Психологические основы социальной работы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психологические основы социальной работы

2018-01-30 852
Психологические основы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальному работнику необходим определенный уровень пси­хологической грамотности, чтобы эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности. Среди профессиональных функ­ций социальных работников важнейшая — оказание психологи­ческой поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия со специалистами (психологами, психотерапев­тами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.). Поэтому психологическая подготовка социальных работников должна включать знание общих тенденций психических проявле­ний и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Социальному работнику приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми, а также с группами людей, счи­тающих себя несправедливо обиженными (инвалидами, много­детными семьями, беженцами, безработными, одинокими пре­старелыми, правонарушителями, наркоманами, алкоголиками, беспризорными и др.). Работать с такими людьми сложно, и не всегда достигается должный эффект, поэтому владение психоло­гическими техниками может помочь социальному работнику.

В повседневной социальной работе используются идеи 3. Фрей­да, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других, что­бы объяснить поступки человека, его поведение, эмоциональные реакции, метод, подходы к клиенту, на которые большое влия­ние оказали психодинамические, гуманистические, системные психологические концепции.

Например, в основе концепции личности 3. Фрейда лежит пред­положение о значении конфликтов как движущей силы развития. Концепция базируется на следующих положениях:

- поведение имеет психологическую обусловленность (психи­ческий детерминизм);

- неосознанные ментальные процессы определяют мысли и
человека больше, чем сознательные процессы, поэто­му большинство истинных причин нашего поведения нам неиз­вестно.

Вследствие этого делаются следующие выводы.

1. Люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и не­приятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций.

2. После долгого подавления чувств и эмоций либо происходит их выплеск, либо они маскируются определенным символическим образом.

3. Человек ищет в окружающей среде объекты для снятия на­пряжения или восстановления саморавновесия.

В соответствии с психодинамической теорией считается, что че­ловек не просто продукт обстоятельств, пассивный объект соци­ального воздействия, а субъект изменения отношений и обстоя­тельств. Поэтому социальные работники должны рассматривать кли­ента не как жертву, а как субъекта взаимодействия и способство­вать развитию его самостоятельности в решении своих проблем.

Поведенческая терапия применяется к клиентам с особыми поведенческими реакциями (различными фобиями, высоким уров­нем тревожности). В поведенческом подходе клиент рассматрива­ется как индивид, у которого имеются проблемы с поведением. Для него моделируются различные жизненные ситуации — так происходит социальное обучение. Индивид пробует различные стили поведения, познает свои ошибки, закрепляет опыт про­дуктивного поведения, способствующего эффективной социаль­ной адаптации.

Гуманистический подход в психологии опирается на такое по­нятие, как самоактуализация, введенное А. Маслоу. (Под самоак­туализацией он понимал наиболее полное раскрытие способно­стей и реализацию потенциала человека.) А. Маслоу выделил ха­рактеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более ком­фортное отношение к ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированно­сти на себе);

5) некоторая отстраненность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная новизна в оценке;

8) мистичность и опыт высших состояний;

9) чувство сопричастности и единения с другими;

10) более глубокие и межличностные отношения;

11) демократичность структуры характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора;

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации (процессу заимствования, восприятию культуры другой группы).

А. Маслоу рассматривал самоактуализацию как процесс, со­стоящий из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответствен­ности за свои поступки и т.д.

В теории и практике социальной работы человек рассматрива­ется как уникальная личность, имеющая сформированную я-кон­цепцию и стремящаяся к самореализации: «Сталкиваясь с жиз­ненными ситуациями, человек реализует свои способности инди­видуального роста и развития, тем самым он обнаруживает уме­ние принимать самостоятельные решения, обретать идентичность и систему ценностей»1. Социальный работник выступает в роли советчика, друга, партнера, «реального» человека.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.