Вопрос 1.Предыстория социологической науки. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 1.Предыстория социологической науки.

2018-01-14 336
Вопрос 1.Предыстория социологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1.Предыстория социологической науки.

Социология как наука возникла еще в середине 19 века, но уже до этого существовали предпосылки к ее возникновению.

Социальное знание известно с тех пор, с каких дошли до нас четко зафиксированные документы: законы царя Хамураппи (28 в. до н. э.), первые социальные конфликты – восстания рабов (древнеегипетские документы). Зачатки социальной аналитики появились в древнеиндийских документах. В них четко видна попытка установить причинно-следственную связь.

Существует 3 этапа социологического познания:

  1. накопление социальных факторов, их фиксация
  2. социальная аналитика
  3. зарождение социальной политики

Во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в Китае существовал ряд философских школ, которые рассматривали социальную проблематику, что являлось помощью правительству в управлении социальным процессом:

  1. конфуцианство (6-5 в. до н.э.) основной упор на преемственность поколений
  2. (демократы)школа моизма (5 в. до н.э.) интересы среднего класса борьба за соц равенство (принципы за бережливость, против музыки, за бережливость при захоронении)
  3. школа закона исключение морали из практики социального управления (закон выше всего, юстиция)
  4. школа имен (вернуться к истокам – первоначальные имена и названия)
  5. Дао основной принцип – все социальные процессы должны саморегулироваться, общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур

Выдающийся вклад в социальную аналитику внесла античность

Период золотой классики (4-2 в. до н.э.). Платон и Аристотель

Платон – автор первого в истории труда по социологии «Государство»

Стабильное общество:

  • Высший класс (мудрецы)
  • Средний класс (воины)
  • Низший класс (ремесленники, крестьяне)

Взаимное уважение, общность интересов, общая идея справедливости, люди равны, лишение частной собственности.

По сути эта работа являлась первой в истории теорией стратификации.

Аристотель – автор работы «Политика»

Опорой порядка в обществе является средний класс. Государство лучше всего управляется, когда масса бедняков не устраняется от участия в управлении, ограничены интересы самых богатых людей, средний класс должен быть многочисленнее и сильнее, чем два других.

Моральное улучшение людей – улучшение общества.

Частная собственность развивает здоровый эгоистический интерес.

Основные формы управления:

  • Правильные (власть служит обществу) монархия, аристократия, полития
  • Неправильные тирания, олигархия, демократия

С победой крестьянства социальная аналитика была отброшена на несколько столетий назад.

Арабская цивилизация сохранила все рукописи, документы в то время, как в Европе все сожгли.

Ибн Хальдун (12в) «об истории становления арабской нации «Мукаддима» - наиболее общие закономерности становления человечества.

В Европе возвращение социальной мысли – эпоха Возрождения

Просвещение (17-18вв). Все подвергается сомнению. Основная идея: главное предназначение общества и государства является достижение благополучия и счастья каждым гражданином общества.

Макиавелли – впервые начал изучение поведения политического лидера.

3 закона:

  1. нашими действиями правит честолюбие, мотив власти, страх потерять, страсть приобрести
  2. умный правитель не должен выполнять все свои обещания
  3. творить зло надо сразу, а творить добро – постепенно

Макиавилизм – цель оправдывает средства

Томас Гоббс (16-17вв) теория общественного договора: взаимный страх, война всех против всех, только с появлением государства появляется собственность, начало учению о гражданском обществе.

К концу 18 – нач 19 вв завершается формирование менталитета нового времени.

3 основных идеи:

  1. принцип равенства людей по отношению друг к другу
  2. признание высшей ценностью и целью существование общества – благополучие и счастье каждой отдельной личности
  3. научный скептицизм

Эволюционная теория

По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:

1) интеграция форм общественной жизни;

2) увеличивается дифференциация;

3) определенность.

Через призму этих трех критериев Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям,

как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.

Так, на основе этих трех критериев Спенсер выделяет четыре типа обществ.

  • Простые (несвязность социальных реальностей)
  • Сложные (присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда)
  • общества двойной сложности. ( политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства)
  • общества тройной сложности. ( По Спенсеру, это наиболее развитые современные страны мира)

Вопрос 7. Основные понятия и принципы социологии Дюркгейма. Работа Дюркгейма «Метод социологии».

Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей.

Среди его работ: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные и “реальные” суждения», «Материалистическое понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика и социология», «Социология и социальные науки» и др.

Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени – Л.Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма.

Э. Дюркгейм провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.

Труднее обстояло дело с определением самостоятельности социологии по отношению к

психологии, которая, будучи тоже эмпирической наукой, через изучение психики человека в конечном счете выходила на интерпретацию его поведения. В этой связи Э. Дюркгейм пишет работу «Правила социологического метода» (в русском переводе – «Метод социологии»), в которой весьма рельефно показано, в чем же суть предмета социологии, её отличие от психологии.

В противоположность социального номинализма, характерного для его предшественников, им был обоснован принципиально иной взгляд на общество, его структуры и людей – социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность:

1. автономна по отношению к другим видам реальности,

2. развивается по своим собственным законам;

3. имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается вторичной..

В концентрированной форме свое методологическое кредо ученый изложил в знаменитой формуле: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”. По Э. Дюркгейму, социальные факты в принципе отличаются от фактов психологических. Отличие это двоякое. Во-первых, социальные факты являются внешними по отношению к индивиду (психологические факты им мыслились как внутренние, главным образом относящиеся к психике индивида). Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характера поведения людей. Отнюдь не случайно ученый подчеркивает, что социальные факты по своей сути являются вещами, что нельзя сказать о фактах психологических или философских понятиях.

По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:

1) материального характера:

– само общество;

– его социальные структуры (государство, религия, право);

– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;

2) нематериального, духовного характера:

– мораль, ценности и нормы;

– коллективное сознание;

– коллективные представления, верования.

Ппредметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные

В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его социальных структурах, так и поведении индивидов.

 

Вопрос 20.Чикагская школа

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Она опира­лась в мировоззренческом плане на протестантскую рели­гиозную традицию, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносео­логическом на эмпиризм. Значительное влияние на мето­дологические позиции школы оказала философия прагма­тизма, автор которой — Джон Дьюи — также работал в эти годы в Чикагском университете.

Школа возникла на базе первого в США факультета со­циологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 г. Сам университет был осно­ван семейством Рокфеллеров. С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 г. (American Journal of Sociology), который значительно отличался по характеру от «движения социальных опросов», характерных. В перечне исследований школы значительное место занимали такие пробле­мы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершенно­летних, выполнения закона о бедности. Объектом исследо­вания являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяжничество, городские районы порока, банды, самоу­бийства, психические заболевания, «сухой закон», рели­гиозные секты.

Еще один значительный пласт исследовательской рабо­ты чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в услови­ях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изуча­лись средства массовой информации, коллективное само­выражение и культурные изменения как результат дея­тельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, заба­стовки, динамика цен на землю.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854-1926). Первыми лидерами, создававшими социологическую шко­лу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Значитльный вклад в ее становление внесли так­же Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули.

Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня — урбанистическая социология, проблемы соци­альной окружающей среды.

Выделяют три поколения в развитии Чикагской социо­логической школы.

Первое поколение охватывает период развития с осно­вания школы до Первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом факультета и глав­ным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других фа­культетов Чикагского университета: Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Именно первое поколение Чикагской школы (Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон) утвердило либерализм в каче­стве основной социально-философской доктрины социоло­гической школы.

В совместной работе с Ф. Знанецким У. Томас детально исследовал именно систему социальных установок и пока­зал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необхо­димостью возникают в

Второе поколение Чикагской школы охватывает соци­ологов, в полной мере проявивших себя между Первой ми­ровой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбаниза­ции, социология семьи, социальная дезорганизация.

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с именем руководителя фа­культета У. Огборна (1886-1959). Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством до­клад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской соци­ологии с местного на общенациональный уровень.

Третье поколение, помимо Огборна, представлено так­же именами Эверетта Хьюза, Сэмюэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после Второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

Лидеры четвертого поколения — Герберт Блумер и Моррис Яновиц. Герберт Блумер (1910-1987)— предста­витель психологического направления. Блумер продолжа­ет традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцен­трирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм». Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XX-XXI вв. яв­ляются экологические процессы в большом городе; соци­альная организация и дезорганизация; формы социально­го и личностного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отноше­ния; общественное мнение; средства массовой информа­ции; отклоняющееся поведение и преступность; демогра­фические сдвиги; методика и техника социологических исследований.

 

Конспирология.

Александр Дугин. Конспирология объединяет широкий круг социологических теорий, в которых развитие общества рассматривается как борьба тайных и явных сил. Рейган: "страна Мордор" – о Советском Союзе. Наши идеологи перевели это как "империя зла". Члены тайных обществ пытаются создать новый порядок. Тайное общество состоит не просто из плохих людей, а из гениев зла. Постулаты:

Начальная аксиома конспирологии – идея о существовании некого тайного общества. Одна из особенностей членов этого общества – в их анормальности. Гении зла.

Масонский заговор.

Теория масонского заговора начала складываться с эпохи Французской Революции. Труды (авторы): Барберь, Робинсон. Суть критики: масонство – не филантропическая организация, а тайное общество антихристианской направленности, цель которого – уничтожение церкви, монархических европейских держав, установление кровавой диктатуры и сатанинских культов. Сатанизм выроз из кабалистических сект иудаизма (Платонов). Сатанизм затем отпочковался от иудаизма и примкнул к масонству. По мнению Барбеля и Робинсона, все катастрофы европейского христианского общества – последствия масонских заговоров.

Изначально это профессиональный союз, затем союз каменщиков. Позже масонские ложи перестали быть профессиональными. 33 уровня. В атрибутике преобладают строительные символы.

В России самый известный антимасон – Нилус (опубликовал Протоколы Сионских Мудрецов – считается подделкой Рачковского, составленной с использованием документов тайный обществ).

Еврейский заговор.

Дугин считает, что к возникновению концепции привел упадок христианской церкви.

Заговор банкиров.

Чаще всего заговорщиками считают банкиров международного уровня.

Заговор нищетыв

Книги – Суворов (Ре(и)взун).

Существует особый социальный тип людей, которые не имеют необходимых качеств ни для организации производства, ни для участия в производстве. У них нет сил, чтобы эффективно вписаться в общественную систему. Но этот маргинальный тип стремится взять реванш и организовать свою диктатуру.

В некоторых работах анализируется мистический характер этого заговора (в т.ч. и коммунистического заговора). Выделяются работы Игоря Ша(е)фаревича. Также Шишкин.

Заговор мондиалистов (глобалистов). Существует движение мондиалистов, которые стремятся всем странам мира навязать один и тот же образец общественного устройства. Новый мировой порядок, основанный на власти технической элиты и на тотальном контроле за социальными процессами.Объединение Европы с точки зрения антимондиалистов – типичный пример результата этого заговора. Распространение по миру идеологии Уолта Диснея – внедрение в массовое сознание искусственной беззаботности, страстного внимания к самым незначительным деталям повседневного поведения, провозглашение легкого развлекательного стиля образа жизни. У конспирологов даже Микки Маус – фигура зловещая. Диснея считают одним из самых известных американских масонов, который выработал специальную методику деформирования сознания ребенка, когда акценты переставляются с традиционных христианских ценностей на несущественные детали жизни. Главными элементами жизни становятся деньги и борьба за власть. Благодаря этой особой идеологии происходит разрушение врожденных чувств доброты, сострадания, красоты, совестливости и т.д.

Оккультная модель.

Особый подвид – уфологический заговор.

Другой подвид – секта Аум Сенрике (Секуа Сахара). Члены этой секты хотели захватить власть сначала в Японии, затем и в других странах (газовая атака в токийском метро). В России в свое время секта насчитывала несколько тысяч сторонников.Существует три пути разоблачения заговора: человек порывает с ним, человек оказывается там по ошибке и раскаивается, заговор раскрывается в ретроспективе.

 

Социальные контакты

Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе.

Выделение из общества окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание.

Самым последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. При этом все внимание обращается на сам предмет обмена. Примером такого контакта может служить покупка газеты,

Социальные действия

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т.е осмысленны и преследуют определенную цель. Социальное действие должно быть направлено на других людей, а также должно быть осмыслено, иметь ярко выраженную цель

Социальные взаимодействия

Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Все социальные отношения основаны на социальных взаимодействиях. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении достижения целей. Каждый индивид может продолжать или прекращать взаимодействия, если позволяет ситуация. Одним из основных видов социальных взаимодействий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодействий.

Социальные отношения

Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания. Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влияние на его поведение.

Глобализация.

  1. Глобализация как понятие.
  2. Социальное содержание глобализации.

Глобализация как понятие.

Глобализация – основная тенденция мирового развития.

В объективном смысле глобализация – это процессы, тенденции, основной чертой которых является связывание различных стран в некоторое единое мировое целое в социальной, политической, культурной и, главное, экономической областях.

В субъективном смысле глобализация – теория, осмысливающая эти процессы.

Первые детально разработанные теории глобализации появились на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Первым, кто обратил внимание на эти процессы, был Иммануил Валлерстайн ("Мировые системы"). Главными понятиями являются: мир-экономика (система международных связей, основанных на торговле), мир-империя (основана на политическом единстве). История рассматривается как развитие региональных мир-систем – совокупностей мир-экономик и мир-империй. Мир-системы конкурировали друг с другом, пока европейская капиталистическая мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Валлерстайн, помимо формационного и цивилизационного подходов предлагает подход с точки зрения мир-систем. Первоначально считалось, что капитализм зародился в отдельных наиболее развитых странах и только потом стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Валлерштайн считает, что первоначально капитализм развивался как система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики. Зародился в XVI в., к XIX веку подавил все другие мир-экономики.

Для характеристики мир-экономики ключевым является осевое разделение труда – деление стран на центр или ядро и переферию. Ядро мирового хозяйства составляют страны европейской цивилизации. Внеевропейские страны, за некоторым исключением, составляют переферию – являются экономически и политически зависимыми от ядра. Отсталость стран переферии по Валлерштайну объясняется целенаправленной политикой стран ядра. Страны ядра навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Валлерштайн: хотя все развитые страны пропагандируют свободу рыночной торговли, капитализм – антирыночная система. В XX веке грань между странами переферии и ядра стала стираться из-за попыток стран переферии ворваться в ядро.

Второй элемент – борьба между самими странами ядра: гегемония Голландии, затем Великобритании, США. В современную эпоху США теряют статус абсолютного лидера. Теория Валлерштайна относится к неомарксистским.

Первая теория, в которой мир рассматривается как глобальное сообщество. Однако Валлерштайн был против: глобализация – дискурс, навязанный властными группами. Предлагает рассматривать современные изменения в мире как переход капиталистической мир-системы в фазу кризиса. Для него глобализация – новая стадия развития капитализма, характеризующаяся кризисом, начало которому приходится на 60-70-е годы. Кризис стал наиболее очевидным после краха ленинизма, т.к. активизировались потенциально опасные слои населения.

Транснациональные корпорации.

Вторая группа теорий – исследования, связанные с ТНК. Исследования, связанные с господствующим истеблишментом. Концепции неолиберальной глобализации. По своей сути, это не что иное, как идеология господства мирового рынка. Эта неолиберальная модель, по мнению многих социологов, реализуется в современном мире. Целью развития человечества провозглашается создание нерегулируемого мирового рынка; все сферы общественной жизни подчиняются экономическому измерению. На практике неолиберальная глобализация – навязывание всем странам мира западных стандартов.

К неолиберальным моделям, которые описывают глобализационные процессы, но делают акцент на культурной сфере, относятся: теория Френсиса Фукуямы "Конец истории", теория С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", теория Ритцера – Макдональдизация.

Фукуяма: если людям предоставить такую возможность, то они станут разделять американские ценности. Мэйнстрим в истории направлен на доминирование западных ценностей. Либеральная демократия и рыночная экономика – кульминация истории.

Альтернативные теории: работы Гидденса, З. Баумана ("глобализованное богатство и локализованная бедность"), У. Бэка.

Социальные статусы

Экономический статус — это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус — мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Профессиональный статус —любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными.

Все общественные статусы относятся косновным.Неосновные (эпизодические) статусы — такие статусы, которые существуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).

Совокупность действий, совершаемых индивидом со­гласно его статусу, составляет понятие "социальная роль". Социальная ропь - ожидаемый тип поведения личнос­ти, обусловленный совокупностью требований, предъяв­ляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Понятие социальной роли было введено в научный оборот независимо друг от друга аме­риканскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.

Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой соци­альной роли:

• эмоциональность - одни роли требуют эмоциональ­ной сдержанности другие - раскованности;

• способ получения - одни предписывают, другие заво­евывают;

• масштабность - часть ролей сформулирована и стро­го ограничена, другая размыта;

• формализация - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

• мотивация - на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Люди, вступая в социальные связи друг с другом, груп­пами, общностями, как правило, ожидают от других людей, занимающих определенный социальный статус, опреде­ленного ролевого поведения. Как правило, ожидаемое и действительное в жизни не совпадают, поэтому социоло­гии выделяют два аспекта в процессе" реализации соци­альной роли: "ролевое ожидание" и "ролевое исполнение". Если эти два аспекта значительно расходятся, то индивид, занимаемый статус и не исполняющий ожидаемого от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальны­ми структурами общества, для которых исполнение дан­ной роли социально значимо.

 

Вопрос 74.Социализация

Социализация – процесс формирования личности под воздействием социальной среды. В ходе социализации, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой – общество через воспитание, образование, приобщение индивида к ценностям и нормам культуры трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности.

Социализация – сложный и длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Выделяют период первичной социализации, длящийся от рождения до формирования личности, и период вторичной социализации (ресоциализация) – развитие личности на стадии социальной зрелости.

Выделяют социализационные этапы и в зависимости от жизненных циклов человека: детство, юность, зрелость, старость.

Условно процесс социализации можно разделить на личностное внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности или решения вопроса «кто я такой?», и внешнее социальное самоопределение как поиск своего места в социальной реальности.

Основные институты социализации – семья, школа, работа – призваны обеспечить гармоничное вхождение индивида в социальную среду, освоить определённые общественные роли, выработать собственные ценности и ориентации.

Первые годы после окончания школы – это годы самостоятельного выбора – профессии, системы ценностей, партнёра по браку. Этот период называют периодом «ролевого моратория». Умение социально интегрироваться – это не приспособленчество. Это важнейшая характеристика личности.

На этом этапе ресоциализации возникает феномен маргинальной личности. Если модальная личность означает индивида, разделяющего с большинством культурные образцы, ценности, нормы и обязанности, то маргинальная личность занимает промежуточное положение между двумя и более культурами, социальными группами.

 

Вопрос 1.Предыстория социологической науки.

Социология как наука возникла еще в середине 19 века, но уже до этого существовали предпосылки к ее возникновению.

Социальное знание известно с тех пор, с каких дошли до нас четко зафиксированные документы: законы царя Хамураппи (28 в. до н. э.), первые социальные конфликты – восстания рабов (древнеегипетские документы). Зачатки социальной аналитики появились в древнеиндийских документах. В них четко видна попытка установить причинно-следственную связь.

Существует 3 этапа социологического познания:

  1. накопление социальных факторов, их фиксация
  2. социальная аналитика
  3. зарождение социальной политики

Во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в Китае существовал ряд философских школ, которые рассматривали социальную проблематику, что являлось помощью правительству в управлении социальным процессом:

  1. конфуцианство (6-5 в. до н.э.) основной упор на преемственность поколений
  2. (демократы)школа моизма (5 в. до н.э.) интересы среднего класса борьба за соц равенство (принципы за бережливость, против музыки, за бережливость при захоронении)
  3. школа закона исключение морали из практики социального управления (закон выше всего, юстиция)
  4. школа имен (вернуться к истокам – первоначальные имена и названия)
  5. Дао основной принцип – все социальные процессы должны саморегулироваться, общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур

Выдающийся вклад в социальную аналитику внесла античность

Период золотой классики (4-2 в. до н.э.). Платон и Аристотель

Платон – автор первого в истории труда по социологии «Государство»

Стабильное общество:

  • Высший класс (мудрецы)
  • Средний класс (воины)
  • Низший класс (ремесленники, крестьяне)

Взаимное уважение, общность интересов, общая идея справедливости, люди равны, лишение частной собственности.

По сути эта работа являлась первой в истории теорией стратификации.

Аристотель – автор работы «Политика»

Опорой порядка в обществе является средний класс. Государство лучше всего управляется, когда масса бедняков не устраняется от участия в управлении, ограничены интересы самых богатых людей, средний класс должен быть многочисленнее и сильнее, чем два других.

Моральное улучшение людей – улучшение общества.

Частная собственность развивает здоровый эгоистический интерес.

Основные формы управления:

  • Правильные (власть служит обществу) монархия, аристократия, полития
  • Неправильные тирания, олигархия, демократия

С победой крестьянства социальная аналитика была отброшена на несколько столетий назад.

Арабская цивилизация сохранила все рукописи, документы в то время, как в Европе все сожгли.

Ибн Хальдун (12в) «об истории становления арабской нации «Мукаддима» - наиболее общие закономерности становления человечества.

В Европе возвращение социальной мысли – эпоха Возрождения

Просвещение (17-18вв). Все подвергается сомнению. Основная идея: главное предназначение общества и государства является достижение благополучия и счастья каждым гражданином общества.

Макиавелли – впервые начал изучение поведения политического лидера.

3 закона:

  1. нашими действиями правит честолюбие, мотив власти, страх потерять, страсть приобрести
  2. умный правитель не должен выполнять все свои обещания
  3. творить зло надо сразу, а творить добро – постепенно

Макиавилизм – цель оправдывает средства

Томас Гоббс (16-17вв) теория общественного договора: взаимный страх, война всех против всех, только с появлением государства появляется собственность, начало учению о гражданском обществе.

К концу 18 – нач 19 вв завершается формирование менталитета нового времени.

3 основных идеи:

  1. принцип равенства людей по отношению друг к другу
  2. признание высшей ценностью и целью существование общества – благополучие и счастье каждой отдельной личности
  3. научный скептицизм

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.