Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2018-01-04 | 798 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:
1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литерату-
ра, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная
информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.
2. Структурно-логический анализ и построение структурно-
логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить
структуру учебного материала и последовательность изложения).
3. Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь про
изводится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второ-
степенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов
выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогаю-
щие воспроизвести весь материал.
4. Кодирование учебной информации с использованием опорных
сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
5. Расположение учебного материала с учетом логики формирова-
ния учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги
располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и
символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
6. Кодирование значимости учебной информации в цвете. При раз-
работке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе
цвета. Однако дадим следующие рекомендации по использованию некото-
рых цветов:
•использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;
•иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
•обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
•избегать комбинации красного и желтого цветов;
•избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.
|
Материал, описывающий технологию разработки опорного конспекта, представлен в виде варианта опорного конспекта (рис. 4).
Мнемонические приемы
При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.
Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [3].
Мнемонические приемы выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание учебного материала и увеличить объем памяти.
Различают следующие разновидности мнемонических приемов:
•жизненные ситуации;
•ассоциации;
•аббревиатура;
•опорные слова, словосочетания;
•логические цепочки;
•символика.
Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает дополнительную опору для его запоминания.
Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и понимание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хорошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.
Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выделения информации, учебного материала, связанного с обозначением марок проводов, материалов. Запомнить несколько знаков легче, чем сложное название, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объектами. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.
Символика применяется при изучении технических дисциплин и позволяет значительно улучшить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки:
> - больше;
< - меньше;
| - увеличение параметра;
| - уменьшение параметра;
|
—■> —► - сложная опосредованная зависимость.
Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволяют расширить причинно-следственные связи в физических процессах с помощью символов и знаков. Например, описание принципа работы клавиатуры можно представить следующей логической цепочкой (рис. 5).
Рис. 5. Логическая цепочка схемы работы клавиатуры
Такая лаконичная, компактная запись наглядно отражает информацию по рассматриваемому вопросу.
Алгоритм
Алгоритм - однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм предполагает перечень операций и последовательность выполнения их для решения задач определенного типа.
Введение алгоритма в учебный материал позволяет сформировать общие методы решения класса однотипных задач. Применение алгоритмов на этапе формирования умений по решению задач позволяет учащимся усвоить систему действий, ведущих к решению типовых задач.
Запись алгоритмов может производиться в словесной форме или в виде блок-схем.
Эти блоки располагают в определенных сочетаниях и последовательности. В верху блок-схемы рисуют овал с надписью «Начало», а в низу -овал с надписью «Конец». В прямоугольниках записываются команды-предписания, результаты распознавания объектов, выполняемые действия.
Все остальные блоки располагаются между ними. Параллелограммы используются для того, чтобы указать, где нужно вводить исходные данные и выводить результаты.
Блоки сравнения (контроля) изображаются ромбами. Из ромба выходят две стрелки, ведущие к двум различным блокам, определяющим два различных варианта деятельности. Выбор одного из них зависит от выполнения (стрелка с надписью «Да») или невыполнения (стрелка с надписью «Нет») условия, записанного в ромбе.
Блок-схема дает возможность легко проверить отсутствие в записанном алгоритме формальных ошибок: все его ветви должны обязательно приводить к блоку «Конец»; из каждого прямоугольника должна выходить только одна стрелка, из каждого ромба - две; в овал «Начало» не ведет ни одна стрелка; из овала «Конец» не выходит ни одна.
Листы рабочей тетради
Одним из предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради, представляющие собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая система представления информации. Различие заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях специально конструируется.
|
Листы рабочей тетради являются одним из средств управления мыслительной деятельностью и включают специальные типы заданий, упражнений. Выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания строятся таким образом, чтобы, работая над ними, учащийся производил все операции и выстраивал четкий алгоритм действий.
В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся, используются:
•включение в определение пропущенных ключевых слов;
•запись формулы с определенными компонентами;
•алгоритмы выполнения каких-либо операций;
• основы графиков для построения характеристик и диаграмм;
•таблицы, которые необходимо последовательно заполнить, внести информацию поясняющего характера;
•преобразование схем;
•определение элементов конструкций.
Порядок выполнения заданий
1. Разработка опорного конспекта учебного материала.
1.1. Используя структурно-логический анализ учебного материала по
теме (проведен в предыдущей работе), выделить основные понятия, опре-
деления, формулы.
1.2. Закодировать информацию, используя необходимые наглядные
средства представления учебной информации, применяемые при составле-
нии опорных конспектов.
1.3. Расположить закодированную информацию на листе в соответст-
вии с логикой формирования понятий.
1.4. Представить опорный конспект в цвете, с учетом значимости по-
нятий.
2. Разработка листов рабочей тетради.
2.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия,
необходимые для представления на листах рабочей тетради.
2.2. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные
понятия.
2.3. Обосновать логику расположения заданий на листах рабочей тет-
ради и разработать 4-5 листов по теме урока.
|
Контрольные вопросы
1. Дайте определение опорного конспекта.
2. Какую роль играет цвет в опорном конспекте?
3. Какие приемы кодирования информации применяются при разра-
ботке опорного конспекта?
4. В чем отличие листов рабочей тетради и опорных конспектов?
5. Какое представление алгоритма более наглядно: с помощью сло-
весной формулировки или в виде блок-схемы?
Рекомендуемая литература
Даблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-педагога к занятиям. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1987. 148 с.
Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!