставившего 12 сыновей, оно должно было включать в свой состав несколько независимых улусов. Государство кочевников рассматривалось как собственность всей правящей династии. По этой причине каждый достигший «возраста самостоятельности» царевич получал иль — определенное количество кочевых орд с соответствующим количеством земли. Подобная традиция не могла не вести к постоянному дроблению земель, хотя в большинстве случаев все члены династии признавали главенство одного из них в качестве верховного хана. Власть в роде Шибана передавалась от отца к сыну (т.е. по прямой линии) в течение нескольких поколений.

Пожалуй, наиболее известным шибанидом можно считать Тохтамыша. К началу 80-х гг. XIV в., опираясь на поддержку и войска самаркандского эмира Тимура (Тамерлана), он сделал головокружительную политическую карьеру — от царевича-изгоя до полновластного правителя Золотой Орды. Тохтамыш разогнал или ликвидировал всех возможных соперников в борьбе за ханский престол, присоединил отколовшиеся стараниями эмира Мамая западные области государства (улус Ногая), окончательно добил Мамая после его поражения на Куликовом поле. После победоносного похода на Москву (1382 г.) в отношениях Тохтамыша с Тимуром наступил коренной перелом. В 1388 г., воспользо-вавшись походом Тамерлана в Иран, Тохтамыш совершил набег на Бухару. Тимур, оставив свои дела на востоке, выступил в поход против Тохтамыша. В 1391 г. армия Тимура вышла на левый берег реки Яик, форсировала ее и таким образом оказалась на территории современного юго-восточного Башкортостана. Через неделю войско Тохтамыша было настигнуто. 18 июня на берегах реки Кундурчи состоялось генеральное сражение, в котором армия Тохтамыша потерпела полный разгром.

Применив разработанную еще Чингиханом тактику облавной охоты, Тимур направил отряды и в пределы приуральских башкирских кочевий. Столкновение башкир с Тимуром нашло отражение в башкирском эпосе. Так, в историческом предании «Последний из Сартева рода» рассказывается о трагической судьбе одного из башкирских родов, полностью погибшего в неравной битве с барласами (монгольское племя в Средней Азии) Тимура. С незапамятных времен с его именем связывают памятник мемориальной архитектуры у села Варна — башню Тамерлана (говорят, что здесь похоронен грозный владыка Востока). Другие легенды повествуют о том, что на этом месте была захоронена одна из жен грозного завоевателя Кэсенэ (отсюда еще одно название памятника — «Башня Кэсенэ»). Рассказывают, что башня была построена по воле Тамерлана, решившего увековечить память о трагической гибели жены. По преданию, тамерлановские воины выкрали Кэсенэ и насильно увезли в Бухару. Ее жених Минги- рей, преодолев множество преград, спас девушку. Молодые на «верном скакуне» отправились в родные края. Тамерлан, страстно полюбивший полонянку, в гневе и отчаянии велел догнать беглецов. На том месте, где сейчас стоит башня, они были настигнуты спящими. Мингирея, не успевшего проснуться, сразу же зарубили. Кэсенэ, увидев это, заколола себя кинжалом. По велению Тамерлана, тело Мингерея было по кускам разбросано по полю (поэтому здесь, согласно легенде, кружилось множество ворон, а само место названо «Вороньим полем»). Кэсенэ же похоронили с почестями. За две тысячи верст возили для мавзолея камни, и на каждом из камней было высечено имя гордой девушки.

Еще в XIX в. предпринимались попытки произвести раскопки в мавзолее на озере Кисяне, чтобы узнать, для кого же он был построен. Во время раскопок Э.Ю. Петри нашел на полу мавзолея кости человека, ниже — угли и пережженные кости. Еще глубже оказалась могила, в которой находился лубок с черепом женщины. Шея погребенной была обмотана шелковой тканью, на черепе лежали две золотые серьги с двумя жемчужинами, у шеи — ру- 80 бин, на пальцах рук были два золотых перстня, украшенные арабесками и небольшими зеленовато-голубыми камнями. Так что, возможно, древняя легенда имеет под собой некоторую почву.

Престиж Тохтамыша упал. В 1398 г. Токтамыш был вынужден бежать в Чимги-Туру (Тюмень). В 1405 г. он погиб в сражении с войсками Едигея, основателя Ногайской орды (с 1399 г. правитель Золотой Орды).

Постепенно потомки прямых наследников Шибана обособились, образовав новые ветви рода Шибана. В результате в начале XVI в. в Мавераннахре и Хорезме возникло два самостоятельных ханства под главенством Шибанидов. Другим следствием раскола в улусе Шибана явилось то, что уже в 20-х гг. XV в. на коренной территории Шибанидов одновременно правили несколько независимых правителей. Одним из наиболее заметных из них являлся Абулхайр, провозглашенный ханом весной 1429 г. При поддержке некоторых предводителей ногайцев (мангытов) и большинства кочевых племен и родов улуса Абулхайру удалось подчинить большую часть Восточного Дешт-и-Кипчака (Узбекского улуса). С Узбекским улусом Абулхайра напрямую было связано появление Казахского ханства (Казакстана) и собственно казахов-казаков (См.: Ч. II. Казахи: Этногенез казахов).

Столицей Сибирского ханства Шибанидов был город Искер, завоеванный русскими казаками во главе с атаманом Ермаком в 1581 г. Правитель Сибирского ханства Кучум дважды неудачно пытался вернуть столицу. После второй попытки был убит ногайцами (мангытами) за набеги отца в их Юрт.

Династия Шибанидов в Мавераннахре правила до конца XVI в. Таким образом, в конце XVI в. почти одновременно прекратили свою историю две ветви рода Шибана. Самой продолжительной оказалась история хорезмской ветви Шибанидов — в низовьях Амударьи потомки Шибана правили с 1511 по 1695 г. включительно.

Шибан и его прямые наследники кочевали в пределах установленной территории, являясь ее номинальными владетелями.

В фактическом управлении улусом, сборе дани они должны были опираться на местную знать. Могли сохраняться владения небольших князей угорского или тюркского происхождения, включенные в систему золотоордынского управления. Археологические памятники в Зауралье (ряд их особенностей), относящиеся к этому времени, находят свои аналогии на востоке Великого пояса евразийских степей (у кимаков) и даже в более ранних временах на Алтае и в Южной Сибири (у ранних тюрок). Таким образом, есть основания предполагать, что какие-то сибирские племена, вошедшие в состав Золотой Орды, а точнее — в улус Шибана, получили кочевья в степях Южного Зауралья. По своей этнической принадлежности это могли быть прямые потомки кимаков.

Распространение ислама в степях. Большое значение в формировании отдельных степных народов имело распространение ислама. В домонгольский период кочевые народы степи были почти не затронуты исламом и его культурой. Правда, согласно легендарному известию, в 1043 г. ислам приняло кочевое население (около 10 ООО кибиток), жившее зимой по соседству с Чуйской долиной в Семиречье, летом - в степях близ страны волжских булгар. Золотая Орда с самого начала своего существования подверглось воздействию мусульманской религии и культуры как изнутри (со стороны местного населения булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма), так и извне (из близкой Бухары и далекого Египта). Этому способствовал и военный союз, заключенный между ханами Золотой Орды и мамлюками Египта, направленный против персидских монголов — ильханов.

В истории внедрения мусульманства в Золотой Орде четко выделяются три этапа: при хане Берке, хане Узбеке и при эмире Эдигее.

Принятие ислама ханом Берке не привело к массовой ислами- зации основного населения государства, заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. Последующие за Берке ханы были язычниками. «Они не исповедовали ислам до появления Узбек-хана». 82

Узбек-хан из рода Бату владел монгольским и тюркским языками, отличался доблестью и отвагой, соединенными с проницательностью, почтительным отношением к законам и постановлениям Чингисхана. Сам приход к власти молодого царевича был подготовлен теми кругами Чингизидов и тюрко-монгольской кочевой аристократии Джучиева улуса, которые стояли за ислами- зацию и централизацию государства. В 1321 г. Узбек-хан принял ислам, мусульманское имя Мухаммад и стал именоваться Султаном Мухаммадом Узбек-ханом, а ислам сделал официальной религией Золотой Орды.

Однако и во времена Узбека, как показывают источники, сохранялась толерантность по отношению к другим религиям. Так, Ибн-Батута писал, что в столице Золотой Орды при Узбек-хане было «13 мечетей для соборной, одна из них шафийская. Кроме того, чрезвычайно много других мечетей. В нем (Сарае) живут разные народы, как-то: монголы - это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кыпчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет на своем участке отдельно». В другом источнике XIV в. говорится, что население Золотой Орды многочисленно и различно по составу и что наряду с христианами между ними «есть мусульмане и неверные».

Среди башкир распространение ислама связывают с вре-менем правления Узбек-хана. По крайней мере, еще при жизни Узбека в Башкирию был направлен мусульманский судья-кади и мусульманские проповедники. Имя одного из них — Хаджи Хусейн-бека сына Омар-бека из Туркестана, скончавшегося в 1339 г., дошло до нас благодаря эпитафии на камне, установлен-ном в мавзолее Хусейнбека (поселок Чишма, Башкортостан). Известны еще несколько погребальных памятников мемориальной мусульманской традиции на территории расселения башкирских племен в золотоордынское время. Сегодня на территории степей Урала и Северного Казахстана насчитывается до 20 мавзолеев, которые возводились, как правило, над усыпальницами кочевой аристократии. Наиболее известным таким памятником на территории Южного Зауралья является мавзолей Кэсенэ (Варненский мавзолей, башня Тамерлана), датируемый исследователями XIV- XVI вв. Однако это не опровергает тезиса, что распространение ислама успешнее всего шло в среде властной элиты и городского населения Золотой орды. Кочевая степь в XIV в. в целом остава-лась поверхностно затронутой мусульманством, и жители степи в массе своей были еще во власти прежних языческих воззрений.

В начале XV в. эмир Едигей предпринял попытку насильственного внедрения ислама в среду кочевого населения Золотой Орды. По словам итальянского купца Иосафата Барбаро (XV в.), «магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около 110 лет тому назад. Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а вообще каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Поэтому были и такие, которые поклонялись деревянным или тряпочным истуканам и возили их на своих телегах. Принуждение же их принять магометанскую веру относится ко времени Едигея, военачальника татарского хана». Но и силовые методы не привели к полной победе ислама в степи. Однако на всей территории Золотой Орды оформились единая культура (в религиозном плане — смесь ислама и традиционного шаманизма и тенгризма), единый язык (различ-ные наречия кыпчакской ветви) [1.С. 264-275].


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.