Б.Ф. Федоришин. Тест - опросник самоотношения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Б.Ф. Федоришин. Тест - опросник самоотношения

2018-01-29 552
Б.Ф. Федоришин. Тест - опросник самоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест содержит ряд шкал, по показателям которых человек может выявить свое отношение к собственным особенностям и качествам. Так интегральная шкала измеряет интегральное чувство человека «за» или «против» собственного «Я» личности.

1. Шкала самоуважения характеризует степень уважения человека к самому себе.

П. Шкала аутосимпатии позволяетоценить уровень симпатии человека к самому себе.

Ш. Шкала ожидания положительного отношения других позволяет человеку выявить возможности положительного отношения к нему других людей.

1У. Шкала самоинтереса характеризует уровни интереса человека к проявлению своих различных чувств и качеств.

1. Шкала самоуверенности позволяет человеку судить об уверенности или

неуверенности в самом себе.

2. Шкала ожидания отношения других дает человеку возможность

выявить какие отношения он ожидает от других.

3. Шкала самопринятия характеризует уровень принятия человеком самого

себя.

4. Шкала самопоследовательности (саморуководства) позволяет человеку получить представление о собственной последовательности в действиях, деятельности, поведении и о возможностях руководства своей деятельностью, общением, в целом поведением.

5. Шкала самообвинения позволяет оценить уровень обвинения человеком самого себя.

6. Шкала самоинтереса характеризует уровень интереса, проявляемого человеком к самому себе.

7. Шкала самопонимания позволяет оценить уровень понимания человеком

самого себя.

Тест «Коммуникативные и организаторские способности»

Тест-опросник позволяет выявить способности, нужные в ра­боте будущего

педагога — учителя, воспитателя и вообще в про­фессии типа «человек - человек». Оказался и весьма полезным учителю для выяснения школьников-лидеров.

20 вопросов позволяют обнаружить коммуникативные способ­ности: стремится ли абитуриент или ученик к общению, что он предпочитает — одиночество или круг друзей, быстро ли адаптируется в новом коллективе, как

устанавливает контакты с незнакомыми людьми.

20 вопросов (с 20 по 40) позволяют изучить склонностьк орга­низаторской деятельности, самокритичность, общительность. Ответы Испытуемые дают в форме «да» или «нет», обращая внимание на первые слова вопросов.

Шкалы оценок

Коммуникативные способности к кативнннннннн способностей   Организаторских способностей  
    оцен­ка   уровень проявления коммуникативных способностей   К   оцен­ка   уровень проявления организаторских способностей  
0,10-0,45     низкий   0,20-0,55     низкий  
0,46-0,55     ниже среднего ПпЖО \f^WfJy1W U 0,55-0,65     ниже среднего
0,56-0,65     средний   0,66-0,70     средний  
0,66-0,75     высокий DDH^UIUW   0.71-0,80     высокий
0.76-1,00     очень высок высокий   0,81-1,00     очень высокий  

Диагностические категории – шкалы теста САТ

Базовые шкалы

Шкала Компетентности во времени (Те) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует

о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения той шкалы в тест содержится в работах Ф.Пэрла и Р. Мэя.
Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития (см., например, [4]).

Шкала поддержки (I) — самая большая шкала теста (91 пункт) — измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы

служили в первую очередь идеи А.Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой

личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к

этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в

методику как базовой.

Дополнительные шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуа- лизации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагносцирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей, в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая — в какой степени они проявляются, в поведении..

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств недостатков возможно, вопреки последним. Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности –женственности, рациональности – эмоциональности и др антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий былл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению. Шкалы Принятия агрессии и контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сг) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики и в связи с некоторыми общетеоретическим. соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь

о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагносцирующих

уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Шк. С: 50б, 68a, 91б, 93a, 97a, 99б, 113a. Шк. ПП: 13а, 206, 37а, 48а, 636, 66а. 786. 826, 92а, 1076, 1216.

28. Важное значение в развитии и саморазвитии личности имеет система ценностных ориентаций, которая может быть определена по методике М. Рокича, адаптированной к нашим условиям А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым (Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987).

Пользуясь этой методикой можно не только установить систему ценностных

ориентаций личности студента, но и по сопоставлению значимости той или иной

ценности с возможностями ее достижения выяснить причины внутриличностных

конфликтов или их отсутствие.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.