Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-30 | 2994 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Этика (от греч. «ethos» – обычай, нрав) – учение о морали,нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль – это система этических ценностей, которые призна-ются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной ре-гуляции общественных отношений, общения и поведения людей
в самых различных сферах общественной жизни: семье, быту, политике, науке, в учебно-воспитательном процессе.
Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «со-весть».
Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как дóлжно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социаль-ном пространстве, то есть в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда со-впадает с сущим, с реально существующей нравственной реаль-ностью, фактическими нормами поведения людей. Кроме этого, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стрежнем и структурой его изменения является «противоречи-во-напряженное состояние понятий сущего и должного»53.
В этом противоречии между должным и сущим заключе-на и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным
53 Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. – М.: На-ука,1974. – С. 269.
образом, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои по-требности, реализация которых очень связана с нарушением нравственных норм.
|
Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом
и практическим расчетом, нравственным долгом и непосред-ственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике педагогическо-го общения, потому что именно в общении основной предмет, по поводу которого он образуется, является внешним для индиви-дов. Этику профессионально-делового общения можно опреде-лить как совокупность нравственных норм, правил и представ-лений, регулирующих поведение и отношение между педагогом
и учащимися в учебно-воспитательном процессе.
Умение педагога соблюдать этические нормы в общении и формирует его этику. К соблюдению этикетных норм относит-ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражают-ся эти качества через конкретные вербальные и невербальные средства. Опираясь на исследования Д. Ягер по деловому этике-ту54, сформулируем основные принципы этики педагогического общения:
1. Общение должно быть своевременным, это способствует достижению основной цели. Также очень важным аспектом яв-ляется пунктуальность педагога, несоблюдение которой может повлиять на эмоциональный настрой учащегося.
2. Соблюдение этических норм в одежде педагога, которые предполагают аккуратность, строгость в выборе стиля рабочего костюма.
3. В общении будьте внимательны, любезны, доброжела-тельны и приветливы. Данный принцип позволит создать благо-приятную эмоциональную атмосферу.
4. Соблюдение этических норм в поведении, жестах, позах, пространственное положение.
5. Внимательное отношение к собеседнику, учет его индиви-дуальных особенностей.
6. Умение «не замечать» недостатки собеседника, его оплош-ности в поведении, дефекты речи, физические пороки.
|
7. Общение должно быть основано на использовании гра-мотной, образной речи.
8. Использование в педагогическом общении этикетных
54 Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Д. Ягер. – М., 1994. – 34 с.
форм обращения, к которым относятся речевые формулы изви-нения: несогласия, одобрения, благодарности.
9. Контроль собственной интонации.
В профессионально-педагогическом общении основу этики педагогического общения составляет педагогический такт.
Педагогический такт
Соблюдение этических норм способствует эффективности общения ученика с педагогом и, в свою очередь, определяется соблюдением педагогического такта.
Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаи-моотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, так-тичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противо-речивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт – это форма поведения, когда человек идет на моральный компро-мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.
В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход
к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя подобающим образом.
Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педа-гогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, дели-катный обладает педагогическим тактом.
Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педа-гогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои сред-ства воздействия, не допускать крайностей в общении со школь-никами.
Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципамеры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея-тельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмер-ная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходи-тельность – к грубости.
|
Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимательное наблю-
дение за их психическим состоянием. Уважение, душевная те-плота, ласка не исключают требовательности, а предполагают
ее. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависи-мости от уровня воспитанности личности учащегося учитель ва-рьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.
Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самооблада-ние в сочетании с непосредственностью в общении). Педагоги-ческий такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя прояв-ляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Педагогический такт предпо-лагает учет личностных особенностей субъектов общения, со-блюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее испол-нение, в умении держать себя и в умениях требовать, заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявля-ется в замечаниях, оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одно-классников, один на один, в классе или по пути домой; позво-ляет определить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым. Каждое от-клонение от меры может выступать как бестактность. Проанали-зируйте ситуации школьной жизни.
● Десятиклассник, еле дождавшись конца урока, подходит к учительскому столу и, опершись на него, взволнованно начина-ет: «Вы знаете, Анна Петровна, я давно хотел вас спросить...» – «Как ты стоишь перед преподавателем?» – возмущается учи-тельница. И после этого: «Так что ты хотел спросить?» – «Так. Ничего», – хмуро отвечает юноша, сразу «застегнувшись на все пуговицы», и быстро выходит из класса...
|
● Записка, адресованная восьмикласснице, попала к учи-тельнице: «Тоже мне – Ромео!» Пока учительница красным ис-правляла ошибки в записке, «Ромео» из восьмого пулей выле-тел из класса и три дня не ходил в школу.
Педагогический такт предполагает:
● уважение к школьнику и требовательность к нему;
● развитие самостоятельности учащихся во всех видах де-ятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
● внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;
● доверие к учащимся и систематическая проверка их учеб-ной работы;
● педагогически оправданное сочетание делового и эмоцио-нального характера отношений с учениками и др.
Специфика педагогического такта заключается в том, что это:
– мера профессионального поведения учителя, мера его
действий, поступков;
– важное условие построения правильного общения педа-
гог – воспитанник, педагог – коллектив;
– мера в выборе и использовании тех или иных методов,
форм, средств воздействия и взаимодействия.
Такт необходимо доводить до уровня нравственной привыч-ки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.
Общение учителя с детьми определяется прежде всего лич-ностью педагога, его высокими нравственными качествами, лю-бовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демо-кратический стиль общения с детьми, добиться подлинной куль-туры общения с учащимися.
Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго-ритмы живое общение педагога с воспитанниками не уклады-вается. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций действия педагога в них неповтори-мы. Общение – исключительно индивидуально-творческая сфе-ра личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.
|
Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог – мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одно-временно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в кон-кретной учебно-воспитательной ситуации.
Приведем примеры:
Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол.
В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.
Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в раз-
грузке машины?
Все учащиеся девятого класса ушли с последнего урока. За-вуч предложил классному руководителю разобраться.
Как вы построите диалог с воспитанниками?
Искусство общения лежит в основе профессионального успе-ха, и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблю-дать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать по лицу», подать себя в общении с другими, уметь устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.
Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить челове-ка приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», – утверждает Л. Л. Леонтьев55.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!