Понятие социальной политики. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие социальной политики.

2018-01-04 210
Понятие социальной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место и роль СП в обществе.

Роль: 1) СП направлена как на развитие соц.сферы, так и на развитие отдельных отраслей, что способствует удовлет-ию ряда потребностей членов общества (в жилье, образ-ии) и решению задач, связанных с воспризводством соц.субъектом соц.проблем. 2) берет на себя ответственность за обеспечение доступа к соц.услугам, за произ-во, равномерное распределение соц.услуг в рамках миним.гос.соц.стандартов. 3)как некот.система, состоящая из вспомагат.элементов (соц.защита,страх-ие)–направлена на создание благоприятного климата и условий для достойной жизни чел-ка. 4)способствует реш-ию задач,связ.с полит.стабильностью, экон.развития, предотвращение или ликвидация соц.напряженности. 5) способствует привлечению различных субъектов к решению соц.проблем. 6) способствует привлечению различных субъектов к решению соц.проблем. 7)направ-на на улучшение показателей обществ.развития (уровень и кач-во жизни, индекс развития чел.потенциала) 8) способствует реализации осн.прав и свобод граждан, что позволяет обесп-ть высокий уровень обществ.развития.

Функции СП в обеспечении соц.безопасности.

Соц.безопасность -безопасность общ-ва, личности,государства.

Соц.напряженность -это массово адаптационный синдром, кот.отражает физиол, соц-психол.адаптации, а во многих случаях дезадаптации различных категориях населения (резкий рост недовольства, агрессивность, преступность и т.п.). предпосылки к соц.напряж-ти-ухудшение уровня жизни. Чем выше уровень соц.напряж-ти, тем ниже уровень соц.без-ти.

Роль СП в соц.без-ти: 1.реализация миним.гос.соц.стандартов, 2.создание условий для реализации прав чел-ка, 3.обесп-ие функционирования соц.сферы, 4.обесп-ие эффект.функци-ия учреждений соц.сферы, 5.профилактика соц.рисков и негат.последствий соц.рисков, 6.адресная помощь особо уязвимым категориям населения, 7.соц.прогнозирование соц.проблем и соц.проектирование, направл.на решение соц.проблем.

=>повышение уровня жизни и качества жизни, снижение соц.напряженности => соц.безопасноть

Модели СП.

Бисмарковская: жесткая, тесная взаимосвязь м/у уровнем соц.защиты и успешностью проф.деят-ти. Соц.страх-ие –предусм.меры поддержки на случай наступления соц.рисков. Категории, кот не могут трудиться, вправе рассчит-ть на гос-во, но поддержка таким категориям выдел-ся на принципе адресности. Субъект – местные благотвор-ые и общест-ые организации, муницип.и гос.соц.службы. Признаки: 1.предназнач-ие обяз.соц.страх-ия для минимизации соц.рисков. размер страх.взносов и выплат ориентирован на возмещение реабил.услуг и качеств мед.помощи. 2)равномерное распределение фин.нагрузки м/у работником и работод-ем, при этом размер пенсий и пособий зависит от зар.платы. 3)сочетание универс-го и дифференц-го подхода при опред-ии финн.нагрузки и размеров страх.тарифов.

Биверидческая: любой человек независимо имеет право на миним.соц.защищенность в случае наступления соц.рисков. элементы: 1) 3х уровневый тип соц.защиты: 1.гос-во обязано предоставлять базовые гарантии соц.защиты всему насел. 2.работодатель обязан осущ-ть страх-ие наемных работников. 3.работник осущ-ть допонит.страх-ие. 2)ориентация гарантий на основопол.принципы (ориент-ся на прожит.минимум, на замещение заработка). 3)обесп-ть гос-ом 3х базовых условий для жизнедеят-ть населения: 1.гос.здравоохр, 2.обесп.равные возм-ти семьям с детьми, 3.предотвращение массовой безработицы.

Тиммус 3 модели: 1) политика благотвор-ти – основной канал удовлетв-ия чел.потребностей: рынок и семья. Гос.институты могут подключ-ся к удовлетв-ию лишь на врем.основе. субъекты-общест.и благотвор.организации. 2 )политика страх-ия –ч/з страх.работающего персонала. Величина выплат прямопропорц.размеру, объему, сроку. 3) полит.перераспределения – соц.защита от более выс.доходом группам к менее выс.доходом группам насел.

 

8. Либеральная модель.

Доминируют универсальные, скромные по размеру трансферты, общий низкий уровень социальной защиты и индивидуального социального страхования. Основная задача социальных институтов - коррекция влияния рынка. Структуру общества характеризует социальный дуализм. Большинство членов общества зависит от рынка, меньшинство - от государства. Либеральная модель характерна для США, Канады, Австралии.

Здесь уровень распределения занятости большей части населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. И. наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок.

В либеральной предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди. как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, ведя таким образом к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия.большого объема добровольной и неформальной помощи.

Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. Проследим развитие модели на примере США. Система социального обеспечения в США базируется на двух основных формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работодатели, так и работополучатели;

- государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного):

 

Консервативная модель.

Социальные права граждан определяются принадлежностью к социальной группе с тем или иным социальным статусом. Доминирует социальная система немецкого (бисмаркского) типа. Относительно малую роль играют индивидуальные социальные выплаты. Иерархические вертикальные связи относительно невелики. Но государственно-организованная перегруппировка доходов-расходов, в том числе социальных выплат, приобретает здесь более значительные масштабы, чем в либеральной модели. Программа поддержки доходов выполняет роль, консервирующую общественный статус, придавая ему легитимность. Инструменты социального обеспечения связаны с традиционными ценностями, которыми являются семья и церковь. Государство влияет там и настолько, насколько эти два института действуют неудовлетворительно. Из государственных программ занятости предпочтение отдается общественным работам. Консервативная модель существует в Австрии, Германии, Италии и Франции.

Первая, что называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы. их которых и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. В данном случае мы видим феномен работающего бедняка: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет вылезти из бедности; или же они заняты крайне непостоянно - сезонные работы, неполный рабочий день и т.д.

10. Социал-демократическая модель.

Идеология: «Каждый участвует, поэтому каждый содействует». Декларируется независимость индивидуума от рынка, государства, семьи. Ставит целью осуществление социального равенства на возможно более высоком уровне. Характерны универсальные методы, преобладает поддержка основного дохода. Степень перераспределения доходов и социальный расходов значительно выше в сравнении с либеральной и консервативной моделью. Акцент на поддержание занятости трудоспособного населения, на взаимосвязь труда и благосостояния. Равные права на социальное обеспечение имеют представители «рабочего класса» и «среднего класса». К социал-демократической модели более всего близки скандинавские страны, прежде всего Швеция.

До начала радикальных общественных преобразований венгерская модель представляла специфическое сочетание консервативной и социал-демократической моделей2). Поскольку этот гибрид не укладывался в указанную выше международную классификацию, он получил в трудах венгерских специалистов название «коммунистически-консервативная модель». Для этой модели была характерна тесная связь социальных гарантий с трудовыми отношениями: последние давали право на пенсию, на часть семейных пособий, не говоря уже о значительных льготах, связанных с отдыхом, лечением, воспитанием детей и т.п. Начиная с 60-х годов, среди методов социальной защиты на первый план все более выдвигается поддержка доходов.

Комиссия ЕС называет «бевериджской» (Beveridge). исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности. Обычно над системой «национальной солидарности» надстраиваются дополнительные «этажи» коллективного профессионального (и/или межпрофессионального) или индивидуального характера, что дает новые основания для варьирования моделей. С «нордической» точки зрения, принято рассматривать шведскую модель социальной политики как обобщение институциональной модели социальной политики

В социалистической или социал-демократической модели акцентируется как социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем. Что большая часть населения представлена на рынке труда, а также высокой степенью занятости, государственной и «искусственной» - инициированной государством.

Предполагает достаточно успешное использование корпоратизма. результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трехсторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества welfare и терминологии концепции

 

Социалистическая модель

Важнейшая черта данной социальной модели - всесторонняя ответственность государства за социально - экономическое положение своих граждан. Особенностью данной социальной модели явилась также жесткое директивное регулирование производства, обмена и распределения социальных благ и услуг, которые при иных социальных моделях осуществляются на основе прямых отношений между производителями и потребителями.

Государственное вмешательство во все сферы жизни общества при этом противостоит экономической и социальной свободе отдельного индивида. Общество, выбирающее данную социальную модель, должно четко представлять, что забота со стороны государства бесспорно и неотвратимо оплачивается определенной потерей свободы индивида, означает полную его зависимость от государства, формированием иждивенческих настроений, хотя порождает и укрепляет у членов общества чувство социальной защищенности и личной социальной стабильности и лояльность по отношению к государству со стороны широких масс населения, особенно при проведении соответствующей пропагандисткой работы.

Рассмотрение социальной модели, реализуемой в условиях административно - командной системы позволяет сделать вывод о том, что на определенном этапе своего развития она стала тормозом в совершенствовании социальных отношений. Относительно терпимая в периоды, когда большинство населения имело невысокий образовательный и имущественный статус, она стала неприемлемой в условиях повышения социально-профессионального уровня значительной части населения и резкой дифференциации материального благосостояния различных категорий граждан. Поэтому, по мере реформирования общественных отношений, особенно в связи с переходом к рыночной экономике, встает задача поиска альтернативных социальных моделей. При этом важное значение приобретает изучение и поиск возможных вариантов использования в условиях нашей страны опыта зарубежных стран по применению различных моделей социальной политики.

 

Этапы развития соц. гос-ва.

первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;

второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;

третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;

четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

первый этап становления социального государства с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др.

Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.

В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие "социальное правовое государство"5, которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства.

начало положил знаменитый доклад В.Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всеобщего благоденствия", "государство провидения".)

третий Выделение периода становления социального государства с середины 40-х по 60-е годы XX в. в особый этап, который можно обозначить как этап социальных услуг, связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов). Одним из ведущих проявлений социальных функций предоставление государством социальных услуг.

государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.

Четвёртый Период с конца 50-х годов и до середины 80-х этап государства всеобщего благоденствия.

возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов --доминирующей.

В целом этот - пятый - этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Эффективность сложившейся системы перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

Шестой начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий прежде всего через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Модели соц. партнерства.

Модели социального партнерства (по уровню переговорных процессов).

1. Американская (Канада, США, Япония, ряд стран Латинской Америки). Основана на общем правосознании и доброй воли сторон, где система заключений 3-х сторонних соглашений, но развит институт тритейского разбирательства трудовых споров. Модель ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.

2. Скандинавская (север Европы – Швеция, Финляндия, Норвегия, Бельгия). Обширное законодательство в области регулирования соц-трудовых отношений + существует постоянные органы соц партнерства. активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.

3. Европейская (Центральная Европа – Германия, Австрия, Голландия, Швейцария). Существуют органы соц партнерства разного уровня, цель которых организация профилактической работы, которая позволяет не доводить до серьезных конфликтов. Модель может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. Здесь главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им. Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других.

Модели соц. партнерства (по участию работников в представительстве их интересов).

1. Модель профсоюзного представительства (США, Канада, Япония, Великобритания, Ирландия). Характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда: а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью; б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

2. Модель чистого представительства работников (Испания, Греция, Португалия). Отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении.

3. Модель смешанного представительства (Франция, Бельгия, Дания, Ирландия). выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.

 

21. Возможности соц.партнерства в гос. соц. политике. понятие трипартизма.

Социальное партнерство является важнейшим инст­рументарием социального государства при согласовании про­тиворечивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще соци­альному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», вего теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип об­щественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфичес­кий социально-политический механизм регулирования соци­альных отношений в целом, социально-трудовых и связан­ных с ними экономических отношений, основанный на прин­ципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важней­шую, характерную черту идеологии, соответствующей це­лям и общественной востребованности социального госуда рства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнер­ство — это социальный мир и сплоченность общества, усло­вие его политической стабильности, экономического прогресса

В-четвертых, социальное партнерство – во всех фор­мах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении орга­низацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фак­тором совершенствования социального государства, повыше­ния уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества вцелом. В свою очередь, социальное государство является важ­нейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, аорганы исполнительной власти – обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества. Необходимым условием эффективного функционирова­ния социального государства является реализация социаль­ной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конк­ретной сферы перед обществом.

ТРИПАРТИЗМ - регулирование трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений на основе равноправного взаимодействия, сотрудничества представителей наемных работников, работодателей и государства. Обязательными условиями взаимодействия трех сторон являются: добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров в рамках существующих законов и согласованных правил.

Федеральные целевые социальные программы как механизм социальной политики в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (ФЦП «Старшее поколение», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы)

Проблема: -по прогнозу демографического развития РФ до 2015 года, серьезно возрастет удельный вес пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения. Проблема требует принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, – по упрочению их социальной защищенности.

Цель ФЦП «Старшее поколение»: создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Решение задач: 1). расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико - социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие); 2).разработка новых форм соц обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; 3).содействие повыш уровня соц адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; 4).поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; 5).содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, путем продолжения образования в «третьем возрасте»; 6).усиление координации деятельности фед органов исп власти и органов исп власти субъектов РФ в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; 7).проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения..

Цели ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение уровня их жизни.

Решение задач: 1).создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспеч реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; 2). развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование нац рынка техн средств реабилитации и реабилитационных услуг; 3).оснащение оборудованием реабилит орг-ций; 4).обеспеч беспрепятственного доступа инвалидов к объектам соц инфраструктуры; 5). создание доп. рабочих мест.

Комплекс мероприятий по направлениям: 1).совершенствование деят-ти орг-ций, осущ-щих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; 2).расширение технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение совр технологий реинтеграции инвалидов в общество, созд оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; 3).осущ мер, по созданию на предприятиях, новых рабочих мест для инвалидов.

Понятие социальной политики.

Политика - взаимоотношения социальных групп (классов). Нет обществ без политики.

Социальная политика - отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

И все это действующие лица социальной поли­тики, ее субъекты.

Главная тема социальной политики — социальное поло­жение тех или иных частей народа, народа в целом.

Социальное положение — это основная, комплексная характе­ристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Параметры социального положения это конкретные измери­тели социального положения, его качественно-количествен­ные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опреде­ленностью судить о реальном, прогнозируемом или програм­мируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосо­стояния.

Раньше с.п.-это конкретный набор мероприятий,напр.на конкретное преобразование в соц.сфере. Сейчас: набор мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам и изменениям.

С.П.(Смирнов) – делит население на экономически-сильных и на экон.слабые=> СП - как некот. инструмент, кот. призван поддерживать экон.слабых, в то же время создающий усл-ия для реализации сильных.

Словарь терминов: с.п.-это система распределения ресурсов м/у различными слоями общества, а также система гос.мер для обеспечения благосостояния и развития населения, повышения уровня и качества его жизни.

СП - это сов-ть, принимаемых органами гос.управления, профсоюзами, работодателями и т.п.(субъектами СП) решений, учитывающих обществ.мнение и напр-ых на формирование соц.стратегии гос-ва в целях развития общества на создание общественно приемлемых соц.условиях для реализации потребностей, возможностей членов общества (-объект СП), направл.на повышение качества жизни, а также сов-ть мероприятий по практическому применению этих решений.

В шир:решения и мероприятия, кот.затрагивают все стороны жизнедеят-ти общества (обесп-ия жильем, товарами и т.п.)

В узком: перераспределение на основе действующего законод-ва финн.ресурсов м/у соц.группами с использ-ем мех-мов гос.бюджета и налоговых систем.

Волгин: шир.:сов-ть теор.принципов и практ.мер, выработ-х и реализ-х гос.и негос.органами, учреждениями, направ.на создание необ-х условий жизнедеят-ти, удовлет-ие соц.потребностей, на создание в общ-ве благоприятного климата. Узк:деят-ть гос-ва, направл.на прогрессивное развитие соц.сферы.

Соц.сфера -это целостная, непрерывно-изменяющая система общ-ва, порожденная объективной потребность общества в непрерывном воспроизводстве субъектов соц.процесса. –это сов-ть условий и факторов, обесп-х воспризводство, развитие, соверш-ие взаимодейств-х соц.групп и индивидов. С.сфера призвана: 1.обесп.уровень благосост-ия, 2.доступность для больш-ва населения благ, 3.возм-ть соц.мобильности, 4.гарантир-ть необх.уровень соц.защиты, 5.возм-ть участия работников и нас-ия в управ-ии делами предприятия и гос-ва, 6.обесп-ть труд.соц.активности, 7.обесп-ть возм-ть самореализации ч-ка.

Структура соц.сферы: 2 подхода: 1.отраслевой: образ-ие, здравоохр-ие и т.п. 2.структурный – а)соц.структура общ-ва(группы, слои), б)соц. потребности, интересы, в)соц.инфрастуктура.

Объект-все население,т.е.соц.сфера. Предмет-соц.защита уязвимых слоев населения.

2. Принципы, функции, цели, задачи и механизмы социальной политики.

Цель соци­альной политики — 1)создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, усло


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.