Этапы и особенности развития социологической мысли в России. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этапы и особенности развития социологической мысли в России.

2018-01-14 703
Этапы и особенности развития социологической мысли в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.

 

Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации.

Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма..

 

Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

Таким образом, развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;

развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.

Характеристика основных этапов, школ и теорий российской социологии

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, российские исследователи вместе с тем выдвигают оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России выделяют обычно три основных этапа. Первый этап — с середины XIX в. до 1918 г., второй — с начала 1920-х до конца 1950-х гг., третий — с начала 1960-х гг. до наших дней.

Первый этап развития социологии в России

Он был связан с процессом институционализации социологии в России и шел с некоторым отставанием от Европы и Америки. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 г

В начале первого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением:

происходит критический пересмотр гипотез и научных школ;

выявляются взаимодействия между творческой эволюцией ученых-мыслителей и созданными ими ранее научными идеями, теориями.

В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных вкладов ученых.

 

В российской социологии этого периода преобладали редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм различных оттенков. При этом в основном считалось, что детерминангой общественных отношений является психика человека. Различия же определялись при оценке роли психической природы человека..

Поскольку задача социологии и ее предмета — изучение солидарности, то конкретное задание социологической науки должно сводиться к разрешению следующих проблем:

где, когда и при каких условиях возникает явление солидарности;

каковы основные формы и исторический порядок смены;

каковы факторы, вызывающие явление солидарности и смену се форм;

каков механизм этой смены, данный в историческом процессе, и каков предел, к которому стремится развитие форм солидарности.

Выделяя три вида солидарности — основанную на привычке, основанную на сходстве аффектов и интересов и, наконец, покоящуюся на единстве убеждений (как сознательную солидарность), — Лавров делает вывод, что только с момента появления сознательной солидарности имеет место начало исторической жизни человечества. Только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Такой формой солидарности выступает солидарность, основанная на критической мысли, единство, вызываемое осознанными убеждениями, продиктованными потребностью развития. Это социология, в которой важно исследовать не только повторяемость явлений, чтобы вскрыть социальную значимость и объективность научного знания, но и исследовать с этой же целью явления уникальные, неповторимые, однако несущие в себе глубокий смысл и научное содержание.

Социология изучает явления солидарности и стремится открыть ее законы. Сообразно этому понятию, которое, по Лаврову, есть квинтэссенция социальности, само понятие общества дано только там, где дана солидарность. «Вне сознательной солидарности нет общества, а есть только скопление особей». Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарных взаимодействиях.

Надо отметить, что понятие солидарности как продукта коллективного взаимодействия у Лаврова представлено гораздо полнее и глубже, чем это имело место в работах Дюркгейма, которые он сводил к единственному материальному фактору, якобы обеспечивающему его состояние, то есть к фактору общественного разделения труда, не учитывая необходимой духовной составляющей — системы ценностей, убеждений и т.д.

Развивая дальше понимание предмета и метода социологии, Лавров последнюю делит на два вида — теоретическую и практическую — и дает необходимое обоснование такого деления. К любому явлению социолог может подходить с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения сущего (теоретической), во-вторых, с точки зрения должного (практической). В первом случае он только наблюдает, оставляя в стороне всякие оценки. Во втором случае он подходит к явлению совершенно иначе, имея определенный идеал должного или определенную цель, и выступает как субъект оценивающий. Эти две задачи для социологии неразрывны. Но раз дело обстоит именно так, то неизбежным следует отсюда «субъективный метод», как метод дополнительный к объективному, столь же законный и плодотворный. Эта субъективность неизбежна по меньшей мере в трех областях:

в оценке сравнительной важности того или иного явления или элемента культуры;

в признании того или иного явления культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи;

в общей возможности иметь место в данную эпоху.

Христианский гуманизм

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) восходит к идеям таких русских мыслителей, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Люди высочайшей культуры, получившие блестящее образование, они вобрали в себя знание всей мировой культуры, выделив в ней предмет своего главного интереса — отечественную и зарубежную религиозную мысль. Они критиковали научную социологию и считали, что необходимо создание новой формы религиозного сознания. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX — начале XX вв. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Идеи целостности духовно-душевного мира получили особое выражение в конце 70-х — начале 80-х гг. XIX в. у Владимира Соловьева (1853-1900) (работа «Чтение о Богослове» и др.) и Николая Бердяева (1874-1948).

По мнению Соловьева, от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием, коренящиеся в совместном существовании трех исторических миров, грех культур, резко между собой различающиеся: Мусульманский Восток, Западная цивилизация и Славянский мир. Все, что находится вне их, по мнению Соловьева, не имеет общего мирового значения, не оказывает прямого влияния на историю человечества.

Мусульманский Восток находится под преобладающим влиянием так называемой первой силы, которая стремится подчинить человечество во всех сферах на всех уровнях его жизни одному верховному началу, подавить его самостоятельность и свободу личной жизни. Один господин и аморфная масса рабов — вот последнее осуществление этой силы.

Прямо противоположный характер носит, по мнению Соловьева, Западная цивилизация, находящаяся под воздействием второй силы, прямо противоположной первой. Эта сила стремится разбить твердыню застывшего единства и предоставить широкую свободу частным формам жизни, свободу личности и ее деятельности. Обе эти силы имеют отрицательный, исключительный характер. Первая отрицает ripoipecc, вторая отрицает идею всеобщего единства, разрывает солидарность целого. Должна быть третья сила, способная дать человеческому развитию истинное содержание.

Третья сила, которая, по Соловьеву, дает положительное содержание двум первым, освобождает их от исключительности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и таким образом созидает целостность общественного организма, — это сила Славянского мира. «Исторические условия не позволяют нам искать другого носителя третьей силы вне Славянства и его главного представительства — русского народа».

На основе этой доктрины Соловьев решает вопрос о национальной Русской идее, этого идейного стержня русской духовности, вопрос, который остается одним из животрепещущих для каждого поколения отечественных деятелей науки и культу ры, философов, политиков и, наконец, социологов.

Русская идея Соловьева — это вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Он решает его в чисто религиозном духе, полагая, что Русская идея — это исторический долг России восстановить на земле вечный образ Божественной Троицы, где каждое из трех органических единств — Всеединство: церковь, государство и общество — свободно, не в объединении от двух других, поглощая или истребляя их, а в утверждении безусловной внутренней связи с ними.

Бердяев, признавая важность этой проблемы, исследует ее на широком историческом материале, показывая, как Русская идея становилась духовным стержнем русской национальной культуры.

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии экономической закономерности перехода от частной к общественной собственности и выяснении ее сущности. Основные положения марксизма заключаются в следующем:

политические взгляды и социальные отношения общества строятся на основе (базисе) общественно-экономических отношений;

экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику;

государство — продукт классовых противоречий, а поэтому выступает в защиту господствующего класса. Вместе с исчезновением классов исчезнет и государство.

Анархизм

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом и экономистом Пьером Прудоном. Виднейшими представителями анархизма были русские революционеры Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).

На пути социального прогресса, считал Бакунин, стоят три препятствия, уничтожив которые в едином революционном порыве «сегодня на завтра», можно построить новое общество, свободное от пороков прошлого: во-первых, это — государство, которое, будучи исторически оправданным на определенных этапах истории, превратилось в тормоз, выродившись в орган подавления и насилия; на смену этому монстру должно прийти народное самоуправление; во-вторых, это — религия, ложное сознание, уводящее народ в область несбыточных мечтаний и грез, отвращая его от стремления строить земную, лучшую жизнь, свободную от бесправия и насилия; религиозное миросозерцание должно быть заменено научным, кото- рос в состоянии постигать мир и давать ответы на животрепещущие вопросы; наконец, в-третьих, это — частная собственность, источник всех бед и страданий; ей на смену должна прийти свободная ассоциация производителей.

 

Выступая за социализм, Бакунин критиковал сторонников Маркса, предупреждая, что «ученые коммунисты», «доктринальные революционеры», заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». Бакунин пророчествовал о том, что реализация идей диктатуры пролетариата как представительной демократии на основе всеобщего избирательного права неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны «незначительной горстки привилегированных избранных и даже неизбранных лиц».

 

Анархизм XIX в. подразделялся на два основных направления — анархизм-индивидуализм, представителем которого и был Бакунин, и анархизм-коллективизм. Кропоткин был представителем второго течения, развив его в анархизм-коммунизм. Он резко критиковал буржуазное общество, говоря о необходимости его революционного преодоления и утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя, построенного на основополагающих принципах отношений взаимопомощи и гуманизма. Закон взаимопомощи, согласно Кропоткину, «работает» на всех этапах исторического развития, однако формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи. Учреждения капитализма, его государственные институты не соответствуют началам взаимопомощи, в связи с чем необходимо основные факторы прогрессивной эволюции привести в соответствие с формой организации общественной жизни.

Второй этап развития теории социологии в России

 

Второй этап развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. Во главе социологического отделения, созданного при факультете общественных наук Петроградского университета, стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 г. — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петербургского университета. В 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП (б) Сорокин был выслан из России за границу. Он жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ, среди которых «Основы социологии» в двух томах (1922). Сорокин — один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

 

Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.

 

Теоретическая социология включает в себя следующие разделы:

социальная аналитика — изучает структуру социального явления и его основные формы;

социальная механика — изучает процессы взаимодействия людей, их поведение;

социальная генетика — изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

 

Практическая социология — это прикладная дисциплина, названная впоследствии рядом американских школ эмпирической социологией. Прикладная социология, по Сорокину, опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

На основе анализа переживаемого мировою кризиса, суть которого, согласно Сорокину, состоит в дезинтеграции господствующего типа современной американской культуры, а также анализа острого идеологического противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма — Сорокин формулирует концепцию социалыюи конвергенции. Ее суть состоит в следующем: во-первых, ни капитализм, ни социализм в его современной форме не являются совершенными с точки зрения передовой культуры и гуманистических идеалов и дальнейшее противостояние систем чревато острым классовым конфликтом на международной арене, который может привести к гибели цивилизации; во-вторых, учитывая эти опасности, сохранить мировую цивилизацию можно путем сближения систем, создавая новые формы социально-экономической и культурной жизни, в которых бы в концентрированном виде могло найти свое выражение то лучшее, что имеется в обеих системах.

 

Оставаясь на позициях социологического плюрализма, многофакторного подхода к исследованию общества и истории, Сорокин вместе с тем считал, что в основе общественно-исторического прогресса лежит развитие и смена определенных типов культуры. В этом заключается главная идея и сущность его интегральной социологии.

Третий этап развития социологической мысли в России

 

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х — начале 1960-х гг., на волне «хрущевской отгепели». В 1960-х гг. социология восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 — Институт конкретных социологических исследований АН СССР. Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования».

 

Большой вклад в развитие современной социологической науки внесли известные отечественные социологи 10.А. Аверин, И.В. Бестужев-Лада, М.Я. Бобров, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тошснко, С.С. Фролов, В.А. Ядов и ряд других ученых.

 

Эмпирическая социология в России. Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Падение крепостного права в 1861 г., создание мануфактурной промышленности, развитие внутренней и внешней торговли послужили основанием, своеобразным прологом к индустриальному обновлению страны и повышенному интересу к вопросам социально-экономического регулирования всех сторон жизни общества. Уже в 1901 г. число наемных рабочих выросло до 20 млн человек (с семьями).

Наряду с социологией имело место обращение к социальной психологии как самостоятельной науке, что также обусловливалось практическими потребностями решения проблем взаимодействия коллектива и личности, обучения и воспитания, идеологической работой. Результаты этих исследований были ориентированы на формирование «нового человека» социалистического общества.

 

Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к росту числа методических разработок, которые были сродни американской эмпирической социологии В Коммунистической академии в 1925 г. было образовано Общество статистиков-марксистов и стал выпускаться журнал «Статистика труда».

С началом периода «хрущевской оттепели» акцент в возрождении социологии пришелся на область ее прикладных функций и оправдание эмпирических методов. В этот период налаживаются зарубежные контакты. В 1956 г. советские ученые впервые приняли участие в заседании Международной социологической ассоциации. С 1958 по 1964 г. СССР посетили Арон, Мертон, Парсонс и другие представители западной социологии. С созданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошла официальная институционализация социологии. На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В 1968 г. начал работу Институт конкретных социологических исследований с отделами в ряде крупных городов. С середины 1960-х гг. стала издаваться социологическая литература, начали выходить периодические сборники «Социальные исследования» и «Информационный бюллетень ССА». Широко публиковались статьи, отчеты, монографии, книги и сборники по социологической проблематике.

 

В этот же период появились социологические центры, где велась систематическая и серьезная работа над совершенствованием научного аппарата исследований. Так, ленинградские социологи плодотворно занимались разработкой методики сбора первичной информации, новосибирские — совершенствованием математического аппарата исследования социальных процессов, таллиннские исследователи — использованием ЭВМ при обработке социологических данных и т.д.

 

Начиная с середины 1960-х гг. экстенсивное развитие получили социологические исследования в различных отраслях промышленности (заводская социология), развернулись социологические подразделения в союзных республиках.

 

В начале 1980-х гг. со стороны ЦК КПСС вновь усилилось политико-идеологическое давление на советскую социологию. Была предпринята попытка подменить социологические исследования опросами общественного мнения. Но начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки. В 1991 г. было закреплено образование Института социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. — Российской социологической ассоциации.

 

С начала 1990-х гг. начинается новый период развития отечественной эмпирической социологии.

 

Таким образом, особенности становления и развития русской социологической мысли обусловили:

гуманистическую ориентацию всего творческого процесса в социологии;

глубокий исторический подход, сочетающий в себе достоинства анализа мировой и отечественной истории;

тесную связь с потребностями практики, и прежде всего с политикой и политической деятельностью.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.