Лабораторно-практическое занятие № 1 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лабораторно-практическое занятие № 1

2018-01-04 1009
Лабораторно-практическое занятие № 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лабораторно-практическое занятие № 1

Анализ учебно-программной документации

Цель - формирование умений анализа моделей обучения специалистов и содержания учебных программ, способствующих выработке профессиональных умений.

Метод - Анализ учебно-программной документации

Методическое обеспечение: сборники учебно-программной доку­ментации, программы учебных предметов,

Термины и понятия:

•профессиональная характеристика;

•учебный план;

•учебная программа;

•система производственного обучения

• метод сетевого графика,

Краткие теоретические сведения

Рассмотрим вышеперечисленные термины и понятия более подробно.

Учебная программа

Содержание обучения специалистов строится посредством программы учебных предметов.

Учебная программа - документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.

Учебная программа (рабочая) - учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования,

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изу­чение, Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в про­грамме в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые, взятые вместе, составляют понятийное содержание предмета. Таким образом, в программе содержание обучения представлено в обобщенном, системати­зированном виде. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы.

Предметы профессиональной подготовки разделяются на три цикла: общетехнический, общеотраслевой и профессиональный. Цели их изучения различны; кроме того, есть различие и в логике построения содержания предметов.

В программе производственного обучения (в систематизированном виде) приходится перечень тех видов технологической деятельности, кото­рыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессиональной характеристики.

Производственное и теоретическое обучение тесно связаны между собой, Однако содержание основ производства более комплексно по отно­шению к отдельной технической науке. Производство обслуживают, как правило, несколько технических наук. Объединение содержания нескольких технических наук в одну учебную дисциплину составляет содержание специального курса.

Специальный курс в своей основе является интегрированным и имеет практическую направленность. Цель его изучения состоит в формировании у будущих специалистов знаний, необходимых для прочного усвоения умений и навыков в производственном обучении (практическом обучении). Выявление межпредметных связей в содержании этих двух учебных пред­метов позволяет структурировать учебный материал и выстроить опреде­ленную последовательность его изложения. Учебный материал курса служит теоретической базой формирования навыков в производственном обучении, и, следовательно, необходима разработка координационного графика прохождения этих дисциплин.

Предметы общетехнического цикла служат основой общетехнической подготовки, дающей специалисту широкую политехническую базу. Эти предметы способствуют формированию широкого профиля подготовки специалиста, а также являются базой для реализации возможности освоения ими смежных профессий. В основе предметов общетехнического цикла лежат научные знания комплекса технических дисциплин.

Метод сетевого графика

Среди методов анализа учебных программ широко известен метод построения сетевого графика последовательности изучения тем анализи­руемого и родственных ему предметов. Он позволяет оценить правильность расположения взаимосвязанных тем, выявить вид межпредметных связей по хронологическому признаку и на этой основе создать стройную логику изучения материала.

Сетевой график представляет собой графическую модель процесса изучения учащимися нескольких учебных предметов в течение определенного времени (рис. 2).

Специальный курс

Рис. 2. Фрагмент сетевого графика изучения предметов:

0 - начало изучения предметов; О7 - завершение полугодия;

1)и т.д. - перечень тем программы производственного обучения;
5') и т.д. - перечень тем специального курса;

12, 24, 36 и т.д. - количество недель на изучение темы

На сетевом графике изучение каждого предмета дается как цепь со­бытий, представленных отдельными темами. Темы (вершины) на графике изображаются кружочками, каждыйсо своим номером. Сам процесс изучения тем представляется в виде ориентированных ребер (векторов), соединяющих между собой вершины. Над ребрами ставится цифра, соответствующая длительности изучения темы в часах (см. рис. 2).

Исходной (нулевой) вершиной сетевого графика является начало изу­чения предмета. Завершающая его вершина соответствует окончанию изу­чения одного из учебных предметов. Любая сплошная стрелка на сетевом графике соединяет две вершины и отражает процесс овладения учащимися материалом конкретной темы, которая зашифрована на графике числом, соответствующим номеру темы по программе [5].

Межпредметные связи на сетевом графике изображаются в виде штриховых векторов, соединяющих темы разных предметов. Они прово­дятся из вершин, соответствующих времени начала изучения исходных тем учебного предмета, к вершинам, характеризующим начало изучения свя­занных с ними тем другого учебного предмета.

Порядок выполнения заданий

1, Анализ профессиональной характеристики,

1.1. Изучить профессиональную характеристику, выписать из нее:
•название профессии, ее шифр, уровень квалификации;
•предмет труда, средства труда специалиста;

•основные виды профессиональной деятельности;

•ведущие требования к профессиональным знаниям (3-4 требования);

•ведущие требования к профессиональным умениям (3-4 требования).

1.2. Сделать вывод о том, какие совмещенные профессии можно по­лучить на базе основной.

2, Анализ учебного плана,

2.1, Рассмотрев в сборнике учебных планов и программ план учебного процесса, составить перечень предметов профессионально-технического цикла (табл. 1).

Таблица 1

 

Предмет профессио­нальной подготовки Количество часов на изучение Период обучения Форма контроля ЗУН
       

2.2. Рассмотреть планирование учебных часов на изучение специаль­ного курса и производственного обучения. Определить количество отве­денных часов на изучение предметов в неделю, полугодие, год. Данные за­нести в табл.2.


Таблица2

Количество часов, отводимых на изучение предметов в

неделю, полугодие, год

 

 

Предметы 1-йкурс 2-йкурс 3-й курс
  Полугодие  
  I П I П I П
  Количество недель
         
Количество часов в неделю  
           

3. Анализ программы специального курса,

3.1. Проанализировав пояснительную записку программы курса,
сформулировать цели изучения предмета, определить специфику содержания,
указать приемы и методы работы преподавателя, определить организационные
формы обучения

3.2. Из программы предмета выбрать одну тему. Используя профес-­
сиональную характеристику определить те знания иумения, которые фор-­
мируются при изучении данной темы.

3.3. Определить и записать названия практических и лабораторных
работ по данной теме.

3.4. В рассматриваемой теме определить количество уроков и, выписав
тему одного урока, представить его содержание,

3.5. Подобрать один учебник иметодическое пособие для преподава-­
теля.

4, Анализ программы производственного обучения,

4.1. Проанализировать сводно-тематический план. Для этого опреде­лить следующее:

•взаимосвязь содержания и периодов обучения, степень сложности выполняемых учебно-производственных работ в различные периоды обу­чения;

•место проведения проверочных работ, производственной практики,

4.2. Выписать из программы одну операционную тему. Выделить в
ней основные операции, вспомогательные приемы и действия,

4.3. Изучить содержание двух тем программы. Определить объекты
труда в анализируемых темах, указать ведущие приемы и операции, вы­
брать наиболее оптимальные для данных тем системы производственного обучения и обосновать свой выбор. Заполнить табл.3.

 

№ п/п Тема производствен­ного обучения Объект Ведущие прием и операции Система произ- водственного обучения
         

4,4. Разработать сетевой график изучения двух предметов различных циклов профессиональной подготовки спецтехнологии и производственного обучения по анализируемой профессии для второго года обучения. Сделать вывод об оптимальности межпредметных связей дисциплин. Дать ре­комендации по корректировке времени изучения смежных тем, если это не­обходимо. Построить сетевой график предлагаемого варианта.

5. Анализ программы предмета общетехнического цикла,

5.1. Ознакомиться с содержанием программы одного из предметов
общетехнического цикла.

5.2. Изучить пояснительную записку программы. Из пояснительной
записки выписать:

•цели изучения предмета; •межпредметные связи;

•методы и приемы обучения; •организационные формы обучения;

•формы внеклассной работы,

5.3. Изучить тематический план. Выписать основные разделы про­
граммы исследуемого предмета и определить объем часов на их изучение.
Выбрать один из разделов программы и выписать темы, составляющие со­
держание раздела. Определить количество часов, отводимых на изучение
каждой темы. Заполнить табл. 4

Таблица 4
Тематический план

 

Наименование раздела, темы Количество часов на изучение  
   

 

Используя табл.4, выбрать одну тему. Из программы выписать
краткое содержание выбранной темы. Определить название лабораторных работ по рассматриваемой теме. Сформулировать требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данной темы. Определить количество
уроков по теме.

5.4. Из программы общетехнического предмета выписать один из ре-­
комендуемых учебников, методическое пособие, дидактический материал.


Контрольные вопросы:

1. Что определяет система производственного обучения?

2. Может ли программа производственного обучения строиться по
единой системе производственного обучения?

3. Какие документы входят в состав учебного плана?

4. Что такое сетевой график? Какова цель его составления?

5. Какова структура учебных программ?

Рекомендуемая литература

Эрганова Н.Е.Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-Пед. Ун-та, 1999. 138 с.


Лабораторно-практическое занятие № 2

Анализ учебника

Цель - формирование умений изучения и анализа учебников по ос­новным предметам профессионально-технического цикла

Метод - выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения.

Методическое обеспечение: учебные программы по предметам, учебники,

Термины и понятия:

•учебник;

•методический аппарат учебника;

•метод выявления степени соответствия учебника дидактическим требованиям;

•органолептический метод анализа.

Порядок выполнения заданий

1. Выбрать учебники по рассматриваемому предмету. Для этого отобрать по перечню литературы в программе и каталогам библиотеки 2-3
учебника по предмету, а также учебные пособия, содержащие теоретический
материал или представляющие собой экспериментальные учебники.

2. Составить библиографическое описание учебников; автор, название,
место издания, издательство, год издания, количество страниц.

3. Изучить содержание материала в учебниках и выделить по программе
курса 3-4 основные, решающие темы, содержащие наиболее нужный,
сложный и объемный материал.

4. Выделив определенные показатели качества, оценить каждый из
сравниваемых учебников суммой баллов (см. табл. 5). Затем, руководствуясь
этими результатами и данными качественного анализа, выбрать лучший
учебник.

5. В выбранном учебнике сопоставить фрагменты структуры программы
и учебника (табл. 6), Отметить имеющиеся расхождения в их рубриках.

Таблица 6

Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника

 

Рубрика учебной программы Рубрика учебника
   

 

6. Оценить качество внешнего оформления учебника.

7. Изучить материал одной темы учебника, составить к ней аннота-
цию и план, указать ее объем (количество страниц), время, необходимое на ее изучение.

8. Сделать вывод о качестве учебника и внести обоснованные пред-
ложения о методике его использования в учебном процессе.

Контрольные вопросы

1. Перечислите требования, предъявляемые к учебной литературе.

2. Какие функции реализуются в учебном процессе с помощью учеб­-
ника?

3. Перечислите основные структурные единицы учебника.

4. Какие задачи решает преподаватель при анализе учебника?

5. Какие методы оценки качества учебников существуют?

Рекомендуемая литература

Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-педагога с занятиям. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1987.148 с.

Эрганоеа Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие, Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф,-пед, ун-та, 1999.138с,


 

Отбор учебного материала

Наибольших затрат времени требуют анализ, отбор содержания учеб­ного материала по предмету, методическая и дидактическая переработка его к уроку. Сложность отбора учебного материала объясняется следующи­ми обстоятельствами:

1) отсутствием качественных учебников по многим учебным дисцип­-
линам, вновь вводимым в учебных заведениях;

2) недостаточной полнотой учебной информации по отдельным темам
в рекомендуемых учебниках;

3) отсутствием единого учебника для учебных заведений начального
профессионального образования по целому ряду специальных дисциплин.

Отобранный педагогом из различных источников (учебников, мето­дических пособий, научной и технической литературы) учебный материал требует обработки, структуризации, логического построения и составления конспекта содержания учебной информации.

Учебные элементы

Структуру учебной информации составляют учебные элементы или понятия. Понятие - форма научного знания, отражающая объективно су- щественное в вещах, явлениях, процессах, закрепленное специальным тер-


мином. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия).

Понятия (УЭ) характеризуются:

•объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием);

•содержанием (совокупностью существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного поня­тия);

•связями и отношениями данного понятия с другими понятиями.

Содержание учебного материала по техническим предметам в основ­ном описывает технические устройства и приспособления. Структура опи­сания создает познавательный образ изучаемых объектов. Для того чтобы познавательный образ представлял целостную систему, необходимо пред­ставить его в виде системы понятий описывающих:

•функциональное назначение устройства;

•физические процессы, лежащие в основе функционирования техни­ческих устройств, систем;

•конструкционные параметры устройств.

Для методических целей понятия удобно классифицировать по сле­дующим основаниям:

•времени формирования;

•уровню усвоения.

Планируя процесс формирования технических понятий, преподава­тель всегда определяет момент их формирования. По времени формирова­ния понятия подразделяются:

•на новые понятия (впервые формируемые на данном уроке);

•опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматри­ваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).

Понятия, формируемые на уроке, различаются по уровням усвоения. Одна из возможных классификаций понятий, предложенная В.П. Беспалько, предполагает следующие уровни:

/ уровень - «узнавание» (характеризуется выполнением действий с подсказкой). На этом уровне формируются понятия второстепенного харак­тера, которые учащиеся должны знать, определять, классифицировать.

II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением дей­ствий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые исполь­зуются для объяснения характеристик и конструкции технических объек­тов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.

Ш уровень - «умение» (предполагает выполнение продуктивной дея­тельности с опорой на схожие алгоритмы). Понятия, формируемые на дан­ном уровне, используются при решении практических задач, алгоритм ко­торых не дается в готовом виде.

IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятель­ность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых


при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др. [1].

Результаты структурно-логического анализа могут быть представле-ныв виде спецификации или графа.

Граф учебной информации

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами (рис. 3).

Рис. 3. Граф учебной информации

Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами). Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа


вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих оп­ределенную общность. Краткое определение этой общности называют по­нятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а поня­тия (УЭ) - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные
элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не огра-­
ничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с
элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пере­-
секаться между собой.

Структурно-логическая схема

При подготовке учебного материала к уроку возникает необходи­мость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учеб­ного материала, последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, логические связи.

Построение графа учебной информации дает лишь наглядную карти­ну логических связей между понятиями. Динамику формирования понятия, последовательность включения понятий в процесс объяснения в наглядной форме он не отражает. Поэтому наиболее приемлемым способом предъяв­ления учебной информации является структурно-логическая схема.

Структурно-логической схемой называют граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между по­нятиями и последовательность введения их в учебный процесс. При по­строении структурно-логической схемы необходимо соблюдать следующие правила:

1) в каждую вершину схемы следует помещать лишь одно понятие;

2) векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если
пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, кото­-
рое относится к точке пересечения);

3) отношение подчинения между понятиями указывается направлени­-
ем стрелки вектора, соединяющего понятия;

4) равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные поня­-
тия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на сту­-
пень ниже.

В структурно-логическую схему включаются не все понятия, выде­ленные при структурно-логическом анализе и занесенные в спецификацию. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний уча­щихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно про­сты, то их можно не вводить в схему


Построение структурно-логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объ­емом, структурно-логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин-понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в нее вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вво­дят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из кото­рых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий ма­териал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Построение структурно-логических схем представляет один из прие­мов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности.

Порядок выполнения заданий

1. Из программы предмета выбрать тему урока и выписать ее.

2. Проанализировать содержание темы и составить план изложения.

3. Используя два - три источника информации, составить полный
конспект темы.

4. Подготовить таблицу (см. табл. 7) для составления спецификации
учебных элементов и, используя составленный конспект темы, выписать
все значимые понятия, которые содержит учебный материал.

5. Анализируя содержание учебного материала и программу, выпол­-
нить классификацию понятий. Для этого необходимо выделить опорные и
новые понятия, определить уровень их усвоения.

6. Проанализировав вычлененные понятия, выбрать имеющие более
высокий уровень обобщения (понятия-основания) и определить количество
порядков в графе.

7. Подготовить бланк для графа: в верхней части листа наметить вер­-
шину первого понятия и через равные интервалы провести горизонтали по
числу порядков. Пронумеровать их.

8. Построить граф, размещая вершины (понятия) на соответствующих
порядках и оформляя связи (вычерчивая ребра). В ходе этой работы не ис­-
ключена возможность корректировки оснований (порядков), которые были
установлены ранее, и внесения в спецификацию дополнительных понятий.

9. Проверить полностью ли граф и спецификация охватывают содер­-
жание учебного материала, нет ли лишних понятий, следует ли разделять
тему на несколько подтем.


10. По построенному графу содержания учебного материала выделить
подсистемы учебного материала. Например: физический процесс, лежащий
в основе действия технических устройств; конструкционные параметры
изучаемого устройства; назначение устройства и т.д. Для трех - четырех
выделенных подсистем построить структурно-логических схемы.

11. При необходимости перестроить структуру изложения материала
в соответствии с графом и структурно-логическими схемами и составить
новый конспект учебного материала.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность структурно-логического анализа содержания учеб­-
ного материала?

2. Что дает преподавателю построение графа учебной информации?

3. Какие методические задачи может решить педагог, используя спе­-
цификацию?

4. Какие методические цели ставит педагог, выделяя опорные и новые
понятия в учебной информации?

5. Что называется структурно-логической схемой учебного материа­-
ла? С какой целью она разрабатывается?

Рекомендуемая литература

Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Педагогика, 1995. 336 с.

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.


ИНФОРМАЦИИ

Цель - формирование умений конструирования различных форм предъявления учебной информации.

Метод - моделирование локальных структур и форм учебного мате­риала.

Методическое обеспечение: учебники и учебные пособия по пред­мету, отчет по предыдущей работе.

Термины и понятия:

•опорный конспект;

• алгоритм;

•мнемонические приемы;

•лист рабочей тетради.

Опорный конспект

Опорный конспект - это составленное по определенным принципам, предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся.

Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.

Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней органи­зации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рису­нок), заменяющий некое смысловое значение.

Следовательно, опорный конспект является системой опорных сигна­лов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систе­му фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

При составлении опорных конспектов учебная информация кодирует­ся в виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих форми­рованию понятий и быстрому их запоминанию. С этой целью в опорный конспект для представления информации вводятся различные схемы (блок-схемы, принципиальные схемы и т.д.), диаграммы (временные, векторные, потенциальные), графики, мнемонические приемы (аббревиатура, логиче­ские цепочки, символы, жизненные ассоциации). При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опор­ного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника. Установить неизменную пропорцию этого сжатия информации, конечно, нельзя даже в рамках одной и той же дисциплины, так как она меняется от темы к теме. К тому же материал некоторых предметов вообще трудно под-


дается сжатию.

При разработке и применении опорных конспектов необходимо учи­тывать следующие психологические аспекты:

1. Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко вос­-
принимается и запоминается. Компактное представление информации дает
возможность охватить материал фронтально.

2. Создается основа осуществления логических операций, способст­-
вующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

3. Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно
подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции,
способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утом­-
ления.

Мнемонические приемы

При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.

Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запомина­ние и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ас­социаций [3].

Мнемонические приемы выполняют роль своеобразного «мостика», позволяющего облегчить запоминание учебного материала и увеличить объем памяти.

Различают следующие разновидности мнемонических приемов:

•жизненные ситуации;

•ассоциации;

•аббревиатура;

•опорные слова, словосочетания;

•логические цепочки;

•символика.

Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание принципа действия устройства и дает до­полнительную опору для его запоминания.

Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и пони­мание учебного материала, ассоциации создают внешние опоры с уже хо­рошо известными фактами и представлениями, чем облегчают понимание и запоминание формируемых знаний.

Аббревиатура широко применяется в опорном конспекте для выде­ления информации, учебного материала, связанного с обозначением марок проводов, материалов. Запомнить несколько знаков легче, чем сложное на­звание, но еще проще ассоциировать несколько букв с реальными объекта­ми. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо от­ражать приемы ее расшифровки.

Символика применяется при изучении технических дисциплин и по­зволяет значительно улучшить структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер. Примером символики могут служить хо­рошо знакомые учащимся значки:

> - больше;

< - меньше;

| - увеличение параметра;

| - уменьшение параметра;

—■> —► - сложная опосредованная зависимость.

Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволя­ют расширить причинно-следственные связи в физических процессах с по­мощью символов и знаков. Например, описание принципа работы клавиатуры можно представить следующей логической цепочкой (рис. 5).


 

Рис. 5. Логическая цепочка схемы работы клавиатуры

Такая лаконичная, компактная запись наглядно отражает информа­цию по рассматриваемому вопросу.

Алгоритм

Алгоритм - однозначное предписание, определяющее процесс по­следовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм предполагает перечень операций и последовательность выполне­ния их для решения задач определенного типа.

Введение алгоритма в учебный материал позволяет сформировать общие методы решения класса однотипных задач. Применение алгоритмов на этапе формирования умений по решению задач позволяет учащимся ус­воить систему действий, ведущих к решению типовых задач.

Запись алгоритмов может производиться в словесной форме или в ви­де блок-схем.

Эти блоки располагают в определенных сочетаниях и последователь­ности. В верху блок-схемы рисуют овал с надписью «Начало», а в низу -овал с надписью «Конец». В прямоугольниках записываются команды-предписания, результаты распознавания объектов, выполняемые действия.

Все остальные блоки располагаются между ними. Параллелограммы используются для того, чтобы указать, где нужно вводить исходные данные и выводить результаты.


Блоки сравнения (контроля) изображаются ромбами. Из ромба выхо­дят две стрелки, ведущие к двум различным блокам, определяющим два различных варианта деятельности. Выбор одного из них зависит от выпол­нения (стрелка с надписью «Да») или невыполнения (стрелка с надписью «Нет») условия, записанного в ромбе.

Блок-схема дает возможность легко проверить отсутствие в записан­ном алгоритме формальных ошибок: все его ветви должны обязательно приводить к блоку «Конец»; из каждого прямоугольника должна выходить только одна стрелка, из каждого ромба - две; в овал «Начало» не ведет ни одна стрелка; из овала «Конец» не выходит ни одна.

Листы рабочей тетради

Одним из предметно-знаковых средств обучения, получивших в по­следнее время признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради, представляющие собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая система представления информации. Различие заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях специально конструируется.

Листы рабочей тетради являются одним из средств управления мысли­тельной деятельностью и включают специальные типы заданий, упражне­ний. Выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышле­ния на отдельные операции. Задания строятся таким образом, чтобы, рабо­тая над ними, учащийся производил все операции и выстраивал четкий ал­горитм действий.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся, ис­пользуются:

•включение в определение пропущенных ключевых слов;

•запись формулы с определенными компонентами;

•алгоритмы выполнения каких-либо операций;

• основы графиков для построения характеристик и диаграмм;

•таблицы, которые необходимо последовательно заполнить, внести информацию поясняющего характера;

•преобразование схем;

•определение элементов конструкций.

Порядок выполнения заданий

1. Разработка опорного конспекта учебного материала.

1.1. Используя структурно-логический анализ учебного материала по
теме (проведен в предыдущей работе), выделить основные понятия, опре-­
деления, формулы.

1.2. Закодировать информацию, используя необходимые наглядные
средства представления учебной информации, применяемые при составле-­
нии опорных конспектов.


1.3. Расположить закодированную информацию на листе в соответст­-
вии с логикой формирования понятий.

1.4. Представить опорный конспект в цвете, с учетом значимости по-­
нятий.

2. Разработка листов рабочей тетради.

2.1. Проанализировать учебный материал темы и выделить понятия,
необходимые для представления на листах рабочей тетради.

2.2. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные
понятия.

2.3. Обосновать логику расположения заданий на листах рабочей тет-­
ради и разработать 4-5 листов по теме урока.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение опорного конспекта.

2. Какую роль играет цвет в опорном конспекте?

3. Какие приемы кодирования информации применяются при разра­-
ботке опорного конспекта?

4. В чем отличие листов рабочей тетради и опорных конспектов?

5. Какое представление алгоритма более наглядно: с помощью сло-­
весной формулировки или в виде блок-схемы?

Рекомендуемая литература

Даблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-педагога к занятиям. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1987. 148 с.

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.