Праздник Покров - праздновать ли? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Праздник Покров - праздновать ли?

2018-01-29 197
Праздник Покров - праздновать ли? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Православный праздник Покров Пресвятой Богородицы (дата праздника 01/14 октября) - событие "явление Богоматери" из жития Андрея Юродивого, который вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор (головной убор). Описанные события имели место, согласно датировкам, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами (т.е. с неверными, а в реалии - с племенами русов) в 860 году (вариант - болгар в 926 году) и Константинополю угрожала опасность. Флот русов действительно появился у стен Константинополя 18 июня 860г. Но вскоре разразился шторм, нанесший русам большой урон, они отступили, а византийский флот, высланный императором, довершил их поражение.

Али-Вячеслав Полосин о празднике Покрова замечает: "Два византийских гражданина увидели во Влахернской церкви в Константинополе Богородицу, простирающую покров над греками. Согласно переписанному на славянский и русский языки греческому объяснению этого праздника, увиденная двумя греками Богородица спасала Константинополь… от наших прадедов – русичей, осаждавших ненавистный им вражеский город! Ее покров – символ защиты не русских людей, а их врагов-греков, причем от русских воинов! После того как, согласно греческому преданию, данный покров был опущен в Босфор константинопольским патриархом, русские войска потерпели поражение, много наших прадедов было убито, и русский флот отступил. Тем самым подлинный смысл греческой интерпретации Покрова – это радость по поводу убийства русских воинов, овдовения их жен, сиротства их детей и поражения русского оружия". Греки-византийцы имели, конечно, повод для радости, однако что здесь праздновать русскому народу?

Староверы-старообрядцы-раскольники...

При церковной реформе 1653 года патриарха Никона (поддержанной "тишайшим" царем Алексеем Романовым) произошел раскол. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть "никонианами", новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой "раскольники". Но так ли это? Раскольником в любом деле считался тот, кто послужил причиной раскола. На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чём ни изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Они отстаивали только то, чему поклонялись русские люди в течение нескольких столетий. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Считается, что в правоверных церковных до-никоновских книгах была описана истинная история Русского государства с фактами о величии и образованности русского народа. Сегодня старые книги – уничтожены (см. Часть 1, глава "Книги по истории..."), а история - искажена. Петр I всё, с такими трудами сделанное православными пастырями - порушит. Переделка колоколов на пушки – мелочь, царь-"западник" вырвет из Православной церкви душу. Упразднит патриаршество, вынудит священников нарушать один из фундаментальных принципов – тайну исповеди, подчинит Церковь чиновничьей структуре – Священному синоду во главе с обер-прокурором, который даже и священником-то не был. На протяжении почти всего XVIII века действовало законодательство Петра I об изъятии старинных печатных и рукописных книг и икон старого письма.

По сути причины раскола, восстаний, казней и войн были в ином – в полной перестройке церкви с несторианского толка на греко-православный.

Малоизвестно, но правки продолжались аж до 1917 года. Например, в 1907 году специальная "Синодальная комиссия по исправлению богослужебных книг" (председатель - архиепископ Сергий Страгородский), сильно правила Цветную и Постную Триоди, Октоих и другие. Причем - втайне от народа, не предавая гласности своих трудов.

К защитникам старых обрядов относились протопоп Аввакум, вятский епископ Александр, суздальский поп Никита, дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, Романо-Бориспольский поп Лазарь, архимандрит Спиридон Потемкин, соловецкий инок Епифаний и архимандрит Никанор, боярыня Феодосия Морозова и её сестра Евдокия Урусова. Специально созванный в 1667 году Собор решил проблему силой - началась волна репрессий в отношении приверженцев старых обрядов. Идейный лидер староверов Аввакум был расстрижен, заключен в монастырь Святого Николая, потом сослан. 26 августа 1667г. по царскому указу Аввакум, симбирский священник Никифор и соловецкий инок Епифаний был приговорены к ссылке в г.Пустозерск (причем Лазарю и Епифанию отрезали языки, чтобы не могли проповедовать). В марте 1670г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. 16/26 ноября 1671 года Морозова и Урусова были арестованы, после пыток на дыбе - заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, где сестер уморили голодом: Евдокия Урусова скончалась 11/21 сентября 1675 года от полного истощения, Феодосия Морозова скончалась 2/12 ноября 1675 года. 14 их слуг за принадлежность к старой вере в июне 1675 года сожгли в срубе.

Отдельно отметим 9-ти летнее (1667-1676гг) сопротивление монахов Спасо-Преоб-раженского Соловецкого монастыря церковным реформам Никона, в том числе 8 лет - вооружённое. После предательства чернеца Феоктиста монастырь был захвачен, предводители старообрядцев Никанор и Сашко, 26 других активных участников мятежа - были казнены.

Аввакум, во время 15-летнего пребывания (!) в сыром земляном срубе не прекращал идейной борьбы. И 14 апреля 1682 года, по приказу ярого западника царя Федора Алексеевича, в г.Пустозерске (в 10 км от совр. г.Нарьян-Мара) протопопа Аввакума с сотоварищами сожгли на костре. Объятый пламенем, "главный старовер" России призывал многочисленную толпу молиться, слагая двоеперстие. Семью Аввакума рассеяли по Сибири. Еще несколько веков романовские власти формировали карательные отряды - только в кострах конца XVII - начала XVIII века погибло более 20.000 (!) старообрядцев.

При Петре I окаянном находилось в бегах более 900 тысяч старообрядцев (по сведениям Сената). В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло ~10%. Масштабы катастрофы можно понять, сравнив с численностью эмиграции во время гражданской войны 1917-1922г. Эмиграция в гражданскую составила 1 млн. человек при населении России 150 млн.- т.е. всего 0,66%. А тут - 10%!

Официально заявляется, что нет никаких различий в учении между старой и новой верой – мол, только церемониальные. Это ложь. Да, есть ряд внешних различий... Староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами (творение крестного знамения "шепотью", "кукишем"). Интересно, что именно двоеперстие было у несториан XII века - у чингисидов. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой "и"– "Исус", на новых "Иисус". Староверы отвечают на молитву священника двукратным "Аллилуйя", а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. Формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а не четырёхконечная (заимствованная из латинской церкви), и не шестиконечная. Старообрядческий имеет два перекрестья под углом девяносто градусов, косую нижнюю перекладину и никогда не имеет фигурки распятого Иисуса. Никон отменил метания, т.е. малые земные поклоны. Еще было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви.

Но! Важнее принципиальные различия... Самое главное в РПЦ - это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. А Аввакум (почитаемый за великого святого в раскольных согласиях), проповедывал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, - небось! - едино на три существа, тожде единства и образы три равны". Он же писал: "на Небе Три Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки зрения современного православия это - тягчайшая ересь (священник Даниил Сысоев). Старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Староверы добивались независимости областных епископов от центрального владыки, равенство всех служителей церкви в устройстве церковных дел. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда и т.д.

Никониане дали Аввакуму прозвище "неистовый". Аввакумом была написана "Книга бесед", отразившая важнейшие элементы его отношения к событиям. В этом сочинении, включавшем 9 (иногда считают 10) глав-"бесед", церковная реформа предстает как возврат от евангельского учения к ветхозаветным установлениям и порядкам, происшедший под влиянием римлян и греков, в разное время отступивших от "истины". Причину церковного раскола Аввакум видел в любоначалии иерархов (жажда власти, любовь к себе и пр.). Вера в Бога менялась на формальность обряда. Закончилось всё в ХХ веке - на Поместном Соборе РПЦ 1971 года всё было отменено, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, "наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие". В 2000 году иерархия Зарубежной церкви принесла официальное покаяние за гонения на старообрядцев.

Старообрядцы были удачливыми купцами, промышленниками, меценатами – хорошо известны семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых, мастер-изобретатель И.Кулибин. Описание жизни староверов есть в романах Мельникова П.И.[ [64] ]. В 2007 году в г.Улан-Удэ, столице Бурятии, состоялась международная встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума".

Самое главное - у старообрядцев действительно была вера в бога, отсутствовал культ денег и "вещизм", они жили как простые люди, имели образцовую нравственность, строго сохраняли все старые народные обычаи... Важным требованием староверов было участие народа(!) в делах церковной власти. Отстаивая старую веру, протопоп Аввакум в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), что очень актуально и сегодня. Актуально, ведь в эпоху индивидуализма, глобализма и разврата - люди отошли от нравственных норм.

В XX веке пришло расцерковление большинства населения, потеря формальностей (наличие церквей, их посещение, молитвы, посты), потеря духовных лидеров. Иван Ильин (1883-1954г, русский философ, эмигрант) пророчески сказал: "Творцы духа суть живые очаги Родины". Потерю веры характеризуют не члены ВКПб, а знаменитый массовый советский "Союз воинствующих безбожников". И при всех обвинениях в закрытиях церквей и гонениях на священников – именно отчуждение священников от русского народа и вызывало его отчуждение от них. Можно сказать, что за искоренение настоящей веры в XVII веке (как следствие гонений старообрядцев) официальная церковь получила "по полной" во время революции и репрессий 20-30-х годов XX-го. Ведь "наказания без вины не бывает" (В.Высоцкий в роли капитана Жеглова). По данным исследователя М.В.Шкаровского, к 1937 году было закрыто ~8.000 церквей, а к началу Великой Отечественной на территории СССР действовало всего 3.732 храма.

Нужно различать:

· Староверы – это Правоверные Славяне (см.ниже), исповедуют "старую веру предков", которая была у славян до насильственной христианизации. Староверы действительно являются хранителями исконной русской веры.

· Старообрядцы – это Праведные Христиане, сторонники старого христианского обряда, который был на Руси до XVII века (до Никонианской реформы). После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей:

o поповство - меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные. На постсоветском пространстве их насчитывается около 1,5 миллиона человек, и они образуют три общины:

§ Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ, она же Белокриницкое согласие).

§ Русская древлеправославная поморская церковь (РДЦ).

§ Древлеправославная церковь России (Курская епископия). Образована в декабре 1999 года из-за несогласия мирян с официальной квалификацией вероучения Церкви, как идентичной вероучению РПЦ.

o беспоповство – возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как "древлеправославные христиане иже священства не приемлющие". Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ).

· Православные христиане – верующие люди, признающие догматы никоновской Православной Церкви. Две общины: Русская православная церковь и РПЦ за рубежом.

Важно! Есть "правоверные", а есть "православные". Правоверные - т.е. "правь славят" (Правь - это Мир Светлых Богов, а Славь - Светлый Мир). Две разных гипотезы ставят первым то одно, то второе. Автор считает, что изначально были "правоверные язычники", потом - "правоверные христиане", и наконец "православные христиане". Но однозначно доказано, что христианство византийского толка (т.е. РПЦ) взяло существующие названия на Русской земле.

Термин "православие" был заимствован христианами у Староверов, и первая попытка привнести ее в Христианство была совершена в XVII веке патриархом Никоном. Вообще православными, христианские священники стали себя называть лишь в конце XIX века.

Примеры: a) вот как обращаются князья Всеволод и Мстислав к горожанам перед обороной Владимира: "Братья! Лучше нам умереть перед Золотыми Воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую"; b) духовный Регламент, который учредил Петр I в 1718 году, называет царя "христианским государем правоверия".


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.