Аннотация методик диагностики индивидуально-психологических особенностей личности — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Аннотация методик диагностики индивидуально-психологических особенностей личности

2018-01-29 491
Аннотация методик диагностики индивидуально-психологических особенностей личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей студентов, наряду с диагностикой их профессиональных склонностей, необходимы самим студентам для самопознания и дальнейшего самовоспитания, саморазвития, самореализации, а педагогам - для организации активной и эффективной познавательной деятельности студентов и взаимодействия с ними, а также для создания здоровье сберегающей и творческой образовательной среды.

Ниже приведены аннотации методик диагностики индивидуально-

психологических особенностей студентов, которые содержат информацию, необходимую кураторам и педагогам в их взаимодействии со студентами.

1. Тест Г. Айзенка. Одной из значимых особенностей личности, индивидуальности является темперамент – психологическое проявление (в познании, деятельности и общении) особенностей высшей нервной деятельности, совокупности свойств нервной системы. Так, у обладателей холерического, сангвинического и флегматического темперамента сильный тип нервной системы (но малочувствительный), вследствие чего они могут длительно работать в условиях возбуждения или торможения, им необходимы небольшие перерывы для того, чтобы их нервная система не перенапрягалась. Лицам со слабой, но высокочувствительной нервной системой – меланхолика м необходимы более длительные перерывы для нормальной (без перегрузки) работы их нервной системы. У флегматиков и сангвиников уравновешенный и эмоционально устойчивый тип нервной системы т.е. у них процессы возбуждения и торможения сбалансированы и они эмоционально не сильно реагируют и переживают, если результат их деятельности не соответствует задуманному, не очень переживают оценку их со стороны окружающих. Холерики и сангвиники, как обладатели подвижной нервной системы быстро реагируют на изменение внешних ситуаций, сигналов, а у флегматиков, обладающих сильной и инертной нервной системой, эти реакции замедленны. Менее реагируют на изменение внешних условий углубленные в свой внутренний мир, несколько замкнутые меланхолики. Меланхолики и холерики, имеющие эмоционально неустойчивую нервную систему (выше среднего и высокий уровень нейротизма) эмоционально очень реагируют и переживают, если не получилось задуманное, если результаты их деятельности не соответствует предполагаемым и на то, как их оценивают окружающие.

Зная темперамент школьника, студента, педагог может получить представление о динамических особенностях его психики:

· об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин);

· об особенностях когнитивных стилей – восприятия и переработки информации (Э.А. Голубева); о возможных акцентуациях характера (наши исследования);

· о доминирующих типах личности и склонностях к определенной профессиональной деятельности (исследования Э.А. Голубевой с сотрудниками и наши исследования).

Особенности различных темпераментов педагогам следует учитывать при организации учебного процесса и взаимодействии со студентами с целью развития их личности-индивидуальности.

3. Психогеометрический тест

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

КВАДРАТ. Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы –

неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потреб­ность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем, прежде всего, знаме­ниты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методич­ность, неутолимая потребность в систематизации информации, которую он способен выдать моментально, делают Квадрата эрудитом и высококлассным специалистом в своей области. Квадраты – коллекционеры всевозможных дан­ных, Делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он по­стоянно «упорядочивает», организует

людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать отличными

администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – спо­собность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, незаурядные, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они, как и Квадраты относятся к «линейным формам» и в тенденции являются «левополушарными» мыслителями, спосо6ными глубоко и быстро анализировать ситуацию, но в отличие от Квадратов, они ориентированы на детали, Треугольники способны сосредоточиться на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поис­ком эффективного (и часто неэффективного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем и уп­равлять положением дел, решать не только за себя, но и, по воз­можности, за других, что делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники честолюбивы, стремятся достичь высокого положения, приобрес­ти высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Из них получаются великолепные ме­неджеры самого высокого уровня.

ПРЯМОУГОЛЬНИК символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «но­сить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в оп­ределенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Наиболее характерные черты Прямо­угольников – непоследовательность и непредсказуемость поступ­ков в течение переходного периода. Они могут силь­но меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внима­тельно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обыч­но смущают и настораживают других людей, они могут созна­тельно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Пря­моугольникам просто необходимо общение с другими людьми, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольника обнару­живаются позитивные качества, привлекающие к ним окружаю­щих. Это; прежде всего любознательность, пытливость, смелость, живой интерес ко всему происходящему

Прямоугольники пытаются делать то, что раньше никогда не делали; задают во­просы, на которые прежде у них не хватало духу.

КРУГ – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве­ренно выбирает круг, искренне заинтересован прежде всего в хо­роших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Из пяти форм Круг – самый доброжелательный. Он чаще всего служит, тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм прежде всего потому, что они лучшие слушатели, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на пере­живания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувст­вует чужую боль как свои собственные. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руково­дители в сфере бизнеса.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифи­цирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее моза­ично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса. Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «ли­нейных» братьев – Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчест­во, потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы выбрали Зиг­заг в качестве основной формы, то скорее всего вы истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку ли­нейные формы превосходят вас численностью.

Итак, вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только в еще большей степени, свойственна образность, ин­туитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последова­тельная дедукция – это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает от­чаянные прыжки: от А.. к...Я! Поэтому многим линейным «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармонич­ные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего являет­ся синтетическ-

стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на

этой основе чего-то нового, ориги­нального – вот что нравится Зигзагам.

В отличие от Кругов Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта.

4. Типы личности (тест Эн Махони «Конструктивный рисунок человека»)

 

Интерпретация результатов выполнения этого теста осуществляется в ориентации на формулы, составленные для каждой нарисованной фигурки человека. Формула (трехзначное число, например, 325) составляется по такому принципу. Первая цифра – количество треугольников в фигуре (в нашем случае - 3), вторая – количество кружков – в рассматриваемом случае – 2, и третья цифра – количество квадратов (в нашем случае – 5).

По формуле фигурки человека определяется тип личности и склонность человека к соответствующей сфере деятельности, его предполагаемые способности

1 тип – руководитель (формулы: 703, 712, 721, 730, 802, 811, 820, 901, 910, и 10 0 0) - склонности к лидерству, к руководству другими людьми, эти черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не проявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем ситуациям.

1а тип – руководитель словом (формулы: 604, 613, 622, 631, 640) – учитель,

воспитатель, педагог.

2 тип – «ответственный исполнитель» (формулы: 505, 514, 523, 532, 541, 550) обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

3 тип - «беспокойно-тревожный» (формулы 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460)– характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям этого типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь, обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. 415 – «поэтический тип», который обладает поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать», они отличаются особой тщательностью в работе.

4 тип – «ученый» (формулы: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Эти люди

легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью на все разрабатывать свои теории. Обычно обладают

душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликации и т.д.

5 тип – интуитивный (формулы: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280). Люди этого типа характеризуются высокой чувствительностью нервной системы. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. Подтип 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности, 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижения для себя. 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии, 244 – обладает способностью литературного творчества.

6 тип – «изобретатель, конструктор, художник» (формулы: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046). Часто встречается среди людей с «технической жилкой». Эти люди обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией, 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

7 тип – «эмотивный» - эмоциональный, сочувствующий, сопереживающий по отношению к другим людям (формулы: 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091), тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут быть надолго «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сочувствие и сопереживание, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.

6. Д иагностика склонностей личности к определенной профессиональной

деятельности по тесту Д. Голланда, позволяет установить доминирующие

профессиональные типы личности, что часто влияет на мотивацию учебной

деятельности обучающихся.

1) Практический, реалистический тип – несоциальный, ориентирован на настоящее, эмоционально стабильный, имеет склонность заниматься конкретной практической деятельностью (машинами, механизмами), требующей моторной ловкости, желание быть исполнителем, а не руководителем. Развиты математические невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик,

электрик, инженер, агроном и т.д.

2) Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии, характерно решение задач посредством мыслительной деятельности, а не путем практического действия.

3) Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучить и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями, склонностями работать в сфере «человек – человек». Рекомендуются занятия: обучение и лечение.

4) Конвенциональный тип -предпочитает четко структурированную деятельность, следует традициям, подвержен влиянию других. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности, склонность заниматься переработкой информации, в том числе математической. Предпочтительны профессии, связанные с расчетами и канцелярией.

5) Предприимчивый тип – выбирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения, признания, у него проявляется склонность к лидерству, руководству и управлению деятельностью других людей. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна деятельность артиста, журналиста, директора, дипломата и т.п.

6) Артистический, эстетический тип – опирается на эмоции, воображение и интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Не зависим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности, склонности к эстетическим ценностям, направленность на творчество. Для представителей данного типа

характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален

в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает

творческие занятия: музыку, рисование, литературу и т. п.

Организация учебной деятельности, направленная на развитие способностей личности к профессиональной деятельности, которая соответствуюет склонностям студентов, по нашему глубокому убеждению, должна способствовать наиболее полной реализации их потенциальных возможностей, эффективному развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.

 

13. Стили мышления – методика–опросник А.А. Алексеева и Л.А. Громовой позволяет диагностировать у личности не только доминирующие стили представления и решения проблем, нои манеру задавать вопросы, принимать решения, особенности мыслительных стратегий, характерные достоинства и недостатки, особенности в поведении обладателей таких стилей мышления как: синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик и реалист. Коротко отметим особенности обладателей этих стилей мышления.

Синтезаторы – всегда интеграторы, их привлекает комбинирование несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций, ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, в своих выводах и решениях опираются на теорию чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других, проявляют интерес к парадоксам и конфликтам идей. Синтезаторам характерна любовь к переменам, они склонны видеть мир постоянно меняющимся, их не страшить неизвестность, неопределенность, манит новое. Они гордятся (и заслуженно) своей креативностью – способностью и склонностью к творчеству, чувством нового, остротой взгляда [2, с. 30-31].

Идеалисты – обладают обычно широким взглядом на вещи, склонны к глобальным интуитивным оценкам и не утруждают себя детальным анализом проблем с опорой на множество фактов и формальную логику, они проявляют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и человеческим ценностям, хорошо умеют формировать цели. «Идеалисты» более всех других учитывают и ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы», они склонны верить, что сглаживая различия и акцентируя сходство, обнаруживаемое при желании даже в «непримиримых» позициях, можно уладить разногласия и споры. Они не зря гордятся своей «интуицией» особенно в сфере человеческих отношений, обладают развитым моральным чувством [2, с. 32–34].

Прагматики – выделяются среди остальных склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, в решении любых проблем им свойственен постепенный «кусочечный», «инкрементальный» подход. Поиск новых способов и «эксперименты» проводятся прагматиками ради выигрыша в скорости достижения цели. Они хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью к сотрудничеству, охотно «включаются» в процесс коллективного мышления и принятия решений, проявляя искренний интерес к формированию стратегий и тактик быстрого достижения целей. К решению любых проблем они подходят с позитивной установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства, это гибкие и адаптивные люди, что помогает им завоевывать расположение других, поставить себя на место другого человека, они хотят, чтобы их любили и одобряли, принимали их мысли и поведение [2, с. 34–36].

Аналитики – их отличает логическая, методическая, тщательная, с акцентом на детали, и осторожная манера решения проблем, до принятия решения они разрабатывают подробный план, собирают, возможно, большее количество информации, они более других ориентированы на теорию. Аналитики хуже других переносят неизвестность и неопределенность, они склонны видеть мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым. Они ценят знания, серьезно относятся к обучению, усваивают множество теорий, которые помогают им объяснять события и наводить порядок в окружающей среде, они концентрируют свое внимание на объективных данных, процедуре и «самом лучшем методе «решения проблемы, затрачивают много сил для добывания информации и по праву гордятся своей компетентностью /2, с. 36-38/.

Реалисты – прежде всего эмпирики, для них реальным является все то, что можно почувствовать: увидеть, услышать, ощутить, прикоснуться. «Реалистическое мышление» характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижений конкретных результатов», проблема для них возникает тогда, когда что-то является неправильным, делается неверно и они хотят это исправить. Реалисты, как и аналитики, опираются на факты, ориентируются на конкретное и вещественное, проявляют склонность к методичности и конкретным результатам, испытывают антипатию к субъективному и иррациональному. «Реалист хочет сделать конкретное дело по возможности хорошо, опираясь на те факты, которые имеются в его распоряжении», испытывает раздражение от чрезмерно детального анализа, затянувшейся, потерявшей свою нить дискуссии. Они гордятся своей резкостью,

язвительностью, способностью приводить других в смущение /2, с. 38–40

14. Типы мышления (и нтерпретация результатов)

1) Логический тип мышления. Люди такого типа обычно решают проблемы активно, с помощью словесно-логического подхода, а интуитивную стратегию используют только в том случае, когда это крайне необходимо. Уделяют большое внимание деталям, контролю и осознанию ответственности. Такие люди всегда знают, что делать. Выполняя какую-либо работу, они тщательно продумывают порядок действий, предпочитают точно определенные конкретные задачи.

2) Интуитивный тип мышления. Люди с мышлением такого типа, предпочитают решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходам. Логическую стратегию используют только в случае крайней необходимости. Ставят перед собой идеалистические и

гуманистические цели. Их привлекает широкое поле деятельности, связанное с

людьми.

3) Совмещенный тип мышления. Люди с таким типом мышления

используют одновременно правое и левое полушарие (но это процесс бессознательный), у них хорошо согласованы логика и интуиция.

4) Смешанный тип мышления. Люди с таким типом мышления решают проблемы, используя либо интуицию, либо логический подход, меняя стратегию в зависимости от ситуации.

16. Акцентуации характера – экспресс – диагностика Э.И. Мещеряковой позволяет выявить доминирующие (12 - 15 баллов), выраженные (10 -11 баллов), имеющиеся (8 - 9 баллов) и не выраженные (менее 8 баллов) акцентуации характера по 10 типам. Формируясь в процессе жизнедеятельности, акцентуации характера являются значимыми характеристиками личности, на которые нельзя не обратить внимания, и которые оказывает большое влияние на эмоциональное состояние и состояние здоровья школьников, студентов, успешность их учебной деятельности, межличностные отношения. Рассмотрим особенности этих типов.

1. Демонстративный тип формируется в условиях недостаточного или чрезмерно выраженного внимания взрослых к ребенку и проявляется в желании человека, чтобы на него обратили внимание и все делает для того, чтобы обратить внимание на себя, даже может сказаться больным. При этом, например, студент привлекает внимание преподавателя, задавая излишние вопросы, просьбами посмотреть, как у него получается то дело, которым он занимается и т.д. Педагогу следует обращать внимание на студентов с акцентуациями характера по демонстративному типу, что способствует успешности их учебной деятельности, но не следует в присутствии таких студентов хвалить других, быть к ним особенно внимательным.

2. Акцентуация характера по циклоидному типу обычно свойственна обладателям эмоциорнально неустойчивой нервной системы (меланхоликам и холерикам) и проявляется в достаточно длительном проявлении то хорошего настроения и высокой работоспособности, то наоборот, в плохом настроении и очень низкой работоспособности, что часто вызывается негативным внешним воздействием на личность.

Педагогу следует знать об этих особенностях студентов и стараться вселить в них уверенность в том, что они смогут наверстать упущенное в период отрицательной фазы его деятельности.

3. Для акцентуации характера по чувствительному (лабильному) типу

характерны быстрая смена настроения от радости к печали, от слез к смеху, что может показаться, на первый взгляд очень необычным, но такие проявления возможны при имеющейся акцентуации и на них педагогу и сверстникам следует

адекватно реагировать.

4. При акцентуации характера по гипертимному типу личности свойственно

многообразие интересов, склонность к лидерству, большой энергетический

потенциал.

5. Акцентуация по сензитивному (совестливому) типу проявляется в

повышенной чувствительности, особой щепетильности и ранимости личности, в желании стать лучше, чем есть. О таком человеке говорят, что он совесть того коллектива, той группы где учится или работает.

6. При акцентуации характера по астеническому типу для личности характерно быстрое утомление и даже истощение нервной системы. Чтобы этого не происходило необходимо делать более длительные перерывы в работе и чередовать умственную деятельность с посильной физической работой или деятельностью в эстетической сфере.

7. Акцентуация характера по сложно-противоречивому (эпитимному) типу формируется у ребенка в условиях дефицита общения и агрессии со стороны взрослых. Личности с такой акцентуацией свойственен большой энергетический потенциал, стремление к власти, основанной на «силе кулака», накопление отрицательных эмоций, которые она либо копть в себе, либо выплескивает на других и может даже совершить асоциальные поступки. Поэтому основная задача педагогов помочь студентам с акцентуацией характера по сложно-противоречивому типу, найти такие направления реализации их потенциала, которые способствовали бы личностному росту студентов, развитию их положительных качеств.

8. Для личности с акцентуацией характера по беспокойно-тревожному (психастеническому) типу свойственно беспокойство и тревога по самым разным причинам и поводу, которые могут перерасти в мнительность, что трудно как для самой личности, так и для окружающих. В связи с этим, основная задача педагога заключается в предотвращении ситуаций, способствующих усилению беспокойства и тревоги студентов с такой акцентуацией, в частности прием

экзаменов, зачетов в письменной форме.

9. Личности с акцентуацией характера по (аутистическому) творческому типу свойственен аналитический тип мышления, адекватная самооценка, независимость суждений, наличие творческого потенциала, реализация которого зависит как от самого студента, так и от педагогов, их способностей к созданию условия для активной творческой деятельности студентов, что оказывает благоприятное влияние на состояние их здоровья.

10. Акцентуация характера по неустойчивому типу довольно часто проявляется в конформном поведении, в нежелании что-либо делать. Это может быть связано с тем, что человек не нашел своего места в жизни, или и не искал. В таком случае педагогу следует, прежде всего, помочь студенту выявить свои склонности к профессиональной деятельности, найти точку приложения своих сил и реализовывать свой потенциал.

 

Самооценка

Результаты диагностики позволяют вам охарактеризовать свою самооценку

следующим образом.

1. С а м о о ц е н к а 0,5. Вы оцениваете себя достаточно адекватно, в

меру критично. Положительно относитесь к себе как к личности, уважаете себя и других. Успехи, которых вы добиваетесь в жизни, стимулируют вас к дальнейшим достижениям. Однако длительные неудачи могут поколебать вашу уверенность к себе. Если вам что-то долго не удается, постарайтесь проанализировать причины, может быть, к поставленной цели следует пойти другим путем.

2. С а м о о ц е н к а 0,6 - 0.7 по положительным, 0,3 - 0,4 по отрицательным качествам. Самооценка завышена, но в меру. Вы знаете себе цену, верите в свои возможности, критика окружающих не играет для вас абсолютного, решающего значения. Это помогает вам противостоять продолжительным трудностям, сохранить душевный комфорт и хорошее самочувствие. Вы можете многого добиться в жизни, у вас для этого есть внутренние стимулы.

3. С а м о о ц е н к а 0,8 - 1 по положительным, 0 - 0,2 по отрицательным качествам. Завышенная самооценка. Вы склонны браться за работу, превышающую ваши реальные возможности. В случае неудачи это может привести к разочарованию и к попыткам переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. За этим неизбежно следуют конфликты и страдания из-за уязвленного самолюбия. Постарайтесь чаще прибегать к самоанализу, внимательнее относитесь к тому, как воспринимают вас другие. Подумайте, может некоторые ваши достоинства не столь велики? Относитесь к

этому реалистично. Умение разобраться в себе только усилит вас как личность,

способную многого добиться в жизни.

4. С а м о о ц е н к а 0 - 0,4 по положительным, 0,6 - 1 по отрицательным качествам. Вы недооцениваете себя и свои возможности. Склонны к повышенной самокритичности. Часто боитесь раскрыться, показать свое истинное лицо. А ведь именно поэтому вы можете не получить от других того, чего ждете - признания себя как личности, глубины и близости общения, а значит, и положительных эмоций. Присмотритесь к себе внимательно, у вас много достоинств, не бойтесь показать их окружающим. Если сомневаетесь - спросите у ваших друзей и близких, их мнение - самая хорошая поддержка. Кроме того, вы всегда можете проверить себя с помощью психологического тестирования - оно поможет вам увидеть то, что, возможно, вы в себе не замечаете.

Самооценка является значимой характеристикой личности Ее диагностику можно проводить по специальной шкале экспресс-диагностики акцентуаций характера Э.И.Мещеряковой или методике, разработанной Н.М. Пейсаховым, на основе методики С.А. Будасси и работ Н.А. Викторова и Э.С. Чугуновой. Методика позволяет выяснить самооценку личности по 4-м формам активности: общение (СОО), поведение (СОП), деятельность (СОД), переживания и чувства (ОЧ). Самооценка, адекватная способностям и возможностям личности, свидетельствует о том, что человек достаточно критически относится к себе, объективно оценивает свои успехи, неудачи, ставит перед собой достижимые

цели, стремится их выполнить.

Завышенная самооценка свидетельствует о том, что у человека возникло

неправильное представление о самом себе, своих возможностях, ценности для окружающих и общего дела. Эта самооценка может быть гибкой, увеличивающейся при успехе и снижающейся при неудачах. Если окажется, что самооценка выше имеющихся возможностей, то человек прикладывает максимум усилий, для достижения поставленных целей, развивает свои способности и волю.

При заниженной самооценке, когда она ниже реальных возможностей человека, возникает неуверенность в себе, робость, человек полностью не реализует свои возможности и способности. Обычно такие люди не ставят себе дальние, труднодостижимые цели, слишком критичны к себе, ограничиваются решением обычных задач.

Слишком заниженная или завышенная самооценка нарушает процесс самоуправления, способствует возникновению конфликтов при общении. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними. Заниженная самооценка способствует возникновению конфликтов из-за чрезмерной критичности к себе и другим людям. В связи с этим, педагогу следует содействовать формированию у студентов адекватной самооценки, в первую очередь посредством установления педагогически целесообразных отношений.

20. Тест «Мотивации» В.К. Гербачевского позволяет диагностировать

наличие или отсутствие мотивов: внутреннего, познавательного, состязательного, избегания, самоуважения, значимости результатов, смены деятельности, сложности задания, а также волевого усилия, оценки уровня достигнутых результатов, оценки высшего потенциала, намеченный уровень мобилизационных усилий, закономерность результатов, инициативность.

Кроме того,длядиагностики мотивации студентов к учебной деятельности может быть использован вопросник, разработанный в лаборатории дифференциальной психологии и антропологии имени Б.Г. Ананьева НИИКСИ (Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. – Л.: ЛГУ, 1984). При этом, методика позволяет установить три основных параметра учебной мотивационной направленности: М1 – направленность на процесс получения знаний (интерес к процессу учения, к научным проблемам данной области); М2 – направленность на получение профессии (общественная значимость профессии, стремление освоить специальность); М3 – направленность на получение диплома, получение высшего образования.

 

21. Т. Лири. Типы межличностных отношений) (интерпретация результатов)

Авторитарный тип

1


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.