Вопрос 22.Франкфуртская школа социальной критики — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос 22.Франкфуртская школа социальной критики

2018-01-14 433
Вопрос 22.Франкфуртская школа социальной критики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из крупнейших теоретических школ в мировой социологии XX века по праву считается Франкфуртская школа социальной критики. Именно она наиболее полно реализовала социально-критическую функцию социологического познания. В ходе ее развития сформировались и получили широкое признание такие яркие теоретики, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас, Эрих Фромм. На разных этапах суще­ствования школы с ней были связаны Вальтер Беньямин, Ханна Арендт, Рихард фон Вайцзеккер, другие выдающи­еся личности. Широка и ее география: ее отделения и цен­тры активно работали не только в Германии, но и в Британии, Швейцарии, Франции, США, Израиле.

Франкфуртская школа критической теории — это объ­единение «левых» мыслителей и — одновременно — стиль радикального социального подхода. Общая тематика веду­щих ученых Франкфуртской школы — это происходящая в современном западном обществе эрозия идеалов эпохи Просвещения — идеалов рациональности — узкой и дегуманизирующей «технологической рациональностью.

Первым директором, руководившим школой более чем полвека, был Макс Хоркхаймер,

Школа занимает остро критическую позицию в отношении и западного капитализма, и тех форм общества, которые были созданы коммунистическими и социалисти­ческими партиями в Восточной и Центральной Европе, в Азии и Центральной Америке.

Исторически данный подход складывался из сочетания идей К. Маркса и 3. Фрейда, в результате чего теория Фрейда была радикализована, а марксизм обогатился бо­лее глубокой теорией личности. В основе методологии Франкфуртской школы лежит возвращение к философским взглядам молодого Маркса и «ревизия» преобладавшей тогда официальной советской интерпретации марксизма, которую франкфуртцы счита­ли чрезмерно «экономизированной» и «сверхдетерминист­ской».Франкфуртская школа пустила активные корни не только в родном университете во Франкфурте-на-Майне, но и в Сорбоннском, Колумбийском, Оксфордском, Женевском, Калифорнийском (Беркли) и других ведущих университетах Западной Европы и США. Свой главный метод франкфуртцы назвали имма­нентной критикой. В связи с революцией в Франкфуртской школе произошли изменения позиций в связи с крупными политическими и экономическими сдвигами в мире, таки­ми, как возникновение фашизма и затухание революцион­ного движения в Европе. По мнению франкфуртцев, рабо­чий класс в капиталистическом обществе превратился в социальную группу, все более управляемую с помощью но­вых образцов массовой культуры, и весьма проблематич­но, что этот класс сможет разработать революционную мо­дель сознания и в будущем. Наибольшим оптимистом среди них был Г. Маркузе, который выявлял источники революционного сознания вне пролетариата. Наибольшим революционным потенци­алом в современном мире, по его мнению, обладают нацио­нальные меньшинства, а также студенты. Доминирующей темой Франкфуртской школы являет­ся дальнейшее перерождение социальных идеалов Просвещения в узкую и дегуманизирующую «технологи­ческую рациональность», которое произошло как в запад­ных капиталистических, так и в советских марксистских формах социальной организации. По мнению франкфуртцев, подобное «извращение» развития поддерживается по­зитивистскими и сциентистскими формами социальной науки, и в противовес этому критическая социальная тео­рия должна бороться с этими отклонениями.В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятельное течение гуманистической мысли, базирующее свои рефлексии на тезисе о предполагаемом существовании подлинной, аутентичной человеческой природы.

Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) — выдающийся не-мецко-американский философ, психолог и социолог, пред­ставитель неофрейдизма, один из ведущих представителей Франкфуртской критической школы. Широкую известность ему принесла его первая круп­ная монография «Бегство от свободы», опубликованная в 1941 г. Выдающийся философ и социолог Германии Юрген Хабермас (р. 1929) представляет второе поколение Франкфуртской школы.).

Главным вкладом франкфуртцев в развитие социологи­ческий теории явились анализ соответствия неопозити­вистской гносеологии целям и задачам социальных наук, оценка социетальных тенденций, доминирующих в разви­тых странах мира, а также раскрытие механизмов форми­рования культуры в различных типах современных об­ществ. Они убедительно раскрыли как стратегические опасности, стоящие на путях развития современного капи­тализма, так и концептуальные ошибки, совершенные странами, избравшими социалистический путь развития, и попытались сформулировать условия и принципы опти­мального гуманистического развития мирового сообще­ства. И именно эти разработки являются наиболее ценны­ми и перспективными не только для социологической тео­рии, но и для практики дальнейшего развития человече­ства в XXI веке.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.