Психологические основы техники безопасности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психологические основы техники безопасности

2018-01-13 420
Психологические основы техники безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несчастный случай, катастрофа, авария. Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий. Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий. Виды профессионального риска.

Одним из основных понятий безопасности труда является несчастный случай. Он ведет к повреждению организма в результате воздействия производственного фактора или собственного опасного поведения. Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной. Авария означает повреждение, ущерб и поэтому может применяться к любым видам телесных и материальных повреждений, с техническими нарушениями и их последствиями. Когда же авария влечет за собой телесные повреждения людей, приходится говорить о связанных с ней несчастных случаях. Психологический аспект несчастного случая заключается в том, что несчастный случай возникает против желания человека. Случайное стечение обстоятельств служит фактической причиной несчастного случая. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель, подобное событие квалифицируется уже как катастрофа. Катастрофа — уничтожение, гибель внезапное бедствие, влекущее за собой тяжелые последствия.

К. К. Платонов определяет аварийную ситуацию как осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.

Почти все аварии происходят по объективным и субъективным в основном по трем причинам:

1) из-за несовершенства или поломок техники;

2) по вине человека;

3) из-за неожиданных, еще недостаточно изученных стихийных причин (землетрясения, цунами и т.д.).

Психология безопасности труда изучает психологические причины несчастных случаев, аварий и катастроф, возникающих в процессе труда, и пути использования психологических знаний для повышения безопасности человека.

Объектом изучения психологии безопасности труда являются разные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

К предмету изучения психологии безопасности труда можно отнести психологические процессы, свойства, состояния и прочие психические явления, оказывающие влияние на безопасность деятельности.

Среди различных работ, выполняемых на производстве, у нас в стране специально выделяются работы и целые профессии повышенной опасности. Подобное деление производится в расчете на исправную работу техники и обычные нормальные условия и организацию труда. При нарушениях в указанных сферах может возникнуть дополнительная производственная опасность, которая превращает обычную работу в опасную.

Разделяя работы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, что несчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах с невысокой опасностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам с повышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальную дополнительную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работах используется более совершенная техника безопасности. В-третьих, опасных работ значительно меньше, чем обычных. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), высокая цена ошибки на работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезное отношение рабочего к ее выполнению. Несчастные случаи возникают чаще всего при работах без повышенной производственной опасности, в связи, с чем этой наиболее массовой категории работ следует уделять не меньше внимания, чем работам с повышенной опасностью.

Методы исследования и анализа несчастных случаев и аварий по концепции Дана Петерсона, который включает пять принципов.

1. Принцип отношения к предпосылкам аварии

2. Выявление цепи повторяющихся событий.

3. Выявление причинных факторов происшествий.

4. Принцип добровольного информирования.

5. Принцип пропаганды безопасности

В изучении несчастных случаев и аварий в психологии исполь­зуются следующие методы: статистический, моделирования, кли­нический.

Статистический метод основан на выявлении статистических связей частоты происшествий и длительности работы.

Метод моделирования предполагает воспроизведение профессио­нальной задачи в лабораторных условиях, когда психика испытуе­мого, выполняющего экспериментальное задание, предположительно будет работать в том же режиме и с теми же качественными особенностями, что и в реальной исследуемой трудовой ситуации

Клинический метод в изучении производственных аварий и не­счастных случаев предполагает всестороннее обследование про­исшествия, реконструкцию событий жизни людей, причастных к происшествию, особенностей их личности, характера, состояния здоровья, уровень квалификации.

Профессиональное общение

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

Природа общения. Типы и виды общения. Профессиональное общение и его составляющие.

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение представляет собой сложный и многогранный процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:

межличностные отношения > характер общения;

характер речевых действий > развитие личных отношений;

восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;

восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.

Психологические характеристики личности. Психологические характеристики личности, например, темперамент, существенно влияют на характер речевого поведения человека.

Типы и виды общения

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.

Ученые выделяют устное и письменное общение, диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников), формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

"Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;

формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;

деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;

духовное межличностное общение друзей;

манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;

светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:

формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания и низкими - по параметрам содержательности;

многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объёмом и большой наполненностью фраз;

информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.

Профессиональное общение и его составляющие

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

владение терминологией данной специальности;

умение строить выступление на профессиональную тему;

умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет необходимости следить за её соответствием нормам литературного языка.

Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

владение стилем профессиональной речи;

умение определять цель и понимать ситуацию общения;

умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

знание этикета и четкость выполнения его правил.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.