Формулы речевого этикета для торжественных и скорбных ситуаций — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формулы речевого этикета для торжественных и скорбных ситуаций

2018-01-29 1890
Формулы речевого этикета для торжественных и скорбных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса; презентация; заключение договора, контракта и т.д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение

-Позвольте (разрешите) пригласить вас…

-Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас).

-Приглашаю вас (тебя)…

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением:

-Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас…

Поздравление.

-Разрешите (позвольте) поздравить вас с …

-Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…

-От имени (по поручению) … поздравляем …

-От (всей) души (всего сердца) поздравляю …

-Сердечно (горячо) поздравляю …

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактом, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

-Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования;

-Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

-Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.

-Скорблю вместе с вами.

-Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения:

-Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!

-Какая большая (невыносимая, ужасная) утрата постигла вас!

-Какое горе (несчастье) обрушилось на вас.

В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание:

-(Как) я вам сочувствую!

-(Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе:

-Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!

-Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).

-Все будет в порядке!

-Все это изменится (обойдется, пройдет)!

Утешение сопровождается советом:

-Не нужно (надо) (так) волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).

-Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).

-Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки).

-Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые формулы, которые используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности

-Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Сидельникову Максиму Игоревичу за прекрасно (отлично) организованную работу.

-Фирма (дирекция) выражает благодарность всем сотрудникам за …

-Должен выразить начальнику отдела … благодарность за …

-Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность …

За оказание определенной услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

-Я благодарен вам за то, что …

-(Большое, огромное) вам (тебе) спасибо за …

-Я очень благодарен вам (тебе)!

-Я так вам (тебе) признателен!

-Спасибо! Вы меня так выручили!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

-Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

-Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

-Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

-Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Замечание, предупреждение

-Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) …

-К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание) …

-Простите, но вы не учли …

Совет, предложение

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категоричной форме:

-Все (вы) обязаны (должны) …

-Вам непременно следует поступить так …

-Категорически (настойчиво, убедительно) советую (предлагаю) сделать …

Советы, предложения, высказывания в такой форме похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

-Разрешите (позвольте) дать вам совет…

-Разрешите предложить вам …

-(Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам …

-Я посоветовал бы (предложил бы) вам …

-Я советую (предлагаю) вам …

Обращение с просьбой тоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

-Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу …

-Если вам не трудно (вас это не затруднит) …

-Не сочтите за труд, пожалуйста, …

-(Не) могу ли я попросить вас …

-(Пожалуйста, очень вас прошу) разрешите (позвольте) мне…

-Не могли бы вы помочь мне в разрешении следующего вопроса.

Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:

-Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас …

-Очень надеюсь, что вы мне поможете в …

Согласие, разрешение формулируются следующим образом:

-(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

-Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

-Согласен отпустить вас.

-Согласен, поступайте (делайте) так, как считаете нужным.

При отказе используются выражения:

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.

-К сожалению, я вряд ли справлюсь с этой работой, поскольку …

-В настоящее время это (сделать, осуществить) просто невозможно.

-Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой) …

-Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

-Рад бы вам помочь, да …

-Мне очень жаль, но в данный момент то, о чем вы просите, просто неосуществимо…

-Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер.

Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний, чрезмерно восторженный комплимент, комплимент ради комплимента.

Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельствует о его отличных профессиональных способностях, высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

-Вы хорошо (отлично, прекрасно, великолепно, потрясающе, молодо) выглядите.

-Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).

-Время вас щадит (не берет).

-Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

-Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).

-Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).

-Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.