Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знаний — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знаний

2018-01-13 1998
Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Психология профессиональной деятельности одна из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке студентов технических специальностей разных направлений.

Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.

Цель настоящего учебного курса - формирование у студентов основных представлений о психологических закономерностях взаимодействия субъекта, средств, содержания труда и условий трудовой деятельности и выработка у них практических навыков использования системы признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обуславливают профессиональную деятельность.

Учебное пособие направлено на изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях; изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности; обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов; изучение процессов формирования и становления личности профессионала.

В настоящем учебном пособии отражены различные теоретические и методологические проблемы дисциплины, её методического аппарата, научно-практические подходы к становлению личности профессионала в современных условиях государственного устройства.

Научный интерес, по мнению авторов, представляют прикладные направлении психологии профессиональной деятельности, активно развивающимися на стыке с другими науками и сферами практики, где остро стоит проблема профессионализма.

Студентам предоставляется возможность самопознания и самосовершенствования для успешного освоения требований данной учебной дисциплины.

 


 

Раздел II. Психологические аспекты профессиональной деятельности

Раздел III. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности

Профессиональные конфликты

Типы конфликтов в производственных организациях и их источники. Функциональные и дисфункциональные конфликты. Модели развития конфликта. Профессиональные конфликты и выработка конструктивных способов их разрешения.

Конфликты в производственных организациях — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.

Конфликтом называют отсутствие согласия между представителями двух и более сторон (лицами, группами). Каждая сторона стремится к тому, чтобы была принята ее точка зрения. Таким образом, по внешним признакам выделяют конфликты: межгрупповые, межличностные, конфликты между личностью и группой, кроме того, могут быть конфликты внутриличностные.

Конфликты носят как деструктивный, так и конструктивный характер. Считается, что отсутствие конфликтов может быть признаком застоя. Появление и преодоление конфликтов может стать полезным способом анализа возникшей проблемы с разных сторон, способом нахождения оптимального решения проблемы.

Производственная организация — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.).

В структурное подразделение организации включаются оборудование, здания, технологии, система обеспечения связей и норм и т. д. Но основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив — формальная (формализованная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания и т. д.).

Существуют разные типы конфликтов: горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные, функциональные, дисфункциональные и др.

Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Источниками конфликтов в производственных организациях могут быть разные обстоятельства: организационные неувязки; oграниченность ресурсов (материальных, финансовых, человеческих), необходимость введения новаций; несовпадение целей и задач отдельных работников, подразделений организации; неудовлетворительная коммуникация; межличностные противоречия; поведение отдельных «конфликтогенных» работников и пр.

Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т. п.) В основе субъективных причин — субъективные особенности и состояния членов организации.

Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем (подсистем) отношений. Среди типов конфликтов в профессиональной сфере выделяют:организационно-технологические конфликты; конфликты в социально-экономической системе организации; конфликты в административно-управленческой системе; конфликты, связанные с функционированием внеформальной организации; конфликты в организации, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений.

В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт в организации может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

В тех случаях, когда речь идет о профессиональных конфликтах, отражающих закономерное развитие организации, трудовой деятельности и имеющих объективные источники, выделяют два способа разрешения профессиональных конфликтов: эффективный (функциональный) и неэффективный (дисфункциональный).

Дисфункциональные конфликты связаны с негативными последствиями для производственного коллектива. К позитивным последствиям приводят функциональные конфликты.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Современные исследователи выделяют этапы в развитии конфликта: 1) формирование источников противоречия, конфликта (скрытая фаза); 2) осознание участниками конфликтной ситуации ее причин, своей позиции, вариантов возможного развития конфликта и их последствий; 3) принятие решения участниками а) о необходимости активных действий или б) об игнорировании создавшейся конфликтной ситуации; 4) активное развитие конфликта при решении действовать активно, который из скрытой латентной формы превращается в очевидное противостояние сторон, 5) разрешение конфликта меняет начальную ситуацию; либо отсутствие активных действий и дальнейшее накопление противоречий.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Основные фазы конфликта: начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта;

фаза спада.

Джон Бертон выделяет три категории конфликтных явлений: споры, конфликты, проблемы управления и предлагает методы их разрешения. Данная классификация и методы могут быть использованы и для определения и разрешения конфликтных ситуаций в организации.

Трудовые споры не затрагивают базовых социальных потребностей человека и могут быть решены в процессе переговоров методом компромисса.

В основе конфликта лежат столкновения базовых социальных потребностей человека. Поэтому для их урегулирования он предлагает проблемно ориентированные аналитические методы (анализ и определение проблемы, анализ мотивации, потребностей и взаимоотношений участников, поиск взаимопонимания, альтернатив удовлетворения потребностей и выбор решения).

Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем можно также воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления.

Одним из эффективных методов регулирования трудовых отношений и разрешения социальных конфликтов является развитие системы социального партнерства. Этот метод предполагает взаимные уступки, компромисс и использование переговоров как основного средства для достижения взаимоприемлемых соглашений.

Профессиональное общение

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

Природа общения. Типы и виды общения. Профессиональное общение и его составляющие.

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение представляет собой сложный и многогранный процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:

межличностные отношения > характер общения;

характер речевых действий > развитие личных отношений;

восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;

восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.

Психологические характеристики личности. Психологические характеристики личности, например, темперамент, существенно влияют на характер речевого поведения человека.

Типы и виды общения

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.

Ученые выделяют устное и письменное общение, диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников), формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

"Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;

формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;

деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;

духовное межличностное общение друзей;

манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;

светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:

формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания и низкими - по параметрам содержательности;

многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объёмом и большой наполненностью фраз;

информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.

Профессиональное общение и его составляющие

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

владение терминологией данной специальности;

умение строить выступление на профессиональную тему;

умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет необходимости следить за её соответствием нормам литературного языка.

Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

владение стилем профессиональной речи;

умение определять цель и понимать ситуацию общения;

умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

знание этикета и четкость выполнения его правил.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Психология профессиональной деятельности одна из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке студентов технических специальностей разных направлений.

Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.

Цель настоящего учебного курса - формирование у студентов основных представлений о психологических закономерностях взаимодействия субъекта, средств, содержания труда и условий трудовой деятельности и выработка у них практических навыков использования системы признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обуславливают профессиональную деятельность.

Учебное пособие направлено на изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях; изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности; обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов; изучение процессов формирования и становления личности профессионала.

В настоящем учебном пособии отражены различные теоретические и методологические проблемы дисциплины, её методического аппарата, научно-практические подходы к становлению личности профессионала в современных условиях государственного устройства.

Научный интерес, по мнению авторов, представляют прикладные направлении психологии профессиональной деятельности, активно развивающимися на стыке с другими науками и сферами практики, где остро стоит проблема профессионализма.

Студентам предоставляется возможность самопознания и самосовершенствования для успешного освоения требований данной учебной дисциплины.

 


 

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знаний

 

Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности

Предмет психологии трудовой деятельности. Решаемые актуальные проблемы и задачи (теоретические и практические). Смежные научные знания и связь с науками первого, второго и третьего круга приближения.

Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.

Психология профессиональной деятельности — раздел психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (дифференциальной, социальной, когнитивной и других разделов психо­логии, гигиены и физиологии труда, и т. д.). Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях. Первое направление — описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека.

Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

Процесc информационного взаимодействия человека и техники является предметом эргономики.

Основными задачами исследований в области психологии профессиональной деятельности являются:

• психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и т. д.);

• разработка классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей);

• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне;

• изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта и т. д.);

• изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности;

• обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.);

• изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы);

• разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов;

• изучение процессов формирования и становления личности профессионала (профессионализация личности).

Объект изучения психологии профессиональной деятельности — человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъект) — бригада, экипаж, смена и т.п.; система «человек—техника» («человек—человек», «человек—природа» и т. п.).

Предмет изучения в данной отрасли психологии: психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами (орудиями), процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

 

Краткая история и тенденции развития зарубежной и отечественной психологии трудовой деятельности

История исследований в области психологии профессиональной деятельности Направление исследований в современной психологии профессиональной деятельности.

К концу XIX в. наметилось оформление психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли.

Основанием послужили работы И.М. Сеченова по исследованию трудовой деятельности, биомеханических особенностей рабочих движений человека и организации движений в пространстве и во времени, разработка принципов чередования нагрузок и перерывов в работе. Им начато было изучение природы утомления (1901).

Его последователи И. П. Павлов и В.М. Бехтерев раскрыли информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива в деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями.

В связи с развитием железнодорожного транспорта и возникновением проблемы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных явлений, особенностей восприятия и оценки движения, а также обоснование рекомендаций к сигнальным системам.

Изучение особых состояний в экстремальных ситуациях проводилось Г.Е. Шумковым, исследовавшим особенности чувства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904).

Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т. д.) способствовало развитию идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности учеников и профессионалов.

Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем организованы Лаборатория промышленной психотехники.

Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника».

Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Главный акцент в этих расследованиях делался на установлении связи происшест­вия с личностными качествами пилотов, в частности на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием.

В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивидуально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежности

В 20—30-е гг. значительное внимание в исследованиях уделялось проблемам согласования рабочего места с психологическими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, регламентации трудовой деятельности, а также теории и методам изучения роли индивидуальных особенностей человека в обеспечении безопасности труда, анализу причин ошибочных действий.

Систематические исследования в, СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в, Ленинградском государственном университете Б.Ф. Ломовым была создана первая кафедра и лаборатория инженерной психологии.

В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления в начале 60-х гг. в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР.

Современное направления исследований.

Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе (60—90-е гг.) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных направлениях.

1. В психофизиологических экспериментах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении работоспособности.

2. Системотехническое направление было связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения систем «человек-машина».

3. Эксплуатационное направление исследований заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда.

4. К педагогическому направлению относились работы по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп.

Методы психологии в трудовой деятельности

Классификации психологических методов, используемых в психологии профессиональной деятельности. Валидность, надежность и трудоемкость метода. Обсервационные методы: наблюдение, хронометраж и др. Опросные методы, изучения документации, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности, анализа ошибок, обобщения независимых характеристик. Профессиографические методы. Уровни системного анализа. Структурный метод. Методы статистической обработки эмпирических данных.

Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

Значение психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов.

Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: определение уровня профессионализма; установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека; выявление профессиональных потенциальных возможностей человека; помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности.

Ю.В. Котелова разделяет все методы на три больших раздела: А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому блоку относятся различные варианты метода наблюдения..

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса.

Третий блок методик раздела А — это анализ различной производственной документации.

Раздел Б содержит следующие виды экспериментальных методик:

лабораторный эксперимент, производственный эксперимент, метод искусственной деавтоматизации.

К разделу В относятся разнообразные статистические методы работы с данными.

Широко используются классификации метод исследования, предложенные Е.А. Климовым (добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда) и М.А. Дмитриевой (выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ).

Кроме этого, в самом методе профессиография широко используются методы опроса, анкетирование, наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод.

Системный подход имеет следующие уровни: уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с другого. Уровень компонентно-целевого анализа выявляюет цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. Уровень психофизиологического анализ деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.